Главная


В раздел 


Обновление: 
18 декабря 2006 г.

 

 
История Церкви

Т.А. Опарина. «Исправление веры греков» в Русской Церкви первой половины XVII в.

2 Иммигранты-христиане (или изначально христиане) из Османской империи и вассальных государств объединялись в России в одну категорию, получившую наименование "греченя, сербеня, волошеня". Следует помнить, что этнонимы того времени не всегда соответствуют современным терминам. Под "гречанами" подразумевались греки, арабы-христиане, а также славяне. "Общим наименованием "сербов" характеризовались все славяне и часть греков" (Каптперев Н. Ф. Приезд в Москву за милостыней сербских иерархов разных кафедр и настоятелей сербских монастырей в XVI, XVII и начале XVIII столетий. М., 1891. С. 542, 576). "Волошане" означали представителей Дунайских княжеств и Трансильвании. В данной работе предметом изучения является не этнический, а конфессиональный аспект. Можно предположить, что существовала единая позиция русской церкви по отношению ко всем православным, находившимся под мусульманским управлением. И термин "греческий" мыслился конфессиональной характеристикой. "Грек" обозначал православного в Османской империи, если и обращенного в ислам, то в недавнем прошлом. Длительное пребывание в исламе в понимании русских властей означало переход в категорию "турченина". В целом, "греки" связывались с мусульманским управлением и разграничивались с "белорусцами" (представителями Киевской митрополии), находящимися в католическом государстве. Как "греки", так и "белорусцы" противопоставлялись русским, обладающим государственной независимостью, православие которых в Московском царстве данного периода представлялось образцовым.

3 Согласно I правилу Василия Великого и 95 правилу Трулльского собора существуют три чина приема в церковь из других конфессий. В первом чине, предназначенном для еретиков, существенно крещение. Во втором, обращенном к раскольникам, существенно миропомазание. В третьем, связанном с самочинниками, принципиальным моментом является исповедь. Русская церковная практика XVII в. предполагала для первого чина оглашение, то есть нахождение под началом в монастыре шесть недель (около 40 дней), исповедь, крещение в три погружения, смену имени, миропомазание и допущение к причастию; для второго чина – подначальство шесть недель, завершающееся исповедью, миропомазанием и допущением к причастию; для третьего чина — подначальство две недели, исповедь и допущение к причастию.

4Kanmepeв H. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI-XVII ст. Сергиев Посад, 1914. С. 159-161.

5 В русской церковной практике отправление "для исправления веры" "под крепкий начал доброго старца в монастырь" могло быть епитимьей за церковные преступления. В таком случае срок пребывания "под началом" не был регламентирован, он зависел от решения духовных властей и времени покаяния "еретика". Помимо мер церковной дисциплины, "исправление веры" означало оглашение для новых членов русской церкви. Как уже отмечалось, срок его включал две недели в соответствии с третьим чином и шесть недель — в соответствии со вторым.

6 В рассматриваемый период существовали жесткие нормы вхождения в русскую церковь, универсальные для всех немосковских православных. Различия в подходе к определенным категориям были связаны с первоначальным крещением. Украинцы и белорусы, прошедшие через обливание, подвергались перекрещиванию. Вариантом было сохранение имени для пришедших в православие из унии и католичества. Православные получали при крещении новое имя. Русские пленники были крещены в России, поэтому все последующие отступления не могли, с точки зрения церковных властей, исказить их сущности (если, конечно, эти нарушения не были совершены добровольно). А пленные рассматривались как насильственно отступившие. Поэтому даже в случае обращения в другую конфессию или тождественного этому понятию исполнения норм другой конфессии они подлежали второму чину. Кроме того, причиной церковных наказаний были получение причастия от неправославного священника и посещение неправославного храма. Эти отступления для пленных карались вторым чином, для украинцев и белорусов — первым. Пленные, не соблюдавшие постов (а это, вероятно, было свойственно всем в чужой стране и в окружении чужой церкви), подпадали под третий чин. Для православных украинцев и белорусов, ни в чем не нарушивших чистоты веры в русском ее понимании, то есть крещеных через погружение, как отмечалось, также предназначался третий чин.

7 РГАДА. Ф. 52 (Сношения с Грецией). Оп. 1. 1632 г. № 14. Л. 5.

8 Там же. Л. 4.

9 Опубликовано: РИБ. Т. 2. СПб., 1875. № 166 — расспросные речи иноземцев и русских пленных, присланных из Разряда в Патриарший Дворцовый приказ для допросов (рукопись первой половины XVII в. из библиотеки П. А. Муханова, скрепа дьяка Микифора Шипулина).

