|
РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ, УТЕРЯННЫЕ
РЕЛИКВИИ
(Православная газета № 9 (22)
1995г.)
В последнее
время православным верующим начали возвращать храмы, которыми они когда-то
владели. Не буду особо останавливаться на вопросе, в каком виде их
возвращают, - это особая тема. Достаточно напомнить, что та же
Свято-Троицкая единоверческая церковь (больше известная нынешнему
поколению как ДК автомобилистов) лишилась в результате владения ею
безбожниками куполов и колокольни.
Гораздо печальнее то, что многие замечательные храмы Екатеринбурга нам уже
не суждено увидеть. Прежде всего речь идет о кафедральном Богоявленском
соборе, находившемся на главной торговой площади (ныне площадь 1905 года),
напротив Гостиного двора. Красивое двухэтажное здание в стиле русского
барокко, заложенное еще в 1771 году, это было самое высокое здание
Екатеринбурга, с высотой колокольни около 66 м. По элегантности общего
силуэта, изысканности форм храм был выдающимся архитектурным памятником
эпохи. В Богоявленском храме были
погребены три екатеринбургских епископа: Мелхиседек (ум. в 1845 г.),
Ириней (ум. в 1860 г.) и Поликарп (ум. в 1891
г.). Где сейчас находятся их останки?
Вполне возможно, что погребены под брусчаткой площади, и мы топчем их
своими ногами. Напротив
екатеринбургского окружного суда (нынешний Дом союзов) стоял
Екатерининский собор - уникальное здание, построенное в византийском
стиле. Сейчас на его месте нелепый аляповатый фонтан "Каменный цветок".
Это было еще более древнее здание,
заложенное в 1758 г. В нем хранилась часть святых мощей праведного
Симеона, Верхотурского чудотворца. На
углу Покровского проспекта и улицы Уктусской (ныне улиц Малышева и 8-е
Марта) возвышался первый каменный храм Екатеринбурга - Свято-Духовская
церковь, особо любимая горожанами. Она была заложена в 1755 г. "на
оставшийся после смерти купца Филиппа Сокольникова пожиток".
Эти три собора придавали центру
Екатеринбурга совершенно неповторимый облик. Во многом благодаря им наш
город когда-то считался одним из красивейших в России.
Славны были екатеринбургские храмы и
своими уникальными реликвиями. В
Богоявленском соборе имелся Святой Крест с частицами святых мощей 28
угодников Божиих, пожертвованный около 1819 г. Крест этот был вложен в
пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Броневым икону с изображением
ликов этих угодников. Кроме того, в ризнице имелось несколько панагий,
Евангелий и крестов, украшенных уральскими камнями. В Екатерининском соборе
находился топазовый потир, дискос и звездица, а также массивная
дарохранительница из уральских камней. А за правым клиросом хранилось
знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное ему к 100-летнему
юбилею. В 1869 г., после расформирования батальона, это знамя было
передано на хранение в собор. В
Крестовоздвиженской церкви хранилась частица Животворного древа Креста
Господня и 6 частиц мощей святых угодников: патриарха Павла, святого
великомученика Пантелеимона, святых мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и
Евгении. Известно, что частица древа Креста Господня находилась в
напрестольном кресте, а святые мощи - в кипарисовой доске, на аналое около
правого клироса. В Спасской
единоверческой церкви (тоже уничтоженной, сейчас на ее месте корпус
факультета иностранных языков пединститута) хранились частицы святых мощей
святого Иоанна Предтечи, первомученика архидиакона Стефана, Иакова
Персянина и Меркурия Смоленского. Кроме того, в храме находились особенно
чтимый старообрядцами крест, поступивший из бывшего раскольничьего скита в
селе Шарташ, и древняя Библия, напечатанная в 1581 г.
В Свято-Троицком храме особенно чтились
образы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Кроме того, прихожане
этого единоверческого храма гордились древним Евангелием, нижняя и верхняя
доски которого были обложены серебром с позолотой и драгоценными камнями.
Замечательной также была дарохранительница из драгоценных металлов и
камней, весившая 52 фунта. Таков далеко
не полный список того, что потеряли православные верующие Екатеринбурга.
Здания храмов ныне возвращаются, правда с превеликим шумом и далеко не
все. Например, не слышно что-то ничего о возвращении верующим
замечательного храма на ВИЗе во имя Успения Божьей Матери, заложенного в
1831 г. Ныне в нем расположен хлебозавод. Но почему-то не решается вопрос
о возвращении верующим православных реликвий. Понятно, что драгоценные
церковные предметы давно исчезли в казне или просто за бесценок проданы
всяким Хаммерам (который, кстати, имел концессию в Асбесте и наверняка
многое что прикарманил из уральского антиквариата).
Но не верится, что все эти бесконечно
дорогие христианские символы исчезли бесследно. Что-то все равно должно
остаться в запасниках музеев. Может имеет смысл извлечь их оттуда?
С.
АГЕЕВ Екатеринбург |