Архиепископ
Амвросий (Щуров).
Протоиерей Николай Демьянович был весьма уважаемым и грамотным секретарем
Ивановского епархиального Управления. Он сопровождал владыку Иова на всем
протяжении его жизненного пути. И в Ивановской епархии протоиерей Николай был
ближайшим его сотрудником. Но и сам архиепископ Иов отмечал сложный характер
своего секретаря. Новопоставленному епископу Амвросию сразу же пришлось
столкнуться с непростым характером о.Николая. Владыка Амвросий, делясь воспоминаниями о протоиерее Николае Демьяновиче,
отмечая его деловые качества, говорил, что о. Николай нередко приходил в епархию
в немирном настроении. Такой настрой секретаря не способствовал тому, чтобы в
епархиальном Управлении поддерживались мир и согласие, которые там воцарились,
когда на смену протоиерею Николаю Демьяновичу пришел новый секретарь -
настоятель Преображенского Кафедрального Собора г.Иванова протоиерей Николай
Винокуров, который долгие годы верно и преданно служил Русской Православной
Церкви и своему владыке на территории Ивановской епархии. Время было сложное, и хотя архиерею не позволялось заниматься собственно
управлением епархией, а лишь решать кадровые вопросы перемещения
священнослужителей и согласовывать их с уполномоченным по делам религий при
Совмине СССР по Ивановской области, но приходилось решать некоторые финансово-
хозяйственные задачи по самому епархиальному Управлению, а также касаться дел
Кафедрального Собора. Протоиерей Николай Винокуров всегда строго выполнял волю
епископа, находясь в полном его послушании. Добрый и мягкий пастырь, он
привлекал многих своим истинно христианским отношением. Долгие годы он трудился
успешно, пока в 1991 году не случился с ним первый инсульт, а затем спустя
некоторое время и второй инсульт. Эти заболевания не позволили о.Николаю
продолжить исполнение обязанностей секретаря епархиального Управления, на смену
ему пришел игумен Зосима (Шевчук), настоятель Воскресенско-Никольской монашеской
обшины г.Приволжска с.Толпыгина. Протоиерей Николай Винокуров снискал огромное уважение и любовь среди
духовенства и верующих, это был общепризнанный духовник Ивановской епархии, и
многие священнослужители исповедовались, как у владыки Амвросия, так и у
него. “В 1977 году всех приходов в епархии и действующих в них храмов насчитывалось
44. Все они были замещены, за исключением прихода в селе Ярышево Гаврилово-
Посадского района. Но и он по мере возможности окормлялся духовно
командированным духовенством городских приходов. Общее же состояние епархии
продолжало оставаться на уровне прошлых лет” (1). "Священников служило - 54, диаконов - 9, псаломщиков - 18. Три священника и
один диакон имели степень кандидата богословия, один священник - магистра
богословия, 23 священника и 2 диакона имели законченное семинарское образование,
3 священника и 1 диакон - незаконченное семинарское образование. Вопрос
кандидатов священства для заполнения освобождающихся мест на приходах епархии,
как и в прошлые годы, продолжал оставаться весьма сложным. Людей, желающих
служить в Ивановской епархии, в 1977 году не было, поэтому приходилось
довольствоваться кандидатами из других епархий" (2) и лицами, не имеющими
духовного образования, но исполняющими различные послушания на приходах епархии,
которые после собеседования с архиереем рукополагались в священный сан. Бюджет епархиального управления формировался из добровольных отчислений
церковно-приходских общин на нужды Патриархии, в фонд мира, на выплату пенсий
пенсионерам епархии, на епархиальные нужды и другие расходы" (3) В то время очень "важным фактором в осуществлении финансового плана по
отчислениям служило то обстоятельство, насколько епархиальное управление со
своей стороны в состоянии было удовлетворить потребность церковных общин
необходимыми товарами, изготовляемыми Хозуправлением Патриархии: свечами,
предметами церковной утвари, а также печатными изданиями Издательского Отдела
Патриархии. Основным товаром являлись церковные свечи. В 1977 году снабжение
епархии свечами значительно улучшилось. Это в известной мере помогло укрепить
финансовую часть епархиального управления по статье отчислений на общецерковные
нужды Патриархии" (4). Но вместе с тем продолжал оставаться не вполне
разрешенным вопрос снабжения епархии предметами церковной утвари, церковными
печатными изданиями. Епархиальное управление располагалось в небольшом доме по
улице Колотилова, 24, где были размещены квартира для правящего архиерея и
помещение для епархиальной канцелярии. Во дворе были расположены хозяйственные
помещения. Имелась одна легковая машина "Волга" (5). В 1977 году владыка Амвросий, служивший в епархии священником с 1952 года,
говоря о своих состоявшихся архиерейской хиротонии и назначении на Ивановскую
