Вестник ОмГУ Выпуск Тематика Литература

Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 102-106.
© Омский государственный университет, 1999
УДК 026:2:93(571.13)

Система православной религиозной информации на территории Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX века

Н.В. Огурцова

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографоведения
644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 11 мая 1999 г.


The article is devoted to the description of Omsk regions library system of the late 19-th - early 20-th centuries.

Религиозный аспект библиотечной истории по причине идеологических установок дореформенного периода практически не изучался. Поэтому обозначенная тема - это проявление профессионального интереса к деятельности особой типологической разновидности информационных учреждений - хранителей и проводников специфической информации, какими являлись книгохранилища православной религиозной литературы на территории Омского Прииртышья Их богатое прошлое дает повод надеяться на причастность к формированию материальной, социально-нормативной и духовной культуры населения региона.

Выбор хронологических рамок изучения обусловлен тем, что данный период оказался завершающим в историческом цикле развития государства и его социальных институтов. Поэтому достигнутый на этот момент уровень религиозного книгораспространения может служить основанием для последующих сравнений и извлечения исторических уроков.

Наиболее развернутый и организованный характер религиозная информационная деятельность приобретает с момента основания в 1895 г. Омской епархии и учреждения в 1898 г. ее ведущего печатного издания - "Омских епархиальных ведомостей", которые и стали одним из основных источников изучения.

Насыщенная религиозная книжная среда формировалась сетью специализированных библиотек, среди которых наиболее значимыми были:

На деятельности каждой из перечисленных библиотек имеет смысл остановиться более подробно, ибо их функции имели определенную специфику.

Самым действенным звеном религиозной информационной системы являлись храмовые библиотеки, имевшие дислокационные преимущества и более доступные для прихожан. Религиозная книга всегда служила мостом, соединявшим дом молитвы и дом жизни христианина.

К 1914 г. в Омске насчитывалось 12 православных храмов, каждый из которых располагал своим книжным собранием. Более значительными эти собрания были там, где имелись приходы и функционировали церковно-приходские школы. В церквях, не имевших своей общины (больничных, кладбищенских и т.п.), количество книг было более скромным.

Изучение описей церковных библиотек убеждает в том, что существовал унифицированный подход к составу фондов, в которых неизменно присутствовала обязательная часть (ядро). Таким образом, по составу фонды церковных библиотек были достаточно однородными, включавшими произведения богословской, богослужебной , церковно-исторической и духовно-нравственной тематики. Репертуар последних иногда зависел от наиболее распространенных пороков в христианских общинах. Отдельные издания были представлены большой экземплярностью, что косвенно указывает на активное чтение прихожанами. Известно, например, что книжными собраниями Воскресенского собора пользовались не только представители духовенства, но и военные, купцы, мещане, воспитанники кадетского корпуса и даже отдельные категории заключенных из крепостного острога [1]. Сын полковника Сибирского казачьего войска, выпускник кадетского корпуса М.Г. Путинцев, избравший карьеру священника, вспоминал: "В мое время было очень много охотников до духовно-нравственного чтения, которые не довольствовались библиотеками корпусной и законоучительской, но обращались за книгами в Омский Воскресенский собор, к соборному протоиерею" [2].

Сохранившиеся описи церковного имущества дают некоторое представление о составе и величине храмовых книжных собраний, хотя нет уверенности в том, что они были составлены исчерпывающе полно. Описание документов зачастую осуществлялось таким образом, что идентифицировать их в настоящее время не представляется возможным. Тем не менее на протяжении рассматриваемого периода наблюдается развитие храмовых фондов. Так, в 1843 г. библиотека Воскресенского собора состояла из 183 книг, а в 1906 г. она насчитывала уже 1875 единиц хранения [3]. Среди них были книги конца XVIII - начала XIX вв. В описи приведена книга, датированная 1329 г., в кожаном переплете, золотом обрезе, относящаяся к периоду княжения Ивана Даниловича Калиты. По-видимому, речь идет о перепечатке рукописного произведения с сохранением даты выхода в свет первоисточника [4].

