РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ, УТЕРЯННЫЕ РЕЛИКВИИ

(Православная газета № 9 (22) 1995г.)

      В последнее время православным верующим начали возвращать храмы, которыми они когда-то владели. Не буду особо останавливаться на вопросе, в каком виде их возвращают, - это особая тема. Достаточно напомнить, что та же Свято-Троицкая единоверческая церковь (больше известная нынешнему поколению как ДК автомобилистов) лишилась в результате владения ею безбожниками куполов и колокольни.
      Гораздо печальнее то, что многие замечательные храмы Екатеринбурга нам уже не суждено увидеть. Прежде всего речь идет о кафедральном Богоявленском соборе, находившемся на главной торговой площади (ныне площадь 1905 года), напротив Гостиного двора. Красивое двухэтажное здание в стиле русского барокко, заложенное еще в 1771 году, это было самое высокое здание Екатеринбурга, с высотой колокольни около 66 м. По элегантности общего силуэта, изысканности форм храм был выдающимся архитектурным памятником эпохи.
      В Богоявленском храме были погребены три екатеринбургских епископа: Мелхиседек (ум. в 1845 г.), Ириней (ум. в 1860 г.) и Поликарп (ум. в 1891 г.).
      Где сейчас находятся их останки? Вполне возможно, что погребены под брусчаткой площади, и мы топчем их своими ногами.
      Напротив екатеринбургского окружного суда (нынешний Дом союзов) стоял Екатерининский собор - уникальное здание, построенное в византийском стиле. Сейчас на его месте нелепый аляповатый фонтан "Каменный цветок".
      Это было еще более древнее здание, заложенное в 1758 г. В нем хранилась часть святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.
      На углу Покровского проспекта и улицы Уктусской (ныне улиц Малышева и 8-е Марта) возвышался первый каменный храм Екатеринбурга - Свято-Духовская церковь, особо любимая горожанами. Она была заложена в 1755 г. "на оставшийся после смерти купца Филиппа Сокольникова пожиток".
      Эти три собора придавали центру Екатеринбурга совершенно неповторимый облик. Во многом благодаря им наш город когда-то считался одним из красивейших в России.
      Славны были екатеринбургские храмы и своими уникальными реликвиями.
      В Богоявленском соборе имелся Святой Крест с частицами святых мощей 28 угодников Божиих, пожертвованный около 1819 г. Крест этот был вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Броневым икону с изображением ликов этих угодников. Кроме того, в ризнице имелось несколько панагий, Евангелий и крестов, украшенных уральскими кам
нями. В Екатерининском соборе находился топазовый потир, дискос и звездица, а также массивная дарохранительница из уральских камней. А за правым клиросом хранилось знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное ему к 100-летнему юбилею. В 1869 г., после расформирования батальона, это знамя было передано на хранение в собор.
      В Крестовоздвиженской церкви хранилась частица Животворного древа Креста Господня и 6 частиц мощей святых угодников: патриарха Павла, святого великомученика Пантелеимона, святых мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгении. Известно, что частица древа Креста Господня находилась в напрестольном кресте, а святые мощи - в кипарисовой доске, на аналое около правого клироса.
      В Спасской единоверческой церкви (тоже уничтоженной, сейчас на ее месте корпус факультета иностранных языков пединститута) хранились частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, первомученика архидиакона Стефана, Иакова Персянина и Меркурия Смоленского. Кроме того, в храме находились особенно чтимый старообрядцами крест, поступивший из бывшего раскольничьего скита в селе Шарташ, и древняя Библия, напечатанная в 1581 г.
      В Свято-Троицком храме особенно чтились образы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Кроме того, прихожане этого единоверческого храма гордились древним Евангелием, нижняя и верхняя доски которого были обложены серебром с позолотой и драгоценными камнями. Замечательной также была дарохранительница из драгоценных металлов и камней, весившая 52 фунта.
      Таков далеко не полный список того, что потеряли православные верующие Екатеринбурга. Здания храмов ныне возвращаются, правда с превеликим шумом и далеко не все. Например, не слышно что-то ничего о возвращении верующим замечательного храма на ВИЗе во имя Успения Божьей Матери, заложенного в 1831 г. Ныне в нем расположен хлебозавод. Но почему-то не решается вопрос о возвращении верующим православных реликвий. Понятно, что драгоценные церковные предметы давно исчезли в казне или просто за бесценок проданы всяким Хаммерам (который, кстати, имел концессию в Асбесте и наверняка многое что прикарманил из уральского антиквариата).
      Но не верится, что все эти бесконечно дорогие христианские символы исчезли бесследно. Что-то все равно должно остаться в запасниках музеев. Может имеет смысл извлечь их оттуда?

С. АГЕЕВ
Екатеринбург