Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви

Исторический вестник, №9-10, 2000 г.

http://www.intercon.ru/~vle/public/istor_vest/2000/9-10/1_23.htm

Тот же (ай-яй-яй!) текст в эл. ж-ле "Мир истории", №3, 2000 г.

http://www.tellur.ru/~historia/archive/03-00/yuvenaliy.htm

Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это — передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Духовным достоянием Церкви, как части ее Предания, являются подвиги святых угодников Божиих. Около 20 лет я имею непосредственное отношение к благодатному церковному деланию прославления памяти святых, о чем хочу сегодня поделиться с вами.

Подвергшаяся в XX в. жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения на первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. В соборном сознании русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в уходящем веке.

С начала 1960-х гг. в Русской Православной Церкви был осуществлен ряд канонизационных актов. По церковной традиции святые, канонизированные в отдельных Поместных Церквах, вносятся в месяцесловы других Поместных Церквей без повторного акта канонизации.

Так, при Святейшем Патриархе Алексии I в Месяцеслов Русской Церкви были внесены имена: преподобного Иоанна Русского, исповедника, и преподобного Никодима Святогорца († 1809), канонизованных Константинопольской Церковью; прославленных Румынской Православной Церковью мученицы Филофеи († 1060), преподобного Никодима из Тисмана († 1406) и мученика Иоанна Валаха († 1662); святых Болгарской Церкви — преподобного Паисия Хилендарского (XVIII в.) и святителя Софрония Врачанского († 1813).

Русская Православная Церковь в 1970 г. совершила канонизацию святителя-миссионера Николая Японского († 1912) и внесла в свой Месяцеслов прославленного Американской Православной Церковью преподобного Германа Аляскинского.

В 1977 г. состоялась канонизация святителя-миссионера Иннокентия, митрополита Московского.

Начавшая свою деятельность в мае 1981 г. Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси подготовила канонизацию девяти подвижников Русской Православной Церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной Церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 г., начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви нового времени.

В решении Поместного Собора о канонизации святых говорится: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Церковным органом, на который постановлением Священного Синода Русской Церкви от 11 апреля 1989 г. было возложено осуществление этой деятельности, стала Синодальная комиссия по канонизации святых, на постоянной основе продолжающая осуществлять свое ответственное церковное послушание.

При образовании комиссии ее председателю были даны полномочия привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви. На основании этого в работе комиссии приняли участие лучшие научные силы Церкви. Неоценимую помощь оказывают своими консультациями и светские ученые.

Синодальной комиссией по канонизации святых подготовлены материалы, на основании которых Священноначалием (на Поместных Соборах 1988 и 1990 гг., а также на нескольких Архиерейских Соборах) был прославлен ряд угодников Божиих, среди которых особенно большим почитанием в православном народе пользуются блаженная Ксения, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Святейший Патриарх Тихон и другие новомученики и исповедники. Число состоявшихся уже, начиная с 1988 г., канонизаций (27 для общероссийского почитания), значительно превысило число канонизаций, совершенных за два столетия синодальной эпохи, включая и период царствования императора Николая II, который выделялся по сравнению со своими предшественниками на троне особым усердием к почитанию и прославлению памяти святых.

В зависимости от распространенности почитания подвижника он прославляется или как общецерковный святой, или как местночтимый (если почитание его не выходит за пределы какого-либо монастыря или епархии). В 90-е гг. была восстановлена оставленная в синодальную эпоху практика прославления святых к местному почитанию.

В подходе к канонизации местночтимых святых используются те же критерии, что и при общецерковном прославлении. Благословение причислить к лику местночтимых святых подвижника веры дает Святейший Патриарх. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке. Имена местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах. Решение об общецерковном прославлении святого принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору.

Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи.

При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остается неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви.

Священный Синод 6 июля 1989 г. утвердил разработанные методы и характер работы комиссии, а также одобрил предложение, по которому «инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерейский Собор 1989 г. утвердил это решение Синода.

