Главная


В раздел 


 

 

 
Святейший Патриарх Никон: жизнеописание

Никита Минин родился в мае 1605 г. в с.Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. В возрасте 12 лет склонный к уединению, пытливый к учению мальчик покидает отчий дом и поступает в Макариево-Желтоводский монастырь, в котором научается монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения, умной молитве.
По настоянию умирающего отца Никита в 20-е гг. возвращается домой, женится, принимает на себя заботы о ведении хозяйства, но ярчайшие и дорогие сердцу воспоминания-переживания о жизни монастырской, созерцательной, жажда служения Церкви все более делают жизнь мирскую ненавистной и тяжелой. В 1625 г. Никиту Минина поставляют во священника в с. Колычево. Ревность к служению Церкви и верующему народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим, даже в столице, куда и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной отягощала склонного к аскетизму молодого священника, а душа жаждала монашеского служения. В смерти трех своих детей чета Мининых узрела Промысл Божий и решила принять монашество.
Определив жену в Алексеевский монастырь, отец Никита, собрав свою духовную библиотечку, отправился в далекий Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 г. от преподобного Елеазара принял монашеский постриг с именем Никона. Суровая жизнь, постоянный труд и молитва, долгие ночные бдения сформировали аскета-строителя исихастской закваски. В 1641 г. иеромонаху Никите суждено было покинуть скит, чтобы в 1643 г. представлением братии Кожеезерского монастыря Новгородский Митрополит Афоний утвердил отца Никона игуменом монастыря.
В 1646 г. игумен Никон, будучи в Москве по делам своей обители, знакомится с Царем Алексеем Михайловичем. Встреча сурового аскета, ушедшего в дела веры и благочестия, и не изведавшего жизненной горечи молодого Царя превратилась в искреннюю дружбу, которая крепла все более от беседы к беседе, от встречи к встрече. Вскоре игумена Никона переводят в Москву в Спасо-Новый монастырь с поставлением в архимандрита. Каждую пятницу Никон по распоряжению Царя ездит во дворец, там же ходатайствует и просит за обиженных и угнетенных от простого люда. Вскоре Новоспасский архимандрит приобретает славу защитника и ходатая за обездоленных, а при дворе - влиятельнейшего человека. Духовно богатый, разумный, умудренный жизнью, архимандрит Никон активно вникает в дела церковные и государственные, принимает участие в кружке "ревнителей благочестия", знакомится с Иерусалимским Патриархом Паисием, с которым имеет частые и продолжительные беседы.
11 марта 1649 г. архимандрит Никон поставляется на Новгородскую кафедру Митрополитом. В этот период, надо полагать, происходят существенные перемены в религиозном мировоззрении Митрополита Никона: получает дальнейшее развитие и утверждение мировоззрение, богомыслие и исповедание системы богословия в каппадокийском ее варианте, все более осознается и замечается различие в обрядовой стороне русского Православия в сравнении с восточным. Митрополит ревностно заботится о благолепии храмов, вводит киевский напев, элементы греческого пения в богослужение (Собор 1651 г. одобрил нововведения); по царскому повелению посещает тюрьмы, освобождая узников по своему рассуждению, самостоятельно управляет всеми делами и вершит духовный суд без вмешательства служивых людей, что было новшеством. О своих взглядах, переживаниях Никон делится с Царем. Все более укрепляется уверенность в необходимости реальных действий и перемен, за которые выступали "ревнители благочестия". Но это уже было совершенно иное убеждение, основанное на богословско-философской системе каппадокийцев с соответствующими принципами и методологической базой в отличие от узкопартикулярного, националистско-местнического взгляда "ревнителей благочестия" - в будущем староверов. В этом кроется, надо полагать, то основание, которое вызвало непонимание и между "собинными друзьями" с последующим их разрывом, и распри между духовенством с соответствующими богословскими спорами, стимулировавшими еретические заблуждения и приведшие при воздействии административно-государственного ресурса-фактора к расколу, и в чиновничестве, радевшем об этатистском, а не симфоническом принципе общественного устройства, и подготовившем смену социально-политической доктрины.
В феврале 1650 г. в Пскове, а затем 15 марта в Новгороде вспыхнул мятеж против Москвы, который был остановлен решительными действиями Митрополита Никона, а многих из зачинщиков по его же ходатайству помиловали.
19 января 1652 г. Митрополит Никон присутствовал при открытии мощей преподобного Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре. Возвращаясь оттуда, собинный друг предложил Царю перенести мощи Митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (осуществлено по постановлению Собора 20 марта 1652 г.), в которой издревле собирались и особенно почитались Православные святыни, возвышая последнюю до уровня центра, столицы Вселенского Православия.
В этот период скончался Патриарх Иосиф, на место которого и был избран Митрополит Никон 25 июля 1652 г. Начинается активнейшая патриаршая деятельность как собственно церковная, так и государственная.
Переосмысливая значимость целей ревнителей благочестия, Патриарх по-иному видит реализацию идеи симфонии как церковного сознания, с видоизменениями, приспособленными к новым историческим условиям, и проводит ее с учетом верховного руководящего принципа, определяющего задание Церкви по христианизации всех социальных отношений: все сферы жизни должны были организоваться в одну гармоническую систему по указанию христианских идей под сверхприродным водительством Церкви. Таким образом, принцип симфонии выдвигается на степень общехристианского церковного правосознания, углубление и определение которого потребовалось ввиду нового исторического события - появления противоборствующих Церкви философских и даже богоборческих мировоззрений, поддерживаемых силой государственной власти.