10 Русские пленники, выезжающие из Османской империи, давали показания о применении как погружения, так и обливания в православных церквах Стамбула. Причем иногда это делала одна и та же семья по поводу одного и того же ребенка. Так, козлитин Никита Михайлов сын Юшков рассказывал, что был продан на галеры, сумел откупиться, жил в Стамбуле в районе для иностранцев — Галате, где выкупил за 40 рублей русскую пленницу и венчался с ней в Софийской церкви. Родившегося ребенка он крестил там же, заявляя, что в греческих церквах "в крещенье в три погружения крестят, а не обливают, и миром и маслом помазуют" (РИБ. Т. 2. № 166. Стб. 633). В то же время его жена Федора говорила обратное. Она утверждала, что ее ребенок Афанасий "в крещенье обливан, а миром и маслом помазыван" (Там же. Стб. 649).

11 РИБ. Т. 2. №166. Стб. 621.

12Там же. Стб. 623.

13 О греческой практике приема в православие католиков см.: PetitL.L'entrêeedesCatholiquesdansl'EgliseOrthodoxe// Échos d'Orient. 1898-1899. V.II. P. 129-138; PalmieriA. La rebaptisation des Latins chez les Grecs // Revue de l'Orient Chretien. 1902. Vol. 7.P. 618-646; 1903.Vol. 8.P. 13-141.

14 Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1894. Ч. 2. С. 225.

15 Следует отметить, что на 1646-1650 гг. приходятся несколько случаев крещения и миропомазания "греков" (о чем ниже). Не знать о возможности чиноприема "греков" в русской церкви, по крайней мере, Арсений Суханов не мог. Проблема состояла в причинах использования "очищений".

16Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Перевод Г. Муркоса. Вып. 3. М., 1898. С. 18.

17 Размеры миграции "греков" обусловили появление в Москве особой иноземской греческой слободы — Воздвиженской слободы Греческого монастыря на Никольской улице. Около монастыря образовалось греческое подворье {Сытин П. В. История планировки и застройки города Москвы. Т. 1. М., 1950. С. 101). Об эмиграции см.: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России...; Димитриjевиħ С. Грађа за српску историjу из руских архива и библиотека // Споменик Српске Краљевске Академиjе. 1922. Т. 53 (45); Исторические связи СССР и Румынии. М., 1965. Т. 1-2; Флоря Б. Н. Выходцы из балканских стран на русской службе (конец XVI — начало XVII в.) // Балканские исследования. М., 1978. Вып. 3; Захарьина И. С. Материалы по истории светской эмиграции из Балкан в Россию в первой половине XVII в. в фондах Посольского приказа // Связи России с народами Балканского полуострова. М., 1990. С. 194-209.

18РГАДА. Ф. 52. Оп. 1.1632 г. № 14. Л. 20.

19Там же. 1634 г. №14. Л. 5.

20Там же. 1648 г. №39. Л. 1.

21Перевод В. Г. Ченцовой. РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1656 г. № 555. Грамота к царю Алексею Михайловичу от сакеллария Великой константинопольской церкви Андроника просительная о принятии в вечное подданство с определением в службу поехавшего в Москву сына ево Александра.

22 Перевод В. Г. Ченцовой. РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1656 г. № 554. Грамота к царю Алексею Михайловичу от преждебывшаго константинопольского патриарха Паисия рекомендательная о греке Александре Андроникове сыне Великия церкви сакеллария о принятии его в российскую службу с пожалованием пристойного ему чина.

23 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. № 16. Л. 49.

24 Там же. 1620 г. №2. Л. 7.

25 Там же. 1648 г. № 39. Л. 3 — "за которыми де гречены в прежние времена и были поместья, и у них поимали за себя турки, а греченом поместьями владеть не дали". В составе военно-служилого сословия Османской империи христиан не должно было быть. В XV в. на окраинах империи, на Балканском полуострове, в Северной Греции сохранялось еще значительное число христиан-спахиев (Цветкова Б. А. Новые данные о христианах-спахиях на Балканском полуострове в период турецкого господства // ВВ. Т. XIII. 1958. С. 184-197). В единичных случаях дворяне-христиане являются обладателями тимаров и в XVI и даже XVII вв. Вероятно, именно поэтому категория сипахов не вызывала подозрения чиновников Посольского приказа. Почти все иммигранты определяли свое социальное положение как "спаги, а по-русски служилые дети боярские" (Захарьина Н. С. Материалы по истории светской эмиграции... С. 202). Но не исключено, что многочисленные "спаги" все же что-то скрывали от русских властей: они либо завышали свой социальный статус или же были мусульманами. Янычары, безусловно, могли быть только мусульманами, и от этой категории так яростно открещивались выходцы в Россию (например, Павел Игнатьев Иванов: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1650 г. № 15; Ф. 210. Оп. 13 (Приказной стол). Стб. 277.1650 г. Л. 308-313). Янычаром был, например, Дмитрий Палеолог (см. ниже).

26 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 43. Л. 370; Стб. 271. 1645-1649 гг. Л. 421.

27РГАДА. Ф. 150 (Дела о выездах иностранцев в Россию). Оп. 1. 1624 г. № 3. Л. 6-7; № 4. Л. 18.

28РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. № 5; о нем также: Ф. 210. Оп. 13. Стб. 43. Л. 369, 371. За выход ему было определено 15 рублей, 40 куниц, тафта добрая, сукно лундыш. В Панском приказе поместный оклад ему был назначен в 400 чети, денежный — 20 рублей.

29РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1627 г. № 43. Перевод В. Г. Ченцовой.

30РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. № 5. Л. 4, 5, 8, 9.

31Там же. Л. 1.

32 Там же. 1630 г. №14.

33Там же. 1632 г. №14. Л. 4.

34 Там же.

35 Новохатко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа XVII в. М., 2001. С. 189.

36РГАДА. Ф. 210. Оп. 9 (Московский стол). Стб. 75. Л. 14. Кроме того, он сообщил об оставшейся в Египте своей жене. Он известил ее о планируемом бегстве в Россию, но взять с собой, очевидно, не смог.

37РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 101. Л. 15 и 16; о нем также см.: Стб. 277. Л. 44.

38 Захарьина Н. С. Материалы по истории светской эмиграции... С. 202.

39РГАДА. Ф. 210. Оп. 12 (Белгородский стол). Стб. 93. Л. 453.

40 Там же. Л. 457: "Подал лист владыки Иона от Косва, идеже есть пребывал святый князь Лазарь", в нем говорилось: "кто не имеет скорби от рода агарянска, как мы, грешные, пребываем в велицеи тузе и беде грех ради наших Богом попущено есть. Некто от западные страны, зовомои Херцеговина, имянем Михаил, от племени и колена Рияни княз Милорадова внук князь Радони. И пребеже от турских бед, не може в Турскои земле жити от насилия агарянсково, но отиде в вашу землю, благочестивыя Московские, дабы он пребыл уконец во християнскои вере".

41 "Знатцами" в его деле выступили видные члены греческого землячества: "серб" Фома Цветков, "серб" Яков Стоянов, "грек" Микула Мирчев, "грек" Федор Макидонский, "грек" Юрий Трапизонов, уже известный нам "грек" Николай Мамгуселин, "грек" Афанасий Селунский, Николай Дмитриев сын Селунский. Подтвердив всё крестным целованием и подписями, они заявили, что "князя знают, отец ево Сербские земли служилой человек, а он служил с именья на шести конех" (РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Стб. 93. Л. 458).

42 За выезд он получил "ковш в полторы гривенки, камку куфтерь 10 аршин, дороги, 30 рублей", был верстан поместным окладом в 550 четей и денежным в 30 рублей (РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Л. 473; Ф. 210. Оп. 13. Стб. 271. 1645 г. Л. 141). Почти сразу после этого он попросил записать его "в службу" (л. 601) и пожаловался на голод: "харч всякои дорог, прокормиться нечем" (там же, л. 715а). Поденный корм был увеличен ему до 5 алтын в день.

43 Был кормовым иноземцем, в 1651 г. князь Михайло Милорадов получал по 4 алтына на день и конского корма на 1 лошадь. Его годовое жалованье составляло 58 рублей 11 алтын 4 деньги (РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 277. Л. 371).

44Там же. Оп. 12. Стб. 93. Л. 455.

45Там же. Оп. 13. Стб. 271. 1645 г. Л. 140.

46Там же. Л. 141.

47Там же. Оп. 12. Стб. 93. Л. 715 а.

48РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1653 г. № 40.

49Там же. Л. 14.

50Там же. Л. 17. Назвал его "свиньей" (агбедбега).

51Там же. Л. 14 ("крестился в другой ряд").

52Там же. Л. 1.

53Там же. Л. 21: "в расспросе сказал и знатцы подтвердили, что он князь Сербские земли крестьянских сербских князей", "князь християнские веры"; а о "бусурманстве" "не сыскано" и в расспросе ничего не сказал.

54Там же. Л. 13, 22.

55Там же. Л. 23 — до ссылки его оклад составлял 550 чети, 30 рублей, поденный корм по 5 алтынна день и конский корм. Решение суда включало "все учинить на половину меньше и сослать в Новгородскую землю... з женою и детьми... служить с кормовыми иноземцы"; поместный оклад определить в 275 чети, 15 рублей, поденный корм 2 алтын 3 деньги на день. Важно отметить, что на этот раз "по нему никто не ручается".

56РГАДА. Ф. 210. Оп. 9. Стб. 75. Л. 133. О его выезде см. также: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1632 г. № 17. Л. 12; плата за выезд: РГАДА. Ф. 396 (Архив Оружейной палаты). Оп. 1. № 2007. Апрель 1632 г. Л. 1. Существует еще один Дмитрий Николаев того же времени: Дмитрий Николаев выехал с женой и сыном (РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 131. Л. 459) и получил за выезд 4 аршина сукна настрофиль в 2 рубля с полтиной и дороги желтые 2 аршина (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 1947. Март 1632 г.). Какой-то Дмитрий Николаев служил в греческой роте Микулы Шабанова, был взят в плен во время Смоленской войны и остался в Польше (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1633 г. № 6. Л. 2). О Дмитрии Миколаеве см. также: Димитриjевиħ С. Грађа за српску историjу из руских архива и библиотека // Споменик Српске Краљевске Академиjе. 1922. Т. 53 (45). С. 236-237.

