1458 | 1. От разделения митрополий (1458 г.) до Брестской унии (1596 г.). |
1452-1458 | Возникновение первых православных братств в Львове и Вильне (по другим источникам Львовское братство возникло в 1439 г.). |
1458 | Литовская митрополия отделяется от
Московской митрополии. В ее состав входят помимо Киевской митрополии
9 православных епархий на территории Литвы (Полоцкая, Смоленская,
Черниговская, Туровская, Луцкая, Владимирская) и Польши (Галицкая,
Перемышльская, Холмская).
Первым митрополитом Литовским назначается Григорий. |
1459 | Русские архиереи составляют соборное послание к литовским епископам не принимать митрополита-униата от Латинской Церкви. |
1464 | Черниговский епископ Евфимий, единственный из всех литовских епископов, откликается на послание русских архиереев и, покинув свою епископию, приезжает в Москву, где получает в управление Суздальскую епархию . |
1468 | Великий князь Казимир просит разрешения у папы Павла II основать в русских областях монастыри бернардинцев для приведения православных к униатству. |
1469 | Григорий порывает с унией и испрашивает у православного Константинопольского патриарха Дионисия благословения и подтверждения его права на кафедру. Дионисий утверждает его в сане. |
1470 | Князь Симеон восстанавливает Великую церковь печерскую в Лавре, разрушенную во время нашествия Батыя. |
1473 | Кончина митрополита Григория. |
1475 | Митрополитом избран Смоленский епископ Мисаил. Благословение Константинопольского патриарха на этот сан так и не было им получено до самой смерти. |
1476 | Митрополит Мисаил и ряд его сподвижников посылают грамоту папе Сиксту IV с просьбой о принятии в унию. Просьба остается без ответа. |
1479-1480 | Константинопольский патриарх Рафаил еще при жизни Мисаила рукополагает и присылает в Литовскую Церковь другого митрополита Киевского и всея Руси, Спиридона (Сатану). Казимир арестовывает Спиридона и держит его в заточении. |
1480 | Кончина митрополита Мисаила.
Православные архиереи избирают митрополитом епископа Полоцкого Симеона. Отныне в Литве утверждается избирательный порядок в православные митрополиты с их обязательным поставлением Константинопольскими патриархами (через экзархов). Основание Коложского монастыря в Гродно при церкви святых мучеников Бориса и Глеба. |
1481 | Патриарх Максим присылает экзархов для посвящения Симеона. |
1482 | Константинопольский патриарх снимает со Спиридона митрополичий сан. Спиридону разрешают уехать в Москву, где он и скончался около 1503-1505 гг. в Ферапонтовом монастыре. |
1483 | Указ Литовского князя Казимира IV, воспрещающий православным строить новые церкви и возобновлять старые. |
1488 | Кончина митрополита Симеона.
Митрополитом поставляется епископ Полоцкий Иона (Глезна). |
1492 | Великий князь Литовский Александр Ягеллончик подтверждает все права своих граждан без различия вероисповедания. |
1494 | Кончина митрополита Ионы.
Митрополитом поставляется архимандрит Вильненского Свято-Троицкого монастыря Макарий. Обновление и освящение кафедрального собора во Владимире Волынском. |
1495 | Великий князь Литовский, римо-католик по вероисповеданию, Александр Ягеллончик сочетается браком с православной дочерью Ивана III Еленой. Притеснения православных в Литве, однако, продолжаются. |
1497 | Кончина митрополита Макария, убитого
крымскими татарами во время поездки в Киев для восстановления
разграбленной татарами Киево-Печерской Лавры.
