Возврат на главную страницу 
    К ПОРТРЕТУ КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА
    (22-23 ноября 1991)

    Организатор: Исследовательский центр "Русская социология"

            160-летний юбилей и 100-летие со дня смерти глубоко оригинального философа, социолога, историка и писателя Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) напомнили нашему истерзанному житейскими невзгодами, политическими передрягами обществу беспощадные и пророческие суждения мыслителя. Научный семинар, посвященный его творчеству, привлек немало людей, интересующихся его личностью и наследием. Перед собравшимися выступили авторы книг о Леонтьеве, подготовленных к печати: А. А. Корольков с докладом «Преждевременный мыслитель» и А. Ф. Сивак с докладом «Всадник русского апокалипсиса: суды и откровения Константина Леонтьева».
            Преждевременность К. Н. Леонтьева, по убеждению А. А. Королькова, состояла в том, что многие его пророчества и предвидения оказались не услышанными ни его современника-ми, ни последующими поколениями, не понятыми властителями дум тогдашней России. Корольков стремился раскрыть актуальность идей русского мыслителя, прозревающего тенденции развития культур, наций, государства. С его точки зрения, Леонтьев - предтеча философской критики цивилизации и массовой культуры; он открыл факт цикличного развития культур и этносов, предсказал гибель европейской культуры, переход к эпохе господства «среднего европейца» (термин Леонтьева); он - один из основателей системного подхода, социальной психологии, философии истории, экзистенциализма, политологии, современной социологии.
            По мнению А. Ф. Сивака (с текстом его выступления можно ознакомиться в «Литературной газете» от 20 февраля 1991 г.), Леонтьев был всеми дружно проклят за то, что в своих откровениях «сорвал все печати с книги Русской истории», все маски, дотоле скрывавшие подлинный ее облик. Леонтьев вынес суровый приговор отечественной действительности: русскому народу, не способному к самостоятельному творческому созиданию и находящемуся в грустной безысходности; национализму, ведущему к полному обособлению: Россия никогда не была славянской страной, это сплав начал Запада и Востока, синтез, идущий от Византии и православия; русский национальный интерес возможен только вне национализма на почве государственной централизации); русским либералам, демократам и славянофилам, которые не ведают, куда они зовут Россию, уничтожают вековой уклад русской жизни, желая провести «европейские» реформы; русскому консерватизму, искавшему опору исключительно в официальных структурах и потому также не способному остановить обветшание и разрушение России.
                    Иначе обрисовал образ Леонтьева священник Георгий Митрофанов. В его представлении, драма мыслителя — это переход от барства, натурализма, эпикурейства, составляющего суть идеала цивилизованного язычника, к «безыскусной в своем требовании полного личностного самоотвержения стезе иноческого служения, в которой русский православный народ видел воплощение полноты своего церковного идеала». Леонтьев искал прежде всего подлинные церковные начала современной ему жизни и культуры, т. е. начала, связанные с учением Христа, апостолов и святых отцов церкви. Без этих начал невозможна ни настоящая любовь, ни добродетель. Любовь невозможна без страха и смирения перед Богом. Призыв Леонтьева «утверждать жизнью идеал православного благочестия» был отвергнут его современниками - Вл. Соловьевым, С. Н. Трубецким и другими - как имморальный.
            «Сбывшимся пророчеством» назвал К. Г. Исупов размышления Леонтьева о скором приходе Антихриста на  русскую землю, торжестве дьявола в обезбоженной жизни. Путь к утверждению Антихриста - прежде всего равенство, свобода, демократия, разрушающие прочные основы государственности, церковного православия, сословности. Леонтьев обосновывает онтологический статус зла, появление Антихриста во времена социализма.
            Интересные результаты своих раздумий о Леонтьеве представили студенты философского факультета Московского университета А. П. Козырев, Ю. И. Балушкин, Н. А. Шестаков, А. В. Фирсов. А. Козырев обрисовал облик Леонтьева в «зеркалах» наследников, прежде всего представителей русского Ренессанса, которым по духу Леонтьев был очень близок. Вместе с тем именно в ту пору возникли разнообразные мифологемы об эстетизме и аморализме Леонтьева, о том, что он являет собой «лабиринт без выхода» и др. Пытаясь понять Леонтьева, русский Ренессанс занялся оправданием его и породил маски, скрывающие истинное лицо этого мыслителя.  Ю. Балушкин посвятил свое выступление «антиномической эстетике» Леонтьева. Мучительная и в то же время вдохновляющая антиномия - «нужно отречься от мира ради спасения души, но все же нет ничего прекраснее земной жизни» - характерна не только для Леонтьева, но и вообще для русского человека. А. Фирсов проанализировал воззрения Леонтьева о роли византизма в русской истории: Россия прочно привязана к Византии, органически срослась с ней. Н. Шестаков подчеркнул связь миросозерцания Леонтьева с традициями Нового Афона.
            О значении и понятии формы в эстетике Леонтьева, о спасении через красоту, о том, что прекрасное есть «драпированная истина» (по словам мыслителя), говорилось в выступлении А. А. Лазуко. А. А. Троянов представил доклад французской исследовательницы Дени Савелли (пер. Р. Вильдановой) о соотношении стиля, языка произведений Леонтьева с его идеей о деспотизме, тягой к сильному государству и безотчетной вере. По мнению Д. Савелли, слепая вера и тоталитаризм Леонтьева неизбежно приходят в противоречие с принципом индивидуальности.
            Леонтьев предвосхитил многие научные направления XX в. Исследования Л. Н. Гумилева показывают, насколько глубоко, хотя и интуитивно, Леонтьев обнаружил закономерный ход истории на основе цикличности, организации и самоорганизации этнокультурных систем. Он искал всеобщие законы развития и разложения обществ, которые позже были открыты Л. Н. Гумилевым: это законы этногенеза. Выводы о преемственности воззрений обоих мыслителей были сделаны в докладе В. А. Мичурина.
            Наследие К. Н. Леонтьева, по мнению В. В. Козловского, оказалось наиболее значимым в евразийском движении, возникшем в 20-х годах нашего века в среде русского зарубежья. Его идеи проявились в трудах кн. С. Н. Трубецкого (о туранском элементе в русской истории и самобытности русской культуры как неевропейской), П. Н. Савицкого (об органическом характере личности, культуры, веры). И. А. Савкин сопоставил произведения Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» и Л. П. Карсавина «Европа и Россия» на основе некоторых идей Леонтьева. Своеобразие политического консерватизма русского мыслителя показал в своем выступлении В. А. Ковалев. Леонтьева нельзя, считать реакционером-охранителем в обыденном смысле слова; он беспокоился о расцвете культуры и могуществе России.

    В.В. Козловский



    Created by Daniel Tsygankov, 1997.