57РГАДА. Ф. 210. Оп. 9. Стб. 75. Л. 133.

58 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 101. Л. 37, 42. Он получил плату за подначальство 6 рублей и сукно.

59 Там же. Л. 37 и 43.

60 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1637 г. № 6. Л. 1-26; Ф. 150. 1637 г. № 3. Л. 1; 1644 г. № 1. Л. 25; Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. № 10. Л. 4. Не исключено, что именно о нем идет речь в отписке путивльских воевод 1631 г. Документ повествует о прибытии "грека", назвавшегося князем Альбертом Палеологом и привезшего с собой четыре греческие грамоты (по две грамоты Михаилу Федоровичу и Филарету Никитичу от константинопольского патриарха Кирилла Лукариса и от иерусалимского патриарха Феофана). Князь выехал на государево имя и был направлен в Москву (РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 40. Л. 125). В описи Разрядного приказа 1668 г. сохранилось указание на его выезд: "Дело 139 года о выезде в Путивль греченина Дмитрея Иванова сына Палеолога и отца ево духовного чорного попа Игнатья с товарыщи" (Описи архива Разрядного приказа XVII в. Подготовка текста и вступительная статья К. В. Петрова. СПб., 2001. С. 497).

61РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1637 г. № 6. Л. 2.

62РГАДА. Ф.150. 1644 г. № 1. Л. 22-23.

63РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1637 г. № 6. Л. 19.

64РГАДА. Ф.210. Оп. 13. Стб. 260. Л. 327-328 — "выход на государево имя насильно обусурманенного Дмитрия Иванова", отсылка его в приказ Большого Дворца для помещения в монастырь для "исправления православной веры".

65Там же. Стб. 131.1640-1641 г. Л. 451, 455, 477.

66РГАДА. Ф. 150. 1644 г. № 1. Л. 1-28; Димитриjевиħ С. Грађа за српску историjу… С. 236-237.

67 Жалованье за миропомазание он получил лишь спустя два года после многочисленных челобитных.

68 Далее, вероятно, его жизнь в России протекала благополучно, он был признан князем и получал жалованье. В 1652 г. он значился кормовым иноземцем, получавшим поденный корм по гривне на день, на год 36 рублев с полтиною (РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 277. Л. 373).

69РГАДА. Ф. 68 (Сношения с Молдавией). 1644 г. № 3. Л. 10-21; Ф. 52. Оп. 1. 1646 г. № 8. Л. 1-4.

70Там же. Л. 10.

71РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1646 г. № 8. Л. 4. И вновь он лишь через два года получил жалованье. Видимо, это было вызвано смертью Михаила Федоровича и сменой чиновников.

72 Там же. 1634 г. № 14. Л. 7.

73 Там же. 1637 г. №6. Л. 19.

74 РГАДА. Ф.150. 1637 г. №3. Л 1.

75 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. №22; 1629 г. №1; Ф. 138 (Дела о Посольском приказе и служивших в нем). Оп. 2. 1641 г. Л. 418, 430 об. См. о Нем.: Кошелева О. Е., Симонов Р. А. Новое о первой русской книге по теоретической геометрии и ее автор // Книга. Исследования и материалы. Сб. 42. М., 1981. С. 63-73.

76 Интересную деталь к его биографии добавляет в 1648 г. Юрий Константинов. Он обвиняет князя в отсутствии службы. Князь лишь получил имение и не участвовал в военных походах: "и после выезду не служивал, жил без службы на Москве, потому что был стар" (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1648 г. №39. Л. 32).

77РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1627 г. № 50; Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи середины XVI — начала XVIII вв. Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки, М., 1991. № 16. С. 18.

78 Димитраки Кирица Палеолог (DumitrachiChiritaPaleologu) указан среди приближенных воеводы Радуля. С 31 октября 1606 г. по 17 декабря 1611 г. он был великим постельничим в Яссах (Stoicescu N. ListamarilordregatoriaiMoldovei (sec. XI-XVII) // AnuarulXenopol. T. 8. 1971. P. 415). Это соотносится с десятым рангом придворных, о котором писал Кирилл: "три года служил молдавскому державцу в ближних людех десятой человек".

79РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1630 г. № 27; Исторические связи СССР и Румынии. М., 1965. Т. 1. С. 277-279, 328.

80Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 18.

81РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 1. Л. 8.

82Там же. 1632 г. № 5. Л. 56; Новохатко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа... С. 189.

83 Так как в России не существовало католических храмов и священников и допускалось лишь протестантское богослужение, то перекрещивать иностранцев (но не русских православных) могли лишь протестантские пасторы.

84 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1633 г. № 6. Л. 6.

