Биография

Макарий (Булгаков Михаил Петрович), митрополит Московский и Коломенский.
Родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове, Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника.
7-ми лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с 6-ю малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но, несмотря на это, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование.
Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии.
В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние.
В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума.
Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища.
В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.
За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником "благородного и отлично ревностного поведения" (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.
В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архим. Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров, профессор архим. Димитрий (Муретов) и другие.
В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение "План христианской аскетики" и "История Киевской академии" заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митр. Филарет.
Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.
В год окончания академии - 22 мая 1840 г. Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.
15 февраля 1841 г. ректором академии архим. Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М.П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария в память Киевского митрополита священномученика Макария.
25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвящ. Иеремиею Чигиринским - во иеромонаха.
В июне 1841 г. он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при академии преподавателем русской церковной и гражданской истории. В этой области ему пришлось поработать самостоятельно ввиду того, что указанной дисциплины в годы его обучения в академии не существовало. Лекции иером. Макария по истории русской церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.
Параллельно с преподаванием русской церковной истории иеромонах Макарий читал студентам XII курса академии русскую гражданскую историю, которую он преподавал также хорошо, как и церковную. Некоторые наиболее интересные его лекции студенты сохранили в памяти на всю свою жизнь.
За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами, они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам. Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев.
В январе 1842 г. о. Макарий помимо своей основной деятельности в академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректораства (всего 6 месяцев) Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ.
Загруженный до предела в академии и в училищах, иером. Макарий однако находил время заниматься проповедничеством.
Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 г. он был переведен из Киевской академии в С.-Петербургскую. Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в С.-Петербургской духовной академии иером. Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка. За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования. Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве и многогранность его деятельности.
В Петербургской академии ему была поручена одна из важнейших кафедр - кафедра догматического богословия. Но кроме профессорской должности в течение 15-летнего своего служения в Петербургской дух. академии иером. Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842-1844 гг. он был помощником инспектора. В 1844 г. назначен инспектором и ординарным профессором С.-Петербургской духовной академии.
17 декабря 1844 г. митр. Антонием Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской Лавре.
В должности профессора и инспектора академии он прослужил 7 лет (1844-1851), причем инспекторская деятельность архим. Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба.
Академическое начальство высоко ценило труды и усердие архим. Макария и всегда содействовало продвижению его по службе. Сам же Макарий, благодаря своему глубокому благоговению никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему.
В 1850 г. с переводом бывшего ректора С.-Петербургской академии преосвящ. Евсевия в Самару архим. Макарий был определен ректором СПб академии.
Будучи хорошо знаком со всеми сторонами жизни своей академии, где прослужил уже продолжительное время, архим. Макарий принял свое назначение с совершенно спокойным духом и с радостным благодарением Бога.
Через год после назначения его ректором академии последовал Указ, которым повелевалось ему быть епископом Винницким, викарием Каменец-Подольской епархии с оставлением в должности и ректора и назначением настоятелем Шаргородского Свято-Николаевского монастыря.
24 января 1851 г. совершилось наречение архим. Макария во епископа Винницкого, а 28 января - хиротония. Хиротонию совершал митр. Никанор.
В сане епископа преосвящ. Макарий поддерживал заведенные им самим в академии порядки и дисциплину. Путем ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов "более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить". Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу не были ему доступны".
Важное значение в деле воспитания студентов преосвящ. Макарий придавал церковному богослужению. Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным и при возможности сам старался участвовать в богослужении. И студенты всегда неленностно (?) посещали церковные службы.
Много уделял внимания еп. Макарий организации и совершенствованию учебного процесса. Он сам подбирал преподавателей, часто посещал лекции, входил во все стороны студенческой жизни до мельчайших подробностей.
В 1853 г. при Петербургской духовной академии по указу Духовного учебного управления было создано специальное отделение по подготовке воспитанников для борьбы с раскольниками. Программа обучения для этого отделения была разработана ректором академии еп. Макарием.
Одной из постоянных забот еп. Макария по учебной части была его забота о возможном пополнении книгами академической библиотеки и о благоустройстве ее.
Много внимания уделял он улучшению материального положения как наставников академии, так и студентов.
