Вторая церковно-историческая конференция
"История Русской Православной Церкви в ХХ веке" (1930-1948 годы)

  В субботу 16 ноября завершилась Вторая церковно-историческая конференция "Русская Православная Церковь в ХХ веке". Ниже предлагается список докладчиков и докладов, а также итоговый документ Конференеции.

Прот. Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург) (см. фото ниже): "Русская Православная Церковь в основных этапах антибольшевистского движения (1917-1945)

Михаил Назаров (Москва) (см. фото ниже): "Собор в Карловцах 1921 г. и Всезарубежный Собор 1938 года"

Прот. Алекскандр Лебедев (Лос-Анджелес): "Пути Русской Зарубежной Церкви в Америке (1921-1948)"

Виктор Косик (Москва): "Русская Православная Церковь в Югославии (1920-1950)"

Прот. Виктор Потапов (Вашингтон): "Русская Православная Церковь на Святой Земле (1921-1948)"

Иерей Дионисий Поздняев (Москва): "Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 1930-40-е годы"

Прот. Борис Даниленко (Москва): "Различные позиции русских клириков в Болгарии относительно вопроса юрисдикции (1930-40-е годы)"

Александр Гаврилин (Рига): "Латвийская Православная Церковь в 1930-е годы"

Инокниня Васса (Мюнхен) (см. фото ниже): "Церковный принцип икономии и позиции Русской Зарубежной Церкви при митрополите Анастасии"

Иеромонах Евфимий (Мюнхен): "О почаевской преемственности в русском зарубежье"

Сергей Фирсов (Санкт-Петербург): "Безбожная пресса конца 1930-х годов"

Анатолий Кашеваров (Санкт-Петербург): "Печать и издательская деятельность Московской Патриархии 1930-40-х гг.)"

Лидия Головкова (Москва): "Московские расстрелы 1930 годов (Бутовский полигон и Коммунарка)"

Александр Корнилов (Нижний-Новгород): "Подвижники гонимой Церкви: Киевский протоиерей Адриан Рымаренко"

Александр Журавский (Москва-Казань): "Отношения Московской Патриархии к инославным и экуменическому движению (1930-1948)"

Чтец Андрей Псарев (Джорданвиль): "Отношение Русской Зарубежной Церкви к инославным и экуменическому движению (1920-1948 гг.)"

Ольга Васильева (Москва): "СССР: Новый государственный курс в отношении Русской Православной Церкви (1941-1948)"

Михаил Шкаровский (Санкт-Петербург): "Германская политика по отношению к Русской Православной Церкви (1941-1945)"

Прот. Николай Артемов (Мюнхен): "Некоторые данные о Белорусской и Украинкской Автономных Церквах (1941-1946)"

Прот. Валентин Асмус (Москва): "Архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский) в дневнике архиепископа Арсения (Стадницкого)"

Мария Соцкова (Москва): "Русская Церковь и патриотизм в период Второй мировой войны"

Ольга Косик (Москва): "Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946)"

Станислав Петров (Новосибирск): "Общины истинно-православных в судебно следственных делах о самозванцах (1930-1950)"

Иерей Георгий Ореханов (Москва): "Воззрения некоторых зарубежных иерархов на церковное положение в России 1920-1940 гг."

Прот. Петр Перекрестов (Сан-Франциско): "Взгляд на Русскую Церковь в ХХ веке св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца"

 

 

Итоговый документ

С 13 по 16 ноября 2002 года в Синодальной библиотеке Московского патриархата (Андреевский монастырь, Москва) состоялась конференция, посвященная вопросам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Год назад подобная конференция проходила в Сентендре (Венгрия). По благословению своего священноначалия, в работе конференции участвовали клирики Русской Православной Церкви (Московский патриархат) и Русской Православной Церкви Заграницей, а также представители академической исторической науки. На конференции было заслушано 25 докладов и сообщений исследователей из России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск), Латвии, Германии, США (Вашингтон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Джорданвиль).

Конференция сосредоточила свое внимание на следующих темах:

  • История русской православной диаспоры, в особенности на Дальнем Востоке, в Святой Земле, Прибалтике, Северной Америке и на Балканах.
     
  • Проблемы юрисдикционных разделений в Русской Православной Церкви на Родине и за рубежом.
  • Проблемы существования Православной Церкви в условиях тоталитарных режимов.
     
  • Положение Православной Церкви в период Второй мировой войны.
     
  • Отношение Русской Православной Церкви к экуменическому движению.
     
  • Репрессии богоборческого режима и подвиг новомучеников и исповедников Российских.

При рассмотрении этих тем участники отметили, что ряд устойчивых стереотипов мешает раскрытию церковно-исторической правды. Выявлялись также противоречия, вызванные неоднозначным пониманием церковно-исторических терминов.

Докладчики использовали исторические источники, ранее не введенные в научный оборот.

В условиях относительной свободы выражения своей позиции Русская Православная Церковь Заграницей в рассматриваемый период формулировала богословскую оценку антихристианской сущности коммунистической идеологии.

Обсуждение политических позиций деятелей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви во время Второй мировой войны обнаружило некоторые расхождения во взглядах участников конференции. При этом было выражено согласие, что представители Русской Православной Церкви в своей деятельности под игом богоборческих тоталитарных режимов вынужденно шли на компромиссы с властью. Тем не менее, и в этих трудных условиях Церковь сумела сохранить чистоту вероучения и каноническое устройство.

Важным аспектом исследований признано изучение жизненного пути и трудов иерархов Русской Церкви, их по-разному оцениваемого, но важного опыта сохранения церковной жизни в условиях богоборческих государств.

Отмечено, что стремление нацистского руководства раздробить Церковь на обособленные и даже враждующие между собою церковные образования встретилось с внутрицерковным сопротивлением.

Чада Русской Церкви в Отечестве и рассеянии порой по-разному понимали свое служение России. Однако ясно, что прежде всего они уповали на Промысел Божий и верили во внутренние силы русского народа.

На конференции рассматривались примеры использования государством Церкви в пропагандистских целях в условиях острого противостояния политических систем.

Отмечена важность всестороннего изучения свидетельства Церкви в условиях богоборческого окружения, и в особенности подвига новомучеников и исповедников. Эта задача становится все более осуществимой по мере расширения доступа к материалам следственных дел и другим архивным документам.

Была подчеркнута заслуга Русской Православной Церкви Заграницей в сохранении традиций русского церковного благочестия и православных святынь.

Продолжение подобных конференций было признано желательным в целях достижения лучшего взаимопонимания между двумя частями Русской Православной Церкви.

3/16 ноября 2002 года,
Москва.