Митрополитом поставляется епископ Смоленский Иосиф I, сочувствующий идее унии. Константинопольский патриарх Никон присылает ему послание, в котором советует поддерживать дружеские отношения с римо-католиками. |
1498-1499 | Митрополит Иосиф предпринимает первые открытые шаги в пользу унии, начав открытое притеснение православных. |
1499 | Подтверждение Александром Ягеллончиком "Свитка Ярославова" грамотой о неприкосновенности святительского суда и церковного имущества. |
1500-1503 | Война Москвы с Литвой, вызванная жалобами русских литовских князей на религиозные притеснения со стороны проуниатски настроенного митрополита Иосифа и понуждением княгини Елены перейти в униатство. |
1500 | Митрополит Иосиф отправляет послание папе Александру IV с подтверждением приверженности унии и с просьбой о покровительстве. В письме к великому князю Александру папа соглашается утвердить Иосифа в митрополичьем достоинстве, если тот согласится полностью принять католическое вероисповедание и будет способствовать принятию всем русским населением решений Флорентийского собора. |
1501 | Кончина митрополита Иосифа. Попытка восстановления унии в Литве не удалась. |
1503 | Митрополитом избирается бывший духовник православной княгини Елены, настоятель Минского Вознесенского монастыря, Иона II. Православие в Литве снова набирает силу. |
1507 | Кончина митрополита Ионы II.
Митрополитом избирается епископ Смоленский Иосиф II Солтан. |
1509 | Константинопольский патриарх Пахомий
благословляет поставление Иосифа II с титулом "митрополит Киевский,
всея Руси, и Галицкий".
Вильненский Собор об исправлении внутренних порядков Православной Церкви. Великий князь Сигизмунд I отдает право назначения наместников православного митрополита на Галичине Львовскому латинскому архиепископу. |
1510 | Митрополит Иосиф дает общежитийный устав Супрасльскому монастырю. |
1511 | По инициативе Иосифа Сигизмунд I специальной грамотой подтверждает неприкосновенность прав Православной Церкви ("Свиток Ярославов"). |
1514 | Сигизмунд I разрешает строить православные
каменные храмы в столице великого княжества Литовского г. Вильно,
отменив тем самым на практике запрещение Казимира IV от 1483
г.
Среди членов Королевской Рады появляются православные вельможи (вопреки Городельскому постановлению 1413 г.). |
1521 | Львовское церковное братство приносит жалобу Сигизмунду на все более усиливающееся утеснение православных в городе и по всей Галиции. |
1522 | Кончина митрополита Иосифа II
Солтана.
Поставление митрополитом епископа Полоцкого Иосифа III. Сигизмунд назначает наместником митрополита в Галиции православного архимандрита Исаакия (Иакинфа Гдашицкого), который отказывается от подчинения Львовскому католическому архиепископу. Исаакий проводит большую работу по обращению в православие жителей Галичины, ставших католиками. |
1523, 1524, 1534, 1535, 1541 | Указы Казимира, направленные против лютеранства и кальвинизма, широко распространяющихся в Польше и Литве. В протестантизм переходят множество как католиков, так и православных. |
1529 | На сейме в Вильно шляхта вынуждает Сигизмунда подтвердить запрещение православным занимать высшие государственные должности. |
1534 | Кончина митрополита Иосифа III.
Митрополитом нарекается епископ Луцкий Макарий II. |
1539 | После долгой борьбы с католическим архиепископом Львовским Макарий (Лучапский) поставляется православным епископом митрополии Галицкой. Образуется православная епископия с кафедрой во Львове. |
1540 | Собор в Новогрудке и определение положения Львовской епископии в Киевской митрополии. |
1542-1544 | Продолжают образовываться церковные братства во Львове - при Благовещенской и Никольской церквях. |
1555 около | Появление в Литве антитринитарианской (социнианской) ереси. |
1556 | Кончина митрополита Макария II.
