Русская Православная Церковь стояла у истоков русской государственности и культуры, играла огромную роль в истории страны. В период тяжелейших политических кризисов именно церковные деятели возглавляли движение за национально-государственное возрождение России. Несмотря на беспрецедентные гонения в течение всего ХX века, выражавшиеся как в физическом уничтожении представителей Церкви, так и в действиях по ее внутреннему разложению, РПЦ нашла в себе силы к возрождению. Но передышка для Русской Церкви в некоторых новых государствах, возникших на обломках СССР, оказалась недолгой - обрушились новые гонения. Однако, несмотря на трагическую реальность распада исторической России и вопреки дезинтеграционным процессам, Русской Православной Церкви удалось сохранить свое единство практически на всем постсоветском пространстве. Большинство членов РПЦ являются носителями русского национального самосознания, "русской идеи", активно противостоят антироссийской политике в гуманитарной сфере.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает около 19 тыс. приходов, около 450 монастырей, являющихся ее духовными и культурными центрами, около 40 высших духовных школ - академий, семинарий, богословских институтов и университетов. Около 10 тыс. приходов и 200 монастырей РПЦ находится на территории стран СНГ.
1. Русская православная церковь на Украине
Государством, в котором на Русскую Православную Церковь обрушиваются наиболее мощные удары, является Украина. В настоящее время на Украине расположены 33 епархии, 105 монастырей, 8083 прихода РПЦ. В 1990 г. Украинский Экзархат Русской Православной Церкви получил права самостоятельности в административно-хозяйственных и кадровых вопросах и получил новое название - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Это была вынужденная мера Священноначалия РПЦ, однако, мера дальновидная, позволившая в условиях становления украинского государства, осуществляющегося на антироссийской основе, и соответствующей конфессиональной политики, выражающейся в ультимативных требованиях полного отделения от Московского Патриархата, и полном наборе мер воздействия, вплоть до физических, на противников такой политики, сохранить самое главное - единство Русской Православной Церкви.
Не следует преувеличивать степень данной Киевской митрополии автономии. Избрание Киевского митрополита местными епископами недействительно без утверждения Московским Патриархом, Киевский митрополит является постоянным, пожизненным членом Священного Синода Русской Православной Церкви, Киевская кафедра считалась и считается второй по значимости в РПЦ, епископат Украины в полном составе участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, православные общественные организации напрямую подчинены Москве.
1.1. Конфессиональная политика Украинского
государства. Религиозно-политические противники РПЦ на Украине
1.1.1. Украинская греко-католическая церковь
Ставшая у руля украинского государства партийная номенклатура Украины взяла на вооружение идеологию галицийского шовинизма. Феномен Галичины невозможно понять, не разобравшись в истории униатства.
Под давлением властей Речи Посполитой в 1596 г. Киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами право на следование православной обрядности. Православный народ Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не принял их, считая "недокатоликами", требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим культурно-цивилизационными типами.
Греко-католическая церковь стала основой политического "украинства". В этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший деятельность Общества им. Шевченко, сепаратистские организации и деятелей типа М.Грушевского.
Финансовая и политическая мощь Ватикана позволила из микроскопических групп "интеллектуалов" создать в XX веке представительное идейное украинское движение. Однако до 1946 г. униаты большинством жителей Галичины не воспринимались (достаточно вспомнить австрийский геноцид в 1882-1914 гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им галичан).
После подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и, соответственно, "украинство" обрело мученический ореол. В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому действия СССР во многом производились в контексте Нюрнбергского процесса над национал-социализмом.
Ситуацию, возникшую после встречи М.Горбачева с папой Иоанном Павлом Вторым, иначе, как сдачей всех позиций, назвать нельзя. Именно реванш униатства 1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию на Украине. В течение 1989-1991 гг. в Галичине было захвачено 700 православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 "горячих точек", в настоящее время осталось около 350. Захваты производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих (вплоть до убийства и калечения) стали нормой в эти годы. Десятки тысяч православных людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве. Московское духовенство поддерживало верующих своим присутствием.