кафедру, отмечал: "Принимая такое волеизъявление высшей церковной власти как
указание свыше, я узрел в нём особую милость Божию ко мне, сознавая что моё
дальнейшее служение уже в звании епископа будет проходить в пределах хорошо
знакомой мне Ивановской епархии по пути, проторенному моим предшественником -
архиепископом Иовом” (6). В то же время было и то, что владыку настораживало:
"Конечно, было бы несколько преждевременным успокаиваться уже сейчас на
основании этих общих положительных данных. Несмотря на проведенную моим
предшественником и проводимую мною работу по нормализации общего положения в
епархии, все же временами чувствуется, что еще не все до конца изжито из
наследия прошлого, что могут еще иметь место некоторые мелкие рецидивы с целью
нарушения церковного мира. Но в целом в данный момент состояние епархии вполне
благополучно и не вызывает никаких серьёзных тревог и опасений" (7). "В связи с
имевшими место недомоганиями, а затем и наступившей болезнью архиепископа Иова,
архиерейских богослужений на приходах в 1977 году почти не совершалось; не было
их и в те два месяца, которые провёл в этом году уже в качестве Правящего
архиерея Ивановской епархии епископ Амвросий"(8). "При вступлении в должность Управляющего Ивановской епархией, им было
разослано известительное архипастырское послание к духовенству и верующим
Ивановской епархии, в котором он призвал духовенство достойно проходить своё
пастырское служение, всегда безотказно удовлетворять все духовные нужды своих
прихожан, крепить мир в приходской жизни общины, быть достойными членами Церкви
Христовой и преданными гражданами своего Отечества” (9). В 1977 году от
епархиального Управления и церковных общин было перечислено в фонд мира и на
охрану памятников архитектуры 370 400 рублей (10). Также можно отметить, что "в октябре 1977 года произошла смена
Уполномоченного по делам религий при Совмине СССР по Ивановской области. На
место выбывшего на пенсию Тимофеева Н. В. был назначен Михайлов Г. А." (11). В 1978 году общее состояние епархии продолжало оставаться на уровне прошлых
лет. По-прежнему действовало 44 храма, 2 из которых (в селе Покров-Задорожье
Юрьевецкого района и в селе Ярышеве Гаврилово-Посадского района) не имели
настоятелей по причине недостаточного количества духовенства в епархии. Но и эти
приходы обслуживались командируемыми туда священнослужителями городских
храмов"(12). В 1978 году имели место 4 случая ограблений храмов (13). На конец
года в епархии служило 55 священников, 9 диаконов и 14 псаломщиков (14).
Отмечалось возрастание общей потребности в кандидатах в священство в связи с
тем, что и часть духовенства по преклонному возрасту уходила заштат, а другие
из-за выявленной непригодности по ряду обстоятельств увольнялись из епархии. А
так как пополнения из числа кандидатов священства, закончивших духовные школы,
не поступало, то приходилось рукополагать лиц, не имеющих духовного образования,
а лишь прошедших минимальную самоподготовку при приходских храмах. Таких
рукоположений было в 1978 году во священники - 4 и во диаконы - 3. И тем не
менее два прихода в епархии оставались в конце года не замещенными (15). Сложной
проблемой являлся и вопрос приходских псаломщиков. Естественная убыль их весьма
ощутимо сказывалась на церковном пении, а новых кадров не поступало (16).
Финансово-материальное состояние епархии по сравнению с 1977 годом не
изменилось. В "1978 году была продолжена нормализация церковно-приходской жизни епархии.
Если в самом начале управления епархией епископа Амвросия и были попытки
возврата к нашумевшей в прошлые годы общеепархиальной смуте, то благодаря особой
бдительности Владыки и правильно занятому курсу в направлении мирного разрешения
всех конфликтных вопросов, они тут же теряли под собой искусственно создаваемую
почву и возвращались в небытие" (17). За 1978 год епископом Амвросием было
совершено около двадцати богослужений в приходских храмах епархии. "После
окончания богослужения им обычно проводились частные беседы с духовенством,
церковными советами, результатом которых было успешное разрешение разного рода
мелких конфликтных вопросов” (18). В 1978 году в фонд мира и на охрану
памятников архитектуры епархиальным Управлением и приходами было перечислено
свыше 360 000 рублей (19). "В 1979 году общее состояние епархии не изменилось, число храмов оставалось
прежним. К концу этого года в епархии уже не было ни одного храма, не имевшего
настоятеля" (20). В 1979 году отмечалось уже шесть случаев ограбления храмов (21). Служение в
кафедральном соборе и на приходах епархии проходили 56 священников, 11 диаконов
и 12 псаломщиков (22). "Потребность в кандидатах в священство продолжала оставаться весьма насущной.
