У Симбирска появился небесный покровитель. Это событие, которое архиепископ Ульяновский и Мелекесский Прокл на вчерашней пресс-конференции назвал особым в истории города, стало итогом семилетней работы Ульяновских священнослужителей. Мощи блаженного Андрея были обретены в 1991 году при раскопках на бывшем Покровском кладбище. Сбором материалов по канонизации отца Андрея занялся тогда же член епархиального совета протодиакон Алексий Скала. Обобщенные материалы вошли в книгу, в которой рассказывается о деяниях Юродивого Андрея Ильича Огородникова. Родился он в 1763 году в семье бедного симбирского мещанина и прожил 78 лет. Его дар предвидения и способность исцелять самые тяжелые недуги были настолько очевидны, что сам Серафим Саровский посылал страждущих к нему. Подготовленный том материалов 25 февраля того года Владыка Прокл представил председателю Синодальной Комиссии, а через месяц и два дня - срок беспрецедентно короткий - был получен ответ, разрешающий провести канонизацию блаженного Андрея. Церемония назначена на 2-4 июня нынешнего года. 2 июня пройдет заупокойная всенощная по блаженному. 3 июня, кроме заупокойной, состоится крестный ход: мощи отца Андрея перенесут в храм Всех Святых. 4 июня в Ульяновск съедутся гости из других православных епархий, чтобы прославить святого Симбирска. Владыка Прокл также намерен просить Патриарха о внесении в обще календарные святцы двух дней: 10 декабря - дня кончины блаженного и 3 июня, когда будут обретены его мощи. Символично, что первый симбирский святой будет канонизирован в канун 350-летия города. "Возможно, по молитвам блаженного Андрея у нас начнутся изменения к лучшему", - высказал надежду Владыка Прокл. Е. Фадеева Работа по причислению нашего земляка Блаженного Андрея (Огородникова) к лику местночтимых святых велась в Ульяновской епархии долгих девять лет и, наконец увенчалась успехом. Комиссии по канонизации при Священном Синоде были представлены два тома с описанием деяний приснопамятного и чудес - случаи исцелений на могиле Огородникова происходят часто. На Покровском кладбище в Ульяновске ("колючий садик") избавлялись от таких болезней как ДЦП, туберкулез и даже рак! Известен и такой факт: одна юная симбирянка вылечилась от долго мучившей ее болезни, побывав на могиле старца. После этого ее отец-педиатр, который сам не смог помочь своей дочери, решил обратиться к Богу и принял духовный сан. Алексий II не нашел препятствий причислению старца к лику святых: " Учитывая подвижническую жизнь и непрекращающееся народное почитание..." - говорится в его послании архиепископу Ульяновскому и Мелекесскому Проклу. Владыка возглавил созданную в епархии комиссию по канонизации. Сам обряд состоится со второго по четвертое июня нынешнего года в ульяновском храме Всех Святых. К этому времени будет сооружена рака для мощей юродивого, написана икона и "официальные" деяния святого. Также владыка Прокл будет ходатайствовать перед Патриархом Алексием об утверждении дней прославления нового святого - 3 июня (день обретения мощей старца) и 10 декабря (смерть Андрея Блаженного). Алексей Баранов. Церемония прославления святого, решение о канонизации которого в начале года подписал Патриарх всея Руси Алексий II, открылась во вторник, 2 июня, заупокойным всенощным бдением. Вчера же событие достигло своего апогея: тысячи православных христиан стали свидетелями обретения мощей блаженного, то есть поднятия гроба с его останками из могилы на Покровском кладбище, который затем Крестным ходом был перенесен в церковь Всех Святых. Сегодня состоится еще один Крестный ход с мощами вокруг храма, после чего останки святого Андрея поместят в раку - большой ларец, который будет установлен во Всесвятской церкви. Паломники из Чебоксарской епархии, прибывшие на празднества вместе с архиепископом Варнавой, рассказали, что торжества в честь канонизации нового святого считаются в православном мире очень значительным