Однако, Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным противником, имеющим и финансовую, и политическую поддержку. Финансирование УГКЦ осуществляется через ряд католических фондов таких, как "Помощь Церкви в беде" (ФРГ), причем весьма интенсивно: любой сельский священник имеет возможность и восстановить свой храм, и поехать в Ватикан, в "Коллегиум-руссикум", чтобы получить престижное образование.
В настоящее время УГКЦ полностью восстановила довоенную структуру. Она насчитывает 3301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений (в т.ч. духовные академии и Институт истории церкви во Львове), 64 периодических издания. Активными практикующими греко-католиками является основной костяк антирусской интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание Украинской Национальной Поместной Церкви Киевского Патриархата, находящейся в юрисдикции Римского папы. В "Киевский Патриархат", по мысли идеологов этого проекта, должны войти православные и квазиправославные раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители УГКЦ - фактически управляющей ею архиепископ Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид - неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию так называемого "Киевского Патриархата". Греко-католики возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций Верховной Рады Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий.
Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а униатская - 50. Если православные не соглашаются на поочередное богослужение, вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в ВР второго созыва депутатской группы "За единую Поместную Церковь". Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.
Однако, несмотря на все это, католического прорыва за Збруч не произошло. Несмотря на колоссальные усилия и содействие галичан во власти, за 1998 г. создано всего 67 общин. Кроме того, УГКЦ неоднородна. В ней есть крыло "экспансионистов" - монашеский орден студитов (к нему принадлежит и фактический глава УГКЦ Любомир Гузар, и около 300 человек из его окружения, занимающих ключевые посты во Львовской архиепархии - реэмигранты из США и Канады), требующих максимальной имитации под Православие с целью дальнейшего продвижения на Восток. Епископ Василь Медвид постоянно совершает блиц-визиты в Казахстан и Омск с целью обращения местных украинцев в униатство и их соответствующей политизации.
Другая группировка, представляемая орденом василиан - сторонников польской ориентации и латинизации УГКЦ, считает "дранг нах Остен" опасной авантюрой.
Локализация УГКЦ свидетельствует об обратимости галицийского синдрома на Украине и реальной возможности его нейтрализации.
...
На Украине действуют три квазиправославные группировки,
противостоящие УПЦ Московского Патриархата. Это так называемая Украинская
Автокефальная Церковь, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата и
Украинская Православная Церковь в диаспоре, подчиняющаяся Константинопольскому
Патриархату.
1.1.2. Украинская автокефальная Православная Церковь
УАПЦ была основана во время правления Симона Петрлюры в 1921 г. Ее костяк составила группа отщепенцев-священников по разным, как правило, нравственным причинам, изгнанных из РПЦ. Немногочисленная, не поддержанная православным народом УАПЦ являлась аналогом инспирированного большевиками обновленческого движения, и требования ее членов, кроме "самостийности", сводилось к радикальной реформации. В 20-е годы УАПЦ поддерживалось Советской властью против Русской Православной Церкви (символично, что первой жертвой большевиков стал Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) - убежденный сторонник единой Русской Церкви и России). В дальнейшем УАПЦ была вынуждена уйти в подполье и возродилась во время немецкой оккупации при поддержке нацистов, затем ее руководство эмигрировало в США и Канаду. УАПЦ не признана ни одной православной Церковью мира.
В 1990 г. начались попытки возвращения УАПЦ на Украину. Во Львов и Киев прибыл "патриарх" Мстислав (Скрыпник), бывший некогда секретарем Петлюры. В итоге было зарегистрировано около тысячи приходов УАПЦ. В 1992 г., когда Киевский митрополит Филарет (Денисенко) ушел в раскол, он пытался возглавить автокефалистское движение, зарегистрировав новую конфессию - Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. Под давлением окружения Филарета из РУХа и Украинской республиканской партии (депутатов Д.Павлычко, М.Поровского и президентских структур) Мстислав подписал решение о присоединении УАПЦ к "Киевскому Патриархату" и вскоре умер. "Патриархом Киевским" был избран известный диссидент Владимир Романюк, однако он являлся "свадебным генералом", реально "Киевским Патриархатом" управлял Филарет. Эта одиозная фигура не устраивала интеллигентную прослойку в УАПЦ и после смерти Мстислава большая часть "епископата" и "духовенства" УАПЦ заявила о выходе из "Киевского Патриархата". В результате "Патриархом УАПЦ" был избран львовский священник Василий (в монашестве - Димитрий) Ярема.