А потому архиерею, как и в прошлые годы, приходилось рукополагать лиц, не
имеющих духовного образования. В 1979 году им было совершено 10 священнических и
3 диаконских рукоположений. В то же время многие священнослужители епархии
обучались заочно в Духовной школе: 11 - в семинарии и 2 - в академии" (23). "1979 год в жизни епархии был годом успешного разрешения недоразрешенных
проблем прошлого" (24). Епископом Амвросием, благодаря его особому такту,
успешно гасились все раннее терзавшие епархию конфликты. Также оставалось на уровне прошлых лет общее состояние епархии и в 1980
году. Все большей проблемой становились учащающиеся случаи ограблений храмов. В
1980 году было зафиксировано по епархии 13 такого рода случаев, причем некоторые
из храмов обворовывались по второму и даже по третьему разу"(25). Причиной тому
были натянутые в то время отношения Церкви и государства, благодаря чему
преступники могли безнаказанно расхищать древние церковные ценности, которые не
только были святыней для верующих людей, но и представляли собой духовную
ценность для всего русского народа. "В 1980 году был произведён внутренний и внешний ремонт Преображенского
Кафедрального Собора г. Иванова. Были возведены 2 каменных помещения в ограде
Собора для бытовых нужд" (26). На конец 1980 года в Ивановской епархии проходили свое служение 56
священников, 12 диаконов и 15 псаломщиков (27). По-прежнему оставалась острой
проблема с кадрами. В 1980 году епископ Амвросий совершил 6 священнических и 3
диаконских хиротоний. Также насущной оставалась проблема недостатка псаломщиков
(28). Общее состояние епархии в 1980 году было спокойным по сравнению с прошлым
годом, чему в большой степени способствовало умение епископа Амвросия правильно
руководить людьми. Финансово-материальное состояние епархии оставалось на уровне
прошлых лет. В 1980 году "был впервые проведён съезд епархиального духовенства, на котором
епископом Амвросием был прочитан доклад "О духовном облике православного
пастыря". С целью духовного молитвенного общения и назидания паствы за этот год
владыка посетил двадцать приходов, в четырнадцати из которых совершил
богослужения, а в шести побывал с целью осмотра храмов и их святынь. При
посещении приходов проводились частные беседы с духовенством и членами церковных
советов, результатом которых было разрешение насущных вопросов прямо на месте"
(29). В 1981 году существенных изменений в жизни епархии не происходило. По-
прежнему большой проблемой были грабежи храмов, которых за 1981 год произошло
семь (30), по-прежнему остро стояла кадровая проблема. На конец года в епархии
было 57 священников, 15 диаконов и 18 псаломщиков (31). В 1981 году "был
проведён второй съезд епархиального духовенства, на котором епископом Амвросием
был прочитан доклад о "Пастырском служении". За этот год владыка посетил
девятнадцать приходов, в которых им были совершены богослужения. В 1981 году кроме обычных денежных взносов в фонд мира Ивановская епархия
дополнительно внесла 44 300 рублей на Всемирную Конференцию" ( 32 ). В 1982 году существенных изменений в жизни епархии не происходило. Сведения о
священно-церковнослужителях епархии отличаются от всех предыдущих лет тем, что в
таблице "По образовательному цензу" появилась графа "высшее светское” (33). Быть
может, до этого года в епархии и правда не было священнослужителей, закончивших
государственный институт, так как в то время считалось, что религия противоречит
науке, и человеку, имеющему высшее образование, стать священнослужителем было
очень не просто. В 1982 году в Ивановской епархии высшее светское образование
имели 5 священников, 1 диакон и 1 псаломщик (34). В этом году в сан священника
владыкой Амвросием было рукоположено 4 человека и в сан диакона 1 человек
(35). Были проведены два епархиальных собрания. На первом из них духовенство было
