Архиепископ Иларион.

В январе 1959 года состоялось перемещение архиепископа Илариона из Уфимской епархии на Ивановскую кафедру (1). В годовом отчете в Патриархию он указал, что основные трудности в первый год управления епархией были следующие:

1. Недостаток кандидатов на замещение вакантных священнических мест в приходах и отсутствие содействия в этом со стороны уполномоченного по делам РПЦ.

2. Трудности в изыскании средств для оплаты подоходного налога за свечное производство.

3. Запущенность учета финансово-хозяйственного состояния дел епархии. (2)

1959 год - время, когда церковно-государственные отношения только что начавшие налаживаться, вновь стали более чем напряженными. Уже не за горами было новое закрытие храмов, гонения на священнослужителей. Н. С. Хрущев обещал полностью уничтожить христианство в России и показать по телевизору последнего попа...

Близился и 1961 год, который стал печально знаменателен для Русской Православной Церкви тем, что прошедший в этом году Архиерейский Собор был вынужден устранить настоятеля и клириков от участия в управлении приходом и предоставить решение всех финансовых и хозяйственных вопросов, так называемым "исполнительным органам" - приходским советам во главе с председателем - старостой. Такие приходские советы состояли исключительно из мирян, причем как правило многие из членов этих советов были чужды всякой религиозности и назначались властями единственно для подрыва Церкви изнутри...

Но даже и те приходские советы, которые существовали до того, как духовенство отстранили от хозяйственной и финансовой деятельности, были далеки от совершенства, хотя и управлялись, и контролировались настоятелями храмов. Архиепископ Иларион отмечал в деятельности исполнительных органов (еще в 1959 году) следующие недостатки: "Факты нецелесообразного расходования церковных средств, злоупотребления; отсутствие должного контроля за постановкой финансово-хозяйственного учета, подмена функций одних должностных лиц другими и т.п."(3) Но в то время "указанные факты... были немногочисленны ... к виновникам нарушения принимались меры вплоть до отстранения их от должности”(4). После 1961 года такое благотворное вмешательство архиерея надолго перестанет быть возможным...

Но в 1959 году Церковь, хотя и чувствовала уже начало приближающихся гонений, находилась еще в состоянии расцвета. "На 1 января 1959 года в Ивановской епархии было 56 действующих храмов: один в г.Иванове - Преображенский кафедральный собор и 55 в области"(5). Архиерей свободно мог перемещаться по епархии, не спрашивая разрешения у Уполномоченного по делам РПЦ на совершение службы в приходском храме; если в 1959 году он и совершил лишь две поездки по церквям епархии (посетил Шую и Кинешму), то это было вызвано, по его словам, лишь "плохим сообщением в зимнее и осеннее время и состоянием здоровья" (6) Владыки. Он свидетельствовал, что "всюду, где бы ни совершались архиерейские Богослужения, храмы были переполнены молящимися, а в Ивановском Преображенском соборе очень часто во время архиерейских служб и в большие праздники молящиеся не вмещаются в храм, отчего и возникает необходимость открытия в Иванове второго храма"(7).

В 1959 году "в 32 храмах епархии из 56 были произведены работы по ремонту церковных зданий и восстановлению или обновлению церковной живописи. Причем такие работы выполнялись только квалифицированными специалистами, а работы по реставрации и живописи - лишь дипломированными художниками, состоящими на учете в епархиальном управлении. Всего по храмам епархии в 1959 году на ремонтно-строительные и реставрационные работы из бюджетных средств церквей было израсходовано 1 млн. 286 тысяч рублей"(8). Не нужно забывать и о том, что в то время священно-церковнослужители, достигшие пенсионного возраста, не получали государственной пенсии, нужно было заботиться и об их содержании. А таких церковных пенсионеров "на конец 1959 года в Ивановской епархии было 109 человек, и общая сумма их пенсий составляла 284400 рублей"(9), которые также брались из бюджета епархии. Но в том же году, среди такого относительного благополучия не может не насторожить то, что "с июня более не функционирует епархиальная свечная мастерская, служившая источником больших доходов для епархии: ее закрыли по предложению органов противопожарного надзора"(10).

