«ДЕТЯМ НУЖНЫ НЕ МЕРТВЫЕ ФОРМУЛЫ, А ЖИВОЕ ЧУВСТВО БОГА В ДУШЕ»

Выступление болгарских экспертов: доктора педагогических наук Господинки Георгиевны Илиевой и завуча 63 СОУ им. Максима Горького Милены Мариновны Вачинской - посвящено тому, как ввести религиозные предметы в школьное образование. Текст, по возможности, адаптирован для русского читателя. Публикуется впервые.

Историческое развитие Болгарии очень противоречиво: в стране жили многие народы - со своей судьбой, цивилизацией, культурой, религиями, обычаями. И это не могло не отразиться на самосознании народа, его привычках, картине мира. Несомненно, это повлияло и на историю религиозной культуры. Христианство выстрадано кровью и сердцем болгарина. В тяжелые годы османского рабства христианство жестоко преследовалось, насильственно заменялось исламом. Поэтому позднейшее духовное пробуждение нации и в борьбе за прогресс и национальное самосознание и освобождение шло именно как масштабное духовное противостояние чуждой культуре.

Годы социалистического строя оказались еще одним ударом по народу и религии. Жалкие попытки придумать и внедрить новые праздники и обычаи привели к разрушению исконного мироощущения болгар, не дав ничего взамен. Перемены, произошедшие после 10 ноября 1989 года, касались прежде всего светских институтов и политических установок, и не смогли вернуть прежних взаимоотношений Церкви и государства, воссоздать некогда существовавшую модель существования человека в церкви и мире. К сожалению, за прошедшие 12 лет демократии и свобод ни один государственный институт, и, прежде всего, сама Церковь, и Министерство просвещения не создали стратегию быстрого духовного и религиозного воспитания и приобщения народа к православной церкви. Очень большой вред православному сознанию болгарина нанес и раскол в болгарской православной церкви.

Сегодня молодежь, особенно учащиеся, почти не посещают православную церковь. Там все для них чуждо и незнакомо: богослужение ведется на непонятном древнеболгарском языке, звучат «скучные» (по молодежным стандартам) церковные песнопения, нет доступной и интересной литературы для знакомства с православием.

Тем не менее, попытки приобщить молодежь к истории православия и познакомить с основами духовного бытия Болгарии все же предпринимаются. Уже два года в стране введено «вероучение» как свободно выбираемый предмет.

Проблема религиозного образования включает в себя все современные «болезненные» области: отношение между Востоком и Западом, между родителями и детьми, между Церковью и государством и, самое важное, между Богом и человеком. От того, как мы понимаем проблему религиозного воспитания, “вероучения” и “катехизиса” – в огромной степени зависит, как мы понимаем себя и Церковь.

А значит, при построении дидактических программ должен быть выбран путь балансирования между тремя сферами: сферами телесного, душевного, и духовного. Детей нужно научить различать, например, душевное и духовное, и делать осмысленный и верный выбор.

В качестве примера о том, как делается такой выбор, можно вспомнить такую историю: в одной из скандинавских стран министра культуры спросили, почему люди этой страны так приветливы, дети уважают взрослых, люди внимательны друг к другу, к природе, к животным. Министр указал на Библию, лежавшую у него на бюро, и ответил: “Тем, что вы увидели, мы обязаны этой священной книге. Ее вы найдете в каждом доме и в самой бедной хате нашей страны”.

История, в том числе и болгарская, указывает на то, что когда государственная и церковная власть действуют вместе, как, например, при царе Симеоне и при Иване Асене II, тогда государство является сильным и жизнеспособным.

Однако уже вначале века проблема отпадения от веры отцов стояла довольно остро. В 1922 г. известный писатель Стоян Михайловский писал: “На вопрос, почему болгарские школы производят безбожников, можно дать только один ответ – только верующий пробуждает веру у других”. Нравственное усовершенствование христианина совершается в системе семейных и государственных ценностей, когда «освоение» нравственной территории идет с младенчества путем подражания образцу.