ознакомлено с материалами "Всемирной конференции за спасение священного дара
жизни от ядерной катастрофы", в финансировании проведения которой принимала
участие и Ивановская епархия. Второе было созвано по случаю шестидесятилетия
образования СССР. Епископом Амвросием на обоих собраниях были зачитаны доклады:
на первом - "О пастырском служении и миротворческой деятельности нашей Русской
Православной Церкви", на втором - "О 60-летии восстановления Патриаршества и о
жизни Русской Православной Церкви в новых исторических условиях" (36). В этом
году деятельность епархии курировал уже новый уполномоченный по делам религии
Лысов А. А. (37). "В 1983 году общее состояние епархии существенно не изменилось. Количество
храмов оставалось прежним, во многих из них были сделаны внешние и внутренние
ремонты. Благодаря устройству сигнализации и усилению охраны уменьшились хищения
в храмах" (38). Практически не изменилось, по сравнению с прошлым годом,
количество священнослужителей: на конец 1983 года в епархии служили 58
священников, 13 диаконов, 18 псаломщиков. Число священников, имеющих высшее
светское образование возросло до семи (39). Епископом Амвросием были
рукоположены в сан диакона 2 человека, в сан священника 3 человека (40). "В 1983 году Ивановской епархией в фонд защиты мира и в фонд охраны
памятников было перечислено 40 000 рублей, причём большинство священнослужителей
Ивановской епархии приняли участие в укреплении советского фонда мира личными
денежными взносами" (41). Кроме того, "Ивановская епархия сделала отчисления на
Ванкуверскую всемирную конференцию в сумме 20 000 рублей и 20 000 рублей на
восстановление Свято-Даниловского монастыря в г. Москве (42). В 1983 году на епархиальном собрании, кроме епископа Амвросия, прочитавшего
доклад на тему "Святая Земля", выступил уполномоченный по делам религий Лысов
А.А. (43). В 1984 году общее состояние жизни епархии продолжало оставаться на уровне
прошлых лет. Количество приходов оставалось прежним" (44). Не изменилось и
количество священнослужителей: на конец года в епархии было 57 священников, 12
диаконов и 15 псаломщиков. Епископом Амвросием были совершены 4 священнические и
3 диаконские хиротонии. Из Московских Духовных Школ в 1984 году поступило в
Ивановскую епархию - из академии 1- человек, из семинарии - 1 человек (45). На
очередном епархиальном собрании епископом Амвросием был прочитан доклад "Иисус
Христос, Сын Божий - Спаситель мира". За этот год Владыка посетил десять
приходов, в каждом из которых совершил богослужение"(46). В этом году кроме
обычных денежных взносов в Патриархию, в фонд мира, Ивановская епархия
дополнительно внесла 49757 рублей на восстановление Данилова монастыря"
(47). В 1985 году из происшедших в Ивановской епархии знаменательных событий
следует отметить отречение от Церкви священника Свято-Духовского храма города
Юрьевца Леонида Бороздина. Ренегатство среди духовенства было в это время
явлением довольно редким. Уже отошли в прошлое хрущевские гонения, когда в
печати появились заявления бывших протоиереев П. Дарманского, А. Спасского и
Черткова об отречении от Бога. И вдруг, когда Россия была на пороге
демократических перемен, в Ивановской глубинке появляется ренегат. Что может заставить священника отречься от Бога? Ответ на этот вопрос
попробуем найти в интервью, которое Бороздин Л.А. дал в местной областной газете
"Рабочий край": "Нет, не нашёл я в Церкви, в религии комплекса добродетелей,
гармонии, не утолил жажду у этого "родника", не принял то духовное начало,
которое мертво без дела, которое утверждает социальную справедливость,
нравственную чистоту, мораль трудящегося человека. И я отрекся, перестал лить
елей во имя обмана. Трагедию Хиросимы и Сонгми увидел как дело рук христиан. Они
не возлюбили ближнего, а убивали его. Увидел, что не нравственный мотив, не
наказание порока лежит в основе религии, а лишь слепое повиновение, покаяние.