Кроме Яремы, единственной заметной фигурой в УАПЦ является Харьковский "епископ" Игорь (Исиченко), в прошлом преподаватель филологического факультета Харьковского университета. И Ярема и Исиченко не скрывают своего криптокатолицизма и того факта, что УАПЦ является фактическим сателлитом греко-католиков для продвижения унии на Восток.
В настоящее время у УАПЦ осталось около 1 тыс. приходов, т.к. в 1998 г. около 500 общин ушло к Филарету, УАПЦ остается маргинальной группировкой, рост числа общин не наблюдается, мобилизационный потенциал имеется только в Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях.
1.1.3. "Киевский Патриархат"
В 1991 г. Митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) провозгласил курс на церковный сепаратизм, на автокефалию УПЦ Московского Патриархата. Внутрицерковной поддержки этого курса не было и Филарет сделал ставку на тесный союз с президентом Кравчуком. В течение 1991 года Филарет пытался узурпировать власть в УПЦМП и запретить в священнослужении (сместить с кафедр) наиболее авторитетных епископов-противников автокефалии. Им был незаконно лишен сана епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких) и митрополит Винницкий Агафангел (Саввин), обрушились репрессии на епископов Тернопольского Сергия (Генсицкого), Черновицкого Онуфрия (Березовского), Донецкого Алипия (Погребняка).
Однако Московский Патриархат не собирался сдавать Украину (95% верующих Украины против автокефалии). 31 марта - 5 апреля 1992 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор РПЦ, посвященный украинскому вопросу. Собор показал практически единодушное неприятие идеи автокефалии всем епископатом Русской Церкви. Особенно протестовали епископы из стран СНГ и Прибалтики, опасавшиеся цепной реакции распада Русской Церкви. В целях преодоления церковной смуты Собор предписал митрополиту Киевскому Филарету уйти на покой, а украинскому епископату избрать нового митрополита Киевского. Филарет перед Крестом и Евангелием поклялся уйти в отставку.
Однако по возвращении в Киев Филарет отказался от своих слов, став, таким образом, клятвопреступником. Филарет созвал 26.05.1992 г. "Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав УПЦ", составленную из его сторонников. За Филаретом пошел только епископ Почаевский Иаков (Панчук). А епископат и духовенство осталось в УПЦМП. На конференции присутствовали в основном представители РУХа и УРП.
27 мая 1992 г. в г.Харькове состоялся Архиерейский Собор УПЦ Московского Патриархата, восстановивший всех прежде гонимых Филаретом епископов, избравший Киевским митрополитом Владимира (Сабодана), ранее управлявшего Ростовской епархией РПЦ. Президент Кравчук попытался воспрепятствовать проведению Собора, а Верховная Рада приняла беспрецедентное для правового государства постановление о непризнании Харьковского Собора УПЦ (МП).
11 июня 1992 г. в Москве вновь собрался Архиерейский Собор РПЦ, который низвергнул Филарета (Денисенко) и Иакова (Пенчука) из сана за учинение раскола.
В ответ Филарет призвал на помощь боевиков УНА-УНСО, которые захватили Владимирский Собор в Киеве и митрополичею резиденцию на Пушкинской улице.
Следует отметить, что встречать нового митрополита Владимира вышли десятки тысяч киевлян, однако УНСОвцы были вооружены и на их стороне были правоохранительные органы. Владимирский Собор и резиденция остались у Филарета. Митрополит Владимир прибыл в Киево-Печерскую Лавру - величайшую святыню Православия, где покоятся мощи более чем трети всех русских святых. Накануне приезда митрополита Владимира боевики УНА-УНСО предприняли попытку штурма Лавры. Однако в результате кровопролитной схватки монахи и подоспевшие миряне выдворили непрошеных гостей. Позже было предпринято еще несколько попыток штурма.
