Игумен Дамаскин (Орловский)
Вместо
предисловия
Когда задумывалась книга, предполагалось, что это будет более или менее полное собрание жизнеописаний российских мучеников и подвижников благочестия, размещенных в соответствии с общепринятыми образцами — по месяцам и числам. Но это потребовало бы написания всех жизнеописаний, то есть очень долгого времени. И потому я решил помещать их по епархиям, месяцам и числам В I книге были собраны жизнеописания мучеников и подвижников Нижегородских. Во II книгу вошли жизнеописания мучеников и подвижников благочестия Пермских, Тобольских, Ивановских и Кинешемских, а также жизнеописания тех, о ком материалы собраны в полноте.
В 1917 году открылась новая страница в истории Русской Православной Церкви1 Если предыдущее тысячелетие было эпохой подвига, молитвы, милосердия, строительства храмов и монастырей и культурно-созидательной деятельности среди многих народов, то XX век стал временем одного из жесточайших гонений на православие. Годы, последовавшие за революцией, были наполнены убийствами, мучительством и беспощадными гонениями. За двадцать первых лет советского строя Русская Православная Церковь была почти уничтожена. К 1917 году российская земля принесла тысячелетне вызревший колос православного христианства. Двадцать послереволюционных лет явились кровавой жатвой этих спелых колосьев. Господь убирал пшеницу в житницу Свою, житницу вечности, в Царство Небесное то, что оказалось достойным, а плевелы пожинались в огне страстей и братоубийственной бойни. История Русской Православной Церкви XX столетия еще не написана. Но чтобы читатель мог уяснить себе, в каких исторических условиях протекала жизнь Церкви, приведу выдержки из архивных документов, распоряжений и инструкций, составивших русло, по которому должно было идти постепенное уничтожение Церкви. Эти документы определили ту общественно-государственную обстановку, в которой существовала Православная Церковь в течение нескольких десятилетий.
Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой... Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК...
9/IV-21 г. Дзержинский2
Совершенно секретно
Всем членам Политбюро ЦК, копия редакции «Правды», копия редакции «Известий», т. Ленину
По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином, в «Правде» напечатана небольшая заметка, в «Известиях» нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия в смысле Полного раскола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически-контрреволюционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеемся, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государства, а тем более от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведенное, вовсе не означает безразличие государства к тому, что творится в церкви...
14/V-22 г. Л. Троцкий
P.S. Еще раз повторяю, что редакции «Правды» и «Известий» не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее... глубочайшей духовной революции в русском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции)...
Л. Троцкий3
Строго
секретно
Нужно «расколоть» попов, или, вернее, углубить и заострить существующий уже раскол...
Мы должны вести агитацию исходя из того основного сейчас факта, что мы считаемся сейчас с попами не как с жрецами какой-то религии, а как с группой граждан, которым государство доверило на известных условиях ценности.
В этой группе граждан — раскол. Одна их часть независимо от их религиозных предрассудков (нас сейчас не интересующих) признает необходимость передать ценности для спасения голодающих; другая же часть — «князья церкви» — жадные, хищные и развращенные, идущие против народа, всемерно борется против этого, терроризируя низы. Задача агитации поддерживать сейчас эти низы против верхов, дать им понять и почувствовать, что государство не позволит верхам терроризировать низы, поскольку они стремятся обеспечить исполнение декретов рабоче-крестьянской власти. Еще раз: политическая задача состоит в том, чтобы изолировать верхи церкви, скомпрометировать их на конкретном случае их помощи голодающим и затем показать им суровую руку рабочего государства, умеющего карать тех, кто осмеливается выступать против него.
Секретарь ЦК РКП Молотов4
Совершенно секретно
Из доклада о тихоновщине
Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача: «борьба с тихоновским реакционным духовенством» и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как-то: митрополитами, архиепископами, епископами и т.д.
Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая «Живая церковь», состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще задолго до этого времени, так как последнее имело большое преимущество в церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты. Это обстоятельство нами было учтено и с этого было приступлено к осуществлению означенной задачи.
Наряду с множеством статей, воззваний, речей и пр., в коих клеймилась тихоновская и монашеско-архиерейская политика и сам Тихон, попы, взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к реальному осуществлению этой задачи, т. е. удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. В первую очередь заменялись архиереи особо реакционного плана...
Окончательно разгромить тихоновский и полутихоновский епископат и лишить его управления церковью возможно было бы только в том случае, если бы вопреки канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них епископов с новыми взглядами, то в этом случае, несомненно, был бы епископат явно настроен против Тихона и его политики...