событием, приносящим народу милость и благословение Всевышнего. Верующие в соседней республике надеются, что скоро у них тоже появится свой святой - схимонах Вассиан, мощи которого покоятся в алатырской земле. Е. Фадеева Торжества в городе продолжались три дня. Своего апогея они достигли в среду. В 10 утра прошла последняя молитва на могиле Андрея Ильича Огородникова. После нее казаки убрали деревянный крест с места захоронения (из него планируется изготовить икону и, вложив туда частичку мощей Блаженного, передать ее в Жадовский мужской монастырь). Извлечение гроба происходило на глазах у сотен верующих. Углубились в землю на два метра - ничего. По толпе прошел шепот: может, там ничего нет?.. Наконец лопаты наткнулись на железный лист, которым был накрыт гроб старца. Могилу укрыли коврами и выставили возле караул. Паломники остались ждать вечернего переноса мощей в храм. К 16 часам у Всесвятской церкви собралось уже несколько тысяч человек. Кого здесь только не было: старушки и совсем молодые ребята, мамы с младенцами и инвалиды. Среди собравшихся - истинно верующие и просто любопытные. К ульяновцам присоединились паломники из других регионов Поволжья. Я оказалась рядом с женщинами из Пензы. Они приехали на спецавтобусе, жили несколько дней, по их словам, "у добрых людей". Бытовые неудобства не сломили их желания стать свидетелями редчайшего события. В самой церкви шло всенощное бдение, на котором Андрей Блаженный в последний раз упоминался как простой (а не святой) человек. В храме собрались все священники Симбирской епархии. Ждали приезда архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла и архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву. Владыки задерживались. Под колокольный звон архиепископ Прокл подъехал на "Волге", а через несколько минут появился архиепископ Варнава на серебристом "Мерседесе". Гость был в черной мантии - традиционной одежде странствующего священника. В церкви он облачился в шитую золотом праздничную ризу. Конечно же, небольшая церковь не смогла вместить всех желающих. И два с лишним часа тысячи людей слушали службу на улице по громкоговорящей связи. Процессия духовенства двинулась к могиле. Путь лежал через людской коридор с зажженными свечами. Небольшой гроб, обитый блестящей тканью, положили на носилки, и священники направились в церковь. Фанатичная толпа тоже попыталась туда проникнуть. В людской поток попал и ваш корреспондент. Меня оттолкнули на железные ворота ограды, и я, с дикой болью в спине, не имела возможности дышать. Сердобольные старушки помогли выбраться на свободу. В храме звучала молитва Андрею Блаженному, специально написанная по этому случаю. Архиепископ Прокл освятил икону, благословил ею верующих. У Ульяновска появился свой святой заступник. Напомним - второй в Поволжье (первым стал Серафим Саровский). А на месте бывшего захоронения люди собирали в пакеты землю с могилы юродивого. Считается, что она тоже святая. Впечатлившись событием, одни плакали, другие истово молились... Вчера утром мощи Андрея Блаженного были преложены в специальный ковчег-раку и установлены в церкви Всех Святых. Е. Ольхова Склеп укрыли коврами. Со дня кончины блаженного Андрея прошло полтора века, но симбиряне не забыли праведного старца. К его могиле на бывшем Покровском кладбище пришли тысячи человек. Рядом, во Всесвятской церкви и у кладбищенской часовни, весь день звучали молитвы о блаженном. Последний раз его поминали не как святого, а как обычного человека, раба Божия. В полдень могилу Андрея Огородникова окружили казаки. Копать пришлось под палящим солнцем и взорами многих паломников. Взмокшие от пота и волнения добровольцы сменяли друг друга. Каждый считал за честь потрудиться для святого дела. Глубина ямы уже перевалила за два метра, а гроба не было. Бабушки крестились и переживали: - А вдруг не найдут? Руководивший раскопками протодиакон Алексий Скала успокоил старушек: - Точно здесь. Сейчас железный лист покажется! Лопата лязгнула о металл. Через минуту казачок подал наверх металлический лист. Им был накрыт лаз в склеп семь лет назад, когда археологи и священнослужители отыскали считавшуюся утерянной могилу Андрея Огородникова. Экспертиза и архивные данные подтвердили, что это его мощи. Были и другие свидетельства, для верующих куда более важные - на могилке происходили многие чудеса. Люди, обратившись в молитвах к блаженному Андрею, находили здесь исцеление, помощь в делах. Разрытую могилу укрыли коврами и выставили казачий караул. Люди же не расходились - остались ждать до вечера, чтобы не пропустить радостную минуту обретения мощей. - Есть чему радоваться! - обернулась к нам женщина в монашеском одеянии. - Такой праздник! Первого святого на симбирской земле прославляем. Заступника нашего! Пока был жив блаженный Андреюшка, ни один пожар не тронул Симбирск. Сам преподобный Серафим Саровский нашего Андреюшку за великого угодника Божия почитал. Говорил, что Андрей Ильич куда лучше его. Теперь наш город вновь под небесной защитой будет! Хоть и канонизирован блаженный Андрей как местночтимый святой, почитают его отнюдь не только в нашей области. На торжество к архиепископу Ульяновскому и Мелекесскому Проклу прибыли гости из других епархий. - Ой! Сколько батюшек! - воскликнул малыш, пристроившийся на плечах у папы. Крестный ход двинулся под колокольный звон. Как только процессия приблизилась к могиле блаженного Андрея, на часовню сел голубь. - Добрый знак! - прошел шепоток в толпе. Вокруг могилки было не протолкнуться. Самые находчивые и шустрые оседлали деревья и фонарные столбы. Обитый золотистой материей гроб оказался на удивление маленьким. Густо запахло ладаном и еще чем-то приятным. - Как духами! - удивилась поднятая папой вверх девочка. - Радуйся, блаженный Андреюшка! - нараспев запричитала старушка с клюкой. Верующие бросились к могилке. Каждый норовил взять себе хоть горсточку земли: " Она тоже святая!". Гробик бережно положили на резные носилки. Священнослужители подняли их на плечи. В толпе вспыхнули огоньки свечей, и процессия с пением двинулась к храму. Там владыка Прокл освятил икону новоявленного святого и благословил ею верующих. Хор запел тропарь блаженному Андрею: - Святой Андрей, моли Бога за нас! Поздно вечером, после обряда прославления, священнослужители переложили мощи в специально изготовленную раку. Сегодня торжества в честь канонизации святого Андрея будут продолжены. Григорий Тельнов. В торжествах вместе с архиепископом Ульяновским и Мелекесским Проклом приняли участие архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Вновь обретенные мощи извлекли из могилы и поместили во Всесвятскую церковь. Там был совершен обряд прославления. Теперь блаженного Андрея, которого уже два века почитают верующие симбиряне, следует поминать так: " Андрей, Христа ради юродивый, Симбирский чудотворец". За три последних дня к мощам святого приложилось более восьми тысяч человек. "Симбирские губернские ведомости" Андрея Ильича Огородникова - блаженного симбирского юродивого - народ почитал еще при жизни. Велика была помощь его, сам Серафим Саровский, по свидетельствам, отправлял приходящих к нему симбирян к Блаженному Андрею: " ... у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич ". После смерти старца на его могиле на элитном кладбище, где хоронили только состоятельных дворян, на народные пожертвования была возведена величественная чугунная часовня с золочеными маковками. Ее разрушили в 30-е годы... В 991 году во время археологических раскопок на кладбище бывшего Покровского монастыря была обнаружена оскверненная могила Андрея Ильича. Семь долгих лет неустанных трудов понадобилось, чтобы по благословению Святейшего Патриарха канонизация блаженного Андрея и причисление его к лику Святых состоялись. В 1991 году были получены первые сведения о чудесных исцелениях и помощи