Реформа
приходского управления. Закрытие храмов.
Наступил 1961 год. "18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского,
в Троице-Сергиевой Лавре сразу после Божественной Литургии состоялся
Архиерейский Собор, который установил новую организацию приходского управления
"Настоятель храма, - говорилось в новой редакции "Положение о Русской
Православной Церкви", - памятуя слово апостола: "А мы постоянно пребудем в
молитве и служении слова (Деян. 6,4)”, осуществляет духовное руководство
прихожан, наблюдает за уставностью богослужений, за своевременным и тщательным
удовлетворением религиозных нужд прихожан". Реформа приходского управления была
вынужденной мерой. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на
нее резко усилилось. Выставлено было требование привести "Положение об
управлении РПЦ" в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР
1929 года "О религиозных объединениях", которое устраняло священнослужителей,
как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах
религиозных общин. После издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем
гражданам одинаковые права, "постановление" это вступило в противоречие с
Основным Законом государства” (22). Тогда началось и закрытие храмов... "В 1961 году в Ивановской епархии было закрыто семь храмов: в погосте Ананьин
Конец Заволжского района, в селе Бортницы Родниковского района, в Всехсвятском
погосте Южского района, в селе Дроздово Шуйского района, в селе Иванове
Середского района, в селе Спас Шелутино Палехского района, в селе Филиппково
Комсомольского района. Таким образом, если на 1.01.1961 года число приходов
Ивановской епархии равнялось 56, то на 1.01.1962 года оно сократилось до
49"(23). Свое мнение по поводу закрытия храмов Владыка в отчете не написал. Каково
оно, можно догадаться уже из того, что до этого он постоянно ратовал за
увеличение их числа. Вероятно, закрытие церквей стало для него тяжким ударом. В
отчете за 1961 год мы еще видим надежды на то, что "передача
финансово-хозяйственных дел Настоятелями Церквей общине верующих в лице
избранного ею исполнительного органа должна способствовать улучшению пастырской
деятельности духовенства и его основной обязанности - духовного руководства
верующими"(24). Как известно, надежды эти не оправдались... В 1961 году начинается эпопея по ассигнованию церковных средств в Фонд мира.
Архиепископ Иларион пишет, что "деньги в сумме ста тысяч рублей Госбанком в
октябре месяце 1961 года были перечислены по назначению и благосклонно приняты
Советским Комитетом защиты мира, чему имеется официальное подтверждение"(25).
Одним вымоганием денег власти, провоцирующие Церковь на такие пожертвования, не
ограничились. Теперь и "в проповедях, обращенных к верующим, пастыри Церкви
стремились раскрыть величайшее значение усилий нашего Государства, направленных
в защиту мира во всем мире, что находит глубокое понимание и вызывает восхищение
в сердцах миллионов честных и здравомыслящих людей на земле"(26). В "Отчете" за 1961 год архиерей уже не пишет об исполнительных органах,
ремонтно- реставрационных работах в храмах: теперь это зависит не от него.
Говоря о нуждах епархии, он уже не упоминает о том, что храмов не хватает, не
говорит и о нужде приходов в транспорте. Единственным утешением Владыки Илариона
стало более частое совершение богослужений. Он начинает более активно посещать
приходы. "В 1961 году он дважды служил в г.Кинешме, дважды в г.Шуе и один раз в
поселке Старая Вичуга. В целях ознакомления и общего обозрения храмов он посетил
одиннадцать приходов епархии без совершения богослужений. Всюду за архиерейским
богослужением храмы были переполнены молящимися". Как и в предыдущие годы, рукоположения совершались, но очень ограниченно,
была нужда в кадрах священнослужителей, которая удовлетворялась в основном за
счет клириков, перешедших из других епархий"(27). По-прежнему на попечении
Епархиального управления оставались церковные пенсионеры, "число их в епархии на
конец 1961 года составило 114 человек, сумма их пенсий 31511 рублей (в три раза
меньше, чем было перечислено в Фонд мира). Выдавались и единовременные
пособия". В целом, 1961 год, который для Советского государства ознаменовался "первым
полетом человека в космос" и денежной реформой, для Церкви стал годом тяжких
испытаний. Закрытие храмов продолжалось и в 1962, и в 1963 годах. Не может не поражать
вероломство властей. Интересно донесение архиепископа Илариона управляющему
делами Московской Патриархии епископу Киприану по поводу церкви в селе Межи.
Текст этого письма не нуждается в дополнительных комментариях: "Священник церкви села Межи Родниковского района Ивановской области о.
И.Рябинин Указом от 7 августа был перемещен настоятелем церкви села Филисово
того же района и области по предложению Уполномоченного по делам РПЦ по
Ивановской области Н.А.Желтухина с тем, чтобы настоятель церкви с.Филисово о.
