Российская газета, 8 сентября 2000 г.
Худой гражданин царства земного и для Небесного не
годен
Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий отвечает на вопросы
"Российской газеты".
- Владыко, как вы оцениваете итоги прошедшего Архиерейского
Собора?
- Еще задолго до начала его работы многим казалось, что от
Архиерейского юбилейного Собора трудно будет ожидать глобальных для церковной
жизни решений. Но Русская православная церковь заявила о принятии именно таких
решений по самым сложным, самым наболевшим вопросам, волнующим и народ
церковный, и священноначалие.
И в этом мне видится главный итог Собора. Важно
и то, что заседания проходили в стенах возрожденного всем народом храма Христа
Спасителя, где главный престол освящен в честь Рождества Христова, 2000-летию
которого был посвящен Архиерейский Собор.
Важно, что церковь в духе братского
единомыслия, которым были благословлены все соборные деяния собравшихся в Москве
архипастырей, сказала свое слово не только о дальнейшем устройстве жизни внутри
церковной ограды, но и высказалась о перспективах своих отношений с
государством, обществом, иными религиозными организациями. При этом архиерейская
полнота Русской православной церкви не только способна, но и готова вести диалог
с миром внешним, противопоставить нападкам и выпадам взвешенность оценок и
здравую разумность. Каждое из принятых решений явно или опосредованно указывает
людям, находящимся и приходящим в церковь, ищущим совета или покровительства
церкви, путь ко спасению во Христе. Это общая и основная наша задача, которая
всегда была, есть и остается, потому что в этом состоит миссия церкви в мире.
- Как, на ваш взгляд, решения, принятые Собором, отразятся на жизни верующих
россиян?
- Православные верующие - это добрая половина граждан Российской
Федерации. И большинство из них понимает, что принятые Собором решения - это не
только показатель самосознания церковного общества, но и общества гражданского,
то есть всей России. А значит, воздействие соборных деяний никак не может быть
ограничено приходом, монастырем или епархией. Взять хотя бы вопрос о канонизации
царской семьи. Он казался острым и даже скандальным, но не стал камнем
преткновения - принято единогласное решение о прославлении государя императора и
членов его семьи в лике страстотерпцев. А разве не чудо - причисление к лику
святых более тысячи мучеников и исповедников XX века? Мы еще не осознали всю
невиданную мощь столь величайшего прославления, какового еще не бывало в истории
Русской и других поместных православных церквей. Это прославление безусловно
окажет величайшее духовное воздействие и на общественное бытие, и на жизнь
каждой семьи, и на мироощущение всякой души православной, и на будущие поколения
наших сограждан.
А разве не является угрозой церкви влияние секулярных
течений, движений, которые пытаются, я бы сказал, поработить верующих? А что
такое церковь? Это общество верующих людей. Многие сейчас стремятся овладеть
душами, увести их, как говорится, "в страну далече". Основная задача церкви как
раз в том, чтобы сохранить это стадо Христово, указать или напомнить путь
покаяния, путь к Царству Божию. Что и было сделано на Соборе.
На Соборе, как
вы знаете, были приняты Основы социальной концепции, обращение к Президенту
России В.В. Путину с просьбой принять меры к возвращению незаконно отнятого у
церкви имущества, подтвержден статус самостоятельности и независимости
Украинской православной церкви, получившей права широкой автономии еще в 1990
году, создающий хорошие предпосылки для объединения всех православных Украины в
лоне единой церкви, была утверждена новая редакция Церковного
устава.
Особенно важной и необходимой является сегодня постановка таких
программных вопросов, как принятие социальной концепции РПЦ и обращения к
Президенту с просьбой о возврате церковной собственности. Однако здесь, мне
думается, необходима прежде всего глубокая разработка проблемы и, что очень
важно, кропотливая, каждодневная разъяснительная работа на всех уровнях. В
первую очередь это касается отдаленных епархий и приходов. Как и когда начинать
эту работу, каковы основные цели и методы, возможные трудности, узкие места...
Такая подробная детализация в разработке вопроса, на мой взгляд, необходима как
в столице, так и на периферии.