У тех, кто сегодня берет на себя труд стать таким «образцом» должна быть апостольская ревность св. Климента Охридского, отца Паисия, самоотверженность и любовь к Богу и его детям епископа Софрония Врачанского. У нас должно быть неутомимость отца Матфея Миткала, Петра Берона, и таких духовников как Неофит Рильского, Илларион Макариопольского, Экзарх Антим, Экзарх Йосиф, покойный епископ Тихона, архимандрит Серафим и др. Да в придачу еще и государственная мудрость царя Симеона Великого и царя Ивана Асена II.

Как пример настоящего преподавателя по Вероучению можно назвать монахиню Валентину из Калоферского девичьего монастыря. Она - талантливый преподаватель со своей оригинальной методикой обучения, также она пишет нравственные рассказы. Ее школу посещает сегодня около 200 учеников.

Естественно, что вопрос религиозного образования породил оживленные дискуссии о том, где нужно проводить занятия по религиозному образованию. Одни считают, что религиозные предметы нужно включить в школьную программу, а другие предлагают ввести их в энорийских центрах. Опыт показывает, что на сегодняшний день дети лучше воспринимают христианские истины и ценности в приходских храмах и в воскресных школах. Кроме того, это лишает противников преподавания религиозных предметов аргументов о том, что «в нашей стране не все православные, и они будут против».

Несколько лет работы в области религиозного образования дают возможность обобщить некоторые результаты и проанализировать их.

Отсутствие морали и нравственных критериев пагубно сказывается на атмосфере в обществе пагубно, особенно в среде молодых людей. Именно поэтому зачастую, пытаясь найти альтернативу современной «бездуховности», они оказываются вовлечены в небезопасные религиозные эксперименты, попадают в деструктивные секты.

Именно поэтому так остро стоит вопрос о «ликвидации религиозной безграмотности». Однако одними уроками религии, автоматическим оглашением и крещением вопрос о возрождении нравственности не решить. До крещения и воцерковления человек должен пройти большой путь, который нельзя «отсидеть» ни в классе, ни в аудитории. Этот путь на уроке религиозного образования только начинается. А вот дойдут ли молодые люди до храма, зависит не только от государства и системы образования, но от способности Церкви занять место духовного лидера в современном обществе.

Используя Интернет, можно получить много разнообразной информации о православии. Но вопрос не в объеме сведений, который вкладываются детям в головы. Потому что православие – это не философская система, которую можно изучить. Это способ жизни. Излишние сведения, наоборот, могут отбить интерес, как к предмету, так и к Церкви, к Православию. А это чревато тем, что современный школьник, пресытившись не интересной ему информацией, больше никогда не придет к Церкви.

Нынешние богословы плохо знают детскую психологию. Но без понимания детской души никакое вероучение невозможно. Ведь ребенок должен пережить истины веры, со-пережить им, сделать их частью своей души. Нашим детям сегодня нужны не мертвые формулы веры, а живое чувство Бога в душе.

Религиозное обучение и воспитание подрастающего поколения в идеале, по нашему мнению, должно выглядеть примерно следующим образом:
1. Несмотря на сказанное выше, мы уверены, что обучение основам православия должно проводиться и в школе. Потому что школа, как носитель некоего жизненно необходимого знания, опыта, должна привносить в жизнь учеников нравственные добродетели и нормы христианства, учить быть не только хорошими гражданами, но и христианами.
2. Религиозное воспитание должно начинаться с детства, в семье, продолжаться в детском саду и в начальной школе: например, путем чтения и толкования волнующих и доступных притч с библейскими сюжетами.
3. С пятого класса, используя прием цикличности и движения по спирали, с постепенным усложнением и углублением, можно приступить к изучению истории Православия. Факультативным же путем и через воскресные школы можно изучить параллельно историю других традиционных для нашей страны религии.
4. С седьмого класса следует систематически и углубленно изучать болгарское православие, его роль в укреплении государственности и национального самосознания Болгарии.
5. В выпускном классе следует создать интегративный предмет показывающий, что в основу философии, психологии и мировой классической литературы, изобразительного искусства, музыки легли самые важные идеи и философские тезисы Библии и Священного Писания.
6. В программах всех классов необходимо заложить посещение богослужения в храме, прослушивание церковнославянской музыки на записях и концертах, посещение церквей и монастырей с учебной целью, знакомство с церковной живописью, совершение благотворительной деятельности.
7. В программе необходим комплексный подход во время всего курса обучения. Наряду с этим должно идти и обучение в приходских центрах для углубления и систематизации религиозных познаний подростков. Должна быть, однако, согласованность в целях и программах обучения школ и приходских центров, чтобы избежать путаницы в головах детей.