85 Согласно законодательству того времени (первый раз — указ 1627 г. патриарха Филарета), не православные не могли иметь у себя в услужении православных. Поэтому все холопы татар-мусульман или же голландских, английских, немецких купцов могли быть мусульманами, протестантами, католиками, но не православными. Такие холопы стремились креститься, что давало им освобождение. Именно поэтому судьбы пленных из Трапезунда столь схожи – им необходимо было доказать свою причастность к православию. См.: Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII в. Л., 1987. № 166 — Указ о запрещении неправославным иноземцам владеть православными людьми, живущими в господских дворах; Опарина Т. А., Орленко С. П. Указ против "некрещеных иноземцев" 1627 г. // Отечественная история (в печати).

86 Далее его судьба разворачивалась крайне авантюрно. Оказавшись в Иноземском приказе после принятия православия, он перед Смоленской войной отправляется в Речь Посполитую лазутчиком. В Речи Посполитой он снова оказывается в плену. Там, по его словам, он встречается на допросах с князем Степаном Масальским, затем с гетманом Львом Сапегой и, наконец, с королевичем Владиславом. Он становится свидетелем смерти и похорон Сигизмунда III и коронации Владислава IV. По его же заявлению, первоначально, вместе со своим спутником, Юрием Трапезундским, он говорил о своем католическом вероисповедании, называя себя итальянцем и свободно говоря на языке. Это дало им возможность освободиться из плена как единоверцам поляков, после чего они через Гданьск, Любек и Амстердам вновь въехали в Россию. В Посольском приказе Мануил Константинов выступил уже истинно православным и настаивал, что не скрывал своих убеждений. Вероятно, его исповедь не привела к подначальству. Во всяком случае, в деле нет свидетельств об этом и существует указание о его направлении вновь в Иноземский приказ. Но Юрий Трапезундский, очевидно, вызвал подозрения в шпионаже и был отправлен на службу в Сибирь, в Томск. Он развил кипучую деятельность и здесь, строил остроги и организовывал восстания (см.: Покровский Н. Н. Томск 1648-1649 гг.: Воеводская власть и земские миры. Новосибирск, 1989. С. 33, 37, 53, 174, 177, 178, 239, 250, 253, 301, 309; Резун Д. Я. Родословная сибирских фамилий: История Сибири в биографиях и родословных. Новосибирск, 1993. С. 188-189).

87 РГАДА. Ф. 141 (Приказные дела старых лет). Оп. 2. 1644 г. № 45 — Допросные речи новокрещенной девки Авдотьи Александровой дочери.

88 Там же. Л. 3.

89 Там же. Л. 1 — "а неметцкои имя ей Соф'ица". "Немецкая вера" в документах означала лютеранство или кальвинизм.

90 Там же. Л. 9 — "турчанка некрещена Софья, пократчи животы мои и збежав, крестилась в православную хрестьянскую веру".

91 Там же. Л. 4 — "И она де протопопу Артемью сказала, что она православная крестьянка".

92 Там же. Л. 1.

93 Там же. Л. 3.

94 Там же.

95 Там же. Л. 9. Мотив купца ясен, он не мог держать у себя православную, а тем более — принуждать ее сменить веру. Но и рассказ девушки о сохранении чистоты православия мог быть лишь мотивом к прекращению холопства. Она могла быть и мусульманкой.

96 Там же. Л. 5: "пришед на патриархов двор, бил челом великому господину святейшему патриарху Иосифу московскому и всея Руси, чтоб ее велел дать под начало и крестить в православную крестьянскую веру. И патриарх де велел ея дать под начал в Егорьевской манастырь и велел ея крестить в православную крестьянскую веру и какь же она ис под начала вышла и крестилась в православную крестьянскую веру, а крестил ее Егорьивского монастыря поп Василеи Онтоновь, а отец у нее крестныи был того ж Егорьивского монастыря дьякон Павел Кипреянов да того ж монастыря попа Иванов сынь Олексей, а матери де крестныя были того ж Егорьивского монастыря старицы старица Федора княж Дмитреивская посестрея Пожарского, а другая старица Мезенцкая. А какь ее зовут, того она пропаметовала. А третья старица Олена Вяземская".

97 Там же. Л. 6.

98 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1630 г. № 4. Л. 28-41; № 5. Л. 10; № 27. Л. 12; 1645 г. № 10. Л. 4.

99 РГАДА. Ф. 68. Оп. 1. 1633 г: № 1. Л. 1-21; Ф. 52. Оп. 1. 1634 г. № 14. Л. 12; 1632 г. № 16. Л. 5; Ф. 138. Оп. 2. № 1. Л. 420, 431 об.; Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. № 10. Л. 4.

100 РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Стб. 93. Л. 471.

101 Там же. Оп. 13. 1631-1637 гг. Стб. 101. Л. 322, 325, 333, 339, 348.

102 Там же. 1640 г. Стб. 131. Л. 36, 50-51, 127, 417, 459. Он упомянут также в памяти 1645 г. о переводе из ведения Разряда в Иноземский приказ (РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. 1645 г. Стб. 162. Л. 20—21).

103 Там же. 1640 г. Стб. 131. Л. 50-51.

104 РГАДА. Ф. 89 (Сношения с Турцией). 1643 г. Стб. 1а. Л. 1-24.

