Совершая свое спасительное служение, Поместные Православные
Церкви, находясь в разных странах с разными укладами жизни,
пребывают в постоянном единении и взаимообщении. Это общение, как
можно было видеть в данном труде, выражается в молитве друг за
друга, во взаимном возношении за богослужениями имен Предстоятелей
Церквей, в участии одной Церкви в совершении богослужения и таинств
другой. «Я мысленно обращаюсь к памятному для всех нас
празднованию тысячелетия Крещения Руси, — говорил Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II 31 марта 1992 г. в Свято-Даниловом
монастыре при открытии Архиерейского Собора Русской Православной
Церкви, — ибо именно здесь, в древнейшей Московской обители,
совместным совершением Божественной литургии архипастыри и пастыри
братских Поместных Православных Церквей засвидетельствовали
спасительное единство Святого Православия и вознесли
благодарственные молитвы Великому Пастыреначальнику, Господу нашему
Иисусу Христу, за щедрое исполнение Божественными дарами нашей
Церкви, за придание немощным служителям ее и верной пастве силы
твердой верой противостоять (I Петр. 5,9) врагу, сеющему плевелы
(Мф. 13, 39)»[1]. Важной формой общения Поместных
Православных Церквей служит участие их представителей в совместной
работе всеправославных и всехристианских органов, направленных к
разрешению насущных вопросов веры и жизни. Добрым выражением
общения Поместных Православных Церквей стали в последние десятилетия
текущего века частые взаимные посещения, личные встречи
Предстоятелей. Почти все Предстоятели рассмотренных в труде Церквей
были гостями Русской Православной Церкви или принимали
непосредственное участие в важнейших событиях ее жизни. И не только
Предстоятели посещают друг друга, происходит обмен церковными
делегациями и на ином уровне. Общение между Поместными
Православными Церквами выражается во взаимном признании законности
церковных актов, как-то: канонизация святых, предоставление
автокефалии или автономии дочерним Церквам, избрание нового
Предстоятеля Церкви, изменение форм церковного управления,
назначение должностных лиц в представительства, находящиеся в
пределах других Церквей, и т. п. Будучи членами Единой
Вселенской Православной Церкви, все Поместные Церкви заботятся —
должны заботиться — друг о друге (Ср.: 1 Кор. 12, 25). В случае
появления в какой-либо одной Церкви ереси или раскола — все они
согласно осуждают отступников и не вступают с ними в каноническое
общение. В случае же какой-либо нужды — спешат оказать бескорыстную
братскую помощь, направленную к торжеству Святого Православия. О
важности такого рода общения свидетельствовал перед «возлюбленными и
честнейшими сослужителями повсюдной Кафолической Церкви» еще в
начале IV века святой Александр, епископ Александрийский: «Нам
следует писать и объявлять друг другу о местных событиях, чтобы —
страждет ли, или здравствует один член — сострадать ему либо
сорадоваться»[2]. Соблюдая между собой, по апостольскому
слову «единение духа в союзе мира» (Еф. 4,3), Поместные Православные
Церкви, во исполнение заповеди Христа Спасителя — своего Небесного
Главы — «да будут едино» (Ин. 17, 11), обращают свой взор и на
отделенные христианские общества, особенно на Древние Восточные
Церкви. «Мы, — говорил Святейший Патриарх Пимен при получении
диплома доктора богословия в Софийской Духовной Академии, — чаем
единства веры... мы хотим братского общения за единой Евхаристией
Православной Церкви, не разделяемой более на халкидонитов и
нехалкидонитов... Нужно деятельное сотрудничество всех Церквей,
желающих восстановления столь давно прерванного единства»[3].
Свое служение христианскому единству — восстановлению и
установлению молитвенного общения с инославными христианами —
Поместные Православные Церкви соединяют со служением миру во всем
мире. Важное явление нашего времени—человеческая жажда мира.
Поместные Православные Церкви видят эту потребность человеческого
духа и спешат помочь людям обрести утоляющий источник. Мирное время
есть лучшее время и для совершения спасительной миссии Церквей.
Спасительное служение Поместных Православных Церквей, их история
милостью и помощью Божией продолжаются!
Примечания
1. ЖМП. 1992. № 6. С. 4. 2. Из послания en. Александра. Цит.
по Церковной Истории Сократа, кн. I, гл. 6. Саратов, 1911. С. 13.
3. Святейший Патриарх Пимен. Ответственное служение Поместных
Церквей в современном мире//ЖМП. 1975. № 2. С. 11.