на могиле блаженного, подготовлена историческая справка в комиссию по канонизации при Священном Синоде. В 1995 году рядом с могилой божьего человека возводится часовня, в феврале к рассмотрению принято два тома материалов, собранных об Андрее Блаженном. Все эти годы не зарастала народная дорога к простой могиле Андрея Ильича, с деревянным крестом, отполированным прикосновениями приходящих с поклоном и молящих об исцелении души и тела людей. "Люди до сегодняшнего дня посещают место его упокоения и получают просимое" (архиепископ Ульяновский и Мелекесский Прокл). Весной 1998 года Ульяновским епархиальным советом во главе с владыкой Проклом принято решение о переносе мощей блаженного Андрея в храм Всех Святых. Многолетний труд, который возглавлял отец Алексий, увенчался успехом. В день перенесения святых мощей около Всесвятской церкви собрались тысячи православных... 2 июня т.г. во Всесвятском храме началось всенощное бдение по приснопамятному блаженному Андрею... 3 июня. Утром была отслужена поминальная литургия, затем на могиле блаженного старца прошла последняя панихида. Крестный ход к могиле симбирского святого, в котором участвовали высокие церковные чины во главе с архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, собрал тысячи православных горожан и гостей. Кульминацией церемонии стало обретение святых мощей. Люди плакали, молились, взывали..., хоть на протянутую руку старались быть ближе к могиле. Казачье оцепление с трудом сдерживало напор жаждущего святой милости народа. Парчово-золотистый гроб со святыми мощами подняли и установили на носилки. Обретение честных мощей блаженного Андрея состоялось. Торжественное и волнующее событие. Кто-то изо всех сил попытался пробиться поближе, кто-то молился, чьи-то губы шептали мольбу о прощении. Крест и святая земля с могилы под ним, и ковер, которым было покрыто место захоронения первого симбирского святого - все вызывало трепет, и присутствовавшие прикасались ко всему очень бережно. В руках мерцали огоньки свечей, и сладко-знакомый с детства запах ладана плыл над толпой, внося в нее дух умиротворения. Крестный ход с гробом к храму во имя Всех Святых прошел спокойно и торжественно. А когда гроб заносили в церковь, многие люди, говорят, видели золотое свечение над храмом... Состоялся чин прославления Угодника Божия святого блаженного Андрея, Симбирского Христа ради юродивого, и до глубокой ночи не иссякал поток верующих, желающих поклониться святым мощам и принять помазание у святого гроба... Утро в четверг началось с праздничной литургии, за которой последовали первый молебен новопрославленному симбирскому святому и обнесение святых мощей Крестным ходом вокруг храма. После молебна мощи были помещены в раку, установленную в правом приделе церкви. Над ними - большая икона Андрея блаженного. Говорят, благословение Господне даруется народу, осуществившему торжества в честь канонизации нового святого. В Ульяновске такое событие произошло впервые за 350 лет его истории. Дай-то Бог, нашей грешной земле благополучия... Леся Севастьянова. Канонизация - причисление к лику святых - глубоко мистический акт, до конца не вмещающийся в ограниченное человеческое понимание. Состоявшееся в вечности прославление угодника Божия наконец совершается во времени - на земле. Это призвание народное, мольба о заступничестве, благодарность за предстательство, смирение перед правдой Божией. И потому праздник этот ни с чем не сравним. Небо опустилось на землю. "Малое воскресение". Исполнение самой трудной, сверхъестественной заповеди Божией: " Будьте святы, как Я свят ". Что такое юродство во Христе, наверное, толком не знает никто. Кроме тех немногих, кто решился идти по кресту - до конца. Вплоть до той черты, где кончается "человеческое". Отказаться от падшего разума, чтобы обрести "ум Христов", - что может быть страшнее и ...