обратно

  



 

АФАНАСИЙ (Сахаров)  Епископ Ковровский (1887-1962)

ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПАМЯТИ  БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЫ  АФАНАСИЯ ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО  В РОССИЙСКОМ ФОНДЕ КУЛЬТУРЫ  И ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26-28 ОКТЯБРЯ 1998

АФАНАСИЙ (Сахаров), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии
Родился 2 июля 1887 года в с.Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
В августе 1896 года поступил в Шуйское духовное училище.
В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году.
6 мая 1907 года посвящен в стихарь.
В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую  окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии преосвященному епископу Феодору (Поздеевскому) на тему: "Настроение верующей души по Триоди Постной".
С 6 октября 1912 г. - преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам.
12 окт.1912 г. пострижен в монашество ректором академии преосвященным епископом Феодором.
14 октября того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.
25 марта 1913 года награжден набедренником преосвященным Назарием, архиепископом Херсонским и Одесским.
28 августа 1913 года назначен смотрителем Клеванского духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 года - преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам.
29 июня 1917 года награжден наперсным крестом.
В мае 1917 года был членом Владимирского епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского братства. На этом съезде был избран от монашествующих членом Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членом Владимирского епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора.
На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады:
1.О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым. 2.Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых.
В отдел о церковной дисциплине представил доклад "О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещением раздавать их в качестве наград. (Доклад был одобрен отделом).
На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика  по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в русской земле просиявших принимал участие вместе с проф. Петроградского университета Б.А.Тураевым в составлении службы на этот праздник.
По закрытии Собора - член Владимирского епархиального Совета от монашествующих с 1918 по 1920 год.
С 1920 по 1921 год - наместник Владимирского Рождественского монастыря.
20 января 1920 года возведен в сан архимандрита. 17 июня 1921 года - по благословению Святителя Тихона хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Владимирский Сергий, архиепископ Нижегородский Евдоким, епископ Печерский, вик. Нижегородской епархии Варнава.
Хиротония происходила в Крестовоздвиженском Нижегородском монастыре.
С 18 июня 1921 года - настоятель Боголюбова монастыря.
С 1921 года по 1954 год находился в узах и лишениях как исповедник Христов.
По воспоминаниям современников старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла. А поклониться можно было бы, даже если знать только одни чисто внешние факты его жизни.  Сам владыка вспоминал в конце 50-х годов об исповедническом периоде своей жизни, что он провел "на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца; в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 месяца.
У архиерея-исповедника в лагере была "любимая работа" - уборка отхожих мест и вывоз нечистот; он понимал это "послушание" лагерным властям как роднящее его с другим святым гимнографом Православной Церкви — преподобным Иоанном Дамаскиным.
Последние годы жизни еп.Афанасия в Петушках Владимирской области были годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд  "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви".
Как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии епископ Афанасий с 1955 года трудился в качестве Председателя Богослужебно-календарной комиссии при издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых.
Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Скончался епископ Афанасий 28 октября 1962 года. Погребен епископ-исповедник на Свято-Владимирском кладбище в городе Владимире. 


Фотоархив к жизнеописанию Епископа Афанасия

 Сережа Сахаров. Тамбов, 1889 г.Сережа Сахаров с матерью Матроной и братом.Сергий Сахаров на четвертом курсе Московской Духовной Академии, Январь 1912 г.Иеромонах Афанасий, преподаватель Владимирской Духовной Семинарии. 1913 г.Епископ Афанасий. Фотография из следственного дела. Единственное служение Епископа Афанасия в Троице-Сергиевой ЛавреБлаженная кончина Епископа Афанасия.