Митрополитом нарекается Сильвестр (Белькевич). |
1563 | На Виленском сейме Сигизмунд полностью отменяет Городельское постановление и другие религиозно-государственные ограничения в отношении православия и протестантизма. Усиление протестантизма в Литве. |
1564 | Распространение антитринитарианского еретического учения на Волыни. |
1567 | Кончина митрополита Сильвестра. |
1568 | Митрополитом поставляется епископ Пинский и Гуровский Иона III (Протасевич). |
1569-1574 | Иван Федоров и Петр Мстиславец, переехавшие в Литву, разворачивают здесь свою типографию и печатают "Евангелие Учительное", Псалтырь, Часослов и "Апостол". |
1569 | Люблинская уния: объединение Польского
королевства и великого княжества Литовского в одно государство -
Речь Посполитую.
В Вильно впервые появляются иезуиты, которые с новой силой повели борьбу за церковную унию. |
1573 | Варшавский сейм утверждает конституцию о веротерпимости и равенстве перед законом всех христианских вероисповеданий. |
1575-1589 | В противовес православным церковным братствам иезуиты учреждают братство тела Христова, братство св. Девы Марии и братство милосердия Господня, активно содействовавшие переходу населения в католичество. |
1576 | Митрополит Иона III по старости уступает свое митрополичье достоинству светскому шляхтичу Илье Куче. Илья принимает сан епископа. |
1577 | Иезуит Петр Скарга печатает в Вильно
сочинение "О единстве Церкви Божией под единым пастырем и о
греческом отступлении от этого единства, с предупреждением и
увещеванием русским народам, держащимся греков", по существу
содержащее программу, которой впоследствии держались иезуиты при
введении церковной унии.
Кончина митрополита Ионы III. |
1579 | Кончина Ильи Кучи. На его место нарекается Онисифор Девоча. |
1580-1581 | В Остроге Иваном Федоровым напечатана первая Библия на славянском языке стараниями князя Константина Острожского (на базе переводов, сделанных ранее при архиепископе Новгородском Геннадии). |
1581 | Открытие Острожской православной школы. |
1582 | Булла папы Григория XIII о введении в западном мире нового календаря с пропуском 10 дней. Константинопольский патриарх Иеремия II в своем послании призывает православных не принимать новый календарь. |
1583 | Волнения на Рождество Христово, связанные с попытками католиков заставить православных принять новый календарь. По приказу Львовского католического архиепископа запираются православные церкви. |
1584 | Король Стефан Баторий издает декрет о недопустимости насильного принуждения православных к новому календарю. |
1584-1585 | Создание школ при Виленском и Львовском
церковных братствах. В Львовскую школу для преподавания прибывает
экзарх патриарха Константинопольского митрополит Элассонский
Арсений.
Митрополит Онисифор благословляет Виленское церковное братство, открывшее и типографию. В дальнейшем здесь напечатана большая часть полемических сочинений против унии. Начинают во множестве образовываться другие местные братства, основная цель которых - открытие школ и типографий. |
1585 | Стефан Баторий подтверждает грамотами все церковные права православного духовенства. |
1588-1589 | Посещение Киевской митрополии Константинопольским патриархом Иеремией II. Это первое за всю предшествующую шестисотлетнюю историю посещение патриархом Русской Церкви. |
1588 | Острожский священник Василий печатает труд "О единой истинной православной вере и о св. соборной апостольской церкви", направленный против про-униатских сочинений иезуитов. |
1589 | Патриарх Иеремия II смещает митрополита
Онисифора за двоеженство.
В чин митрополита Иеремия II посвящает архимандрита Минского Вознесенского монастыря Михаила (Рогозу). Патриарх Иеремия II освящает устав Львовского братства. |
1590-1594 | Усиление притеснений и прямых издевательств над православными священнослужителями со стороны католиков. |
1590 | Церковный собор в Бресте. Четверо епископов
тайно подписывают акт о готовности принять унию и направляют его
королю.