По выполнении этой задачи, т.е. когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение, отсюда логический вывод, что наступает период паралича единства Церкви, что, несомненно, должно произойти на Соборе, т. е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу.
Начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков
30 октября 1922 г.5
Совершенно секретно
Из
протокола № 2 заседания комиссии по проведению декрета об
отделении церкви от государства 31/Х-22 г.
Слушали:
3. Доклад о положении дела борьбы с тихоновщиной и информация о работе ВЦУ6 ...показали, что организация новых групп, ослабившая «Живую церковь» тогда, когда еще тихоновских приверженцев епископов оставалось правящими около 65 человек, оказалась мероприятием преждевременным, что тихоновцы, пользуясь неразберихой, стали после первого испуга приходить в себя и организовываться (правда, не под открытым тихоновским флагом), а в иных местах и действовать, выгоняя обновленцев из епархиальных управлений, и не подчиняются ВЦУ...
Постановили:
а) Взять более твердую ставку на группу «Живой церкви», коалируя с нею левую группу;
б) усилить борьбу с тихоновщиной, в чем бы она ни выражалась, хотя бы в сопротивлении ВЦУ в центре и на местах;
в) развернуть широко работу по очистке от тихоновского и вообще черносотенного элемента приходских советов в центре и на местах;
г) провести ударным порядком смещение тихоновских епископов;
д) провести через ВЦУ повсеместное публичное признание Советской власти епархиальными советами. Предложить выполнить это к 1 января;
е) предложить через т. Красикова прокуратуре оказывать ГПУ всяческое содействие в административной борьбе с тихоновщиной;
ж) предложить ГПУ поставить хорошо дела в компрометации попов здесь и на местах;
з) находящихся в Москве на покое отстраненных епископов выдворить через ВЦУ в какой-либо отдаленный монастырь...7
Из доклада в Политбюро ЦК РКП о работе антирелигиозной комиссии за период времени с 12 по 24/XI-22 г.
Специально созданной подкомиссией в составе тт. Красикова, Менжинского и Попова рассмотрены дела епископов, попов и мирян, уличенных в активной «тихоновщине».
Часть их постановлено подвергнуть административной ссылке от двух до трех лет. В качестве мест ссылки назначены в первую очередь Зырянская область (имеющая пункты, удаленные на полторы тысячи верст от ж.д. — абсолютно пустынные и глухие) и Хива, по своим географическим, этнографическим свойствам признана чрезвычайно благоприятным местом ссылки для реакционного духовенства. Другую часть находящихся под стражей епископов и попов, бывших ближайшими сотрудниками Тихона по Синоду и старому ВЦУ, решено предать суду вместе с бывшим патриархом...
Принимаются меры к получению от представителей «Живой церкви» и ВЦУ конкретных материалов, устанавливающих контрреволюционную работу определенных лиц из состава тихоновского духовенства и реакционного мирянства на предмет применения к ним судебных и административных мер.
В области разложения православной церкви
Принятыми мерами удалось приостановить разгоревшуюся междоусобную борьбу обновленческих групп в целях создания хотя бы временно их
общего фронта против «тихоновщины», начавшей было заметно усиливаться в последнее время. Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу «тихоновцев»...
В принципе... ВЦУ и в недалеком будущем будет проведен в жизнь переход к новому стилю с соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл означенных мер прежде всего сводится к дальнейшему углублению раскола Церкви...
Работа по расколу Церкви требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение комиссии...8
Совершенно секретно
Из доклада Председателя «анти-религиозной» комиссии Попова
В области борьбы с тихоновской контрреволюцией
После того, как снята «головка» старой церкви в лице епископата... церковная контрреволюция имеет две точки опоры: реакционную часть белого духовенства, не желающую принимать церковной реформы, и довольно многочисленную на местах гражданскую церковную бюрократию в лице членов приходских советов...
Комиссия держится твердого убеждения, что выбить церковную контрреволюцию из ее последних убежищ необходимо, не стесняясь никакими средствами и не останавливаясь перед самыми беспощадными репрессиями. Поэтому комиссия поручила ОГПУ принять срочные меры к самому точному учету всех реакционных элементов, засевших в приходских советах, и всех активных представителей духовенства, продолжающих в контакте с ними тихоновскую политику.
Кроме того, как уже упоминалось в предыдущем отчете, на места даны директивы по части раскола мирян.
В ближайшее время, перед разгаром соборной агитации, благодаря принимаемым сейчас мерам, удастся изъять значительную группу активных поборников контрреволюции из церкви.