Как профессор еп. Макарий преподавал помимо догматического богословия, историю русской церкви (1847-1849 гг.) и историю русского раскола (1853-1857 гг.). Независимо от этого он исполнял и другие обязанности, например, члена комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях (1842-1850 гг.), где принимал самое активное участие; члена С.-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844-1848 гг.), заслужив репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора; ревизора различных духовных семинарий и училищ (1844-1849 гг.); редактора журнала "Христианское чтение" (1850-1857 гг.); главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в столичных заведениях (1850-1857 гг.); члена Главного правления училищ (1856-1857 гг.); ординарного академика Императорской Академии Наук (1854-1857 гг.); председателя комитета для издания кратких духовно-нравственных книг (1855-1857 гг.) и члена временной Петербургской Синодальной конторы (1856 г.).
Такова была собственно ректорская и общественная деятельность еп. Макария. По общему признанию он во все время своего ректорства управлял Академиею с редким успехом и великою славою.
Несмотря на такое разнообразие и сложность обязанностей, он находил время и для любимой научной работы. Петербургский период жизни оказался самым плодотворным и в этой области. В Петербурге им были изданы отдельными книгами 10 сочинений, из которых наиболее известны такие: "История Русской Церкви" и "Введение в православное богословие". За последнюю работу Макарий 31 октября 1847 г. получил степень доктора богословия. Кроме того, в виде журнальных статей за этот период вышло 14 сочинений.
1 мая 1857 г. после 15 лет службы в С.-Петербургской академии преосвящ. Макарий был назначен епископом Тамбовским и Шацким; 12 мая он отслужил свою последнюю литургию в академической церкви, сказал прощальное слово к своим сотрудникам и студентам и 15 мая отбыл в Тамбов.
Тамбовскою епархией еп. Макарий управлял сравнительно недолго, менее двух лет. Главное внимание при этом он обращал на упорядочение консисторского и вообще канцелярского делопроизводства, которое до него здесь было очень сильно запущено, а также на церковное благоустройство и благочиние. Кроме того он немало потрудился в Тамбове для сокращения местного раскола и сектанства. Весьма внимательно следил преосвящ. Макарий и за духовными учебными заведениями Тамбовской епархии. Не прекратил он и своей научной деятельности, продолжая работать над своими сочинениями ("История Русской Церкви"), выступать со статьями в журналах.
18 апреля 1859 г. преосвящ. Макарий назначен епископом Харьковским и Ахтырским.
Харьковская епархия к моменту его назначения была сравнительно благоустроенной, поэтому еп. Макарию оставалось только поддерживать ее в таком же состоянии.
В первые годы управления епархией преосвящ. Макарий много уделял внимания улучшению и совершенствованию делопроизводства в епархии, которое до него было порядком запущено и добился положительных результатов.
После приведения в порядок епархиального управления одной из главных забот преосвящ. Макария было церковное благочиние. Он строго следил за тем, чтобы богослужение во всей епархии совершалось согласно с церковным уставом и чтобы духовенство неуклонно исполняло все канонические постановления относительно богослужения. Одновременно он принимал все меры к тому, чтобы церковные службы в его епархии отправлялись благолепно, благоговейно и, по возможности, торжественно. Заботился преосвященный и о том, чтобы духовенство в его епархии было грамотным и священнические места занимали лица либо с семинарским образованием, либо достигшие церковных познаний путем самообразования. По его инициативе в Харькове была создана общая церковная библиотека, услугами которой могло пользоваться все харьковское и все приезжающее духовенство, а также и светские лица. Внимательно относился Макарий к нуждам духовенства и членам его семейств, оказывая им всевозможную помощь. Среди же паствы своей всячески поддерживал дух религиозного настроения, дух благочестия. С целью увеличения этого чувства он много уделял внимания благолепию храмов и восстановил в Харьковской епархии несколько крестных ходов, ранее существовавших, но со временем забытых.
В 1867 г. при деятельном участии еп. Макария был открыт в Харьковской епархии новый мужской монастырь в с. Рясном во имя св. великомуч. Дм. Солунского.
Важное значение придавал преосвящ. Макарий школам в деле христианского просвещения народа. Он сам следил за направлением преподавания в открытых школах и принимал все меры к утверждению церковного духа в них. Благодаря тем усилиям, которые предпринимал еп. Макарий, число народных училищ в Харьковской епархии увеличилось за время его управления в 4 раза и составляло к началу 1869 г. - 405 училищ.