И.Табаков был перемещен в церковь с.Межи. Когда протоиерей о. И.Табаков приехал в Епархию за назначением в с.Межи, то
Уполномоченный по делам РПЦ по Ивановской области Н.А.Желтухин попросил
повременить с назначением его, ссылаясь на решение Ивановского облисполкома о
закрытии храма в с.Межи"(29). В 1962 году было закрыто два храма. Столько же закрыли и в 1963 году: в селе
Елковка Тейковского района и в селе Ярлыково Ивановского района. Сохранились
документальные свидетельства того, как верующие защищали столь дорогие их сердцу
храмы. По поводу церкви в селе Елковка около ста человек прихожан направили
письма Уполномоченному по делам РПЦ при Совмине СССР, Патриарху Московскому и
всея Руси Алексию I, Уполномоченному по Ивановской области, в Ивановское
епархиальное управление. Сохранился текст их заявления: "Наша церковь просуществовала 250 лет и в
настоящее время имеет первоначальный свой вид, как она была построена, а по
некоторым видам благодаря реставрационным работам и украшениям стала еще лучше.
И вот 11 декабря 1963 года церковь закрыли. Потому мы и обращаемся к Вам, как к
вышестоящим органам Государственной и Церковной власти оказать нам защиту, не
допуская разорения храма. ... нам заявили, что церковь закрывается только
потому, что не имеется полного количества членов двадцатки. Случаи выбытия членов двадцатки имели место по случаю их смерти. Но на место
выбывших членов были поданы заявления от верующих на вступления в члены
двадцатки, но т.Баранова (инициатор закрытия церкви), как уполномоченный,
заявления вновь не принимала и в регистрации категорически отказала. Закрытие
церкви без составления актов или документов и изъятие имущества без согласия
сторон мы считаем незаконными и не соответствующими Государственному
Законодательству и Конституции СССР. А такое закрытие больше напоминает
вероломное нападение на церковь. Наша церковь никаких денежных задолженностей не имеет и все платежи нами
уплачены по 1-е января 1964 года. Кроме того в 1963 году нами уплачено в Фонд Мира 500 руб., а до 1957 года
церковь купила Государственных займов на 31000 и все облигации займов нами сданы
в фонд Государства. На основании вышеизложенного, церковный совет и верующие
просят прекратить изъятие имущества из церкви. Разобрать дело по существу и
возвратить нам храм для богослужения"(30). Сам захват церкви иначе как разбойничьим назвать невозможно. 11 декабря 1963
года уполномоченный по делам РПЦ при Тейковском райисполкоме Баранова и с ней
несколько представителей власти, в том числе начальник местной милиции, приехали
в церковь и потребовали от председателя церковного совета Родиной выдачи им
ключей от церкви под предлогом производства ревизии и проверки церковного
имущества. Староста отдавать ключи не хотела, но ее запугали и чуть ли не силой
отобрали ключи. После этого по распоряжению Барановой и начальника милиции было изъято мелкое
церковное имущество и утварь, а так же были изъяты и другие ценности: свечи,
наличные деньги, банковские документы по текущему счету, церковная печать, штамп
и регистрационная справка на церковь от 1946 года (31). Так закрывались наши
святыни... В 1963 году в Ивановской епархии произошла смена Правящего Архиерея. "8 июня
в г.Иваново прибыл новоназначенный архиепископ Ивановский и Кинешемский
Леонид"(32). Написанный им годовой отчет дает исследователю намного меньше материала, чем
те, которые писал его предшественник. Из важнейших событий этого года “можно отметить большой ремонт в Кафедральном
Соборе в г.Иванове, включающий позолоту иконостаса, реставрацию живописи. С
ноября месяца прекратилось богослужение еще и в храме села Антилохово Шуйского
района за отсутствием священника"(33). В 1963 году в Фонд мира было пожертвовано
40 тысяч рублей.(34) Число церковных пенсионеров при этом было 111, на их пенсии
ушло 26432 рубля...(35) Шестидесятые годы - годы хрущевских гонений на Церковь, годы частой смены
архиереев. Епископ не успевал привыкнуть к одной епархии, его переводили в
другую. И такое положение продолжалось и после смещения Хрущева в 1964 году... В
1964 году в Ивановской епархии вновь сменился архиерей. Новым правящим епископом стал митрополит Антоний (Кротевич). Это был
человек очень яркий, резкий в своих суждениях. Архиепископ Амвросий пишет о нем,
что "это был своеобразный и строгий архиерей - перед ним, в свое время,
трепетала Костромская епархия, страшилась его и Ивановская"(36). При митрополите Антонии пришлось отдать властям прекрасное здание
епархиального Управления на ул.Мельничной, д.14, в котором имелся и большой