Следствие по тихоновскому делу подвигается вперед. На днях бывший патриарх был подвергнут допросу...
В области разложения церкви
Комиссия обратила внимание на существование в провинции многочисленных обновленческих органов, выходящих на наши средства и проявляющих тенденцию, вместо борьбы с церковной контрреволюцией заниматься мистикой и углублением религиозного учения. Для борьбы с этим
вредным уклоном намечается закрытие большинства органов (для этого достаточно лишить их субсидий), оставшиеся в крупных областных центрах церковного движения предполагается взять под строгую цензуру с целью регулировать их направление в соответствии с церковной политикой...
12/ХП-22 г.9
Совершенно секретно
Из доклада о церковниках и сектах за время с 1 июля по 15 сентября 1923 г.
За отчетный период времени необходимо отметить, главным образом, о происходящем церковном хаосе в связи с освобождением Тихона.
Освобождение, а в особенности раскаяние Тихона, распоряжение его о молении за Советскую власть и намерение перейти на новый стиль не только ошеломило церковников, но для многих более или менее видных советских деятелей это было также не совсем понятно. По одной версии, Тихон сошел с ума, по другой — продался большевикам, по третьей — все это подделка, и даже некоторые верующие Тихона самого считали поддельным, а, главным образом, боялись того, как бы Тихон не перешел в обновленцы; это верующих пугало больше всего. Когда же было выпущено Тихоном первое воззвание, то верующие убедились, что Тихон противообновленец и к нему отношение сразу изменилось в лучшую сторону, а его раскаяние перед Советской властью дало верующим возможность безбоязненно с ним общаться.
Выкинутые Тихоном политические
трюки страшно не понравились правым
элементам, а более того им была противна его связь с ГПУ, о которой они стали узнавать после его освобождения, и
в этой среде повелся разговор о том,
как бы этот старик не выкинул чего-либо большего. Освобождение Тихона обновленцев испугало, т.к.
первоначально они толковали это как свою ликвидацию гражданской властью и ставку
на Тихона, но потом, убедившись в том, что их позиция в отношении власти
так же крепка и что Тихон от суда отнюдь не
освобожден, приступили к организации своих сил и наметили пути для борьбы с
тихоновщиной, для чего всюду стали
переформировывать свои ряды и привлекать к себе более авторитетных (из
старых) архиереев, дабы противопоставить Тихону крепкую и серьезную оппозицию, и с этой же целью вместо
ВЦУ назвали прежним именем «Синод», кооптировав в состав его
двенадцать старых тихоновских архиереев. Таким образом, раскол между
тихоновцами и обновленцами все
становился серьезнее и серьезнее. И к настоящему времени это две
определенно враждебные между собой группы, считающие одна другую
«раскольниками»...
Враждебность этих течений доходит до форменной в церкви драки... что роняет авторитет церкви и делает благоприятную почву для антирелигиозной пропаганды...
Начальник 6-го отдела ОГПУ Тучков 18 сентября 1923 г.10
Совершенно
секретно. Хранить конспиративно
Из протокола № 15 заседания Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б) 6 марта 1923 года
2) Не допустить решения на Соборе (обновленческом. — И. Д.) вопроса о церковной реформе, мотивируя тем, что ВЦУ и обновленческие группы к реформе еще не подготовили верующих.
3) Ограничившись информационным
докладом об этом со стороны ВЦУ, по
окончании Собора тут же созвать съезд в Москве всех обновленческих группировок, где поставить вопрос о
церковной реформе, на котором
углубить раскол между группами, перенося эту работу в этом направлении на
места...11
Из протокола № 39... 20 ноября 1923 года
Постановили:
а) Поручить т. Тучкову провести через Тихона новый стиль...
б) Поручить ему же срочно расклеить и распространить тихоновское
воззвание о введении им нового стиля... 12
Из протокола № 45... 26 февраля 1924 года
Постановили:
б) Организацию Синода Тихону разрешить при условии, если он введет в этот Синод ряд лиц, хорошо ведомых ОГПУ.
в)
Красницкого пока в Синод не вводить...13
Из
протокола №
46/47... 21 марта 1924 года
Постановили:
б)
Поручить т. Тучкову провести... увольнение митрополита Дионисия и
назначить вместо него Владимира, изгнанного Польским правительством за
русофильство в монастырь... 14
Из протокола № 49... 8 апреля 1924 года
Постановили:
7.