Решение вопроса о возврате того, что некогда
по праву принадлежало церкви, явится, без сомнения, поистине мудрым и
справедливым шагом со стороны государства, которое, я верю, сегодня
действительно желает помочь церкви. В свою очередь и у самой церкви есть
естественное и объяснимое желание восстановить историческую справедливость. Но
для того, чтобы наши общие намерения не остались на бумаге, а воплотились в
конкретные шаги и дела, необходима серьезная правовая основа, законодательные
механизмы. Иначе усилия не принесут желаемого результата и останутся лишь
декларацией. Нужна выработка единого мнения, мировоззренческой позиции, я бы
сказал, даже единой философии по этому вопросу. Главное, чтобы все решения
осуществлялись по четкой правовой схеме и в строго очерченном правовом поле.
Благо, что эту возможность нам дают и Конституция, и соборные акты. Вполне
очевидно, что в этом заинтересованы все: и церковь, и общество.
Решения
Архиерейского Собора и есть попытка церкви ответить соборным разумом на вопросы,
волнующие современное общество, на которые церковь пока только ищет ответ. Это и
отношение церкви к семье и браку, к социальному служению, к действиям,
устанавливающим контроль за жизнью личности, к праву христианина сопротивляться
власти, нарушающей установления и заповеди Божии. Впервые взаимодействие с
государственной властью, различными светскими объединениями, внецерковными СМИ
нашло структурированную соборную формулировку. Причем структурно настолько
объемную, что она требует внимательного и неторопливого рассмотрения. Хотя со
многими из принятых положений нельзя согласиться безоговорочно, все же они
свидетельствуют об осознании церковью своей ответственности перед Богом,
личностью, обществом и историей на совершенно ином, чем три года назад, уровне.
Действенность церковного делания нельзя оценивать только количеством
взметнувшихся в небо церковных куполов, а реальным служением церкви народу
российскому, уставшему от непосильного бремени, и устроением его жизни на
началах христианской нравственности, укорененных в Евангелии и идеалах Святой
Руси.
- Не могли бы вы рассказать о деятельности Фонда имени митрополита
Макария, который вы возглавляете?
- В 1995 г. был возрожден фонд по премиям
памяти митрополита Московского Макария (Булгакова), учрежденный Русской
православной церковью, правительством Москвы и Российской академией наук.
Макариевская премия начиная с 1882 г. и до драматических событий 1917 г.
оставалась одной из самых престижных и известных премий России и многих других
стран. Она вручалась не только богословам, но и ученым за выдающиеся достижения
в самых различных областях знаний и наук.
В 1867 г. после обращения
митрополита Макария государь император высочайше утвердил Главные положения для
присуждения Императорской академией наук и Святейшим Синодом Макариевских премий
по академическим светским и богословским наукам.
После кончины митрополита
Макария в 1882 г. последнее присуждение премий от имени академии наук состоялось
в 1913 г., от имени Святейшего Синода - в 1917 г.
За полувековую историю
существования премий в ХIХ-ХХ вв. их получили более 120 известных российских
ученых: историки А.А. Кочубинский и Д.М. Петрушевский, военные теоретики А.
Редигер и Г. В. Форстен, филологи А.В. Экземплярский и М.И. Михельсон (автор
многих словарей русского языка и литературы), краеведы Л.В. Щерба и И.С.
Бердников, геологи С.О. Макаров (за исследование Средиземного моря и Тихого
океана) и И.В. Мушкетов (геологические описания Туркестана), известные классики
отечественной науки В.В. Докучаев (автор труда "Русский чернозем") и Н.И.
Билибин (за математический курс тригонометрии), священномученик Иларион
(Троицкий) и священник Павел Флоренский. Премиями были отмечены труды по русской
и всеобщей истории и этнографии, истории права и вероисповеданий, психологии,
химии, богословским наукам и искусствоведению, а также лучшие учебники и учебные
пособия.
В 1994-1995 гг. по инициативе Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II совместно с Российской академией наук и правительством
Москвы были созданы Фонд по премиям памяти митрополита Макария и комитет фонда,
которые взяли на себя подготовку и организацию присуждения премий в 1997 и 1999
гг., в результате чего 27 лауреатов были награждены премиями.