105 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. № 27. Л. 12.

106 Там же.

107 Там же. 1648 г. №7. Л. 23.

108 Там же. 1645 г. № 10. Л. 1-4.

109 Там же. Л. 3: "по указу патриарха Иосифа был тот иноземец под началом для исправления православные християнские веры шесть недель в Симонове монастыре".

110 Там же. 1647 г. №27. Л. 11.

111 Там же. 1661 г. №28. Л. 1.

112 Там же. 1657 г. № 4. Л. 29-38. О нем писал рекомендательные письма и бывший константинопольский патриарх Паисий (Ф. 52. Оп. 2. 1656 г. № 554) и его отец — сакеларий Андроник (Ф. 52. Оп. 2. 1656 г. № 555).

113 РИБ. Т. 5. №96. С. 282.

114 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1630 г. № 26. Л. 12: Яков Николаев, Николай Дмитриев, Дементий Чернцов, Юрий Дросов, Михаил Стоянов, Петр Прокофьев.

115 Там же. Л. 1-6, 15: Кирилл Николаев, Терентий Трендафил, Иван Юрьев, Яков Дмитриев, Михаил Семенов, Константин Иванов.

116 Там же. 1634 г. №12. Л. 3: Иван Ларионов, Семен Михайлов Морейский, Конон Иванов, Дмитрий Михайлов Дранев и Константин Юрьев.

117 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 43. Л. 377.

118 В 1620 г. на Патриаршем дворе были (если они являлись "влахами") Кирилл Волошенин, получивший за крещение 5 рублей и сукно (Ф. 210. Оп. 13. Стб. 7. 1617-1620 гг. Л. 564, 575), и Михаил Волошенин (Там же. Л. 431-433).

119 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 7. 1617-1620 гг. (выезды из войска королевича Владислава); Л. 143, 216, 229, 231, 242.

120 Там же. Л. 564, 574. Очевидно, он был все же "влахом", так как через два года, в 1622 г., он упоминается как "новокрещен волошенин" (Следственное дело об избиении "новокрещена волошенина Дмитрия Иванова новокрещеном турченином Филиппом за отказ дать деньги взаймы без кабальной записи" - Ф. 210. Оп. 13. Стб. 12.).

121 Там же. Стб. 277. Л. 399.

122 РГАДА. Ф. 150. Оп. 1. 1624 г. № 2; № 4; Ф. 52. Оп. 1. 1627 г. № 5; 1630 г. № 26; 1637 г. № 14.

123 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 18. Л. 181-187, 240-241, 283-285.

124 Там же. Стб. 43, 1625 г.Л. 61, 63.

125 РГАДА. Ф. 150. 1626 г. № 2. Л. 1-2: Память из Разряда в Посольский приказ с запросом о размерах жалованья, данного за "выход" "новокрещену волошенину Гавриилу Дмитриеву".

126 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 1270. Л. 2.

127 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 43. Л. 267-268.

128 Там же. Л. 309-311. Его русская жена, вероятно бывшая пленница, Анна, получила 2 рубля (л. 309-312).

129 Там же. Л. 399, 402.

130 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1634 г.№ 2.

131 Там же. 1635 г. №2.

132 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб.277. Л. 399, 400.

133 Тамже. Оп. 12. Стб. 93. Л. 459.

134 Тамже. Оп. 13. Стб. 271. 1645 г.Л. 141.

135 Там же. Оп. 12. Стб. 93. Л. 459, 460, 473: за выезд — чарка в 5 рублей, камка кармазин 10 аршин, денег 20 рублей; поместный оклад учинен в 450 чети, денежный — 15 рублей; л. 714а — определение поденного корма. Позже речь шла о жалованье в 20 рублей (Ф. 210. Оп. 13. Стб. 271, 1645 г. Л. 141; Стб. 277. 1650-1551 гг. Л. 163

136 Там же. Оп. 13. 1631-1637 гг. Стб. 101. Л. 460, 462.

137 Там же. Л. 531, 537. Об их выезде с Дона (и серба Асоньки) см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1636 г.№ 20.

138 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1648 г. № 7. Л. 25.

139 Там же. № 39 — выезд на государево имя грека Юрия Константинова сына Карапиперова; 1649 г. № 36 — дело о даче поденного корма греку Юрию Карапиперову.

140 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13. Стб. 277. Л. 398, 399.

141 Там же. Л. 397-403.

142 Неправославные — не-христиане в понимании русских того времени.

143 РИБ. Т. 2. №166. Стб. 623.

144 Там же. Стб. 626.

145 В 1625 г. — "сербенин" Савва Белков, в 1626 г. — "волошенин" Гавриил Дмитриев.

146 РИБ. Т. 2. №166. Стб. 613.

147 Там же.

148 РГАДА. Ф. 141 (Приказные дела старых лет). 1633 г. № 17. Л. 1-5.

149 Ченцова В. Г. "Вестовые письма" Кондрата Юрьева из Красного в документах Посольского приказа (40-е — 50-е гг. XVII в.) // Российская дипломатия: история и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. М., 2001. С. 127-140.