Патриарх Никон выступает за полную самостоятельность Церкви (об этом масштабно и во весь голос заговорят лишь в начале ХХ века). Система национально-исторических, культурных, социально-политических идеалов, которые Никон указывал русскому самосознанию в раскрытии образа Святой Руси и Третьего Рима, весьма отличалась от "старообрядческих" представлений с их последним "неповрежденным" словом и критериями истинности и была воплощена в созданных им монастырях - Воскресенском Новоиерусалимском под Москвой, на озере Валдай в честь Иверской Божией Матери, обетном Крестном на Кийском острове Онежской губы, но особенно выразительно - в Воскресенском, именуемом Новым Иерусалимом.
Патриарх Никон не отождествлял Православия с обрядностью и церковного общества с политическим: общество церковное было для него шире политического и призывалось служить вехами для последнего с целью его улучшения, освящения и преображения. Никон имел прогрессивную ретроспективность взгляда, нацеленную на осуществление дольнего мира во образ Горнего в отличие от регрессивного узко национального, партикулярного восприятия жизни и будущего, как сохраняемого и оберегаемого великого прошлого великой святой Церкви, осколком которой осталась лишь Русь старообрядческая. Будучи утвержденным в каппадокийской богословской и мировоззренческой традиции, что было так несвойственно и практически непонятно его окружению, характеру времени, Никон создавал просвещенную Православную культуру и учился ей у Православного Востока. Если Православие греческое в сокровищницу Православия внесло его догматическую разработку, если Православие Сирии и Египта подходило к Православию преимущественно со стороны мистической, то в стремлении русского народа он ощутил стремление понять Православие не столько как отвлеченную догматическую систему, но преимущественно как нравственно оживотворяющую силу, а христианскую жизнь как жизнедеятельность человеческого духа, нравственно возрожденного христианством. Всем своим служением церковным и деятельностью социально-политической старался выразить и утвердить это, участвуя в делах государственных, вероятно с надеждой на истинную христианизацию государства, которжй не только представляет собой последнее Православное царство, но и станет Святой Русью, тем заветным дольним миром, устроенным во образ Горнего. Поэтому вся его деятельность носила несколько необычный, нетрадиционно реформаторский, но исключительно кафолический характер. Ярким свидетельством является его борьба за церковное благочестие в отношении к иконам, а так же и мастерам, пишущим в латинском, франкском стилях, что способствовало разрушению соборности и утверждению антропоцентристских, индивидуалистско-персоналистических тенденций, что чуждо Православной традиции, мировосприятию и миропониманию.
Никон всем своим духом, мыслями, делами - всей своей жизнью исповедовал церковную полноту и истину, стараясь и всю жизнь преобразить, понуждая к преобразования Руси (с ее центром -Москвой) - Третьего Рима в Святую Русь. Его задача по снятию ветхого Адама для создания на деле Святой Руси ощущалось "плотскими" людьми и, прежде всего боярами, как непосильная тяжесть, уничижение самолюбия. Они не дали Никону вывести Россию на путь дальнейшего оцерковления и углубить Православие в русской жизни не только как учение веры, но и как путь, истину и жизнь, чему Никон давал сам живой образ.
1657 г. знаменуется переменами в жизни Святейшего Патриарха: боярам удается замысел поссорить Патриарха с Царем. С середины 1657 г. Царь отдаляется, становятся редкими беседы и совещания с Патриархом. 9, 10 июля 1658 г. после неудовлетворенных оскорблений в адрес патриаршего слуги, отказа Царя быть на богослужении, Никон принимает решение оставить Патриарший престол, понимая безполезность борьбы с боярством против захвата ими церковного управления при отсутствии поддержки со стороны Царя и невозможности получения подобной поддержки от епископата.
Начинается новый период - период формирования теории образа с соответствующими воплощениями: активного созидания в Подмосковье Воскресенского монастыря во образа храма Гроба Господня и Святой Палестины как символа Града Небесного, как центра Вселенского Православия, как явления и образа Правды среди мирской суеты и безобразия; размышления и разработки воспринятой каппадокийской богословской системы; разработки канонических, государственных идей; духовных посланий Царю и чадам.
В конце 1666 г. в Москве по прибытии Патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария состоялся Поместный Собор, и 12 декабря на последнем заседании были представлены обвинения и окончательное определение: лишить Никона Патриаршего сана и в иноческой одежде отослать на покаяние в пустынную обитель.
Никона заточили в Ферапонтов монастырь. Под строжайшим наблюдением, в весьма тесной и затхлой келье, при отсутствии общения с миром, низложенный Патриарх пробыл до Рождества 1671 г. В ответ на просьбу и по милости к собинному другу, Царь предоставляет Никону послабления, вследствие чего последний принимает посетителей, многих исцеляя от недугов молитвами и врачеванием.
30 января 1676 г. умирает Царь Алексей Михайлович. Вскоре по указу Царя Федора Алексеевича Никона переводят в Кириллов монастырь, в котором бывшему Патриарху было хуже прежнего. Молодому Царю трудно было осознать всю глубину проблем, возникших в столь далекое время. Любовь к Никону царевых теток, особенно царевны Татьяны, неоднократные челобитные братии Воскресенского монастыря с просьбой о возвращении опального Патриарха, наконец, возымели действие. Почти четырнадцать лет ссылки закончились. Совершенно больной Патриарх возвращался в любимый им Воскресенский монастырь, сопровождаемый по всему пути следования великим множеством народа. 17 августа 1681 г. близ Ярославля, на пристани у Толгского Богородичного монастыря, Никон скончался. 26 августа в присутствии царской семьи, синклита, духовенства тело Никона погребли с поминанием его Патриархом Московским и всея Руси.
В конце 1682 г. от Вселенских Патриархов были получены послания о прощении и разрешении блаженного Никона (столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойный) и причтении его в лик с Первопрестольными Святейшими Московскими Патриархами и о поминовении его повсюду на богослужениях Святейшим Патриархом.