Иезуит Петр Скарга призывает короля присоединить православных к католической церкви. |
1591-1592 | Король Сигизмунд III принимает ряд актов, подтверждающих права Львовского, Минского, Кричевского, Оршанского, Брестского и Виленского церковных братств. |
1593 | Епископом Владимирским назначается Брестский кастелян Адам Потей, горячий сторонник унии. |
1594 | Съезд епископов в Сокале и выработка условий унии с Римом. Текст условий подписывает и митрополит Михаил. |
1595 | Архиереи и митрополит составляют "Соборное
послание к папе Клименту VIII" с просьбой об унии.
По городам поднимается волна протестов против унии со стороны братств, духовенства и мирян. Король Сигизмунд III издает универсал ко всем своим православным подданным с призывом принять унию. В Луцке собираются епископы Луцкий, Перемышльский, Львовский и Холмский и принимают заявление с угрозой отлучения всем, кто не поддержит унию. Поездка епископов Игнатия (Поцея) и Кирилла (Терлецкого) в Рим и принятие ими унии от лица всех православных Киевской митрополии. Официальное заключение унии. |
1596 | 2. От Брестской Унии (1596 г.) до воссоединения с Московским патриархатом (1687 г.) |
1596 | Виленское братство выступает с резким
протестом против унии. Митрополит Михаил (Рогоза) изгоняет братство
из Троицкого монастыря.
В Бресте созываются два Собора: Собор сторонников унии, провозгласивший переход Киевской митрополии под власть Римского престола, и Собор православных, осудивший это решение и лишивший сана подписавших его иерархов. Король Сигизмунд санкционирует решения униатского Собора. Утверждение унии в Польском государстве. Митрополит Михаил (Рогоза) предает проклятию и лишает сана епископов Львовского и Перемышльского и всех священнослужителей, не присоединившихся к унии. Универсал короля Сигизмунда III, утверждавший решения униатского собора и признававший православных священнослужителей, не согласившихся на унию, отлученными от церкви. Составление первого православного катехизиса Стефаном Зизанием в Вильно. |
1597 | Константинопольский патриарх Мелетий
признает каноническим низвержение православным Брестским Собором
отпадших в унию епископов и митрополита Михаила (Рогозу).
Львовский епископ Гедеон (Балабан), Кирилл Лукарис и князь Константин Острожский назначены экзархами патриарха для Литвы. Сеймовый суд над экзархом Константинопольского патриарха Никифором по ложному обвинению в шпионаже и заключение его в тюрьму. Гонения против православных священников. Основание Почаевского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. |
1598 | Во время сейма волынская православная шляхта
требует низложить униатскую иерархию.
Неудачные попытки униатов овладеть Киево-Печерским монастырем. Нападение иезуитов на церковь виленского Свято-Духовского (Свято-Троицкого) братства. |
1599 | Ипатий Потей основывает первую в
Западнорусском крае униатскую школу в здании, отнятом у Брестского
православного братства.
В Вильно по инициативе князя Острожского представители православного и протестантского духовенств обсуждают возможность религиозной унии. Православная и протестантская шляхта заключают конфедерацию для совместной борьбы против насильственного насаждения католицизма. Кончина митрополита Михаила (Рогозы). Король Сигизмунд III ставит митрополитом епископа Владимирского Ипатия (Потея). |
1600 | Константинопольский патриарх Мелетий
утверждает своей грамотой Львовское ставропигиальное
братство.
Сеймовое судебное разбирательство по жалобе православных на незаконность действий, предпринятых униатским митрополитом Ипатием (Потеем) и униатским Луцким епископом Кириллом (Терлецким.). Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий полностью оправданы. |
1601 | Конфликт Ипатия Потея с виленским Свято-Духовским братством. Изгнание двух священников церкви братства. Основание в Троицком монастыре, ранее связанном с братством, униатской семинарии. |
1604 | Епископ Львовский Гедеон основывает
православную гимназию и типографию.
Приезд Ипатия Потея во Львов, столкновение его с епископом Львовским Гедеоном и предание проклятию всех православных жителей Львова. |
1605 | Основание Виленского Свято-Духова монастыря
Свято-Духовским братством.