Список изданий, хранившихся в Параксеевской церкви, включает 306 книг и 16 комплектов "Омских епархиальных новостей" за 1902-1917 гг. Достаточно формально составлена опись фонда библиотеки Крестовоздвиженской церкви, из которой следует, что имелось 473 единицы хранения, включая периодические издания [5].

Весомый вклад в духовную книжную культуру внесло Омское епархиальное братство ревнителей православия и русской народности, основанное 25.01.1898 г. Среди ведущих задач его программы называлось распространение религиозно-нравственного просвещения путем открытия бесплатных народных читален, уличных библиотек, удешевленной продажи и безвозмездной раздачи книг священного писания, религиозно-нравственного и патриотического содержания.

Из отчетов о деятельности бесплатной народной Братской библиотеки видно, что она функционировала достаточно активно [6, 7, 8].

В библиотеку выписывались духовные, с общедоступным содержанием, и почти все лучшие богословские журналы. В отдельные годы их количество достигало трех десятков наименований, среди которых: "Вера и церковь", "Богословский вестник", "Церковный вестник", "Христианское чтение", "Душеполезное чтение", "Странник", "Миссионерское обозрение", "Православный собеседник", "Труды Киевской духовной академии", "Православный благовестник", "Русская старина", "Исторический вестник", "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные ведомости", "Руководство для сельских пастырей", "Отдых христианина", "Живописная Россия", "Спутник здоровья", "Сибирская жизнь", "Мир божий", "Вестник воспитания", "Естествознание и география", "Народное образование", "Вестник всемирной истории". Из перечня следует, что читателям библиотеки был доступен большой круг периодических изданий, предназначенный для семейного чтения, для подрастающего поколения, для особых групп населения. Типология православной периодической продукции и ее читательское назначение могут служить объектом отдельного изучения.

Книги для чтения можно было брать на дом, и поскольку желающих пользоваться услугами библиотеки было очень много, то издания выдавались на срок не более недели. Средства на содержание Омского епархиального братства, его библиотеки и читальни поступали из обязательных членских взносов церковнослужителей, "тарелочного" сбора по церквям епархии, добровольных членских взносов и пожертвований. Общая сумма денег, собранная в 1901 г., составила 5259 рублей, из которых на выписку журналов для Братской читальни было потрачено 134 рубля, т.е. 2,5% [9].

Большое внимание в епархии уделялось православно-миссионерской деятельности, которая с учетом региональных особенностей велась в двух направлениях. Во-первых - это борьба с обособленными религиозными группами, оппозиционно настроенными к официальной религии - сектантами и старообрядцами, которые переселялись из центральных районов страны в Сибирь. Во-вторых - обращение в христианскую религию коренного степного населения, для чего была выделена так называемая "Киргизская миссия".

В октябре 1898 г. в "Омских епархиальных ведомостях" были опубликованы правила использования книжного потенциала в пропагандисткой деятельности миссии [10]. Для снабжения епархиальных, уездных и окружных миссионеров, а также приходских священников необходимыми для собеседований с раскольниками и сектантами книгами была учреждена главная епархиальная, уездные и окружные миссионерские библиотеки. Главная библиотека должна была иметь по возможности все нужные для миссионера книги, в особенности старопечатные, наиболее почитаемые у старообрядцев. Книги должны были быть непременно подлинные. В 1905 г. в главной епархиальной библиотеке имелось 217 книг. В окружных библиотеках могли храниться и не подлинные издания, а перепечатанные в единоверческих типографиях. Помимо названных библиотек, в каждом приходе, "зараженном" расколом и сектантством, формировались библиотеки, состоявшие из полного собрания полемических сочинений. Рекомендательные списки книг для всех вышеназванных библиотек рассылались Святейшим Синодом. Средства для содержания миссионерских библиотек изыскивались из местных источников, а в случае их нехватки отдельные произведения могли быть запрошены в Святейшем Синоде. Заведование епархиальной миссионерской библиотекой поручалось лицу, не обремененному другими обязанностями по епархии. На заведование окружными и церковными библиотеками назначались, соответственно, окружные миссионеры и местные священники. Всем миссионерам предоставлялось право в любое время брать необходимые книги под расписку в епархиальной библиотеке. Епархиальное начальство лично, при обследовании епархии, либо через представителей наблюдало за тем, чтобы книги, особенно в церковных библиотеках, не пылились в хранилищах, а были действительно читаемы не только членами причта и прихожанами, но и местными старообрядцами.