Тем временем Филарет зарегистрировал "Киевский Патриархат", который объявил правопреемником УПЦ Московского Патриархата. Выступившего с протестом Генерального прокурора Украины Шишкина, уволили. Филарет с Иаковом "наштамповали" никем не признанных "епископов". Затем администрацией Кравчука был разработан план "объединительного Собора УАПЦ и УПЦКП". Такой "Собор" состоялся летом 1992 г. "Патриархом" Киевским был "переизбран" доживавший свои последние дни в Канаде Мстислав Скрыпник, а заместителем, де-факто управляющим - Филарет.
Однако КП начал трещать по швам с первого дня своего создания. Идейные "самостийники" не желали признавать тесно связанного с бывшей партноменклатурой Филарета. В 1993 г., после смерти Скрыпника УПЦКП распалась на две группировки - УАПЦ "патриарха" Димитрия Яремы и, собственно, Киевский Патриархат. Даже у оставшихся в "КП" не было единства - "идейные" не желали видеть своим лидером Филарета, и в результате компромисса "Киевским Патриархом" был избран известный украинский диссидент священник Владимир Романюк, естественно, проуниатски настроенный. Однако еще в заключении Романюк совершил некий поступок, после которого основная диссидентская масса отвернулась от него. Не выносил Романюка и Мстислав Скрыпник.
Следует отметить полную атрофию церковного, корпоративного сознания у раскольников, когда личные счеты и взаимоотношения приводят к возникновению целых "патриархатов". Это делает консолидацию противников РПЦ на Украине проблематичной.
14 июля 1995 г. Романюк умер и "Патриархом Киевским" был избран Филарет (Денисенко). В 1997 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви предал Филарета анафеме - проклятию и полному отлучению от Церкви. "Московская Патриархия предала анафеме не только и не столько Филарета, сколько украинскую идею" - писала по этому поводу националистическая пресса.
В настоящее время "Киевский Патриархат" насчитывает 2261 общину. Однако эта структура существует исключительно благодаря поддержке государства и Народного Руха. Общины КП, как правило, создаются по разнарядке и значительное количество из них является фиктивными. Так, фикцией являются 17 монастырей КП. Для поднятия престижа КП государство строит для Филарета Михайловский златоверхий монастырь в Киеве, ему также переданы такие святыни православного мира, как Выдубицкий и Феодосьевский монастыри в Киеве. Боевиками УНА-УНСО и активистами УРП при поддержке властей захвачены сотни храмов УПЦ Московского Патриархата, в том числе Ровенское, Луцкое, Тернопольское епархиальные управления.
Однако реальный мобилизационный потенциал КП четко проявился в 1995 г. во время похорон Владимира Романюка. Филарет и поддерживающий его экс-президент Кравчук решили совершить "политический прорыв", добившись любым путем захоронения Романюка в Софийском Соборе. В случае удачи это событие должно было стать демонстрацией политической воли, способности к победе Филарета и политической реанимацией Кравчука после поражения на президентских выборах.
Филарет и Кравчук - давние политические и экономические союзники. Известно, что накануне развала СССР Кравчук перевел на счета Филарета средства КПУ. Филарет, уйдя в раскол, присвоил себе и финансы УПЦМП, на которые он финансировал УНА-УНСО.
Кучма не желал этой реанимации. 18 июля 1995 г., в день похорон Романюка, на демонстрацию с целью прорыва кордонов спецподразделения МВД "Беркут" вокруг Софийского Собора был созван весь актив КП: "епископат", "духовенство", депутаты от УРП и РУХа, "гетман Украинского казачества", боевики УНА-УНСО со всей Украины. Всего собралось около 1,5 тыс. человек. Произошла стычка с "Беркутом", в Софийский Собор прорваться не удалось. Романюк был похоронен прямо на Софийской площади" (его погребение вне пределов христианского кладбища символично). Триумф не удался, однако Кучма, в знак компенсации, принял решение о строительстве для Филарета Михайловского Собора.
1.1.4. Украинская Православная Церковь
Константинопольского Патриархата в США
Украинская Православная Церковь Константинопольского Патриархата располагается в США. Это небольшая группа украинских эмигрантов из УАПЦ, которые в 1995 г. перешли в подчинение Константинопольскому Патриарху Варфоломею. РПЦ не признает иерархии УАПЦ и их принятие в "сущем сане".