Много трудился преосвященный над искоренением в епархии раскола и сектанства, но больших успехов в этой области он не достиг.
Для ближайшего и непосредственного знакомства с пастырской деятельностью епархиального духовенства и с религиозно-нравственным состоянием харьковской паствы еп. Макарий в течение года несколько раз путешествовал по епархии, при этом был внимателен ко всему до мельчайших подробностей. Продолжительность каждой поездки иногда доходила до 14 дней.
Харьковская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось в 1867 г. 777 церквей. Вс. тяжесть управления такой обширной епархией еп. Макарий нес один. И только в 1866 г. ему был дан в помощь викарий.
Под неослабным вниманием еп. Макария находились учебные заведения Харьковской епархии, к которым относились: семинария, три низших мужских училища (Харьковское, Ахтырское и Купянское) и одно женское училище девиц духовного звания. Его заботами в указанных школах был водворен порядок.
Большое внимание уделял еп. Макарий делу улучшения материального положения воспитателей и воспитанников учебных заведений. Изыскивая местные источники дохода, он 1 марта 1866 г. обратился ко всем церквям своей епархии, призывая их отчислять незначительную часть своих доходов на улучшение благосостояния духовных учебных заведений. Это обращение не было бесплодным, все церкви откликнулись на его призыв и намеченные мероприятия по улучшению благосостояния были осуществлены. Сам еп. Макарий ежегодно жертвовал из своих собственных средств по 300 рублей на духовно-учебные заведения.
Вместе с тем, преосвящ. Макарий не бросил в Харькове и научно-литературной деятельности. Он просматривал и дополнял свои прежние труды и писал новые по русской церковной истории, небольшие статьи и исследования. Преосвященный состоял главным сотрудником журнала "Духовный вестник".
Весьма видное место в харьковский период жизни еп. Макария составляют его проповеди. Сохранилось 64 проповеди, произнесенные им в Харькове. Отличительной особенностью харьковских проповедей является их современность, они как бы давали хронологию важнейших вопросов выдвигавшихся в этот период обществом. Важно отметить, что еп. Макарий приветствовал отмену крепостного права в 1861 г. и введение земских учреждений в 1865 г.
В Харькове еп. Макарий выполнял ряд поручений своего высшего начальства духовного, а также и светского. Так ему было поручено дать свой отзыв о работе Комитета 1860 г. по преобразованию духовно-учебных заведений; по поручению Св. Синода он рассматривал и давал свои отзывы на сочинения разных авторов; по просьбе Министерства народного образования он давал свой отзыв на проекты уставов для университетов и средних светских учебных заведений.
В личной своей жизни еп. Макарий любил уединение, любил наслаждаться природой, поэтому он ежегодно посещал Харьковский Святогорский монастырь, который кроме своей святости и древности отличался прекрасным месторасположением.
Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.
Учитывая заслуги преосвящ. Макария, Св. Синод неоднократно изъявлял признательность ему за разные частные услуги.
8 апреля 1862 г. он был возведен во архиепископа, 4 апреля 1865 г. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени большого креста, а 16 апреля 1867 г. - орденом св. Александра Невского.
20 июля 1868 г. архиеп. Макарий был вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде. 8 сентября 1868 г. он в последний раз совершал божественную литургию в Харьковском Покровском монастыре. В конце литургии он произнес прощальную речь ко всей харьковской пастве, наставляя ее быть твердой и непоколебимой в истинах веры, надежды и любви христианской.
Через два месяца после прибытия в Петербург 23 ноября 1868 г. архиеп. Макарий был назначен совершать погребение почившего Литовского митр. Иосифа (Семашко). А 10 декабря 1868 г. последовало назначение преосвящ. Макария архиепископом Литовским и Виленским.
Эта епархия была сравнительно молодой православной епархией и нуждалась в твердом и опытном руководстве.
При управлении Литовской епархией архиеп. Макарий следовал тем началам, которых он держался раньше в Харькове. За время управления его этой епархией было построено, отремонтировано и освящено 293 церкви. В Литве он был не один. Ему помогали викарные епископы. Сам он по епархии путешествовал теперь редко, в основном в летние месяцы, когда жил в Вильно. Все остальное время по званию присутствующего в Св. Синоде, он находился в Петербурге.