Специфические просветительские функции выполняла "Киргизская миссия", обеспечивая обучение "инородцев" и русских детей в 10 миссионерских школах при 8 станах, проповедуя христианское вероучение среди магометан, создавая приюты для детей - сирот разных национальностей, открывая при станах православные храмы. "Особое чувство бывает во время литургий, когда в окна со всех сторон заглядывает необозримая степь", - написал однажды начальник "Киргизской миссии" архимандрит Киприан [11].

Помимо внутриепархиального взаимоиспользования книжных ресурсов, православные библиотеки имели возможность обращаться с запросами в любые книгохранилища Святейшего Синода (Архив Святейшего Синода, Московскую синодальную библиотеку, библиотеку Московской синодальной типографии, библиотеки духовных академий, семинарий, монастырей, библиотеки других епархий, книгохранилища консисторий и т.п.). Отказ в пересылке документа мог последовать лишь в исключительных случаях. Если например, он представлял чрезвычайную ценность по древности, как "Изборник Святослава" 1073 г., по материалу (книги в драгоценных окладах) или по ветхости, так как мог пострадать при пересылке. Получатель нес ответственность за всякий ущерб, причиненный предоставленному в его пользование документу, а в случае его утраты обязан был возместить его стоимость, установленную библиотекой держателем [12].

Следует отметить, что в Омской епархии не только организовывалась благоприятная информационная среда, но пробуждалась и формировалась потребность быть информированным. Велась большая народно-просветительская деятельность, которая стимулировалась постановлением Святейшего Синода от 1892 г. за 1966, где предписывалось производить вычеты из жалования дьяков в размере 1/3 дохода в случае, "если по небрежности или по неспособности" они не занимались обучением в действовавших церковно-приходских школах либо не предпринимали меры по их открытию в своих приходах [13]. Священникам рекомендовалось разъяснять населению значение этого общеобразовательного учреждения. В качестве образцовой проповеди в "Церковных ведомостях" была опубликована увещевательная речь епископа Пермского Петра: "Грамотность есть дверь в бесконечную область знания и мудрости: Вкусив духовного просвещения, полюбив чтение добрых книг, дети ваши будут меньше подвергаться искушениям проводить праздничные дни в непотребных играх, в разгулах и пьянстве, чем люди неграмотные; у них образуется и разовьется вкус к духовным наслаждениям и удовольствиям, доставляемым книжным чтением, и им будет претить все нехорошее, дурное и греховное" [14].

Проблема организации церковно-приходских школ была особенно актуальна в сельской местности, куда грамотность приходила подчас только благодаря радению церкви. С 1894 г. в церковно-приходских школах начинают создаваться библиотеки. Первоначально комплектование осуществлялось с учетом потребностей учебного процесса, а с течением времени содержательный состав фондов становится более разнообразным. Кроме учебной и религиозно-нравственной литературы, в библиотеках появляются книги по сельскому хозяйству, ремеслам, естествознанию, истории, географии, помогающие населению разумнее обустроить свою обыденную жизнь. Книги в библиотеки приобретаются строго по указателю, составленному Министерством народного просвещения и Училищным советом при Святейшем Синоде. Финансирование библиотек осуществлялось за счет средств, отпускаемых Синодальным учебным советом, с привлечением сумм Епархиального училищного совета, его уездных отделений и пожертвований частных лиц.

Работа библиотек постепенно становится более упорядоченной, ведется учет выдачи литературы, а фонды раскрываются через систему каталогов. К 1909 г. в епархии насчитывается 172 церковно-приходские библиотеки. В г. Омске имелось 10 церковно-приходских школ, при каждой из которых также была библиотека. Заведующим и учителям школ вменялось в обязанность приобщать к "здоровому и полезному" чтению грамотное взрослое население. Для неграмотной части сельских жителей устраивались народные чтения, которые к 1903 г. велись при 1/3 всех церковно-приходских школ. Однако образовательный потенциал школьных библиотек и, соответственно, их популярность к этому периоду идут на убыль из-за скудости книжного репертуара, который обновлялся очень медленно. Среди присылаемых книг оказывалось много таких, которые уже имелись в фондах. Определенной программы не составлялось, и выбор литературы для громких чтений зачастую был случайным.

