Когда мы говорим о Церкви, мы можем подходить
к ней с двух сторон. Катехизис сообщает нам, что Церковь есть общество
людей, объединенных одной иерархией, одним вероучением, одним
богослужением и т.д. Однако это слишком внешний подход. С таким же успехом
можно говорить людям: если вы хотите найти такой-то храм, то вот вам
описание его, вот как он выглядит. Но Церковь узнается изнутри, и
“внутреннее” Церкви невозможно определить ни одним из этих понятий — ни
одним словом, ни всеми вместе, потому что Церковь — это живой организм,
тело. В XIX веке Самарин определял Церковь как “организм любви”. Тело это
— одновременно и человеческое, и божественное. Это сообщество людей,
которые связаны с Богом не только верой, не только надеждой, или
устремлением, или обетованием, но гораздо более органично. Это место, где
Бог и Его творение уже встретились, уже заодно. Это само таинство встречи.
Это путь, по которому человек может войти в это соотношение.
Церковь человечна в двух аспектах: в нас,
пребывающих, так сказать, в становлении, и — во Христе, Который есть
откровение человека. Такого человека, каким мы — каждый из нас в
отдельности — призваны стать.
Церковь также есть храм Святого Духа. И мы –
каждый в отдельности, индивидуально, — тоже призваны быть местопребыванием
Духа. И поэтому как Церковь в целом — все ее члены, так и каждый ее член
являются вместилищем Святого Духа. Вместилищем в том смысле, что мы не
можем обладать Духом, однако Он дает нам Себя так, что мы оказываемся
охвачены Его присутствием, опять же в большей или меньшей степени в
соответствии с нашей открытостью Ему и нашей верностью Христу, то есть
верностью тому, к чему мы призваны: быть совершенным образом совершенного,
полного, действительного Человека. И во Христе, и в Духе мы — “чада
Божии”, дети Бога.
Мы часто думаем о себе в терминах приемных
детей. Христос есть Единородный Сын, а мы, так сказать, Его братья и
сестры. Так Он нас называет — Своими друзьями. Но мы пребываем на этом
уровне только потому, что не достигли в меру возраста Христова. Наше
призвание — расти в подобие Христа, чтобы в каждом из нас и во всех вместе
можно было увидеть то, о чем говорит как о нашем призвании святой Ириней:
во Христе силою Святого духа мы призваны стать не только приемными детьми
Бога, но все вместе стать единородным сыном Божиим… И то, что к нам может
быть обращен такой призыв — всем вместе быть единственным сыном Божиим, –
показывает, насколько полным должно быть наше единство, как оно должно
быть совершенно.
Это очень важно. И поэтому, говоря о
структурах, мы должны помнить, что вот это и есть сущность, подлинная
реальность Церкви, а все остальное только служит этой цели, ее достижению.
Безусловно, как я уже сказал, мы только находимся на пути к этой полноте.
Но вместе с тем Церковь уже — изначально — есть эта полнота. Как говорил
отец Георгий Флоровский, мы одновременно in via — в пути и in patria — на
родине, дома. Мы уже дети Царства. Царство уже пришло в мир. Мы все его
граждане. И в то же время мы граждане, которые должны — каждый из нас —
еще вырасти в полную меру Христа, то есть должны стяжать то, что Павел
называет “умом Христовым”. Мы должны настолько исполниться Духа, чтобы
каждое наше слово, каждая мысль, каждое движение нашего внутреннего “я” —
и даже самого нашего тела — было исполнено Духа. Как говорил старец Силуан
Афонский, благодать Божия, достигающая нас в духе, постепенно охватывает
нашу душу и в конце концов наполняет и тело, так что тело, душа и ум
становятся одной духовной реальностью, единой со Христом, и мы таким
образом становимся — не только зачаточно, не только в перспективе развития
— действительно членами одного Тела.
Когда мы думаем о том, как связаны составные
части этого Тела (апостол Павел говорит о глазе, голове, ноге и т.д.), мы
должны сознавать, что наше призвание — призвание Церкви — быть иконой,
образом Святой Троицы. Единственной подлинной “структурой”, единственным
реальным путем, на котором Церковь будет строиться в соответствии со своим
призванием, является отображение ею во всем своем бытии тех отношений,
которые существуют внутри Святой Троицы: отношений любви, отношений
свободы, отношений святости и т.д.