Это малочисленная, но опасная группа, поскольку, в отличие от остальных раскольников, имеет хоть сомнительную, но легитимность. Вполне возможно, что эту группу планируется десантировать на Украину в случае удачного завершения "эстонского эксперимента" (там Константинополь воспользовался микроскопической группой, так называемым "стокгольмским Синодом", для распространения своей юрисдикции в Эстонии).
Следует отметить, что УПЦ Константинопольского Патриархата отличается крайним криптокатолицизмом. Это обстоятельство является мощным идеологическим козырем в пользу Московского Патриархата в противовес проуниатскому Константинопольскому Патриархату.
1.2. Украинская Православная Церковь
Московского Патриархата
8 лет существования УПЦ Московского Патриархата в условиях антироссийской политики "незалежной" Украины - это 8 лет борьбы за единство с Русской Православной Церковью. В настоящее время интеллектуальные силы, стоящие на позициях общерусского национально-культурного единства, действуют как в недрах УПЦ Московского Патриархата, так и вокруг нее.
Следует отметить, что сопротивление верующих УПЦ Московского Патриархата было практически полностью замолчано СМИ. Между тем, начиная с 1991 г. и по настоящее время имеют место массовые выступления членов УПЦ Московского Патриархата. Так, в 1991-1993 гг. все Архиерейские Соборы РПЦ, обсуждавшие украинский вопрос, проходили в обстановке многотысячных демонстраций верующих, специально прибывавших в Москву со всей Украины под антиавтокефалистскими и пророссийскими лозунгами. В 1992 г. массовые демонстрации проходили в Киеве у Верховной Рады. В том же году в Одессе около 20 тыс. верующих окружили кафедральный Собор с требованием отставки архиепископа Лазаря (Швеца), допустившего проавтокефалистские высказывания (а монахи Свято-Успенского монастыря архиепископа Лазаря выставили).
Еще более драматичной была защита величайшей святыни Православия - Св. Успенской Почаевской Лавры (Тернопольская обл.). Лавру, в которой "круговую оборону" заняли несколько тысяч верующих, буквально подвергли осаде греко-католики, милиция, однако на штурм не решились. Лавру отстояли.
Архиерейские Соборы УПЦ Московского Патриархата дважды заявляли неприятие идеи отделения от Московского Патриархата, причем принятое единогласно "Обращение Архиерейского Собора к вам, верным чадам УПЦ" отличается особым радикализмом:
"В последнее время не прекращается давление на Церковь со стороны политических сил и отдельных политических деятелей с требованием "отделиться от Москвы"... Кое-кто надеется, что после получения формального статуса автокефалии, ситуация, в которой находится каноническое Православие в Украине, изменится к лучшему. Но это не так. Заинтересованные силы будут всеми способами добиваться объединения УПЦ с неканоническими группировками и греко-католиками в так называемую "украинскую национальную церковь", подчиненную Риму... Действительная сущность происходящих процессов состоит в том, что ведется жестокая борьба против Православной Церкви, против Православной веры как таковой...".
В марте 1999 г. во время визита президента Белорусии Лукашенко в Киев, когда РУХ организовал "живую цепь" между посольствами Польши, Чехии и Венгрии под лозунгом "Украину - в НАТО!", у ВР проходила более масштабная православная демонстрация с пророссийскими лозунгами.
УПЦМП является динамично растущей конфессией - за 1998 г. было зарегистрировано 627 общин. В то же время общин КП - около 200 (большинство - за счет перешедших в КП 4 "епископов" УАПЦ), УГКЦ - 67, УАПЦ - нет роста.
1.3. Епископат, монашество, духовенство и
духовные школы УПЦ Московского Патриархата
Киевский митрополит Владимир, несмотря на колоссальное давление, отстаивает курс на единство РПЦ и не является "карманным митрополитом" для украинских властей, что вызывает их бурное недовольство. Администрация Кучмы проводит кампанию по дискредитации митрополита Владимира, разжиганию конфликтов внутри УПЦМП.
Епископат УПЦМП условно можно охарактеризовать следующим образом: молодые епископы - бескомпромиссные противники автокефалии (это, как правило, выходцы из Троице-Сергиевой Лавры, Почаевского и Успенского в Одессе монастырей); старшие по возрасту епископы, более осторожные, но поддерживающие "молодежь"; немногочисленные сторонники автокефалии.