Сигизмунд III жалует Ипатию Потею грамоты на право подчинения ему всех церквей восточного исповедания в Литве и Польше и на право церковного суда. |
1606 | Дебаты о кассации Брестской унии на сейме. |
1607 | Кончина Гедеона, епископа Львовского, в
течение 10 лет заменявшего православного митрополита для
Западнорусской Церкви.
Принятие на сейме конституции, подтверждающей права православной религии, которая на практике не выполнялась. |
1608-1609 | Выступление духовенства Вильно и ряда городов Западной Белоруссии против унии. Занятие православных храмов в Вильно Ипатием Потеем с помощью военной силы. Православие в Вильно теряет свои позиции. У православных остается только Свято-Духовская церковь с монастырем. |
1608 | Кончина князя Константина Острожского, самого могущественного защитника православия в Польше и Литве. |
1610 | Перемышльская епархия переходит в руки
униатов. Репрессии против православного духовенства. Под
православным управлением остается лишь Львовская епископия.
Приезд в Киев наместника униатского митрополита Потея и последующая "Протестация" запорожского казачества против нарушения прав Православной Церкви. Мелетий Смотрицкий печатает "Фринос" ("Плач Восточной Церкви"), сочинение, направленное против униатских взглядов. Сигизмунд III приказывает закрыть типографию в Вильно, напечатавшую "Фринос", и уничтожить все экземпляры книги. |
1613 | Кончина Ипатия Потея. Митрополитом становится Иосиф (Рутский). |
1616 | Основание Киевского православного братства и Киевско-братского училищного Богоявленского монастыря. |
1617-1619 | Полоцкий епископ-униат Иоасаф (Кунцевич) развязывает кампанию репрессий против православных в Восточной Белорусии. Закрытие всех православных храмов в Могилеве, Луцке и Орше. |
1617 | Иосиф Рутский создает на базе Троицкого (переименованного в Базилианский) монастыря Базилианский монашеский орден по образцу иезуитского братства, в который вошли все захваченные в унию русские монастыри. В орден вступают как униаты, так и католики и иезуиты. Орден выходит из-под власти епархиальных архиереев. На конгрегации решено, что все униатские епископы должны выбираться только из членов ордена. (По другим источникам Базилианский орден учрежден еще при жизни Ипатия Потея). |
1620 | Иерусалимский патриарх Феофан прибывает из Московской Руси в Киев. Туда же прибывают православные делегаты со всей Польши и Литвы. Православный Собор под защитой запорожских казаков. В Киево-Печерской Лавре Феофан хиротонисует семь православных епископов и митрополита Киевского и Галицкого - игумена Киево-Михайловского монастыря Иону (Борецкого). Восстановление православной иерархии в Западной России. |
1621 | Универсалы Сигизмунда III об аресте
православных епископов как турецких шпионов. Преследование
православных горожан Вильно, признавших новую православную иерархию.
Ожесточенная литературная полемика между Свято-Духовским виленским братством и униатами. Гонения на православных в Полоцке и Витебске и закрытие православных храмов униатским архиепископом Иоасафом (Кунцевичем). Все запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным вписывается в Киевское Богоявленское братство. Под защитой запорожского войска митрополит Иов собирает Собор "Советования о благочестии". |
1623 | Сейм постановляет лишить силы все декреты и
судебные решения, инициированные униатами против православных, а
также прекратить все судебные тяжбы и процессы между униатами и
православными. Сейм создает комиссию для организации примирительного
Собора православных и униатов.
Волнения православных в Витебске, убийство униатского Полоцкого епископа Иоасафа (Кунцевича). Усиление репрессий против православных. |
1624 | Попытка униатского митрополита Иоасафа (Рутского) начать переговоры с православными о примирении. Проект об учреждении патриаршества в Западной России. |
1624-1625 | Поездка архиепископа Полоцкого Мелетия (Смотрицкого) в Константинополь к патриарху по поводу возможного примирения с униатами. По возвращении Смотрицкий тайно переходит в униатство. |
1625 | Униаты запечатывают православные церкви в
Киеве, после чего начинаются антиуниатские выступления
казаков.