Понял, что духовное здоровье народа не в религии, а в свершениях, в делах,
обеспечивающих благосостояние и мир, в идейном возвышении" (48), - писал
Бороздин Л. Что же, давайте попробуем разобраться в этом наполовину бессмысленном наборе
слов и быть может мы поймём, что же на самом деле побудило его отречься от Бога
и Церкви? Он не нашел в Церкви "комплекса добродетелей"... В этой же статье Л. Бороздин
пишет, что и в миру он нигде не мог найти себе место из-за того, что подходил к
тем людям, с которыми его сводила жизнь с явно завышенными требованиями. И в
миру, и в Церкви он всегда пытался искать совершенство не в себе, а в других. Но
ни один человек не может быть совершенным, совершен только Бог. И тот, кто
считает себя христианином, должен обратить свои духовные очи в свою душу, в
глубины своего подсознания, и увидев бездну своих, а не чужих грехов, ужаснуться
им. Но Л.Бороздину это было не нужно, он изначально знал о своем "совершенстве",
его только смущало, почему вокруг живут взяточники и негодяи. Очень интересно. Только почему "трагедию Хиросимы и Сонгми" Л. Бороздин
увидел как "дело рук христиан"? Интересно было бы знать, что общего между
Православной христианской религией и американским империализмом времен
Хиросимы? Бороздин Л.А. "увидел, что не нравственный мотив, не наказание порока лежит в
основе религии, а лишь слепое повиновение, покаяние". Печально, что человек,
считавший себя православным, не смог понять, что основой покаяния именно и
является то, что он назвал "нравственным мотивом и наказанием порока"; не менее
прискорбно и то, что христианскую добродетель послушания он расценил, как
бездумное "слепое повиновение". Быть может, причина такой духовной слепоты
Бороздина Л.А. была в том, что он понял: “Духовное здоровье народа не в религии,
а в делах, обеспечивающих благосостояние”? Как свидетельствуют десятки людей, на
чьих глазах происходила вся эта история, скоро после своего отречения Л.
Бороздин получил трехкомнатную квартиру в г. Фурманове. Я не пытаюсь здесь
вывести связь между этими двумя событиями: отречением и получением квартиры,
однако многим очевидцам описанных событий такая связь казалась
несомненной... Бороздин Л.А. пишет о том, что как-то ему "попала в руки одна из книг бывшего
профессора-богослова Осипова А.А." Ивановскому ренегату оказалось далеко до
бывшего протоиерея, профессора Ленинградской Духовной Академии, который ещё до
своего отречения был запрещен в священнослужении за вступление во второй брак.
Осипов, будучи богословски образованным, нападал на Господа и Его Святую Церковь
так яростно и умело, как будто был водим самим сатаной. А Бороздин в оправдание
своего отречения выжал из себя только невразумительный набор ничего не значащих
фраз, который у любого человека, сколько-нибудь знающего христианскую религию и
атеизм, не сможет вызвать ничего, кроме грустной усмешки... В 1986 и 1987 годах закрытия или открытия церквей в Ивановской епархии не
происходили (49). Количество священно-церковнослужителей на 31 декабря 1987 года
было следующим : священников - 60, диаконов - 21, псаломщиков - 12. Епархия
делилась на четыре благочиннических округа, епархиального совета не было
(50). Епископом Амвросием были совершены богослужения в восьми приходах, кроме
этого он "посещал некоторые храмы во внебогослужебные дни и знакомился с
состоянием храмов и их святынь, а также с духовенством и церковными служащими,
преподавая им советы, направленные к улучшению порядка, устранению раздоров и
замеченных недостатков" (51). На проходившем в 1987 году епархиальном собрании
кроме владыки Амвросия выступили с докладами секретарь Ивановского облисполкома
Балабанова Н. П., уполномоченный по делам религий Лысов А.А., ответственный
председатель Ивановского областного отделения Фонда мира Горбачев И.П. (52).
Нужно отметить, что общая сумма взносов в Фонд мира в 1987 году составила по
епархии 396 900 рублей, причём общая сумма внесённых личных средств духовенства
в фонд мира составила 5150 руб. (53). На проходившем в этом году епархиальном
собрании "ответственный председатель Ивановского областного отделения Фонда мира
И.П.Горбачев вручил епископу Амвросию и секретарю епархиального Управления
протоиерею Николаю Винокурову почетный знак Советского Фонда мира. Тогда же были
тогда вручены почетные грамоты и памятные благодарственные письма Ивановского
областного отделения Фонда мира священнослужителям и членам церковных советов за
их личное участие в поддержании фонда мира денежными средствами" (54). Очень
важным событием 1987 года для Ивановской епархии было и то, что епископ Амвросий
"был на приёме в Ивановском облисполкоме и имел личную добрую беседу с
председателем облисполкома В. Н. Тихомировым" (55). Такое повышенное внимание к епархии со стороны светского руководства области
было не случайным. Приближалось 1000-летие Крещения Руси, которое стало
переломной датой в церковно-государственных отношениях в России. Но и в
преддверии этой знаменательной даты многое начало меняться. Уже в 1987 году в
Ивановской области областным руководством был сделан первый шаг навстречу
Церкви.