Вторая
церковно-историческая конференция В субботу 16 ноября завершилась Вторая церковно-историческая конференция "Русская Православная Церковь в ХХ веке". Ниже предлагается список докладчиков и докладов, а также итоговый документ Конференеции. Прот. Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург) (см. фото ниже): "Русская Православная Церковь в основных этапах антибольшевистского движения (1917-1945)
Михаил Назаров (Москва) (см. фото ниже): "Собор в Карловцах 1921 г. и Всезарубежный Собор 1938 года"
Прот. Алекскандр Лебедев (Лос-Анджелес): "Пути Русской Зарубежной Церкви в Америке (1921-1948)" Виктор Косик (Москва): "Русская Православная Церковь в Югославии (1920-1950)" Прот. Виктор Потапов (Вашингтон): "Русская Православная Церковь на Святой Земле (1921-1948)" Иерей Дионисий Поздняев (Москва): "Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 1930-40-е годы" Прот. Борис Даниленко (Москва): "Различные позиции русских клириков в Болгарии относительно вопроса юрисдикции (1930-40-е годы)" Александр Гаврилин (Рига): "Латвийская Православная Церковь в 1930-е годы" Инокниня Васса (Мюнхен) (см. фото ниже): "Церковный принцип икономии и позиции Русской Зарубежной Церкви при митрополите Анастасии"
Иеромонах Евфимий (Мюнхен): "О почаевской преемственности в русском зарубежье" Сергей Фирсов (Санкт-Петербург): "Безбожная пресса конца 1930-х годов" Анатолий Кашеваров (Санкт-Петербург): "Печать и издательская деятельность Московской Патриархии 1930-40-х гг.)" Лидия Головкова (Москва): "Московские расстрелы 1930 годов (Бутовский полигон и Коммунарка)" Александр Корнилов (Нижний-Новгород): "Подвижники гонимой Церкви: Киевский протоиерей Адриан Рымаренко" Александр Журавский (Москва-Казань): "Отношения Московской Патриархии к инославным и экуменическому движению (1930-1948)" Чтец Андрей Псарев (Джорданвиль): "Отношение Русской Зарубежной Церкви к инославным и экуменическому движению (1920-1948 гг.)" Ольга Васильева (Москва): "СССР: Новый государственный курс в отношении Русской Православной Церкви (1941-1948)" Михаил Шкаровский (Санкт-Петербург): "Германская политика по отношению к Русской Православной Церкви (1941-1945)" Прот. Николай Артемов (Мюнхен): "Некоторые данные о Белорусской и Украинкской Автономных Церквах (1941-1946)" Прот. Валентин Асмус (Москва): "Архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский) в дневнике архиепископа Арсения (Стадницкого)" Мария Соцкова (Москва): "Русская Церковь и патриотизм в период Второй мировой войны" Ольга Косик (Москва): "Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946)" Станислав Петров (Новосибирск): "Общины истинно-православных в судебно следственных делах о самозванцах (1930-1950)" Иерей Георгий Ореханов (Москва): "Воззрения некоторых зарубежных иерархов на церковное положение в России 1920-1940 гг." Прот. Петр Перекрестов (Сан-Франциско): "Взгляд на Русскую Церковь в ХХ веке св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца"
Итоговый документ С 13 по 16 ноября 2002 года в Синодальной библиотеке Московского патриархата (Андреевский монастырь, Москва) состоялась конференция, посвященная вопросам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Год назад подобная конференция проходила в Сентендре (Венгрия). По благословению своего священноначалия, в работе конференции участвовали клирики Русской Православной Церкви (Московский патриархат) и Русской Православной Церкви Заграницей, а также представители академической исторической науки. На конференции было заслушано 25 докладов и сообщений исследователей из России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск), Латвии, Германии, США (Вашингтон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Джорданвиль). Конференция сосредоточила свое внимание на следующих темах:
При рассмотрении этих тем участники отметили, что ряд устойчивых стереотипов мешает раскрытию церковно-исторической правды. Выявлялись также противоречия, вызванные неоднозначным пониманием церковно-исторических терминов. Докладчики использовали исторические источники, ранее не введенные в научный оборот. В условиях относительной свободы выражения своей позиции Русская Православная Церковь Заграницей в рассматриваемый период формулировала богословскую оценку антихристианской сущности коммунистической идеологии. Обсуждение политических позиций деятелей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви во время Второй мировой войны обнаружило некоторые расхождения во взглядах участников конференции. При этом было выражено согласие, что представители Русской Православной Церкви в своей деятельности под игом богоборческих тоталитарных режимов вынужденно шли на компромиссы с властью. Тем не менее, и в этих трудных условиях Церковь сумела сохранить чистоту вероучения и каноническое устройство. Важным аспектом исследований признано изучение жизненного пути и трудов иерархов Русской Церкви, их по-разному оцениваемого, но важного опыта сохранения церковной жизни в условиях богоборческих государств. Отмечено, что стремление нацистского руководства раздробить Церковь на обособленные и даже враждующие между собою церковные образования встретилось с внутрицерковным сопротивлением. Чада Русской Церкви в Отечестве и рассеянии порой по-разному понимали свое служение России. Однако ясно, что прежде всего они уповали на Промысел Божий и верили во внутренние силы русского народа. На конференции рассматривались примеры использования государством Церкви в пропагандистских целях в условиях острого противостояния политических систем. Отмечена важность всестороннего изучения свидетельства Церкви в условиях богоборческого окружения, и в особенности подвига новомучеников и исповедников. Эта задача становится все более осуществимой по мере расширения доступа к материалам следственных дел и другим архивным документам. Была подчеркнута заслуга Русской Православной Церкви Заграницей в сохранении традиций русского церковного благочестия и православных святынь. Продолжение подобных конференций было признано желательным в целях достижения лучшего взаимопонимания между двумя частями Русской Православной Церкви. 3/16 ноября 2002
года, |