В 1999 г.
состоялось второе присуждение премий памяти митрополита Макария. Прибавилась
новая номинация - "История России", заметно возрос интерес научной
общественности к конкурсу и авторитет премий. К конкурсу были допущены 95 работ,
в результате 13 лауреатов получили премиальные награды. С публикациями
премированных работ был издан особый номер научного журнала "Исторический
вестник", который издается под нашим началом совместно с Историко-правовой
комиссией, также мною возглавляемой.
Признанием общественно-церковной
значимости современной Макариевской премии стало выведение ее из-под
налогообложения Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина.
В начале
2000 года решением Совета учредителей Макариевский фонд был реорганизован с
целью активизировать развитие отечественной гуманитарной науки, как церковной,
так и светской. Мне было поручено возглавить фонд с тем, чтобы закрепить
основные цели возрожденной Макариевской премии: оказание материальной поддержки
ученым-историкам, особенно молодым, стимулирование исследовательской
деятельности по истории России, истории православной церкви и истории Москвы,
которая существенно обогащает науку, внося в нее новые факты, наблюдения и
воззрения, консолидацию научных интересов светской и церковной интеллигенции в
восполнении пробелов гуманитарного знания.
Сегодня, по итогам полугода своего
обновленного существования, фонд представляет одну из немногих научных структур,
которая объединила в себе интересы как академической, так и церковной науки. В
настоящее время к фонду обращены взоры российской и столичной интеллигенции:
прежде всего это ученые из институтов российской и всеобщей истории, МГУ и
других российских университетов, духовных школ Русской православной церкви.
В
настоящее время собственными силами отремонтировано помещение фонда (Москва, ул.
Нижняя Сыромятническая, д. 10а, 3-й этаж), идет прием конкурсных работ на премию
2001 года и по нашему предложению Святейшим Патриархом принято решение об
учреждении ежегодных Макариевских стипендий для лучших учащихся православных
духовных академий в целях повышения интереса к изучению истории России и Русской
православной церкви и побуждения к самостоятельным исследованиям в этой области.
Это одна из совместных общественных научных акций, которые проводит Макариевский
фонд и Историко-правовая комиссия Русской православной церкви.
- Уточните,
пожалуйста, Владыко: Историко-правовая комиссия - еще одно из направлений в
вашей деятельности?
- Да, действительно. Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II подписал указ об образовании общецерковной постоянно действующей
Историко-правовой комиссии и назначил меня ее председателем. Это очень
ответственное назначение, которое, безусловно, основывается на имеющемся опыте
по исторической проблематике и станет естественным продолжением в области
исторического наследия и его правового обеспечения сегодня. Это и проведенные
научные конференции, и издание научного журнала "Исторический вестник", и
подготовка выставок.
- Что бы вы пожелали читателям "Российской газеты"?
-
Русская православная церковь не отделяет себя от народа. Она всегда вместе с ним
переживала все горести и скорби смутных времен, революции, безвластия, поспешные
реформы и перевороты.
В самые трудные переломные моменты отечественной
истории лишь вера, единство, соборность были той спасительной силой, которая
выводила и освобождала от, казалось бы, неминуемой гибели. Однако в потоке
повседневных конкретных дел и проблем мы, увы, как правило, разобщены, не можем
договориться друг с другом в мелочах, не находим общего языка в простых и
разрешимых вопросах. Обиды и амбиции каждого мешают общему делу. Каждый
закрывается по своим квартирам, растлевая, обесценивая и растаскивая то общее,
благое, высокое, что составляет гордость нации, ее духовную основу.
Чтобы
этого не происходило, необходимо жестко и беспристрастно посмотреть на себя и
попытаться изменить в себе мелкое недостойное, то, что мешает активной
гражданской позиции, сотрудничеству в созидании новой великой России.
Дела
наши по обустройству Отечества связаны неразрывно и с нашим духовным деланием.
По словам святителя Московского Филарета (Дроздова), "худой гражданин царства
земного и для Небесного не годен".
|