В Троице мы различаем то, что греческие отцы
называют “монархией Отца”, то есть единоначалием Отца. Он есть источник,
“сердце” Божества. Но и Дух, и Сын равны Ему: Они — не производные, не
вторичные боги, но суть то же, что и Он. И мы должны спросить себя: что
это значит? Как мы на земле можем быть образом, иконой этой реальности?
Для нас вершина, предельная точка — это
Господь Иисус Христос. Господь Иисус Христос — наш Господь, наш Бог, наш
Спаситель и в Нем начало всех структур — тех структур, пронизанных
присутствием Духа Святого, которые в Духе и во Христе постепенно
соделывают нас — сначала несовершенным, но — образом Святой Троицы. Когда
я говорю “образом”, я не имею в виду некую неподвижную структуру, но нечто
динамичное и мощное, динамично-живое, как Сама Троица. Некоторые отцы
Церкви говорят о Троице в терминах перихорезы — кругового движения
хоровода, в котором Три Божественные Лица в одномоментности вечности
занимают места друг друга. Они являются Один для Другого тем, чем каждый
является для всех — все время, в каждый момент. И это то, к чему мы
призваны.
У меня нет времени развить эту мысль. Но если
это так, тогда в жизни Церкви есть два аспекта. Во-первых — это по
необходимости структуры, потому что мы несовершенны, мы только еще на
пути. Мы нуждаемся в водительстве и, как река, текущая к морю, мы
нуждаемся в берегах, — иначе мы превратимся в болото. Во-вторых — это
живая вода, которую Христос дал самарянке, — вода, бегущая в этих берегах.
Святой Ефрем Сирин говорит, что когда Бог
творит человека, Он вкладывает в его сердце, в сердцевину его существа
полноту Царства или, если угодно, совершенный образ Бога. И цель жизни в
том., чтобы пробиваться все глубже и глубже к этой центральной точке —
чтобы выявить то, что заложено в глубине. Поэтому, когда мы говорим о
структурах Церкви, мы должны помнить, что в Церкви есть нечто, что не
может быть структурировано, не может быть организовано, не может быть
ограничено правилами и уставами. Это — действие Духа святого в каждом из
нас и внутри отдельной общины, а также и вселенского церковного
сообщества. И это очень важно, потому что Святой Дух говорит нам и с нами,
с каждым и со всеми вместе, или воздыханиями неизреченными, или же с
ясностью трудного гласа, призывающего нас на борьбу.
Но, с другой стороны, в нас есть
несовершенство и хрупкость, и поэтому должны быть и структуры, подобные
лесам строящегося здания или берегам реки, или палке, на которую опирается
хромой, чтобы не упасть.
Однако настоящим искушением для Церкви, как и
всякой человеческой организации, являются структуры, построенные согласно
мирским принципам: принципу иерархии и власти. Иерархии как подчинения,
как порабощения, как унижения; иерархии, оттесняющей чужих и ненужных.
Нередко в наших общинах (на практике — в очень многих православных
общинах, богословски же — в Риме) миряне оказываются не нужны, неуместны.
Это — стадо, которое нужно пасти; у него нет никаких прав, кроме того,
чтобы быть ведомым к цели, которую, как предполагается, знает духовенство.
В своей крайней форме это проявляется в
представлении, что вся полнота власти сосредоточена в руках папства, так
что Церковь воспринимается как пирамида, на вершине которой — папа. Это
богохульство и ересь — ересь против природы Церкви. Богохульство же
потому, что на том возвышенном месте, которое присвоил себе папа, никто,
кроме Господа Иисуса Христа, не имеет права стоять. Поэтому вопрос здесь
не в том, хорошо ли будет управляться Церковь, но это хула против Христа и
самой природы Церкви. Вместе с тем, исключая эти две крайности, под чем я
разумею властные структуры и подчинение, которое они предполагают, — мы
все-таки должны задать себе вопрос о том, какими должны быть структуры
Церкви. Структура, о которой мы говорим, есть та, которую Христос
определил словами: Кто из вас хочет быть первым, да будет слугой всем.
Смысл иерархии — в служении. Чем выше служитель по своему сану, по своему
званию, тем ниже он должен быть в отношении своего служения. Он должен
совершать наиболее низкое и смиренное служение, а не наиболее высокое.
Чем должен быть патриарх, митрополит,
архиепископ, епископ, духовенство и т.п.? Оконечностью перевернутой
пирамиды, когда они находятся снизу и пирамида стоит на одной точке,
обозначающей высшего иерарха — самого низшего служителя. Вот это мы должны
снова осознать.