Православный Собор осуждает "Учительное Евангелие" Кирилла Транквиллиона, который вскоре после этого переходит в унию. |
1626-1631 | На ежегодных сеймах православные делегаты регулярно поднимают вопрос о правах Православной Церкви. Однако все эти попытки не увенчиваются успехом. Столкновения между униатами и православными продолжаются. |
1628 | Православный Собор в Гродке по вопросу о
догматических различиях между православием и католицизмом. Мелетий
Смотрицкий убеждает Собор в отсутствии догматических различий и
призывает к унии. Смотрицкому поручается написать записку о
догматических различиях.
Мелетий Смотрицкий без разрешения православного митрополита Иова печатает "Апологию" с обоснованием необходимости для православных принять унию. Православный Собор в Киеве, осудивший "Апологию". Мелетий Смотрицкий публично отрекается от "Апологии". Собор распространяет грамоту ко всем православным, подтверждающую твердую отрицательную позицию Церкви по отношению к унии. |
1629 | Король издает универсал, обязывающий
православных и униатов собраться на примирительный Собор во Львове.
Православный Собор в Киеве, решивший не посылать своих представителей на примирительный Собор. Во Львов приезжают только униаты, и Собор так и не открывается. |
1631 | Кончина православного митрополита
Иова.
Митрополитом избирается архиепископ Смоленский и Черниговский Исайя (Копинский). Петр Могила основывает православное училище (коллегию) в Киево-Печерском монастыре (через год школа переведена в Богоявленский монастырь). |
1632 | Смерть короля Сигизмунда III, главного
инициатора и поборника унии. Оживление надежд Православной
Церкви.
Православные делегаты во главе с Петром Могилой на конвокационном сейме выходят с просьбой о полном восстановлении Православной Церкви в ее прежних правах. Заседания комиссии по рассмотрению взаимных претензий православных и униатов. Решения комиссии не удовлетворяют ни православных, ни униатов. На избирательной сейме православная шляхта требует возвратить православной Церкви все права, узурпированные униатами. Принимаются "Статьи по успокоению народа русского греческой религии". Официальное признание православия, восстановление Западно-русской митрополии с четырьмя епископиями и ее имущественных прав впервые за 36 лет существования унии. Избрание двух кандидатов на Киевскую православную митрополию - Петра Могилы и Михаила Ласка. |
1633 | Издание королем Владиславом IV диплома,
подтверждающего "Статьи по успокоению". Король жалует
Киево-печерскому архимандриту Петру (Могиле) грамоту на Киевскую
митрополию.
Львовский собор поставляет Петра Могилу митрополитом с благословления Константинопольского патриарха. Прежний митрополит, Исайя (Копинский), удаляется возвращать захваченные униатами церкви. Владислав жалует грамоты православным братствам и подтверждает их права. |
1635 | Попытка православной шляхты добиться придания силы закона "Статьям по успокоению народа русского греческой религии". Принятие конституции о правах Православной Церкви. |
1636 | Попытка переговоров о новой унии и создании подчиненного Риму Киевского патриархата. |
1638 | Принятие конституции "О греческой религии",
подтвердившей конституцию 1635 г.
Массовый уход монашествующих в Московское государство, вызванный рапространением лживых слухов о переходе Петра Могилы в униатство. |
1640 | Собор православного духовенства в Киеве одобряет Большой Катехизис, составленный под руководством Петра Могилы. |
1641 | На сейме принято постановление, облегчающее процесс передачи православным захваченных у них униатами церквей. |
1642 | По решению Константинопольского патриарха Парфения Катехизис Петра Могилы обсужден и исправлен Собором в Яссах. |
1643 | Парфений, Собор епископов и восточные патриархи одобряют исправленный Катехизис Петра Могилы и признают его православным исповеданием не только русских, но и всех греков. Однако исправленный текст из-за смены патриархов в Киев не отсылается. |
1644 | Проекты заключения новой унии православных с
униатами митрополита Петра (Могилы) и Адама Киселя.
