Рассказывая о питомцах Белгородской Духовной Семинарии, невозможно не вспомнить и о самом известнейшем из них - Митрополите Московском Макарии (Булгакове). Митрополит Московский Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны, к числу приснопамятных святителей земли Русской. Родился он 19 сентября 1816 г. в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии, в семье бедного священника. Отец его Петр Булгаков скончался еще в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств к существованию. Нужда властно вошла в осиротелое гнездо. Михаила (будущего Макария) семи лет отдали в домашнюю школу к крестному отцу - священнику, за 7 верст от дома, где учились начаткам грамоты дети прихожан и окрестного духовенства.

На 9 году мать отвезла Михаила в г.Корочу, в приходское духовное училище. Учение давалось мальчику с трудом, учеба побеждалась лишь редкой в детские годы настойчивостью и трудолюбием. Через два года он был, однако, уже в уездном духовном училище, которое помещалось в г.Белгороде, в одном здании с семинарией.

Вследствие плохих способностей мальчику приходилось учить уроки даже и тогда, когда другие его сверстники играли на дворе. От шума и возни Михаил Булгаков уходил с учебником в сложенные во дворе поленницы дров и там всеми силами старался усвоить заданные уроки. Здесь произошел с ним удивительный случай. Нечаянно брошенный товарищем камень перелетел через дрова и попал в голову учившему урок мальчику. Залитого кровью, его отнесли в училищный лазарет, полагая, что после такого кровоизлияния он не в состоянии будет продолжать учение. Но случилось другое, совсем противоположное: с заживанием раны исчезли все следы физической болезненности и умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего отстававшего, малоспособного ученика. Быстрый, неожиданный расцвет его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию.

В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству - Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение знаменитого проповедника того времени - архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", напечатанное в журнале "Христианское чтение". Это сочинение так поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал весь труд Преосвященного Иннокентия.

В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой и впоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и "великий, свободный русский язык".

Юноша познакомился в семинарии с "Историей государства Российского" Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.

В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым по списку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках.

15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии нескольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив Академию с ученой степенью магистра, он 23 июня 1841г. был рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии при только что открытой кафедре русской гражданской и русской церковной истории.

Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857), в продолжении которых он прошел весь путь академической работы - от преподавательской деятельности до ректуры включительно. Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило глубокий и благотворный след в истории Академии.

В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру. Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установившейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем.

В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ Макарий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и пребывал до самой своей кончины в 1882 году.

Важнейшими учеными сочинениями Митрополита Макария являются: "Введение в Православное Догматическое Богословие" (первое издание вышло в 1847 г., пятое - в 1884г.), пятитомное "Догматическое Православное Богословие" (первое издание в 1851 - 1853 гг., четвертое в 1883г.). В 1854г. вышла в свет "История русского раскола старообрядчества", а с 1857 г. "История Русской Церкви" в 12 томах, из которых последний напечатан уже после кончины автора его братом, протоиереем Петербургского Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым. Все эти монументальные труды и поныне сохраняют свое значение, как первоклассные произведения этих отраслей знания.

К научному и всякому умственному труду Митрополит Макарий относился всегда с особой симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергичное моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию Наук всех 120 000 рублей, полученных им в качестве литературного гонорара от продажи его сочинений, на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. Весь этот капитал Митрополит Макарий пожертвовал в 1867г. на учреждение премий его имени за лучшие оригинальные сочинения на русском языке так, чтобы один год премиальная сумма (5000 рублей в год) отпускалась в распоряжение Св.Синода для назначения премий за духовные сочинения, а на другой год поступала в распоряжение Академии Наук для выдачи премий за светские сочинения.

Кроме того, Митрополит Макарий сделал большие денежные пожертвования в пользу Духовных Академий и семинарий.

"Приводя в памяти светлый образ Митрополита Макария," - пишет И.Спасский, - "и имея в виду его великие труды в области отечественной богословской и церковно-исторической науки, об этом великом ученом-иерархе можно без преувеличения сказать словами нашей летописи:"Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не вем, будет ли таков".

В 1883 году Духовная семинария из Белгорода была перемещена в Курск, вскоре ставший новым центром епархии. В Белгороде же молодежь получала начальное духовное образование в гимназиях, воскресных школах, в уездном Духовном училище. А для повышения уровня образования надо было уже ехать в Курск, Киев, Сергиев-Посад и другие семинарско-академические центры.

С приходом к власти большевиков-безбожников духовное образование и в нашем крае, как и почти по всей России, переживало чрезвычайно тяжелый период, но не угасло совсем.

В 1990 г. в Курске было вновь открыто Духовное училище, преобразованное в 1991 г. в Духовную Семинарию, имеющую сегодня 4 пастырских класса, иконописный класс, регентское и заочное отделения. Со дня основания семинарии ректором ее был до декабря 1995г. епископ Белгородский Иоанн, викарий Курско-Белгородской епархии, с 18 июля 1995г. - епископ Белгородский и Старооскольский.

В сентябре 1995г. в г. Белгороде был торжественно открыт Православный Духовно-образовательный Центр во имя равно-апостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских. В этот Центр вошли Православная гимназия для детей школьного возраста (1-й, 2-й, 3-й и 5-й классы) и подготовительное отделение Курской семинарии. Ректор духовного центра - протоиерей Леонид Константинов, настоятель Иоасафовского собора г.Белгорода.

В рамках выполнения Программы возрождения Миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории Священный Синод РПЦ своим определением от 25 декабря 1995г. поручил Преосвященному Иоанну, епископу Белгородскому и Старооскольскому, подготовить открытие семинарии миссионерской направленности в г.Белгороде. Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии, и 17 июля 1996г. определением Священного Синода было принято решение об открытии Духовной семинарии миссионерской направленности в г.Белгороде.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ректором Белгородской Духовной Семинарии назначен Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский.

Наверх

Яндекс.Метрика

На главную страницу