150 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1648 г. № 39. Л. 1, 3, 4, 12.

151 Там же. Л. 1.

152 Там же. 1661 г. №28. Л. 1.

153 РИБ. Т. 2. № 166. Стб. 621; РГАДА. Ф. 150. 1627 г. № 1. Л. 4.

154 РИБ. Т. 8. СПб., 1884. Стб. 169, 170.

155 РИБ. Т. 2. № 166. Стб. 621.

156 Там же. Стб. 620.

157 РГАДА. Ф. 150. 1624 г. № 4. Л. 6; 1627 г. № 1. Л. 4: его оклад составил 350 чети и 15 рублей.

158 Калужанин Борис Демидов сын Богомольцов говорил о пленении ногайцами, продавшими его в Азове стамбульскому греку. 14 лет он "жил у греченина, веру держал христианскую, не бусурманен". Он сумел присоединиться в Стамбуле к посольству Ивана Кондырева, а в Москве был отправлен под начало на две недели (РИБ. Т. 2. № 166. Стб. 629). Впоследствии Борис Богомольцев стал одним из известных переводчиков с греческого Посольского приказа.

159 Складывается впечатление, что православные в России, в отличие от инославных, не определяли своего положения. Добровольно въехавшие в страну католики и протестанты (кроме поляков и литовцев) самостоятельно выбирали, сохранять ли им веру или принимать православие.

160 Источники зафиксировали подобную практику на протяжении 1638-1650 гг. (она распространялась на всех иностранцев). Слияние функций в приказе Большого дворца проявлялось и в других областях. А. М.Львов наряду с патриархом с 1638 г. возглавлял Московский Печатный двор и участвовал в собирании налогов с монастырских земель. Приказ Большого дворца был "пробным вариантом" Монастырского приказа (Горчаков М. Монастырский Приказ (1649— 1725 гг.). СПб., 1868).

161 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1637 г. № 6. Л. 23.

162 Удивительно, но источники свидетельствуют о том, что "исправление веры" не облегчало "грекам" вхождение в русское общество (как крещение для инославных). Очевидно, "очищение" было обязательно для всех въезжающих "греков", если подобное решение принимали русские духовные власти. Греческие иммигранты были лишены выбора, до патриархата Никона в России не существовало монастырей с греческим обрядом. Что касается светских иммигрантов, то как прошедший подначальство, так и не прошедший могли находиться в ведении Иноземского (где находились не принявшие православие) или Разрядного приказа (который определял жизнь русских служилых людей).

163 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1626 г. № 8. Л. 4; № 19. Л. 1-12.

164 Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... № 14. С. 16-17; РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1626 г. № 27.

165 Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 16.

166 Павел Алеппский рассказывает, что, когда все усилия его рядовых соотечественников оказываются напрасными и их не пропускают в пределы России, давая лишь небольшое жалованье на границе, они прибегают к последней мере — пишут челобитную о "выходе на государево имя" (Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Перевод Г. Муркоса. Вып. 2. М., 1897. С. 117).

167 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1626 г. № 8. Л. 5.

168 Там же. №19. Л. 9, 12.

169 Там же. 1632 г. № 4. Л. 5-14.

170 Там же. Л. 6.

171 Там же. 1632 г. №14. Л. 4.

172 Там же.

173 Многие из "греков"-иммигрантов входили в русскую иерархию и участвовали в управлении монастырями, ставшими местом подначальств иностранцев. Так, в Новоспасском монастыре, где постоянно находились на оглашении иностранцы разных стран и вероисповеданий, келарем был Иоанникий Грек. Его пребывание в монастыре приходилось как раз на годы наиболее массовых "очищений" времени правления патриарха Филарета. Очевидно, он принимал самое непосредственное участие в "исправлении веры", в том числе и своих соотечественников.

174 Дело Арсения Грека имеет обширную историографию: Каптерев Η. Φ. Следственное дело об Арсении Греке // ЧОЛДП. 1881. Т. VII (июль). С. 70-96; Колосов В. Старец Арсений Грек // ЖМНП. 1881. Т.9 (сентябрь). С. 77-93; Шляпкин И. Грамота об Арсении Греке 1651 г. // Библиографическая летопись. Пг., 1915. 4.2. С. 63-64; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. (Греческие рукописи в России). М., 1977. С. 108-111, 112-125, 164-166, 177-186; Чумичева О. В. Арсений Грек в России: судьба и легенды // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 13-22 (автор перепутала газского митрополита Паисия Лигарида и иерусалимского патриарха Паисия); 2002; MeyendorffI. Russia: RitualandReform. Crestwood, 1991.P. 101-108.