В период управления Литовской епархией архиеп. Макарий принимал большое участие в делах высшего управления Русской Церковью. При его участии и иногда под его руководством решались важные вопросы по церковному управлению и благоустройству. Он возглавлял комитет по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры и комитет по преобразованию судебной части в духовном ведомстве.
В 1874 и 1875 гг. архиеп. Макарий производил обозрение существовавших тогда 4-х духовных академий. Все это требовало много труда и времени. Он выполнял и ряд других поручений Св. Синода, например, исправлял перевод Св. Писания, составлял ответы Св. Синода на запросы по важным богословским вопросам, с которыми обращались единоверные нам церкви Востока.
Несмотря на большую загруженность работой, не прекращал архиеп. Макарий и своего любимого дела - литературной деятельности. Им были закончены еще 3 тома его труда по русской церковной истории.
Не оставлял он и своей проповеднической деятельности. При каждом посещении Вильно он выступал с церковной кафедры с живым словом назидания. Сохранилось 27 его слов и речей, остальные не были записаны. Проповеди литовского периода имели направление к уяснению понятия о православии, существе его, ревности по православию.
Такова была деятельность литовского периода жизни архиеп. Макария.
8 апреля 1879 г. архиеп. Макарий был возведен в сан митрополита Московского. Вступив на кафедру Московской митрополии, преосвящ. Макарий в первую очередь занялся наведением порядка в московских церквах и среди духовенства. Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства. В своих поступках и действиях в отношении духовенства он соблюдал полное беспристрастие и справедливость. Такое постоянное требование соблюдения справедливости и законности вызывало неудовольствие со стороны некоторых лиц.
Но и опять, несмотря на чрезвычайную напряженность и нервозность работы в Московской митрополии, митр. Макарий продолжал трудиться над своей "Историей Русской Церкви". Здесь были закончены еще три тома его капитального труда, т. е. X, XI и XII и начат XIII, который закончить ему уже не удалось.
Из этого период жизни его сохранилось 24 проповеди, которые были напечатаны отдельной книгой.
Таким образом, проследив всю жизнь Московского митрополита Макария, можно сказать, что это был грамотнейший человек своего времени, неутомимый труженик, принесший за свою жизнь большую пользу обществу.
Скончался митр. Макарий 9 июня 1882 г. Утром в этот день он чувствовал себя нормально, принимал посетителей. К 12 часам дня ему стало плохо, а в 12 ночи душа его тихо отошла ко Господу.
После кончины тело почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, а оттуда после заупокойной литургии - в Троице-Сергиеву Лавру.
Так закончилась замечательная жизнь Московского митрополита Макария.

Труды:
История Русской Церкви. 12 томов. СПб, 1883.
Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913.
Православно-догматическое богословие в 2-х томах. СПб, 1895.
Введение в православное богословие. СПб, 1913.
История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб, 1868.
Слова и речи, произнесенные в 1841-1868 гг. СПб, 1891.
Слова и речи, произнесенные в 1869-1878 гг. СПб, 1890.
Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879-1882 гг. СПб, 1890.
История русского раскола. СПб, 1889.

Литература:
Демидов В. Макарий, митр. Московский и Коломенский. Его жизнь и деятельность. СПб, 1879.
Добромыслов В. Макарий Булгаков, митр. Московский как расколовед, в 2-х частях. Рязань, 1900.
Извеков Н. Д. Истор. очерк состояния правосл. церкви в Лит. еп. за время с 1839-1889 гг.
Его же О деятельности митр. Макария по управлению Литовской еп. (Христ. чтен., 1898, январь, февраль).
Никанор, архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 253, 268, 269, 322.
Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Киев, 1895.
Костров М. 12-й том истории митр. Макария в полемике с расколом, 1912.
Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 г.
Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 21.
Булгаков, с. 1404, 1405, 1414, 1416.
Толстой Ю., ° 326.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 455.
Денисов, с. 408, 426.
Строев П., с. 550-551, 892, 966, 1013.