В XX столетии Русская Православная Церковь принесла Богу великий сонм мучеников и исповедников, пострадавших за Христа. В настоящее время главным предметом исследований, проводимых в рамках Синодальной комиссии и образованных согласно постановлению Архиерейского Собора 1992 г. епархиальных комиссий по канонизации святых, являются материалы, связанные с житием и подвигами российских мучеников и исповедников советской эпохи, соборная канонизация которых должна состояться на предстоящем юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа 2000 г. Общецерковное прославление собора новомучеников и исповедников, известных поименно и тех, чьи имена остаются неизвестными людям, но ведомы Богу, подразумевает включение в него и местнопрославленных новомучеников. К Архиерейскому Собору комиссия готовит также материалы для прославления и иных угодников Божиих XX в., и более ранней эпохи, скончавшихся мирно, но своими молитвенными и аскетическими подвигами, самоотверженным архипастырским, пастырским или старческим служением явивших, как и мученики, пример свидетельства о Христе Спасителе (митрополит Макарий (Невский; 1835–1926), протоиерей Алексий Мечев (1859–1923), иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846–1928), иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866–1949), 34 преподобномученика Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697–1772), архимандрит Макарий (Глухарев; 1792–1847), священник Алексий Бортсурманский (Гнеушев; 1762–1848), игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816–1867).

Архиерейский Собор 1992 г. установил празднование собора новомучеников и исповедников Российских XX в. 25 января по ст. ст. (в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного. В принятии такого решения Собор руководствовался постановлением Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Во входящем в это постановление определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». День 25 января был избран для поминовения как день мученической кончины митрополита Киевского Владимира.

Изучая материалы о новомучениках и исповедниках, комиссия столкнулась с рядом проблем; представляется уместным остановиться на двух из них.

Одна проблема касается возможности канонизации тех пострадавших клириков и мирян, которые по разным причинам отделялись от Московской Патриархии. Изучив этот вопрос, комиссия выработала документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», одобренный Священноначалием. Суть нашего подхода к данной проблеме заключается в том, что необходимо различать, с одной стороны, расколы, возникновение которых связано с глубокими экклезиологическими заблуждениями, граничащими с ересью либо явившиеся следствием преступного властолюбия и готовности послужить орудием в руках врагов Церкви в их замыслах, направленных на разрушение церковной жизни, — такие как обновленческий, самосвятский, григорианский, с другой — разделения, связанные с деятельностью группировок так называемых «непоминающих»: участники этих оппозиционных по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию групп архиереев, клириков и мирян, разрывая общение с ним из-за несогласия с его церковно-политической линией, не разрывали общения с главой Церкви — находившимся в заточении Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром. При этом большинство таких оппозиционеров из числа архиереев уходили на покой и не делали попыток образовать иной, альтернативный церковный центр. Однако некоторые из «непоминающих» такие попытки предпринимали.

Комиссия пришла к выводу, что канонизация обновленцев, григорьевцев, самосвятов и подобных им, даже если они пострадали в годы гонений, невозможна, поскольку своими преступными действиями они поставили себя вне спасительной ограды Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Но комиссия не усмотрела канонических препятствий к прославлению тех оппозиционеров, которые, прекратив возношение имени Заместителя Местоблюстителя, оставались в молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и не делали шагов к образованию параллельного церковного центра. Сложнее обстоит вопрос о возможности канонизации оппозиционеров, не удержавшихся перед попыткой образовать или возглавить альтернативный церковный центр. Комиссии предстоит еще тщательное историко-каноническое исследование вопроса о возможности их канонизации.

Другая проблема, с которой сталкивается комиссия при рассмотрении материалов, связанных с репрессиями против клириков и мирян, заключается в том, что при ознакомлении с содержанием соответствующих документов репрессивных органов выяснилось, что на допросах и под пытками следователей некоторые из пострадавших вели себя небезупречно, подписывали протоколы допросов с самооговором или даже с именами мнимых соучастников по делу, в результате чего оговоренные лица в свою очередь тоже подвергались репрессиям.

Поскольку в святом деле прославления угодников Божиих ошибок быть не должно, в том случае, когда компрометирующий материал, содержащийся в следственных или судебных делах, нельзя безусловно отклонить как лишенный всякой достоверности, комиссия не может делать вывод об отсутствии препятствий для канонизации. Но такое решение, разумеется, не имеет окончательного характера, исключающего возможность канонизации пострадавшего клирика или мирянина в будущем. Если в ходе дальнейших исследований обнаружится явная недостоверность сведений, почерпнутых из следственных дел, воспрепятствовавших канонизации пострадавшего, вопрос о его прославлении может получить положительное решение.