Но мы сможем это осознать только тогда, когда
восстановим понимание Церкви как тела и сообщества с множеством функций, а
не множества групп, соединенных так, что одни стоят на головах у других. В
данном случае я имею в виду то, что мы должны восстановить понимание роли
и достоинства мирян. У нас был недавно епархиальный съезд на тему
царственного священства. Царственное священство забыто. Если оно не забыто
в богословских учебниках, оно забыто на практике, в жизни. Я настаиваю на
этом, потому что хотел бы, чтобы вы поняли и приняли мою точку зрения —
для меня очень важную, очень мне близкую. Становясь служителями Церкви —
священниками, мы не перестаем быть членами Тела Христова, “лаоса” —народа
Божия. Однажды на конференции, куда клирики не допускались, а меня
пустили, потому что я должен был выступать, меня представили словами:
“Здесь присутствует митрополит Антоний, который является мирянином в
духовном сане”. И это совершенно верно. В некотором смысле “лаос” включает
в себя также и клириков, но с другими функциями. Мы должны восстановить
это понятие о святости и достоинстве мирян. Если же мы этого не сделаем,
мы не можем говорить о структуре Церкви как об образе Троицы. Мы не можем
сказать, что в Троице — и сейчас я скажу нечто почти кощунственное —
существует “хозяин” и подчиненные ему рабы. Бог Отец — это не “начальник”
в Троице, рядом с которым есть еще два меньших начальника.
Действительно, отцы говорят, что Бог творит
мир двумя руками, которые суть Сын и Дух, и в этом контексте такое
сравнение уместно. Но по существу Три Лица Троицы совершенно равны друг
другу, и так же существует полное равенство всех членов Церкви. По-иному
быть не может.
Конечно, существует иерархическая структура, в
которой тот, кто выполняет наибольшее служение, кто является слугой для
других, есть наибольший в очах Божиих. В этом все дело. Но это менее всего
заметно в нашей литургической практике, потому что наша Евхаристическая
литургия во многом переняла формы византийского императорского двора,
придворного ритуала. И поэтому не так уж трудно епископу чувствовать себя
“центром”, главой общины, окруженным служителями меньших рангов, за
которыми в отдалении стоит и народ. Но это неверно.
Литургия совершается всей общиной, а не только
священнослужителями. Вот почему я неоднократно говорил, что тот, кто не
присутствовал с самого начала службы, не может подходить и причащаться —
если, конечно, не существует серьезных, уважительных причин. Ибо иначе он
не участвует в совершении литургии. Если кто-то приходит в середине
литургии и хочет причаститься, это значит, что для него литургия — все
равно что ресторан, где повара приготавливают блюда, а ты приходишь, когда
тебе надо, и просишь для себя порцию.
Это очень важно: мы должны снова понять, что
“лаос”, народ Божий включает клириков. И в этом смысле различные члены
рукоположенного священства занимают каждый свое собственное, особое место
в созидании Церкви.
С самого начала, с первой главы Книги Бытия
призванием человека было освящение всего творения Божия. Святой Григорий
Палама говорит, что человек сотворен принадлежащим двум мирам: миру Божию
— духовному миру и миру материи. И не потому (это уже я добавляю), что он
есть высшая точка в процессе эволюции, наиболее совершенная обезьяна,
ставшая несовершенным человеком, а потом развившаяся во что-то еще.
Человек не был сотворен из наиболее совершенной обезьяны. Согласно Библии,
он был сотворен из праха земного. Бог взял как бы основной материал всего
творения и из этого сделал человека, так что человек участвует во всем,
что было сотворено из земной пыли, начиная с малейшего атома и кончая
самой большой галактикой, а также во всем остальном, что мы видим в
окружающем нас тварном мире с его растениями, животными и т.п.
Это чрезвычайно важно. Если Бог стал человеком
во Христе, значит, Христос участвует, как и каждый из нас, в материальной
пыли, в галактиках, в атомах, в животном мире, во всем, что принадлежит
тварному миру. Он воспринял опыт всех творений. Он — один из нас, но в Нем
каждая тварь может увидеть себя самое в том предельном состоянии, которое
является ее призванием, ее целью.
То же самое, когда мы думаем о хлебе и вине
Евхаристии. Хлеб и вино остаются хлебом и вином в том смысле, что они не
становятся чем-то иным по сравнению с тем, что они есть. И вместе с тем,
исполненные силы Духа Святого, они становятся Телом и Кровью Христа, не
переставая быть тем, чем они являются. Таким же образом мы призваны стать
сынами Божиими в Единородном Сыне — “единородным сыном в Единородном
Сыне”, — не преставая быть уникальными личностями — каждый из нас. Каждый
из нас уникален пред Богом, а не только — одна из особей человеческого
рода, подобных друг другу. В книге Откровения говорится, что в конце
времен каждый получит имя, которое знает только он и Бог, — имя,
совершенно выражающее сущность каждого, его уникальную связь с Богом.
И поэтому, когда мы говорим об иерархии, мы
должны понять, что необходимо восстановить правильный подход к ней: как
иерархии служения, иерархии смирения, иерархии, в которой нет места
господству, власти. Бог избрал бессилие, когда даровал нам свободу, право
ответить Ему “нет”. Но Бог во Христе, Бог в Духе приобрел иное качество:
не власть, которая убеждает, но авторитет, который может убеждать. Это не
одно и то же.
Авторитет есть качество человека и Бога,
способного быть убедительным, но не заставляя нас делать что-либо. И если
наша иерархия постепенно придет к пониманию, что ее призвание — обладать
авторитетом, а не властью, тогда мы будем ближе к тому, чем Церковь
призвана быть: живым телом, “организмом любви” — но не сентиментальности.
Ибо Христос говорит о любви словами: Нет большей любви, как кто положит
душу свою за ближнего.
Поэтому, говоря о структурах Церкви, нужно
сказать: да, они необходимы. Но отношение со стороны людей, находящихся на
“командных высотах”, должно быть отношением служения. Я среди вас как
слуга, — говорит Христос. И мы — как и Он – призваны быть слугами.
Структуры необходимы, потому что мы хрупки, греховны, потому что диавол
искушает нас, потому что мы — незрелы. Но эти структуры должны быть
подобны Закону Ветхого Завета, который апостол Павел называет
“детоводителем”, педагогом — тем, кто учит и направляет.
Когда мы читаем в начале Книги Бытия, что
человеку было дано господство, мы всегда толкуем это в терминах права на
управление, на порабощение, на подчинение; права относиться ко всему
творению как к подвластному. На самом деле слово “доминирование” в
английском и французском происходит от латинского “доминус”, которое может
означать “владыка”, “повелитель”, а может значить и “учитель”,
“наставник”, “мастер”. Наша задача — быть этими “наставниками”,
приводящими все творение к полноте единения с Богом, а не доминировать, не
господствовать. Но в этом процессе, как я сказал, необходимы и структуры,
и формальное, институциональное священство.
Почему вообще священство? Позвольте мне
сказать, — и это мое предположение, так что всякий, богословски более
сведущий, чем я, может поправить меня, — позвольте мне предположить, что
каждое человеческое существо призвано привести в область Бога все, что его
окружает: обстоятельства жизни, места, где он живет, существа. Но одного
человек не может совершить: он не может сам себя освятить. Мы не в
состоянии актом воли, по своему собственному решению стать тем, чем мы не
являемся по причине нашего отступления от своего призвания. Вот почему
Христос и Святой Дух входят в мир и действуют, и поручают нам
сакраментальное служение, то есть служение священников, назначение которых
— приносить Богу элементы этого тварного мира так, чтобы они могли быть
изъяты из области греха и введены в область Божию, а Бог затем
воспринимает их и освящает силою Святого Духа.
В этом смысл священства. Его административный
аспект — это не сущность его, а нечто уже побочное, второстепенное. И
поэтому оказывается, что существует “структурированный” народ Божий —
лаос, к которому принадлежат и клирики, то есть священство, назначением
которого является литургическое служение, совершение священнодействий или,
лучше, создание ситуаций, в которых может действовать Бог. Потому что, —
если речь идет о литургии, — никто не может совершать литургии, и на самом
деле она не совершается никем, кроме Самого Христа: Он — единственный
Первосвященник всего творения. Мы можем произносить слова, делать жесты,
но тот, кто приносит эти дары Богу, есть Христос; и сила, которая
претворяет эти дары в Тело и Кровь Христовы, которая преображает воду,
взятую из колодца, в воду вечной жизни, есть Дух Святой.
Пер. с
англ. А. КырлежевА.