На днях в газете “Църковен вестник” №11 напечатано отношение Святейшего Синода нашей церкви по некоторым вопросам религиозного образования в готовящемся Законе об образовании в болгарской школе. Высший клир предлагает, чтобы предмет “Религия” вошел в школьную учебную программу.

В конце хотелось бы рассказать о работе Фонда и Приходского центра “Покров”, которые уже лет шесть работают по проблемам религиозного обучения и воспитания подрастающих и молодежи.

Фонд “Покров Богородичен” создан в 1994 году. Он ведет многообразную социальную и просветительскую деятельность под духовным руководством Болгарской Православной Церкви и священничества, является членом Балканской Ассоциации православной молодежной федерации. Фонд работает по следующие программам: издательской, приходской жизни, обучения, диаконии, медицинского обслуживания, поклоннического туризма и др.

Более подробно остановимся на некоторых из них:
1. Издательская деятельность. Фонд публикует силами своего издательства «Омофор» книги святых отцов и современных православных авторов. Четыре раза в год издается журнал “Мирна”, где представлен православный взгляд на культурно-просветительские, философские и социальные темы.
2. Приходская жизнь. Объединяет людей около одного храма или священника. Задача этой программы восстановить прерванные традиции православной приходской жизни, а также роль прихода в жизни Церкви и общества.
3. Обучение. Длительные годы изоляции Церкви от общественной жизни привели к необходимости введения современных методов организации просветительской и социальной деятельности. Программа предлагает специализированное обучение организаций, институтов и групп людей, связанных своей деятельностью с Церковью. В области управления ресурсами, подготовки и осуществления проектов, социальной деятельности, методики преподавания. Организуются тематические конференции, образовательные семинары, предлагаются индивидуальные консультации.
4. Диакония – это социальная деятельность церкви, направленная на восстановление христианской благотворительности во всех ее возможных формах. Программа направлена на организацию православных социальных институтов и практик, и помогает развитию этой деятельности во всей стране.
5. Медицинский центр. Предлагает профессиональную и домашнюю опеку пожилых или одиноких людей, инвалидов.
6. Паломнический туризм – организует паломнические поездки для болгар и иностранцев ко святым местам, монастырям, церквям с целью их возрождения.

Также хотелось бы познакомить Вас и с работой приходского центра “Покров”, который находится при храме “Покров Пресвятой Богородицы”. Центр располагает прекрасной базой: три больших зала, библиотека, офисы с компьютерной техникой. Центр действует совместно с церковным настоятельством при храме и под умелым руководством приходских священников.

Центр ставит перед собой следующие цели:

1. Развивать у мирян чувство принадлежности к приходской общине.
2. Вести религиозное просвещение, образование и воспитание широкого круга людей.
3. Сближать священничества и мирян путем совместных образовательных, культурных, миссионерских и социальных мероприятий
4. Найти и выработать образец приходской многообразной жизни путем обмена опытом с другими организациями и приходами, путем обучения и др.

Для осуществления поставленных целей разработана следующая программа:
1. Приходская жизнь направлена на создание у православных христиан чувства принадлежности к Церкви. Для этого проводятся приходские праздники, встречи-разговоры с приходскими священниками, паломнические и миссионерские путешествия.
2. Образование. Православное просвещение и образовательная деятельность, направленные на развитие религиозных чувств и религиозного самосознания: курс вероучения, школа по иконописи, воскресный садик для малышей, воскресная школа, курсы по изучению языков, театральная студия для детей, курсы квалификации, летние лагеря для учащихся. В приходском центре проводятся еще: обучающие семинары, дискуссии, конференции, презентации.
3. Культура и искусство. Создание нового типа культурной среды, утверждающей средствами искусства христианские принципы и предоставление возможности проявления христианской позиции творчества. Для этого проводятся концерты, кинопоказы, театральные представления для детей и взрослых, литературные чтения, детские праздники.
4. Социальная диакония – создание условий для социальных контактов и общения, утверждение милосердия и любви к ближнему: сюда входят и деятельность медицинского центра (индивидуальное лечение, педиатрия, стоматология, психиатрия), и забота о больных пожилых людях в домашних условиях, и профилактика и лечение серьезных заболеваний, а также социальная помощь (благотворительный магазин, курс по огородничеству, консультации и информационное обслуживание).

Как распределены занятия в течение учебного года (с 01.10 по 30.06)?

І. Для детей:
1. Иконопись с 8 до 18 лет. Курс рассчитан на три года и знакомит детей с основой христианской религии, с житиями святых, техникой и технологией иконописи. Практическая часть включает иконопись, витражи и хоругви, как и участие в выставках в приходском центре и в городе. Также в программу входят паломнические путешествия в монастыри в окрестностях Софии, встречи с мастерами-иконописцами, посещения с образовательной целью церковно-исторического музея. Летом организует летний пленэр по иконописи в монастыре.
2. Воскресный садик – с 1 до 5 лет. Эта форма воскресной школы с 9 утра до 12 часов. Детей знакомят с основными понятиями православного предания: молитв, икон, символов, песнопений.
3. Православный дошкольный садик с 5 до 7 лет. Ежедневные занятия для детей дошкольного возраста. Наряду с программой для детей дошкольного возраста идут занятия по вероучению, по основам литургического творчества: иконописи и церковного пения. Программа включает и занятия по английскому языку, паломнические путешествия.
4. Воскресная школа с 6 до 12 лет: знакомство с основами Православия, поездки в летние лагеря и паломнические путешествия. Занятия проводятся воскресенье с 11 по 12 часов.
5. Священное Писание в рисунках – с 7 по 12 лет: знакомство детей с библейским текстом через живопись, выработка художественных умений.
6. Православные лагеря – с 7 по 16 лет. Ежедневные занятия во время школьных каникул. Программа включает занятия по вероучению, живописи, работу на огороде, фото-проекты, паломнические путешествия и пр.

ІІ. Для взрослых: с 01.10 по 30.06 – ведутся занятия по:
1. катехизису
2. восточно-церковнославянскому песнопению
3. изучение сочинений Святых Отцов.
3. введение в Святое таинство брака.
4. введение в Святое таинство крещения.
5. иконопись – в двух частях: теоретическая и практическая – заканчивает выставкой икон участников
6. курс по новогреческому языку – по системе Солунского университета для начинающих и для уже овладевших минимумом знаний

ІІІ. Для детей и взрослых: резьба по дереву, стенописи, мозаика
Несколько слов о нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь построена в двадцатых годах 20-ого века. Основатели и дарители: Йорданка Филаретова – русская воспитанница, монахиня Екатерина. Церковь создавалась закрытого типа для бедных людей живущих в приюте. С 1952 года церковь становится общедоступной для всех. Иконостас был откуплен на торгу в 1925 году. Церковь сегодня одна из самых посещаемых в Софии. Находится недалеко от Русского памятника. По этому месту прошли русские войска, освободившие Болгарию в 1878 году. Наш храм известен своими чудесами. И сегодня в нем звучит наша молитва: “Богоматерь, смотря на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас своим честным Покровом и избави нас от всякого зла, обращаясь с молитвой к Твоему Сыну Христу, чтобы спас души наши“.

Господинка Илиева, Милена Вачинска

См. также:

Поместные Церкви : Болгарская : Святые и святыни : Храмы и монастыри

Поместные Церкви : Болгарская : Новости



 версия для печати