Принимая во внимание, что введение Красницкого к Тихону в управление
политически выгодно, поручить т. Тучкову таковое осуществить и, если
одних словесных воздействий будет недостаточно, тактично применить другие меры, могущие
оказать на Тихона и его приближенных епископов соответствующее воздействие . 15
Из протокола № 52... 17 июня 1924 года
Постановили:
Организацию же временных епархиальных тихоновских советов считать возможным только в том случае, если у последних будут отсутствовать антисоветские тенденции и произойдет слияние на местах тихоновских епископов с потерявшими авторитет живоцерковниками... 16
Из протокола № 53/54... 2 июля 1924 года
Постановили:
2. а) Учитывая могущую быть опасность на почве явной поддержки обновленцев органами власти и ущемление тихоновцев, поручить ОГПУ дать директиву местам о прекращении репрессий, применяемых в тактических целях к тихоновцам с целью усиления обновленцев, не ослабляя в то же время борьбы с церковной контрреволюцией, проверяя все доносы обновленцев на староцерковников (тихоновцев) до их ареста..
4.
Считать возможным разрешение поминания Тихона за богослужениями
только в том случае, если Тихон согласится на формулу вместо слов «Всея
России» — «Всего Союза Советских Социалистических Республик». И
случае согласия Тихона на такую формулу поручить ОГПУ и т. Красикову дать
по своим линиям соответствующую директиву местам... 17
Из протокола № 55... 3 сентября 1924 года
Постановили:
б) Поручить т. Тучкову принять
меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить
его в самостоятельную противо-тихоновскую
иерархию.
в) Поручить ему же начать
подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)... 18
Из протокола № 57... 1 ноября 1924 года
Постановили:
б) Поручить т. Тучкову в течение 1925 года через церковные управления, главным образом через Тихона, добиться проведения нового стиля, так чтобы к 1 января 1926 года таковой был окончательно введен на все церковные праздники, в том числе и Пасху; при проведении необходимо иметь в виду, чтобы новый стиль в первую очередь был введен в городах и вообще в промышленных районах, с каковой целью поручить ОГПУ повести работу среди церковников, тактично применяя к упорно неподчинившимся попам соответствующие меры воздействия...
6. Поручить т. Тучкову через
обновленческий Синод начать кампанию по образованию за границей
обновленческих групп, которым бы наши полпреды могли передавать
церковное имущество в связи с признанием СССР... 19
Из протокола № 61... 5 декабря 1924 года
Постановили:
4. Считать монахов служителями
культа и гражданских прав не давать 20
Из протокола № 64... 14 февраля 1925 года
Постановили:
б) Открытые с разрешения Ленинградского Губисполкома две Богословских академии (тихоновская и обновленческая) соединить в одну обновленческую академию, о чем поручить т. Тучкову снестись с Ленинградом.
в) Поручить т. Тучкову указать Ленинграду на целесообразность введения в программу богословских школ политграмоты, а также и экзаменов по сему предмету при вступлении на богословские курсы.
2. Признать возможным допущение
религиозных бесед в церквях только во время церковной службы, о чем
и поставить в известность административный отдел Моссовета...
21
Из протокола № 66... 11 ноября 1925 года
Порядок дня:
1) О дальнейшей церковной политике в связи со смертью Тихона...
Постановили:
а) Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев.
б) В целях поддержки группы,
стоящей в оппозиции к Петру (Местоблюстителю Патриаршества), поместить в
«Известиях» ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого
материалами недавно закончившегося обновленческого
Собора... 22
Из протокола № 72... 24 апреля 1926 года
Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной.
Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным Местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом, претендующим на Патриаршее Местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию — Временный Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу.
Выступление Агафангела с воззванием
к верующим о принятии на себя обязанностей Местоблюстителя
признать своевременным и целесообразным... 23
Из протокола № 75... 3 июля 1926 года
Ввиду того, что в Москве скопилось около 50 человек епископов, в то время как для обслуживания религиозных потребностей Москвы и губернии церковниками установлен штат в 5 человек, признать пребывание такого количества епископов политически вредным и поручить ОГПУ (т. Тучкову), не прибегая к арестам, путем предложения каждому в отдельности, принять меры к выезду наиболее вредных для жительства в монастырях по его (ОГПУ) усмотрению 22.
Процесс
преследования Русской Православной Церкви продолжался еще десять
лет. 1929—1931 годы ознаменовались расстрелами наиболее стойких священнослужителей
и мирян, там, где ГПУ усматривало духовную жизнь. В 1937
году Сталин распорядился об уничтожении Церкви как всероссийской организации,
а также и об уничтожении большинства ее прихожан-крестьян.
