Священник Петр Андриевский
Россия перед вторым
пришествием...
Несбывшиеся предсказания
О событиях, которые будут
предшествовать кончине мира, из Священного Писания мы
знаем. Однако когда будут происходить события, о которых
говорит Господь Иисус Христос, Его пророки и апостолы,
нам неизвестно. Господь не открыл этого нам (Мф. 24,
36). На вопрос учеников: не в сие ли время, Господи,
восстановляешь Ты царство Израилю? — Христос ответил: не
ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил
в Своей власти (Деян. 1, 6, 7). Эти слова Спасителя есть
прямой запрет на установление сроков кончины мира. То,
что кончина этому миру последует, что три с половиной
года перед концом мира будет царствовать антихрист, —
несомненно. Когда же это произойдет — от нас сокрыто.
Попытки определить время кончины мира всегда будут
бесплодны.
К сожалению, в последнее время на тропу
назначения сроков кончины мира, проложенную
адвентистами, вступили и некоторые православные
«прорицатели». Так, в 1991 году журнал «Наш современник»
(№ 9) опубликовал подборку предсказаний о грядущих
судьбах России и мира «Читающий да разумеет...» (собрал
С. Фомин). Одно из центральных мест этих предсказаний
занимает год 1992-й.
Иеромонах ПЕТРОНИЙ (Румынский скит
Продром, святая гора Афон, 1989): «...о годе 1992-м
писали и пишут постоянно, ибо, как известно, в этом году
должно произойти объединение 12 стран Общего рынка в
экономический и политический союз.… К этому мы добавим и
тот факт, что о годе 1992-м в мире распространяются
мрачные пророчества некоторых святых мужей, иерархов и
преподобных: святого иерарха Нифонта
Константинопольского, преподобного Нила Афонита,
преподобного Косьмы Этолоса, Саввы из Колимноса,
Каллиника из монастыря Черника и других, живших в
прошедшее время»1.
Остановимся на пророчестве преподобного
Каллиника — игумена монастыря Черника, близ Бухареста.
Однажды преподобный получил от своего архиерея
благословение и средства на построение монастыря на
острове Святого Георгия, однако со строительством не
спешил, ибо находился под впечатлением некоторых
предсказаний, обещавших конец мира в 1848 году. В одну
из ночей, когда преподобный Каллиник возвратился в свою
келью после утренней службы и сел отдыхать, он вдруг
оказался стоящим на острове рядом со святителем Николаем
— покровителем монастыря Черника — и великомучеником
Георгием, которые начали упрекать его за медление с
началом строительства монастыря. Охваченный страхом,
преподобный отвечал: «Простите меня, Божии святые, но я,
прочитав некоторые предсказания о будущем, был уверен,
что в 1848 году будет конец мира». Тогда святые обратили
его взор на восток, где на большом светящемся пергаменте
было написано большими буквами: «7500 лет от Адама».
«Видишь, — было сказано ему, — не 1848-й есть год конца
мира, но конец мира будет, когда исполнится 7500 лет от
Адама».
Это повествование убедительно
опровергает ложное мнение, распространяемое в последнее
время сочинителями духовной литературы, рисующими людей
святой жизни этакими богами-прозорливцами, которым
открыты судьбы мира. Увы, и святым мужам не только не
открыты грядущие времена, но и сами они могут разделять
чужие ложные мнения. И если бы не строительство
монастыря, то преподобному Каллинику только в 1848 году
пришлось бы убедиться в ложности предсказаний, под
впечатлением которых он находился, так же как в 1992
году составитель подборки предсказаний в «Нашем
современнике» убедился, что этот год не стал годом
воцарения над миром антихриста. А предсказание об этом
поражало воображение читателей. Некий отец Антоний
(Чернов) из Великобритании, в то время принадлежащий к
греческим раскольникам-старостильникам, а позднее — к
российским «катакомбникам», писал: «…вот мы уже достигли
того времени, когда имеем не только право, но и
обязанность сказать, что мы живем в последние времена.
Ибо уже в 1962 году президентом и создателем государства
Израиль Бен-Гурионом официально было объявлено, что
родился “Мессиах” (Мессия), которого “ждет все
человечество”. При иудейском обрезании ему было наречено
имя “Еммануил”, “по писаниям”, и что родной отец назвал
его “Мелехом” (царем сионской крови). “По пророчествам”,
этот “Еммануил”, или “Мелех”, объединит все человечество
в одной религии. Таким образом, “тайна беззакония”
становится явью. И программа будущего “всемирного царя
сионской крови” уже намечена... Подготовка уже
завершена. Все начнется с удаления денег, ныне
действующих во всем мире, и замены их “электронными
деньгами”. Единственным документом будет электронная
печать на лбу или на правой руке. Уже построен
гигантский компьютер в Бельгии, в котором хранятся
сведения о каждом человеке в мире. И этот компьютер так
и назван – “Зверь”... Иными словами, все подготовлено к
принятию антихриста, и вот он уже объявлен. Пришествие
его, если Господь не помилует человечество, намечено
“тайной беззакония” на 1992 год, когда ему исполнится 30
лет»2 .