Но все же в 1959 году, "несмотря на имеющиеся недостатки, духовная и хозяйственная жизнь в приходах епархии находилась на подобающей высоте"(11), "храмы не вмещали всех богомольцев, повсеместно наблюдалось увеличение числа верующих, посещающих храм, примером чего служили не только городские, но и многие сельские храмы.

Архиепископом Иларионом ставился вопрос об увеличении их числа"(12). Возрастала потребность в богослужебных книгах, а также в транспорте для приходов, которые духовно окормляли многие населенные пункты, территориально далеко отстоящие друг от друга (13).

“30 сентября 1960 года Ивановская епархия отметила редкий юбилей. Исполнилось 45 лет служения архиепископа Илариона Святой Церкви в священном сане, из них 15 лет епископом и 50 лет со дня окончания им духовной школы"(14). (Подобный юбилей она вновь отметила лишь в 1997 году - 37 лет спустя, когда исполнилось 45 лет служения архиепископа Амвросия в священном сане, из которых 20 лет он подвизался в сане епископа и 50 лет со дня поступления его в духовную школу).

Владыка Иларион в день своего юбилея по состоянию здоровья не смог принять участие в торжественном Богослужении в Преображенском Соборе г.Иванова, на котором кроме соборного духовенства присутствовали благочинные епархии, и его поздравляли в домовом храме епархиального управления (15), находившемся в то время на улице Мельничной (ныне ул. академика Мальцева). Несмотря на слабое здоровье, "Владыка регулярно служил в Кафедральном Соборе, выезжал два раза для совершения богослужений в Кинешму"(16).

Вряд ли, однако, можно списать лишь на плохие дороги и слабое здоровье архиерея столь малое количество его выездов для совершения богослужений на приходах. Вероятно, было все-таки какое-то давление со стороны властей, хотя из епархиального отчета этого не видно (писать было страшно). По-прежнему активно велись ремонтно-строительные и реставрационные работы в храмах; "в 1960 году уже в 48 храмах из 56 были произведены работы по ремонту церковных зданий и восстановлению или обновлению церковной живописи на сумму 856 тысяч 400 рублей" (17).

Но в то же время и недостатки в работе исполнительных органов были, к сожалению, традиционны. Владыка отмечал "факты нецелесообразного расходования церковных средств, злоупотребления, отсутствие надлежащего контроля в постановке финансово- хозяйственного учета, бесхозяйственность, неисполнительность и т.п."(18). В то время такие случаи были еще единичны. Над исполнительными органами была власть настоятеля, власть архиерея. Тех, кто нарушал, можно было отстранить от должности, а потому "несмотря на имеющиеся отдельные недостатки, в целом духовная и хозяйственная жизнь в приходах епархии находилась на должной высоте, чему в значительной мере способствовало повседневное внимание Епархиальной власти к руководству и нуждам Церкви"(19).

По-прежнему Епархиальное управление содержало церковных пенсионеров. Их "количество на конец 1960 года составило 108 человек, общая сумма их пенсий - 301 тысяча 600 рублей, выдавались и единовременные пособия заштатному духовенству, не выслужившему пенсии, вдовам и сиротам духовенства” (20). “Постановка учета церковного имущества и денежных средств в приходах епархии, в целом, была удовлетворительна и продолжала улучшаться. Производились контрольные периодические ревизии, как аппаратом епархии, так и благочинными. В 1960 году было произведено 6 ревизий церквей. Избытки денег хранились в сберегательных кассах на юридических счетах на имя Общины верующих"(21). Нужды епархии были теми же, что и в прошлом году: не хватало храмов, кандидатов в священный сан, богослужебных книг, в сельской местности были затруднения с транспортом для храмов.