Вечер памяти епископа Афанасия в Российском Фонде Культуры Руководитель Программы РФК СВЯТЫНИ РОССИИ Игорь Ярославич Авдиев открывает Вечер ПамятиАфанасий, Епископ Ковровский

По благословению Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского Российский Фонд Культуры совместно с Владимирским Епархиальным управлением явился организатором празднования памяти Епископа Афанасия 26-28 октября 1998 года.
Почитая труды и болезни Христа ради, понесенные Епископом Афанасием в годы гонения на Православную Церковь, мы воздаем должное его творчеству как православного гимнографа, создателя службы святым в земле русской просиявшим, ученого литургиста и ревнителя уставного богослужения.
Благодаря литургическим трудам епископа Афанасия был создан многотомный свод богослужебных миней, соединивший традиционный корпус богослужебных текстов со службами русским, сербским, болгарским и чешским  святым.
Этот свод поистине достоин именоваться Афанасиевские минеи.
Афанасиевский свод дает новый уровень национального самосознания, нового понимания исторического пути православного русского народа на рубеже второго и третьего тысячелетий.

 

Келейница последних лет жизни владыки Афанасия Нина Сергеевна Фиолетова рассказывает о его радостно-пасхальном и сострадательном характере, о молитвенном подвиге, о блаженной кончине, когда старцу-епископу явился сонм святых русских. 


Клирики Владимирской епархии в Российском Фонде Культуры

 Протоиерей Андрей Тетерин, Настоятель Успенского Храма в городе Петушки.Инромонах Афанасий, наместник Свято-Успенского Космо-Яхромского монастыря Владимирской епархии
Протоиерей Андрей Тетерин представляет биографические материалы к жизнеописанию епископа Афанасия. Паства отца Андрея в городе Петушки чтит Владыку Афанасия, еще есть свидетели ареста владыки в церковной сторожке, его живого участия в скорбях народа.


Протоиерей Сергий Правдолюбов, клирик Московской епархииПротоиерей Николай Кречетов, Председатель Богослужебной Комиссии Московского Патриархата

 Ученые-клирики Московской и Владимирской епархий обменялись мнениями о различных сторонах церковной и научной деятельности епископа Афанасия и о важности изучения его богословского, литургического наследия. В заключение вечера  по благословению Алексия, епископа Орехово-Зуевского,  протоиерей Николай вознес молитву о мире всего мира, составленную епископом Афанасием; участники вечера молились о мире России, Сербии и всех православных народов. 


28 октября - в день кончины епископа Афанасия в город Владимир выехали паломники-представители Российского Фонда Культуры и московской общественности. 


Первая остановка была в городе Петушки. Святыни Успенского храма в городе Петушки  

Антиминс ко храму Всех Святых Русских, освященный собором Архиереев в Таганской тюрьме в 1927 году. Епископ Афанасий служил на нем Божественную Литургию в тюрьмах, ссылках и в домашнем храме в своей петушинской келье.  Плащаница Христова, вышитая руками епископа Афанасия. В гонениях и лишениях всегда в памяти владыки были Страстные дни Господа Иисуса Христа. 
Все пятницы своей жизни он проводил в слезном молении.

В городе Владимире  на Свято-Владимирском кладбище, где погребен епископ-исповедник состоялась торжественная панихида архиерейским служением.

 Евлогий Архиепископ Владимирский и Суздальский.

 Могила Епископа Афанасия

На могиле епископа Афанасия архиепископ Евлогий совершил заупокойную литию. 


Поминальная Трапеза во Владимирском Епархиальном Управлении

В Рождественском монастыре, где в начале века наместником был архимандрит Афанасий, будущий епископ-исповедник, состоялась поминальная трапеза.

Во время трапезы вице-президент РФК А.Л.Налепин и руководитель программы "СВЯТЫНИ РОССИИ" И.Я.Авдиев передали в дар Владимирской епархии архивные материалы, письма епископа Афанасия.
Протоиерей Александр Куликов, настоятель Свято-Никольского храма в Кленниках (Москва) передал в дар епархии образ епископа Афанасия, написанный почитателями святой памяти епископа-исповедника в надежде скорого прославления его во святых Божиих. 


Как и на вечере в Российском Фонде Культуры торжества памяти владыки Афанасия во Владимире закончились молитвою о мире всего мира, составленной епископом Афанасием.
Соборное моление возглавил архиепископ Евлогий.

 Образ Епископа-исповедника Афанасия