Предсказание отца Антония не
исполнилось, да и не могло исполниться. Антихрист придет
в мир, когда попустит ему это Бог, а не тогда, когда
объявит это президент Израиля. Таким образом, вопреки
предсказанию 1992 год не стал годом воцарения над миром
антихриста. Этот факт, однако, нисколько не смутил
составителя подборки предсказаний. В 1993 году он издает
уже целую книгу предсказаний: «Россия перед Вторым
Пришествием»*, где в главе «Отодвинутое время»
пишет:
«В истории православной Руси слишком
памятен “год антихристова числа” – 1666-й. Не за горами
и его перевертыш – 1999-й. Но и у 1992 года было
какое-то свое особое предназначение, быть может, и не
столь благоприятное для земных упований
православных»3 .
По мнению автора этих строк, причиной
старообрядческого раскола в Русской Церкви стало число
1666; раскол случился потому, что тогдашний мир вступил
в год «антихристова числа». По его мнению, и число 1999
— «перевертыш антихристова числа» — должно было оказать
определенное влияние на судьбы мира, и у числа 1992 было
свое, особое предназначение, хотя и не- ясное.
Отвергая это пифагорейское и
одновременно каббалистическое лжеучение о влиянии чисел
на судьбу людей и мира, тем не менее следует заметить,
что годы, предшествовавшие 1992-му, и последующие
все-таки оказали влияние на судьбы некоторых
православных христиан. Конечно, не сами годы, а
распространяемые в эти годы предсказания о близкой
кончине мира. Если мир стоит на пороге своего конца, то,
значит, и антихрист вот-вот должен явиться в мире. Этот
поиск антихриста в мире не мог не завершиться
нахождением в мире признаков пришествия антихриста в
мир, в частности, мнимого распространения в мире
антихристовой «печати». Именно каббалистическое
лжеучение о влиянии чисел на судьбы мира вместе с
распространяемыми предсказаниями о близкой кончине мира
сформировали у некоторой части православных христиан
страх перед налоговыми номерами, в которых как будто
содержится «антихристово число» — 666. Одна из листовок,
распространяемых борцами со штрих-кодами, украшена
многозначительной монограммой: «1999 — 6661 —
199последний год».
«Что с нами случится в будущем? Этот
вопрос волнует, наверное, каждого человека. Что будет с
нашим Отечеством? Этот вопрос не должен оставлять
безучастным всякого гражданина России», — пишет в
предисловии к книге «Россия перед Вторым Пришествием»
игумен Исаия (Белов). Но если кто-то приобрел книгу в
надежде узнать будущую судьбу России, то он сильно
ошибся. По собственному признанию отца Исаии, «в книге
можно встретить несовпадающие, а порой и противоречащие
мнения по одному и тому же вопросу». Это не удивительно,
поскольку сборник составлен чисто механически. Автор не
задается вопросом: высказаны те или иные предсказания
святыми как полученные ими от Бога откровения или же как
собственные их предположения? Словами: так говорит
Господь ветхозаветные пророки не скрывали от слушателей,
что эти пророчества не плод их собственных
предположений, а полученные от Бога откровения. Когда же
святые (тот же преподобный Каллиник или преподобный
Варсонофий Оптинский) высказывали собственные
предположения о сроках кончины мира или воцарения над
миром антихриста, то эти предположения нельзя относить к
пророчествам, ибо сами святые не представляли эти свои
мнения Божественными откровениями.
Принадлежат ли в действительности те
или иные предсказания лицам, с которыми они связываются?
Насколько точно они дошли до нас? Эти вопросы автором
сборника также не ставятся. Составленное
катакомбниками-имябожниками в послереволюционные годы
«Видение Иоанна Кронштадтского» о воцарении над миром
антихриста автор ничтоже сумняшеся представляет как
подлинное откровение святого праведного Иоанна. В
разговоре же с одним из духовников Троице-Сергиевой
лавры признается, что «пророчество» святого праведного
Иоанна о воцарении антихриста не сбылось. Почему же не
сбылось, если это подлинно Божие откровение? Оно не
сбылось потому, что не принадлежит святому. Об этом
«пророчестве» не было известно никому до революции.
Отметим также, что ни в полном собрании сочинений
святого праведного Иоанна Кронштадтского такого письма
не имеется, ни в рукописях крупнейших архивных хранилищ
не обнаружено никаких следов этого «пророчества». Не
вызывает никакого сомнения, что если бы это «видение»
святого праведного Иоанна было известно до революции, то
такой известный церковный писатель, как С. А. Нилус, не
преминул бы привести его в одной из своих книг. И
совершенно бессмысленно сейчас выявлять, какой из
списков этого апокрифического «пророчества», ходившего
по рукам, наиболее достоверен. Хотя вопрос о точности и
достоверности дошедших до нас предсказаний святых очень
важный. Подавляющее большинство предсказаний святых
дошли до нас в пересказе других лиц. Не допущено ли при
пересказах ошибок и даже прямых подлогов? К сожалению, и
такое нередко случается. Вот пример.