Перечисленные затруднения при канонизации главным образом встречаются в связи с репрессиями 30-х гг., и в особенности 1937–1939 гг. Такой проблемы практически не возникает, если рассматриваются подвиги пострадавших от репрессий в годы гражданской войны, когда расправу над клириками чинили, не затрудняя себя приведением юридических оснований и не прибегая к фабрикации обвинительных материалов, а значит, и не принуждая арестованных давать показания на других лиц.

Заметен широкий интерес к вопросу о возможной канонизации на предстоящем Архиерейском Соборе императора Николая II и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 г. Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 г. Синодальной комиссии по канонизации святых было поручено «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи». В течение ряда лет комиссия внимательно исследовала материалы, имеющие отношение к жизни и мученической кончине Царственных страдальцев, к государственной деятельности императора Николая II. С особой тщательностью изучены были те проблемы, с которыми могли быть связаны возможные затруднения для положительного решения вопроса о прославлении Царственных мучеников в лике святых, в частности, принципиально важные моменты в государственной и церковной политике императора, взаимоотношения царской семьи с Распутиным, обстоятельства отречения царя в контексте правового устройства Российского государства.

Основную свою задачу в вопросе канонизации царской семьи комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов императорской семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация царской семьи в сонме новомучеников Российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а лишь способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации царской семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 г., вызвавший далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, так и в самой России, не говоря уже о таком, не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви, решении Русской Православной Церкви Заграницей, как включение в число канонизованных принявших вместе с царской семьей мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер.

В 1994 и 1997 гг. я докладывал членам Архиерейских Соборов об итогах изучения вышеперечисленных тем. С того времени новых проблем в изучаемом вопросе не появилось, хотя до сих пор полемика продолжается.

Комиссия пришла к выводу, что в государственной и церковной деятельности последнего Российского императора самой по себе нет оснований для его канонизации, но что христианское терпение страданий после ареста и мученическая кончина царя и членов его семьи делают возможным их прославление в лике святых страстотерпцев, подобных святым князьям Борису и Глебу, Андрею Боголюбскому, Михаилу Тверскому, царевичу Димитрию. Данное заключение получило одобрение со стороны Священного Синода и Архиерейского Собора 1997 г.

На имя Святейшего Патриарха Алексия II в Священный Синод и в Синодальную комиссию по канонизации святых поступило множество обращений с одобрением относительно прославления царственных мучеников.

В некоторых епархиях вопрос о канонизации обсуждался на епархиальных, благочиннических и приходских собраниях. На них была выражена поддержка мысли о прославлении царственных мучеников. Под некоторыми обращениями стоят подписи нескольких тысяч лиц. Среди авторов таких обращений есть и русские эмигранты, а также клирики и миряне братских Православных Церквей. Мысль о необходимости скорейшего прославления Государя и Царственных мучеников выразил ряд церковно-общественных организаций.

Особую ценность представляют публикации и обращения в Комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам.

Комиссия в своем подходе к этой теме стремится к тому, чтобы предстоящее прославление царственных мучеников не разъединяло, а объединяло людей. А для этого акт канонизации должен быть свободен от всякой политической и иной конъюнктурности. В связи с этим представляется необходимым особым образом подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает «канонизации» монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному. Деятельность главы государства невозможно изъять из политического контекста, но это не значит, что Церковь, совершая канонизацию царя или князя, что она делала и в прошлом, руководствуется политическими или идеологическими соображениями. Как имевшие место в прошлом акты канонизации монархов не носили политического характера, как бы ни трактовали эти события пристрастные недруги Церкви в своих тенденциозных оценках, так и предстоящее прославление царственных мучеников не будет иметь политического характера, ибо, прославляя святого, Церковь не преследует политических целей, которых у нее собственно и нет по природе вещей, но свидетельствует перед уже чтущим праведника народом Божиим, что канонизуемый ею подвижник действительно угодил Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим, независимо от того, какое положение он занимал в своей земной жизни: был ли из малых сих, как святой праведный Иоанн Русский, или из сильных мира сего, как святой император Юстиниан. Совершая канонизацию, Церковь выявляет его реальную святость и дает официальную санкцию на уже существующее ко времени прославления в благочестивом народе его почитание. Этими принципами и руководствуется возглавляемая мною Синодальная комиссия в своем подходе к прославлению царственных мучеников.

Соборное прославление сонма поименованных и неименуемых новомучеников и исповедников Российских бесспорно будет величайшим церковным деянием уходящего тысячелетия.