Публикация "Лифоса", апологетического сочинения, опровергающего нападки на Православную Церковь в книге "Перспектива" Кассиана Саковича. |
1645 | Из-за невозможности издать большой Катехизис Петр Могила публикует "Собрание короткой науки об артикулах веры" (Малый Катехизис). |
1646 | Издание Петром Могилой "Евхологиона"
("Требника").
Основание иезуитской коллегии в Киеве. |
1647 | Кончина митрополита Петра (Могилы).
На митрополию избирается епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский Сильвестр (Коссов). Православный Собор в Вильно по вопросу об унии православной и униатской церквей. Переговоры о подготовке общего Собора православных и униатов. Торжественная встреча Богдана Хмельницкого в Киеве митрополитом Сильвестром (Коссовым) и Иерусалимским патриархом Паисием. Патриарх благословляет Хмельницкого на борьбу с поляками. |
1649 | По Зборовскому договору между Хмельницким и
королем Яном Казимиром главенствующая роль в Малороссии должна
принадлежать Православной Церкви. Холмская епископия возвращается
православным.
Сейм обсуждает вопрос об уничтожении унии, но безуспешно. Изгнание иезуитов из Малороссии. |
1650 | Послы Хмельницкого на сейме требуют уничтожения унии не только на Украине, но и на всей территории Польши и Литвы. |
1652 | После поражения Хмельницкого под Белой
Церковью король Ян Казимир издает грамоту, возвращавшую униатам все
отнятое по Зборовскому договору.
Массовый переход православных из Малороссии в степи государства Московского. |
1654-1655 | Белоруссия и часть Литвы переходят к Московскому государству. |
1654 | Переяславская рада. Украина (Малороссия) включается в состав Московского государства. |
1655 | Царь Алексей Михайлович подтверждает
жалованной грамотой имущественные права малороссийского
духовенства.
Духовное посольство к царю Алексею Михайловичу с просьбой дать право Киевской митрополии оставаться в подчинении Константинопольского патриарха. |
1657 | Кончина Киевского митрополита Сильвестра (Коссова). |
1661 | Нежинский протопоп Максим Филимонов
(Мефодий) поставляется Московским митрополитом Питиримом в епископы
Мстиславльские для осуществления реального контроля над Киевской
митрополией.
Константинопольский патриарх объявляет Мефодия запрещенным в священнослужении. Киевский митрополит Дионисий (Болобан) ставит во главе Мстиславльской епископии своего кандидата, епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). |
1667 | Заключение Андрусовского мира между Польшей и Московским государством. |
1667-1676 | Существование трех независимых православных юрисдикций на территории Западной Руси и Литвы (Восточная Украина, Запорожье и русские территории в пределах Польши). Все три юрисдикции находятся в формальном подчинении Константинопольского патриархата. |
1676 | Ликвидация Запорожской православной юрисдикции. |
1685 | Московский Собор поставляет князя Гедеона Четвертинского в митрополиты Киевские. |
1686 | Московское государство заключает "вечный мир" с Польшей. Вся Восточная Малороссия и Киев окончательно переходят к России. Польша обязуется дать свободу православию на своей территории и возвратить православным Могилевскую, Луцкую, Львовскую и Перемышльскую епархии. |
1687 | Константинопольский патриарх Дионисий и
восточные патриархи присылают грамоту, утверждающую переход Киевской
митрополии в московскую юрисдикцию.
Воссоединение Киевской митрополии с Московской патриархией. |