проще? Но что это? Талантливое "актерство", вхождение в роль, незаметно перерастающее в забвение себя? Или же добровольное, но ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ безумие? Вглядываясь в этот страшный подвиг, все больше понимаю, что понять его можно только в том случае, если сам СТАНЕШЬ пусть чуточку, но все же подобным им - "буим во Христе". Ведь известно из книжек, что "подобное познается подобным". Блаженным мы называем Андрея Ильича Огородникова. Ибо им исполнена до конца самая "небесная" заповедь блаженства : "Блаженни нищие духом". Быть может, в этом и кроется ключ к постижению тайны юродства? Праздник, 3 июня. Вокруг храма и на кладбище уже собрались тысячи симбирцев. Даже не верится, что этот город, известный как "бастион марксизма", заключает в себе столько светлых лиц! В толпе мелькают казачьи фуражки, монашеские клобуки, пестрые мордовские платочки. Кричит "порченая" девочка. Молится монах. Протодиакон Алексий Скала, ответственный за проведение праздника, кому-то устало и слегка раздраженно говорит: " Я семь лет ждал этого дня..." Инокини из Комаровки, дьякон из Сызрани, паломники из Самары - все слилось в огромное море ожидающих чуда людей! Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл и приехавший на праздник архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава начинают службу. Солнце сияет. Звучат словно ангельские голоса певчих. Церковная служба летит, как на крыльях, к своей кульминации. Начинается крестный ход. С хоругвями выходят казаки. Потом духовенство. Воинство Христово! Непобедимое, грозное для врагов! Мальчишки и фотографы повисают на деревьях, кружат над кладбищем голуби. Раздается стройное пение. Мощи святого блаженного Андрея извлекаются из земли и в раке переносятся в храм. Улицы запружены. Из окон высотных домов выглядывают непривыкшие к таким действам горожане. С нами идет блаженный Андрей, уже - святой, уже прославленный!.. Он освящает дорогу от своей могилы к храму. Рака с мощами устанавливается в правой части церкви, у алтаря. А люди уже штурмуют не большую деревянную церковь. Всем хочется побыстрее приложиться к раке с мощами святого. Но крепко держат оборону казаки и милиция. Впереди, сзади, всюду - радующиеся люди. Сколько их!.. аше время породило ругой образ толпы: озлобленной, ненавидящей, разобщенной. Требующей или законной зарплаты, или незаконного разрушения всего и вся. В любом случае это образ толпы НЕБЛАГОДАТНОЙ. Но вот, оказывается, бывает и так, что люди объединяются не для того, чтобы вместе проклинать, штурмовать, неистовствовать, а радоваться, прославлять, молиться... Вскоре людское море разбилось на ручейки. Кто-то остался испытывать силы ульяновских стражей порядка. Кто-то на время отступил, начал беседу с близкими по духу людьми. А кто-то просто молился блаженному Андрею. Огляделся и я. Внимание привлекла небольшая кучка народа, сложившаяся вокруг батюшки средних лет, с обветренным сильным лицом праведника. Сразу видно - это сельский пастырь. И подход к делу у него трезвый, крестьянский. Разговор шел о сектантах, не почитающих иконы. Меня удивил ответ неизвестного батюшки. - Вот тебе, - обратился он к вопрошавшей его женщине, - принесут твою фотографию и спросят: " Ты или не ты?" - "Я самая, - ответишь - Моя фотография". Так почему же иконам не кланяться, раз на них святые изображены? Они это. Вот мы на иконы и молимся... Люди примолкли на мгновение, "переваривая" блестящий ответ. А потом затараторили, засыпая священника вопросами. Но батюшка, видимо, чтобы избежать превозношения, вырывается из толпы и уходит от нас быстрым шагом. - Откуда вы приехали? - кричу ему вслед. - Далеко, отсюда не видно ... Почему так запала мне в душу эта, в общем, обычная сценка? Наверное, потому, что она имела прямое отношение ко всему происходящему. Недавно написана икона св. блаженного Андрея. Ее создал на основании прижизненного портрета симбирский художник. Но икона принципиально отличается от портрета. Про портрет