175 Сохранилось в документах: извет — РГАДА. Φ. 52. Оп. 1. 1649 г. № 7. Л. 444-447; беловой вариант протоколов следствия 1649 г. — 1649 г. №33; черновой вариант — РГАДА. Ф. 159 (Приказные дела новой разборки). Оп. 2. 1649 г. № 684 (ранее 27 июля); грамота 1649 г. патриарха Иосифа в Соловецкий монастырь с решением церковного суда — РГАДА. Ф. 141. 1649 г. № 68; протокол повторного следствия 1662 г. — РГАДА. Ф. 27 (Приказ Тайных дел). Д. 211; пересмотр дела в 1666 г., после новой ссылки в Соловецкий монастырь — РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1666 г. № 34; копия - РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1690.

176 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г.№ 7.Л. 444-447.

177 Там же. 1649 г. № 33. Л. 9-10.

178 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 3.

179 Белокуров С. А. Арсений Суханов. М, 1891. Ч. I. С. 190-191.

180 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 8.

181 Тамже.

182 Позже, в ссылке, он с грустью заключит: "датолко не примешь того государства веры, и во училище не примут". Старообрядческий писатель Авраамий подчеркивал тот же момент, но придавал ему резко отрицательное звучание: "яко же трижды Христа отрекшеся учения ради философского".

183 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г.№ 33.Л. 9; РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 4а..

184 Старообрядцы называли его "обрезанный чернец".

185 Старообрядец Иван Неронов в 1655 г. в послании к патриарху Никону подчеркивал именно связь с католичеством: "Арсений... многие де ереси в себе держит и в римском костеле и в еллинскои же зле... был".

186 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 9-10.

187 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2.1649 г. № 684. Л. 3.

188 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 12.

189 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 6.

190 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1.1649 г. № 33. Л. 11.

191 Там же. Л. 10.

192 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 5.

193 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 11; Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 9, 9 об., 10 об.

194 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 11.

195 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 11.

196 РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. 1649 г. № 684. Л. 5.

197 Царский указ в Приказ Большого дворца князю А. М. Львову: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 17; память приставу Тимофею Владычкину: Там же. Л. 21; царский указ в Соловецкий монастырь игумену Илье: Там же. Л. 26; отписка игумена Ильи о получении Арсения: Там же. Л. 31.

198 РГАДА. Ф. 141. 1649 г. № 68. Л. 1.

199 Шляпкин И. Грамота об Арсении Греке 1651 г.... С. 63-64.

200 Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. И. Субботина. М, 1875. Т. I. С. 150-151.

201 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1654 г. № 8. Л. 38.

202 РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. № 41. Л. 254: 6 апреля 1657 г. патриарх Никон указал выделить 2 рубля архимандриту Михаилу на гроб преставившемуся сербскому митрополиту Арсению.

203 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию... Вып. 2. С. 104.

204 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1654 г. № 15. Л. 163; Димитриjевиħ С. Одношаjи пеħских патриjараха с Русиjом у XVII веку // Глас Српске Краљевске Академиjе. 1900. т. 58 (37); АЮЗР. Т.VIII. СПб., 1875. Стб. 380-383; В отписке М. П. Пронского Алексею Михайловичу он назван "архиепископ Гавриил".

205 РИБ. Т. 2. № 166. Стб. 613. Характерно, что Дмитрий Микулаев пытается скрыть имя венчавшего его священника во избежание наказаний и ему.

206 Один из иммигрантов носил странное фамильное прозвище — Калвин. "Греченин" Иван Калфин (Калвин), называемый иногда Савельевым, иногда Юрьевым, выехал в 1631 г. с посольством Андрея Совина и Михаила Алфимова (РГАДА. Ф. 210. Оп. 9. Стб. 75. Л. 8, 11; Оп. 13. Стб. 277. Л. 44). Его отец был каменщиком в Стамбуле. Трудно сказать, было ли связано его фамильное прозвище с принадлежностью к кальвинизму (Калвин) или имело тюркское происхождение (Калфин).

207 Можно провести параллели с позицией к украинским православным. В отличие от духовенства, практика перекрещивания светских украинских иммигрантов продолжалась в течение всей первой половины XVII в.

208 Украинское духовенство перестали перекрещивать в России после 1634 г. Трудно сказать, какое событие стало определяющим для изменения церковной практики: смерть московского патриарха Филарета, киевского митрополита Иова Борецкого и вступление на престол крайне лояльного к Москве Исайи Копинского или же окончание Смоленской войны.

209 Например, отъезд архимандрита Никифора, Никодима (первоначально игумена Ватопедского, затем — Николо-Угрешского монастыря), севастийского митрополита Иосифа.

210 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. № 33. Л. 2: "а крещен де он во младенчестве, а сказывал де ему, что восприемник ему был города (Трикалы) архиепископ, имени ему не упомнит". О способе крещения в ответах и допросах речь не шла.

211 Кроме того, активно разрабатывали эту тематику Иван Неронов и дьякон Федор.

212 Переработка произведений Арсения Суханова принадлежит дьякону Федору (Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России по второй половине XVII в. СПб., 1995. С. 86, 115, 123).

213 Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 57, 60.


 


Опарина Т.А. «Исправление веры греков» в русской церкви первой половины XVII в. // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004, с. 288-325.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу