|
МОЩЬ ГПУ ПРОТИВ
МОЩЕЙ
(Православная газета № 4 (38)
1996г.)
Симеон Праведный
возвращался домой в свое Верхотурье длинным извилистым путем. По маленьким
и большим екатеринбургским улицам пронесли его святые мощи и мимо
нынешнего "Совкино", в далеком 1920-м году называемом кинематографом
"Лоранж" . Но в то время там крутились не только редкие еще фильмы. На
потеху люмпенизированной, не верящей ни в Бога ни в черта
послереволюционной публике, именно у размалеванной афиши агентство
УралРОСТа выставило на специальном стенде сенсационные, как считалось
тогда, снимки. Они запечатлели верхотурское бесовское действо -
принародное, уж чекисты и местные активисты расстарались, вскрытие
священной раки с мощами святого, которому доселе поклонялись, находя
душевное, моральное успокоение, а то и физическое исцеление, тысячи и
тысячи людей. Старый газетчик Геннадий Лисин, к сожалению, уже покойный,
непосредственный очевидец тех событий рассказывал автору этих строк
следующее: "Разоблачители, как на грех, выбрали "Симеонов день", который
издавна особенно почитался верующими. Стол с гробом - серебряной, искусно
выполненной ракой вынесли из Крестовоздвиженского собора и нарочито
установили на самом видном холмистом месте. Богомольный народ испуганно
крестился, священники наотрез отказались сами вскрывать прямоугольный
ящик. Зато это с легкостью сделали приезжие люди в кожаных тужурках из ЧК,
безжалостно вытряхнув содержимое наружу и похваляясь тем, что никакой
гром, де, небесный не грянул, не покарал "смельчаков". Главные из
святотатцев конечно же, находились в Москве. Лишь сравнительно недавно в
связи с раскрытием разных спецхранов выявились подробности о деяниях так
называемой антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), председателем которой
был небезызвестный "трибун и глашатай" Емельян Ярославский (Губельман), а
секретарем хорошо известный кое-кому в уральских "компетентных органах
Евгений Тучков, недаром же носивший этакую конспиративную кличку -
"Игумен". Именно этот деятель, начавший управделами штаба уфимского
комбатальона, ставший в тридцатых годах в Свердловске особоуполномоченным
страшного НКВД по Среднему Уралу, подписывал и форсировал дело № 374 об
убийстве пионера Павлика Морозова, в котором до сих пор много неясностей.
Больно уж выдаются наружу грубые швы, непременно наталкивающие на
один-единственный вывод о преступной кулацкой руке с умыслом
расправившейся с юным защитником колхозного строя.
Но то случилось позднее. А в двадцатых,
на заре советской власти товарищ секретарь тайной, нигде не проходимой
организации поистине уподоблялся самому страшному великому инквизитору,
немало преуспел в кровавом преследовании верующих, в конфискации,
разрушении, уничтожении их имущества, в надругательстве над памятью
народной. Волосы дыбом встают, когда перебираешь "заслуги" дьявольских
тучковских подручных. Их жертвы просто вопиют. Судите сами. В ту пору
архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, до этого несшего слово
Божие и в чужие страны, бросили в реку, предварительно выколов глаза и
отрезав уши. Пермского же викария Феофана, пытавшегося расследовать
безсудную казнь Владыки, тоже схватили и расстреляли. Свияжского отца
Амвросия убили, привязав к хвосту скачущей лошади. Гермогена Тобольского,
облегчавшего судьбу сосланного царского семейства, замучили пытками.