не говорят: "Это я ". Он только изображение. Икона - же - это словно "фотография" святого, так как дает нам почувствовать реальное присутствие первообраза. " Это я ",- словно бы говорит нам со своей иконы блаженный Андрей. И я впервые прикладываюсь к образу "небесного гражданина" Симбирска... Только к вечеру смог я пробиться к раке с мощами святого. Возле храма все еще стоят люди. Доносятся слова молитв. Но казаки с осознанием выполненного долга уже выстраиваются у раки с мощами блаженного. А протодиакон Алексий Скала, много сил приложивший для канонизации блаженного Андрея Ильича Огородникова, дает нам свое первое - "победное" - интервью. - Нами собраны сведения о 84 чудесных случаях у могилы блаженного Андрея. Все они задокументированы. Есть конкретные имена и фамилии, адреса людей, которые здесь исцелились. Тут весь спектр человеческих недугов: от детского церебрального паралича до глазных болезней. Но не только тела, а и души врачует наш симбирский святой!.. 25 февраля с.г. в день святителя Алексия, Московского и всея Руси чудотворца, я вместе с владыкой Проклом поехал в Москву на день Ангела Святейшего Патриарха Алексия. Мы передали документы по канонизации блаженного Андрея митрополиту Ювеналию. А уже 27 марта Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал согласие на причисление к лику местночтимых святых Симбирской епархии блаженного Андрея. Торжества по канонизации (что тоже символично) начались 2 июня, в день Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца. Нашему городу в этом году исполняется 350 лет. В последние десятилетия над Симбирском словно висело проклятие: в памяти всего мира Ульяновск ассоциируется с определенным человеком, родившимся здесь. И вот наконец-то это проклятие стерто, город обрел настоящего Небесного Покровителя! Это, конечно, для нас событие очень важное! - А городские власти как-то прореагировали на церковные торжества, связанные с канонизацией симбирского юродивого? - Никого из представителей городских властей на празднике не было. Но все же помощь нам была оказана, и немалая. Я обратился к мэру Ульяновска с письмом, где попросил решить ряд задач для того, чтобы канонизация прошла на должном уровне. Нам пошли на встречу. От патрулирования милицией и до обеспечения машинами "скорой помощи" все вопросы были решены. И это, конечно, сильно облегчило нам проведение торжества. Ведь за последние десятилетия такого скопления народа, как сегодня, в Симбирске не было. Я специально расспрашивал охранявших праздник милиционеров, было ли на их памяти что-то подобное? И все говорили, что это самое массовое мероприятие в нашем городе. Сюда в храм и на могилу блаженного пришло от шести до восьми тысяч симбирян. Интересно, что когда в 1841 году хоронили блаженного Андрея, так же, как и сегодня, собрался весь Симбирск. Его похоронили на самом главном городском кладбище, где хоронили "верхушку" общества: князей Долгоруких и Ухтомских, графов Толстых и др. Интересно, что вскоре после похорон блаженного Андрея в храме уже появилась его икона! Так сильно почитали его симбиряне... - Память о блаженном Андрее всегда жила в городе? Или были эпохи, когда это имя мало что говорило горожанам? -В годы массового атеизма место, где был похоронен блаженный, заасфальтировали, могилу сравняли с землей. Потребовалось немало усилий, чтобы найти место его захоронения. Я прочел воспоминания симбирян о том, как и где хоронили Андрея Ильича Огородникова. По этим воспоминаниям было определено примерное место его захоронения. Начались поиски. Сначала отрыли фундамент собора, возле которого была могила блаженного. А потом и обрели мощи. Было проведено исследование останков блаженного. И эксперты дали заключение, что это именно его мощи. Об этом же говорят и чудесные случаи исцелений. -Что Вы можете сказать о подвиге юродства? -В Симбирске и сейчас есть юродивые. Но если даже в том, прежнем, боголюбивом Симбирске