Строго секретно
Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков) Центральный Комитет
№ П51/94 3 июля 1937 г.
Тов.Ежову
Секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий
Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК
Решение от 2.7.37 г.
94. Об антисоветских элементах
Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий следующую телеграмму:
«ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков... с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки...
ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».
Направляю оперативный приказ № 00447 о репрессировании бывших кулаков... и других антисоветских элементов и постановление.
30 июля 1937 года. Фриновский
Совершено секретно
ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР №
0447
Об операции по репрессированию бывших кулаков... и др. антисоветских
элементов
30 июля 1937г . | Гор. Москва |
Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий... Осело много в прошлом репрессированных церковников...
Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов... раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой...
В соответствии с этим приказываю — с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов.
I. КОНТИНГЕНТЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ
1. Бывшие кулаки...
6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков... церковников... которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях...
9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингента, находящиеся в данный момент в деревне... и в городе... в советских учреждениях и на строительстве.
II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ...
1. Все репрессируемые... разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные... Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, — расстрелу.
б) ко второй категории относятся все остальные менее активные... Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет...
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ
1. Операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.
2. В первую очередь подвергаются репрессии контингенты, отнесенные к первой категории.
3. В соответствии с обстановкой и местными условиями территория республики, края и области делится на оперативные сектора.
Для организации и проведения операции по каждому сектору формируется оперативная группа, возглавляемая ответственными работниками НКВД...
В соответствии с требованиями оперативной обстановки группам придать войсковые или милицейские подразделения.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н. Ежов Верно: М. Фриновский
ВСЕСОЮЗНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (БОЛЬШЕВИКОВ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Обкомам, крайкомам, ЦК нацкомпартий — соответственно
Выписка из протокола № 57 заседания Политбюро ЦК
Решение от 31.1.38 г.
а) Принять предложение НКВД СССР об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии...
б) Предложить НКВД СССР всю операцию... закончить не позднее 15 марта 1938 года...
Секретарь ЦК
Через десять лет в соответствии с директивой МТБ и Прокуратуры СССР за № 66/241сс от 26.10.48 года все, у кого кончился срок заключения, должны быть снова арестованы и сосланы пожизненно 26.
Ясно,
что после применения этих распоряжений и инструкций на практике,
мало кто из священнослужителей остался в живых. Представители тогдашней
власти с помощью преследований и создания искусственных расколов старались
сдвинуть Церковь с канонического, апостольского основания, мечтали о
церковной революции и реформации, подобно той, что была в Западной
Европе, результатом которой явилось бы уничтожение Церкви. Уничтожением
Православия в России подрубались национальные духовные корни, когда
человек оказывался не связанным с общенародным прошлым, нравственно расслаблен,
а на месте уничтожаемого Православия образовывалась демоническая
бездна, откуда клубами зловещего дыма поднимались облаки одуряющего
невежества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
I книге
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви
XX столетия» дано
было такое название потому, что до сороковых годов наша Церковь называлась
российской, и автор в данном случае следовал историческим фактам, но
II книгу назвал
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной
Церкви
XX
столетия», как российская Церковь называется ныне, следуя исторической
реальности сегодняшнего
дня
2 ЦПА. Ф. 76,
on.
3, ед. хр.
196, л. 2, 3.
3 ЦПА. Ф. 2,
on.
1, ед. хр.
27072.
4 ЦПА. Ф. 17,
оп. 11, ед. хр. 147, л.35.
5 ЦПА. Ф. 5,
оп. 2, ед. хр. 55, л.
43.
6 Высшее
Церковное Управление — обновленческое.
7 Там же. Л.
41.
8 Там же. Л.
158-160.
9 Там же. Л.
228, 229.
10 ЦПА. Ф. 89,
оп. 4, ед. хр. 118, л. 4, 5.
11 Там же. Ед.
хр. 115, л. 8.
12 ЦПА. Ф. 4,
оп. 1, ед. хр. 565-а, л. 74.
13 Там же.
14
Там же. Л.
88.
15
Там же. Л.
90.
16
Там же. Ед. хр. 775, л.
94.
17
Там же. Л. 96.
18
Там же. Л.
98.
19
Там же. Л. 104, 105.
20
Там же. Л.
113.
21
Там же. Л. 119,
120.
22
Там же. Л.
39.
23
Там же. Оп. 2, ед. хр. 353, л.
9.
24
Там же. Л.
18.
25
Газета «Труд». 1992. № 88, с.
1.
26
Архив УКГБ по Калужской обл. Арх. № П-14013. Т. 3, л.
332.