домовый храм, где некогда располагались свечные мастерские. Взамен этого здания
был куплен небольшой дом по ул.Запольной, д.24 (ныне ул.Колотилова), где
Ивановское епархиальное Управление располагается и по сей день. В этот дом по благословению Патриарха Алексия I (37) был перенесен и домовый
храм, расположенный в старом здании Управления. При митрополите Антонии была сожжена епархиальная библиотека и епархиальный
архив. Правящий архиерей провел ряд перемещений священнослужителей, многие были
отправлены им заштат и запрещены в священнослужении; не только
священнослужители, но и церковные старосты вынуждены были уходить со своих
постов (38). В 1964 году был закрыт еще один храм. На 1 января 1965 года в епархии
осталось лишь 44 действующих церкви. После отстранения от власти Хрущева
закрытие храмов в Ивановской области уже не продолжалось. "В Кафедральном Соборе
в 1964 году был произведен полный внутренний ремонт - произведена вновь живопись
всего храма, позолочен иконостас, в главном алтаре был установлен новый
металлический позолоченный престол, были сделаны и другие работы. В ремонте
Собора Владыка отметил большую роль старосты И.С.Гайдука. Была повышена зарплата
священникам Собора и городских церквей с 300 до 400 рублей". В 1964 году Владыка
совершил лишь одно выездное богослужение (в приходском храме г.Шуи), а также в
некоторые приходские храмы для проверки"(40). В 1964 году митрополитом Антонием
была упразднена должность благочинных, которые являлись как бы кураторами над
приходскими священниками, посредниками между ними и архиереем. "Таким образом,
улучшено и усилено было личное непосредственное руководство Митрополита
пастырской деятельностью духовенства"(41). Второй важной задачей Владыка видел свой "личный контроль за
проповедничеством духовенства. Этот контроль дал добрые результаты в большем
осознании духовенством ответственности и важности проповедничества и в
предохранении духовенства от возможных ошибок и упущений в этом важном
деле"(42). В 1964 году в Фонд мира было перечислено из епархиального бюджета 20
тысяч рублей". "При этом 99 человек пенсионеров получали пенсию в сумме 28 тысяч
335 рублей". В 1965 году произошло еще одно немаловажное для Русской Православной Церкви
событие. "В декабре 1965 года Совет по делам Русской Православной Церкви был
соединен с Советом по делам религиозных культов. Новое учреждение, которое
возглавил В.А.Куроедов, получило наименование "Совет по делам религий при Совете
Министров СССР"(45). Ивановской епархией в 1965 году по-прежнему управлял Митрополит Антоний. Как
и всегда, говоря о главных задачах в управлении епархией, он отмечает: "Одной из
моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского
духовенства и наблюдение за должной постановкой церковного дела на местах. По
мере возможности были приняты меры для надлежащего размещения духовенства в
приходах, согласно их персональным данным и способностям, для пользы церковного
дела. Приняты решительные меры для искоренения пьянства, лодырничества,
кляузничества и пр. недостатков. Была произведена проверка и упорядочение личных
дел духовенства. Дела все были пронумерованы и шнуропропечатаны"(46). "В Фонд
Мира было пожертвовано 40 тысяч рублей при расходе на пенсии 89 церковным
пенсионерам и на единовременные пособия менее, чем в 29 тысяч рублей"(47). Среди нужд епархии Владыка называет "недостаток в кандидатах для замещения
вакантных священнических мест в приходах, так как число ежегодно уходящих за
штат или по разным причинам выбывающих из епархии священнослужителей, превышало
число кандидатов в священство"(48). Вообще духовному образованию митрополит
Антоний придавал огромное значение, желая, чтобы в Ивановскую епархию
направлялись кандидаты священства из числа выпускников Духовной Академии, даже
выделял специально пятнадцать тысяч рублей на ее поддержание (49)... "18 февраля 1966 года в город Иваново прибыл новоназначенный епископ
Ивановский и Кинешемский Поликарп. По прибытии в Преображенский кафедральный
собор, преосвященный Поликарп был радушно встречен приходским советом, соборным
причтом и верующими"(50). Новый епископ был менее инициативным, особенно это было заметно после
митрополита Антония. Говорят, что Владыка Поликарп очень любил детей, с
прихожанами был внимателен и обходителен. Но за время его правления значительно
ослабла дисциплина, поддерживаемая митрополитом Антонием. В 1967 году Русская Православная Церковь отметила девяностолетие Святейшего
Патриарха Алексия I, Советское Государство - пятидесятилетие революции.
Ивановской епархией по-прежнему управлял епископ
Поликарп.