Юбилейный сборник, с. 122, 168, 196, 326, 438, 483, 488, 538, 542, 559, 564, 565, 580, 585, 591, 629, 636, 640, 643, 705.
Летопись Е. А., с. 807, 865.
Прав. собес., 1902, ноябрь, с. 634.
Рус. палом., 1889, ° 17, с. 205, 206, 1904, ° 15, с. 262.
Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293, 1880, январь, с. 123, 126; март, с. 629, 1881, февраль, с. 340; июнь, с. 205, 1883, июнь, с. 669-680, 1886, июнь, с. 686-687, 1888, ноябрь, с. 547, 1910, март, с. 665-679; май, с. 404-422; июль, с. 86.
Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 349, 1870, июнь, с. 22, 1875, январь, с. 143; май, с. 165-169, 1881, июль, с. 1-2, 1882, сентябрь, с. 206-207, 1884, август, с. 168-169.
Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 235.
Сам. еп. вед., 1867, ° 11, с. 195, 1868, ° 19, с. 417.
Христ. чтен., 1851, кн. 3-я, с. 257-261, 1869, III, с. 486, 1870, февраль, с. 326-328, 337, 343-344, 1872, май, с. 184; июнь, с. 207; октябрь, с. 181-275, 1873, III-IV, с. 597-657, 1874, июль-сентябрь, с. 497-500, 1875, июль-декабрь, с. 504, 1876, ноябрь-декабрь, с. 529.
Красн. архив, 1930, т. 40.
Истор. вестн., 1880, февраль, с. 431-434, 454, 1882, февраль, с. 336; март, с. 724-725; июль, с. 222, 1883, февраль, с. 292, 1884, февраль, с. 342-344, п/с. 1; июль, с. 113-114, 205; август, с. 464, 1885, март, с. 695; декабрь, с. 33, 1887, декабрь, с. 6, 1888, январь, с. 256; ноябрь, с. 8, 1889, август, с. 370, 1896, февраль, с. 181; май, с. 695; июль, с. 167, 1900, август, с. 752-753.
Известн. (?) Казан. еп., 1869, ° 1, с. 31, 32, 1870, ° 3, с. 71, 72, 1872, ° 5, с. 129, 1873, ° 16, с. 491, 1879, ° 9, с. 233, 1880, ° 11, с. 291; ° 23, с. 598, 1882, ° 13, с. 329-334; ° 17, с. 462-463, 1887, ° 22, с. 538, 541, 1912, ° 16, с. 517.
Прав. обозрен., 1864, январь-апрель, с. 100, 228-230, 1866, ноябрь, с. 140, 1867, май, с. 63, 64, 1868, январь, с. 38; ноябрь, с. 140-141, 1870, январь, с. 14, 15, 18, 19; декабрь, с. 391, 392, 1871, январь-декабрь, с. 450, 1873, январь-декабрь, с. 65, 277, 1878, май-август, с. 385, 1879, сентябрь-декабрь, с. 39-43, 417-419, 355-357, 566, 567, 613-615, 626-628, 1880, май-август, с. 186-191, 465-467, 668-671; сентябрь-декабрь, с. 3-7, 1881, май-август, с. 182-186, 785, 772, 1882, январь-апрель, с. 403, 801, 802, 1888, май-август, с. 3-39, 1889, сентябрь-декабрь, с. 202-210, 1890, сентябрь-декабрь, с. 781, 782, 1891, май-август, с. 1-96.
Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 234, 237, 313, 373, 378, 379, 385-389 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1898, кн. 1-я, с. 308, 309 (Письма В. В. Гречулевича к архиеп. Могил. Анатолию), 1900, кн. 2-я, ° 7, с. 341 п/с. 6; кн. 3-я, ° 10, с. 237, 1904, кн. 1-я, ° 2, с. 299; кн. 2-я, ° 6, с. 231, 1910, ° 2, с. 312.
Моск. церк. вед., 1882, ° 24-29.
Лит. еп. вед., 1876, ° 2.
БЭС, т. II, с. 1528, 1546, 1547, 1602, 2145, 2272.
БЭЮ, т. 4, с. 43.
ЭС, т. XVIII (кн. 35), с. 397, 398.
Н. Д., с. 15, 62, 68, 71, 75.

Яндекс.Метрика

На главную страницу