Составитель сборника С. Фомин приводит
слова архиепископа Феофана (Быстрова):
«Вы спрашиваете меня о ближайшем
будущем и о последних временах. Я ничего не говорю сам
от себя, а только передаю откровения старцев. А они
передали мне следующее. Пришествие антихриста
приближается, и оно уже очень близко. Время между нами и
его приходом надо считать годами или, по крайней мере,
десятками лет. Но до прихода антихриста Россия должна
быть восстановлена — вероятно, лишь на короткое время. В
России должен быть Царь, предызбранный Самим Господом.
Он будет человеком пламенной веры, великого ума и
железной воли. Вот все, что открыто о нем. Будем же
ждать исполнения открытого. Судя по многим знамениям,
это уже приближается, если из-за наших грехов Господь
Бог не отсрочит и не изменит того, что было обещано. По
свидетельству Слова Божия это бывает»4 .
В подстрочных примечаниях Фомин
пишет:
«Ввиду важности приводимого пророчества
цитируем его в несколько измененном варианте: “Вы меня
спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних
временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне
было открыто старцами. Приход антихриста приближается и
уже очень близок. Время, разделяющее нас от его
пришествия, можно измерить годами, самое большее,
десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна
возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет,
избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей
веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что было
нам открыто. И мы будем ждать исполнения этого
откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается;
разве что из-за грехов наших Господь отменит его и
изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова
Божия, и это тоже может случиться”».
Как видим, оба варианта слов
архиепископа Феофана отличаются друг от друга мало.
Конечно, трудно сказать, насколько точно изложил он
предсказания старцев и каких именно старцев, но по
крайней мере с большой долей вероятности можно
предположить, что данные варианты весьма близки к
подлинным словам архиепископа Феофана. Однако «Имперский
вестник» со ссылкой на карловацкого архиепископа Аверкия
(Таушева) предлагает нам еще один вариант слов
архиепископа Феофана:
«Я говорю не от себя. А то, что я
слышал от богодухновенных старцев, то и передал… Господь
помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В
России, говорили старцы, по воле народа будет
восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь
предызбрал будущего Царя, это будет человек пламенной
веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего
наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех
неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И
многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все
будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые
архиереи встанут на их место. По женской линии он будет
из рода Романовых. Россия будет мощным государством, но
лишь на малое время… А дальше в мире наступит пришествие
антихриста со всеми ужасами конца, описанного в
Апокалипсисе»5 .
Нетрудно убедиться, что данный вариант
слов архиепископа Феофана уже весьма существенно
отличается от двух предыдущих. Оказывается, первым
деянием будущего русского Царя будет удаление из Церкви
почти всех архиереев. Устами неких старцев косвенно
свидетельствуется неистинность архиереев Русской
Православной Церкви. Кем и по какой причине видоизменены
слова архиепископа Феофана? Ответ очевиден. О
неистинности архиереев нашей Церкви карловацкими
богословами написаны десятки сочинений. Но одно дело
теоретические рассуждения, а другое — пророческое слово.
К последнему у многих православных христиан почти
мистическое благоговение, исключающее даже тень сомнения
в неподлинности пророческих слов. Предсказания будущего
вызывают у православных христиан неизменный интерес; они
способны оказывать влияние на мировоззрение и линию
поведения людей в повседневной жизни. Поэтому нисколько
не удивительно, что у некоторых деятелей возникало и
возникает желание вложить нужные слова в уста того или
другого святого. Слепо верить предсказаниям, дошедшим до
нас через десятых лиц, строить по ним свою христианскую
жизнь есть верх безрассудности. В Древнем Патерике есть
рассказ о том, как собравшиеся духоносные мужи говорили
между собой о добродетелях: какая из них выше всех?
Разбирая одну за другой добродетели, они не признали
таковой ни одной, включая и так почитаемую ныне
прозорливость, а остановились на рассудительности.
Громадный успех книги «Россия перед Вторым Пришествием»,
напечатанной стотысячным тиражом и в короткое время
разошедшейся, выдержавшей затем еще несколько изданий,
свидетельствует о том, что современным православным
христианам очень недостает добродетели, высоко оцененной
древними святыми старцами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Наш современник. 1991. № 9. С.
126.
2. Там же. С. 128—129.
3. Россия перед Вторым Пришествием /
Сост. С. Фомин. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры,
1993. С. 257.
4. Там же. С. 322.
5. Имперский вестник. 2000. № 52 (октябрь). С. 5.
|