Принципиальные сторонники единства РПЦ не только находятся в большинстве, но и обладают наибольшим внутрицерковным авторитетом, духовным и интеллектуальным потенциалом.
Наиболее радикально настроенной частью духовенства УПЦМП является монашество. На Украине более 127 монастырей. Из них главнейшие по значению и авторитету - Свято-Успенская Почаевская Лавра, находящаяся в Тернопольской области, Свято-Успенский монастырь в Одессе и Успенский Святогорский монастырь в Донецкой области. Остальные монастыри находятся под влиянием перечисленных выше. Позиция монахов является определяющей для белого духовенства и большинства верующих. Монастыри обладают значительным мобилизационным потенциалом, пример тому - одесские события 1992 г., когда по призыву Успенского монастыря собралось более 30 тыс. человек.
УПЦ Московского Патриархата насчитывает около 8 тыс. священников. Здесь наблюдается следующая закономерность - чем моложе, тем активнее, тем больший противник автокефалии. Наиболее инертная часть - представители священнических кланов с Волыни, но они, как правило, нейтральны. Естественно, есть небольшая прослойка священников галичан - сторонников автокефалии, но их несколько десятков человек на всю Украину. Часть западноукраинских священников, у большинства из которых многодетные семьи, просто не выдерживает шантажа и давления.
Духовные школы.
Учебный комитет возглавляет митрополит Агафангел (Саввин). Крупнейшим являются Одесская и Почаевская семинарии (прошедший конкурс - 9 человек на место). Они являются центрами православной мысли. В настоящее время ставится задача создания сети православных высших учебных заведений, которые должны взрастить плеяду интеллигенции, писателей, журналистов и т.п.
Разработаны спецкурсы по основным "болевым" проблемам - история и генезис украинства, история Церкви, история Унии и т.д. Филиал Свято-Тихоновского института создан во Львове, создается в Севастополе и в Запорожье. Подобные филиалы необходимы в Киеве, Харькове и Днепропетровске.
В Киеве предпринимаются попытки возрождения Киево-Печерского Православного университета.
1.4. Православные общественные движения и
СМИ
Первые попытки самоорганизации мирян были предприняты архиепископами Онуфрием и Ионафаном - в 1991-1993 гг. были созданы "Комитеты защиты Православия". В 1993 г. в Луганске было создано объединение Православных братств Украины. В 1994 г. ОПБУ переименовано в Союз Православных братств. Он является структурным подразделением СПБ Русской Православной Церкви. В настоящее время Союз насчитывает более 40 братств. Православные братства теснейшим образом связаны с русскими и пророссийскими организациями.
Создан Союз Православных граждан Украины, также напрямую подчиняющийся
Москве. СПГ является конфедерацией, в которую входят многие
общественно-политические организации и русские общины. Именно СПГ удалось
объединить православную русофильскую интеллигенцию. Возглавляет СПГУ известный в
православных кругах писатель и публицист Сергей Сыроватский.
В настоящее
время УПЦМП имеет около 30 газет и журналов. Практически все - русскоязычные и
пророссийские. Имеются профессиональные издания - журнал "Православие и
современность", издаваемый Союзом Православных граждан, "Запорожье -
Православное", "Православная Сумщина", "Православный вестник" и др. Архиепископ
Августин издает православную газету для украинской армии и МВД. (Однако в
области телевидения и радиовещания - блокада.)
Конечно, есть факторы,
тормозящие становление мощного православно-пророссийского движения. Во-первых,
новое русское и православное движение сравнительно молодо и только учиться
интеллектуальной и политической борьбе. Во-вторых, это пережитки "воинствующего
атеизма" в среде левых. В-третьих, имеет место не только недооценка, но и
пренебрежение православным фактором у некоммунистических патриотов.
Однако мобилизация потенциала УПЦ Московского Патриархата, создание на ее основе православного общественного движения является реальной и насущной задачей. Только будучи укорененным в православной традиции, такое движение будет харизматичным, идеологически эффективным (поскольку православная историческая школа имеет огромный опыт полемики с "украинством") и способным в итоге сломить антирусские тенденции.
К.Фролов; Москва