***
Период монашеского делания в Анзерском скиту Соловецкого монастыря углубил осознание и переживание мистического; период игуменства в Кожеезерском монастыре совершенствовал в нем умение духовного руководства братней, в делах устроения жизни обители и духовного спасения; период наместничества в Спасо-Новом монастыре Москвы развивал в нем умения принимать на себя грехи обиженных и за6лудших и ходатайствовать о разрешении и прощении, быть приятным собеседником, духовным наставником и мудрым советником; период архипастырства учил быть тонким политиком и устроителем в делах государственных, попечителем о Церкви Христовой, о народе ее, который живет и в государстве, исполняя мирские обязанности во всей их несовершенной тяжести, и в духе исповедует веру Церкви Православной.
Святая Русь, образ Небесного Иерусалима, Горнего Сиона - к этим образам тянулась душа Никона, а их дух был довлеющим и определяющим во всем миропредставлении и деятельности сперва Никиты, а затем и Никона, сперва священника, а затем и архимандрита, и Митрополита, и Патриарха. Никон был Патриархом лишь шесть лет, регентствуя Государством при этом в течение двух с половиной лет. Он не мог сделать все, что замышлялось, но он указал на исторические задачи России по присоединению Малороссии и Белороссии, к выходу на Балтийское море, к защите Православия в Ингрии и Карелии. В церковной жизни вывел Московскую Русь из позиции изоляционизма среди Православных Церквей и обрядовой реформой приблизил ее к другим Поместным Церквам, напомнил о единстве Церкви при поместном разделении, подготовил каноническое объединение Великороссии и Малороссии, сделал доступными народу творения отцов Церкви и, объяснив ее чины, трудился над изменением нравов духовенства; старался преобразить государственную жизнь, одухотворяя ее высшими церковными целями, стремясь к осуществлению симфонии государства и Церкви не только в теоретическом аспекте, но чтобы Русь была Святой в смысле вечного стремления к идеалу недостижимому - стяжанию образа Горнего мира, - самое стремление к которому приобщает человечество к высшим ценностям мира и ставит перед человеком идеал истины, добра, красоты и любви, как вечную путеводную звезду.
Патриарх Никон выступал за модель теократического государственного устройства на принципах иерократии, по которой государство ставит себе как отдаленный идеал, никогда не достижимый, - превращение в Церковь. Эта система противоположна как папоцезаристской, так и цезарепапистской, протестантской, растворяющей Церковь в государстве.
Понимая Церковь как совокупность руководящих законов жизни, Никон в ее Вселенском законодательстве видел верховные нормы, обязательные для самого государства, поэтому и предостерегает государство от самоосвобождения от церковных начал (в Уложении оно уже вступало на этот путь и переставало принимать во внимание церковные каноны, эмансипируясь вообще от церковного влияния в законодательстве), так как освобождаясь от церковных начал, государство возвращается к естественным началам, которые противны церковным, как языческие начала - Христианским.
В образе Патриарха Никона возможно найти то общее для "старообрядческой" и "никонианской" Церкви, которое состоит в строительстве церковной культуры, русской культуры, с ее проникновением Церкви во все стороны строительства, а не секуляризированную, протестантского типа, где Церковь занимает некоторую часть как явление, не затрагивающее общественной жизнедеятельности.
Митрополит Антоний, размышляя об этом величайшем человеке, спрашивает: каких даров ему не хватало? Аскет и ритор, правитель и отшельник, художник и хозяин, ходатай о молитвенник за обездоленных и друг двора, патриот своего народа и Вселенский святитель, поборник просвещения и строгий хранитель церковной дисциплины, нежная душа и грозный обличитель неправды...

Подготовил Виктор Шмидт

23.04.2004

 

http://www.cofe.ru/blagovest/


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу