Рассказывая о питомцах Белгородской Духовной Семинарии,
невозможно не вспомнить и о самом известнейшем из них - Митрополите
Московском Макарии (Булгакове). Митрополит Московский Макарий
принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей
страны, к числу приснопамятных святителей земли Русской. Родился он
19 сентября 1816 г. в селе Суркове Новооскольского уезда Курской
губернии, в семье бедного священника. Отец его Петр Булгаков
скончался еще в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть
сирот без всяких средств к существованию. Нужда властно вошла в
осиротелое гнездо. Михаила (будущего Макария) семи лет отдали в
домашнюю школу к крестному отцу - священнику, за 7 верст от дома,
где учились начаткам грамоты дети прихожан и окрестного духовенства.
На 9 году мать отвезла Михаила в г.Корочу, в приходское духовное
училище. Учение давалось мальчику с трудом, учеба побеждалась лишь
редкой в детские годы настойчивостью и трудолюбием. Через два года
он был, однако, уже в уездном духовном училище, которое помещалось в
г.Белгороде, в одном здании с семинарией.
Вследствие плохих способностей мальчику приходилось учить уроки
даже и тогда, когда другие его сверстники играли на дворе. От шума и
возни Михаил Булгаков уходил с учебником в сложенные во дворе
поленницы дров и там всеми силами старался усвоить заданные уроки.
Здесь произошел с ним удивительный случай. Нечаянно брошенный
товарищем камень перелетел через дрова и попал в голову учившему
урок мальчику. Залитого кровью, его отнесли в училищный лазарет,
полагая, что после такого кровоизлияния он не в состоянии будет
продолжать учение. Но случилось другое, совсем противоположное: с
заживанием раны исчезли все следы физической болезненности и
умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего
отстававшего, малоспособного ученика. Быстрый, неожиданный расцвет
его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в
классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию.
В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности
семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел
такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по
фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству -
Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит
Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и
другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии
юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого
внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение
знаменитого проповедника того времени - архиепископа Херсонского
Иннокентия (Борисова) "Последние дни земной жизни Иисуса Христа",
напечатанное в журнале "Христианское чтение". Это сочинение так
поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал
весь труд Преосвященного Иннокентия.
В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и
новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте
речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя
строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию
преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с
литературой и впоследствии с благодарностью вспоминал, что этот
живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и
"великий, свободный русский язык".
Юноша познакомился в семинарии с "Историей государства
Российского" Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который
навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.
В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым по
списку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную
Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных
экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные
дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность
к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к
овладению иностранными языками, из которых он свободно владел
латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на
немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском,
сербском, болгарском) языках.
15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему
прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по
прошествии нескольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив
Академию с ученой степенью магистра, он 23 июня 1841г. был
рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии
при только что открытой кафедре русской гражданской и русской
церковной истории.
Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на
служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г.
иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую
Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет
(1842-1857), в продолжении которых он прошел весь путь академической
работы - от преподавательской деятельности до ректуры включительно.
Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило
глубокий и благотворный след в истории Академии.
В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру.
Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный
характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи,
установившейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии
в нем.
В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова
в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ
Макарий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и
пребывал до самой своей кончины в 1882 году.
Важнейшими учеными сочинениями Митрополита Макария являются:
"Введение в Православное Догматическое Богословие" (первое издание
вышло в 1847 г., пятое - в 1884г.), пятитомное "Догматическое
Православное Богословие" (первое издание в 1851 - 1853 гг.,
четвертое в 1883г.). В 1854г. вышла в свет "История русского раскола
старообрядчества", а с 1857 г. "История Русской Церкви" в 12 томах,
из которых последний напечатан уже после кончины автора его братом,
протоиереем Петербургского Казанского собора Александром Петровичем
Булгаковым. Все эти монументальные труды и поныне сохраняют свое
значение, как первоклассные произведения этих отраслей знания.
К научному и всякому умственному труду Митрополит Макарий
относился всегда с особой симпатией и всем труженикам науки всегда
оказывал самое энергичное моральное, а часто и материальное
содействие, завершившееся пожертвованием в Академию Наук всех 120
000 рублей, полученных им в качестве литературного гонорара от
продажи его сочинений, на премии за лучшие ученые и учебные
сочинения. Весь этот капитал Митрополит Макарий пожертвовал в 1867г.
на учреждение премий его имени за лучшие оригинальные сочинения на
русском языке так, чтобы один год премиальная сумма (5000 рублей в
год) отпускалась в распоряжение Св.Синода для назначения премий за
духовные сочинения, а на другой год поступала в распоряжение
Академии Наук для выдачи премий за светские сочинения.
Кроме того, Митрополит Макарий сделал большие денежные
пожертвования в пользу Духовных Академий и семинарий.
"Приводя в памяти светлый образ Митрополита Макария," - пишет
И.Спасский, - "и имея в виду его великие труды в области
отечественной богословской и церковно-исторической науки, об этом
великом ученом-иерархе можно без преувеличения сказать словами нашей
летописи:"Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не
вем, будет ли таков".
В 1883 году Духовная семинария из Белгорода была перемещена в
Курск, вскоре ставший новым центром епархии. В Белгороде же молодежь
получала начальное духовное образование в гимназиях, воскресных
школах, в уездном Духовном училище. А для повышения уровня
образования надо было уже ехать в Курск, Киев, Сергиев-Посад и
другие семинарско-академические центры.
С приходом к власти большевиков-безбожников духовное образование
и в нашем крае, как и почти по всей России, переживало чрезвычайно
тяжелый период, но не угасло совсем.
В 1990 г. в Курске было вновь открыто Духовное училище,
преобразованное в 1991 г. в Духовную Семинарию, имеющую сегодня 4
пастырских класса, иконописный класс, регентское и заочное
отделения. Со дня основания семинарии ректором ее был до декабря
1995г. епископ Белгородский Иоанн, викарий Курско-Белгородской
епархии, с 18 июля 1995г. - епископ Белгородский и Старооскольский.
В сентябре 1995г. в г. Белгороде был торжественно открыт
Православный Духовно-образовательный Центр во имя равно-апостольных
Мефодия и Кирилла, учителей славянских. В этот Центр вошли
Православная гимназия для детей школьного возраста (1-й, 2-й, 3-й и
5-й классы) и подготовительное отделение Курской семинарии. Ректор
духовного центра - протоиерей Леонид Константинов, настоятель
Иоасафовского собора г.Белгорода.
В рамках выполнения Программы возрождения Миссии Русской
Православной Церкви на ее канонической территории Священный Синод
РПЦ своим определением от 25 декабря 1995г. поручил Преосвященному
Иоанну, епископу Белгородскому и Старооскольскому, подготовить
открытие семинарии миссионерской направленности в г.Белгороде.
Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий
срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии, и 17
июля 1996г. определением Священного Синода было принято решение об
открытии Духовной семинарии миссионерской направленности в
г.Белгороде.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
ректором Белгородской Духовной Семинарии назначен Преосвященный
Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский.
Наверх |