Особенно тяжело в регионе решался вопрос женского образования, поэтому открытие в 1906 г. Омского епархиального женского училища рассматривалось как значительное событие. В первый класс принимались девочки, как из семей священнослужителей, так и светских в возрасте от 10 до 12 лет [15]. Уже в первом учебном году Совет училища принимает решение об устройстве библиотеки с фундаментальным и ученическими отделами. Судя по отчетам, библиотека собиралась с большими затруднениями. B первый год ее существования для ученического отдела было куплено 225 книг. Часть книг была безвозмездно передана из редакции "Омских епархиальных ведомостей". К концу 1908 г. в ученическом отделе по каталогу числилось 843 книги [16]. В 1912 г. библиотека имела в своем составе уже три отдела. Первый отдел составляла фундаментальная библиотека, состоящая из изданий, предназначенных главным образом для наставников, но с разрешения преподавателей некоторыми книгами могли пользоваться воспитанницы старших классов. Второй отдел - учебная библиотека. В ее состав входили учебники и учебные пособия, выдаваемые бесплатно для временного пользования воспитанницам, живущим в общежитии. Третий отдел составляла ученическая библиотека, включавшая книги и журналы для внеклассного чтения учениц. Для младших классов были выделены небольшие библиотечки, которые хранились в классных помещениях, в особых шкафах под наблюдением классных воспитательниц.

К началу 1913-1914 учебного года фундаментальная библиотека состояла из 328 названий (535 томов), ученическая - из 1950 названий (3236 томов), учебная - из 342 названий (3927 томов). В течение года последняя пополнилась еще 401 названием, в количестве 929 томов. Таким образом, совокупный книжный фонд библиотеки составлял 8627 единиц хранения. Из периодических изданий в библиотеку поступали следующие: "Голос истины", "Незабудка", "Христианин", "Отдых христианина", "Трезвая жизнь", "Вестник воспитания", "Вокруг света", "Природа и жизнь", "Гусельки Яровчаты", "Народное образование", "Русский паломник", "Нива", "Омские епархиальные ведомости" (всего 13 наименований) [17].

Таким образом, к 1915 г. в Омской епархии была создана масштабная сеть православных религиозных библиотек, отличная от светских книгохранилищ, с разветвленной ведомственной структурой, деятельность которой носит целенаправленный характер, заполняя ниши в информационном пространстве и оказывая существенное влияние на социокультурную ситуацию в регионе.

В переломные периоды истории судьбы библиотек складываются, как правило, трагично. После революции религиозные библиотеки были подвергнуты общей расправе над церквями и насильственной атеизации общества.


Литература

[1] Куприянов А.И. Чтение и его роль в досуге горожан Западной Сибири: Распространение и бытование / ГПНТБ СО АН СССР. Новосибирск, 1986. С.157.
[2] Куприянов А.И. О круге чтения детей и юношества в городах Сибири в первой половине XIX в. // Русская книга в дореволюционной Сибири. Книгописная деятельность и круг чтения сибиряков /ГПНТБ СО АН СССР. Новосибирск, 1984. С.52.
[3] Вибе П.П., Михеев А.Н., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. С.278.
[4] ГАОО. Ф. 40. Оп.1.Д.25.
[5] ГАОО. Ф. 715. Оп.3.Д.281.
[6] Омские епархиальные ведомости. 1902. 10. С.3-4.
[7] Там же. 1903. 5. С. 8-11.
[8] Там же. 1905. 9-10. С.16.
[9] Там же. 1902. 10. С.7.
[10] Там же. 1898. 20. С.6-8.
[11] Там же. 1907. 13. С.13.
[12] Там же. 1907. 8. С.2-4.
[13] Там же. С.7.
[14] Церковные ведомости. 1893. 50. С.7- 8.
[15] Омские епархиальные ведомости. 1907. 14. С.6.
[16] Там же. 1909. 2. С.18.
[17] Там же. 1915. 3. С.15.