Самарского Исидора посадили на кол. А
прижизненные мучения Патриарха всея Руси Тихона, осмелившегося прилюдно
осудить не только расстрел Николая II и его близких ("наша христианская
совесть не может согласиться с этим, пусть за это нас называют
контрреволюционерами"), но и преступное вскрытие рак и гробниц, что
нарушало даже государственный декрет об отделении церкви от государства и
конституцию РСФСР... В письме председателю ВЦИК Михаилу Калинину он
втолковывал следующее: "Почитание Святых и их останков (мощей) и
приношение Богу жертвы путем возжигания восковой свечи являются древними
обрядами Православной и Римско-Католической церквей, непосредственно
относящимися к области культа. Если же допустить возможность гонения на
него, то как же это можно согласиться со статьей 21, предоставляющей в
России "право убежища за религиозные преступления?" Увы, это послание, как
и многие другие с мест, "Всесоюзному батраку", то бишь "старосте",
получило лишь характерную, высочайшую отметку "оставить без последствий".
Отсюда и дальнейший, поистине крестный
путь ревизованной уральскими "государственниками" частицы церковных
ценностей, о коем поведала бывший главный хранитель краеведческого музея
Надежда Пахомова, много лет занимавшаяся этой историей и сама за "излишний
интерес" страдавшая от командно-административной партийной системы. "После
"разоблачения" мощей Симеона Праведного те хранились в Нижнетагильском
окружном музее, - объясняла она. - Но поскольку тот постоянно держался на
грани закрытия, то их "перебросили" в Свердловск. В УМР - Уральском музее
революции - святые мощи в духе времени использовались для атеистической
работы. Затем, когда стало идеологически невыгодно показывать Ипатьевский
особняк, не то что располагавшиеся там революционные экспозиции, реликвию
верующих упекли под настоящий арест. Нет, даже не в фонды нашего
краеведческого из Зеленой рощи, а в этакий музейный спецхран. Я
действительно несколько взысканий получила за то, что кое-кому неосторожно
их показывала. С перестройкой и гласностью отношение к этим арестованным
экспонатам, слава Богу, изменилось. Мы так или иначе демонстрировали их на
выставке, посвященной 1000-летию принятия Христианства на Руси. Затем по
просьбе архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхисидека передали
мощи епархии, и они до возвращения на родину находились в храме
Всемилостивого Спаса поселка Елизавет".
Любопытно, что опытный специалист музейного дела напомнила и об еще одной
немаловажной детали. Оказывается, сбережена была музейщиками и вторая
часть святых останков - лучевая кость Симеона Праведного, хранившаяся
раньше в Екатерининском соборе (на теперешней площади Труда), пока его не
снесли. Кажется весьма символичным, что как раз оттуда по милостивому
разрешению главного конвоира, "расстрельщика и похоронщика Якова Юровского
протоиерей Сторожев и дьякон Буймиров дважды в 1917-м году совершали
службы для томящейся в доме (доме особого назначения) царской семьи. Ну и,
думается, всем нам - патриотам России не безразлична судьба верхотурских
памятников, куда вернулась после стольких лет отсутствия главная реликвия.
У упомянутого ветерана сохранилась
редкая 76-летней давности фотография екатеринбуржской безбожной выставки у
кинотеатра, которую он передал автору этих строк. На ней, разумеется,
фигурировали и строения Свято-Николаевского мужского монастыря, Кремль,
Троицкий собор, согласно международной конвенции попавший в число
значительнейших архитектурных творений мира.
Да и само Верхотурье, напомним,
включено в списки исторических городов России. С прискорбием приходится
лишь молвить, что все эти строения тогда разделяли судьбу мощей, находясь
в забытьи, без должного присмотра, а то и тоже под своеобразным арестом за
решеткой и колючей проволокой. Ну как же иначе назовешь долгую оккупацию
монастырских помещений и даже "дома для почетных гостей" колонией для
несовершеннолетних преступников? Довелось некогда побывать в той
монастырской тюрьме как раз после того, как заключенные-подростки
"обстреляли" камнями со стен богомольных старушек на улице. Сейчас по
милицейским сводкам в старинном Верхотурье стало на удивленье меньше
преступлений. Может, в этом заслуга и возвратившегося сюда праведника?
Валентин ЗАЙЦЕВ, журналист
|