находились люди, которые гнали и обижали блаженного Андрея, то что же говорить о сегодняшнем дне?! Сейчас юродивых просто считают помешанными... Нельзя ведь забывать, что подвиг юродства связан с ОБЛИЧЕНИЕМ наших грехов. А это не всем нравится. Нам надо научиться правильно относится к юродивым... Я нашел исповедные ведомости Спасо - Вознесенского собора, и вот что там обнаружил. Если раньше о блаженном Андрее писали: "не исповедуется по причине безумства", то позднее стали писать: "не исповедуется по причине юродства". Хотя, как известно, блаженный Андрей исповедовался. Но это была "глухая" исповедь. Священник называл грехи, а он кивал головой - так шла исповедь. А вообще он был глубоко верующим, благочестивым человеком - причащался, молился, помогал людям... В новом соборе, который строится рядом с нашим храмом, будет придел блаженного Андрея. Его мощи будут покоиться там - в ЕГО храме! - Расскажите, в каком виде были обретены мощи блаженного? - К сожалению, на этот вопрос ответить пока не могу. По правилам, установленным Церковью, сначала доклад о состоянии обретенных мощей должен быть передан правящему архиерею. И только после этого можно предать гласности все то, что мы увидели, разрыв могилу святого. Скажу лишь, что мощи есть. Пошита рубаха для блаженного, приготовлены тапочки для него, есть и рукавички, на которых, как у прп. Серафима, написано: "Св. блаженный отче Андрее, моли Бога о нас!". А облачать его будут сегодня ночью священники - клирики нашего храм. В книге "Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова" впервые напечатана докладная записка императору Александру II от 28 июля 1866 года. В ней "служка Божией Матери и Серафимов", симбирский помещик Мотовилов рассказывает о бывшем ему сонном видении. " Я видел, что будто бы я в Симбирске... И что по высочайшему повелению зовут меня к почившему в Бозе Государю Императору Николаю Павловичу в симбирский Покровский Монастырь. И я прямо пошел в маленькие покои деревянные покойного преосвященного Антония... предполагая, что Государь Император уже изволил остановиться, но мне указали за кладбищем маленький, чисто опрятный флигелек, вроде пустынной отшельнической келии, против коего, в палисаднике, прекрасно украшенном великолепными цветами, изволил сидеть Государь Император Николай Павлович. Государь изволил мне сказать: - Что это значит, Мотовилов, что при жизни моей ты сам вызывался мне служить? А теперь уже и я сам тебя зову, зову, да не дозовусь. Неужели и ты, подражаю другим, вздумал нам тоже изменить? - Нет, Ваше Величество. Но мне не говорил никто, чтоб Вы изволили меня требовать. - А,- сказал Государь, обращаясь к окружающим его, - что вы лжете на Мотовилова, будто бы он забыл меня и мой Императорский Дом, Святую Церковь и нашу святую Русскую землю? Ну, спасибо, что как раз немедленно явился. Я знал тебя и твердо верил, что не ошибаюсь в тебе. Только он произнес эти слова, как раз наискосок от этого места, возле собора Покрова Божией Матери, заколебалась земля над усыпальницей последнего нашего юродивого Андрея Ильича. И он из-под крышки чугунной памятника своего вышел, из гроба воскресший, и, творя свое обычное юродство, переваливаясь с боку на бок, в своей пестро-красной рубашке и произнося обычные слова: "А-а-а", стал подходить прямо к Его Императорскому Величеству *. А Государь, изволивши встать и, сложивши три перста первых правой руки православно-христианским сложением перстов и перекрестившись правильно, а не горстью, обычному некоторых примеру, изволил сказать: " Ну, слава Богу, эти двое (значит, и меня в числе Христа ради юродивых считая) ныне во всем помогут". Вот и исполнилось предсказание. У народа российского, у Русской Церкви, у града Симбирска появился новый святой, который во всем поможет. Надо только, перекрестившись правильно, с верой произнести: " Святой блаженный Андрей, моли Бога о нас!" Антон Жоголев. Содержание книги: |