Выступление болгарских экспертов: доктора педагогических наук Господинки Георгиевны Илиевой и завуча 63 СОУ им. Максима Горького Милены Мариновны Вачинской - посвящено тому, как ввести религиозные предметы в школьное образование. Текст, по возможности, адаптирован для русского читателя. Публикуется впервые. Историческое развитие Болгарии очень противоречиво: в стране жили многие народы - со своей судьбой, цивилизацией, культурой, религиями, обычаями. И это не могло не отразиться на самосознании народа, его привычках, картине мира. Несомненно, это повлияло и на историю религиозной культуры. Христианство выстрадано кровью и сердцем болгарина. В тяжелые годы османского рабства христианство жестоко преследовалось, насильственно заменялось исламом. Поэтому позднейшее духовное пробуждение нации и в борьбе за прогресс и национальное самосознание и освобождение шло именно как масштабное духовное противостояние чуждой культуре. Годы социалистического строя оказались еще одним ударом по народу и религии. Жалкие попытки придумать и внедрить новые праздники и обычаи привели к разрушению исконного мироощущения болгар, не дав ничего взамен. Перемены, произошедшие после 10 ноября 1989 года, касались прежде всего светских институтов и политических установок, и не смогли вернуть прежних взаимоотношений Церкви и государства, воссоздать некогда существовавшую модель существования человека в церкви и мире. К сожалению, за прошедшие 12 лет демократии и свобод ни один государственный институт, и, прежде всего, сама Церковь, и Министерство просвещения не создали стратегию быстрого духовного и религиозного воспитания и приобщения народа к православной церкви. Очень большой вред православному сознанию болгарина нанес и раскол в болгарской православной церкви. Сегодня молодежь, особенно учащиеся, почти не посещают православную церковь. Там все для них чуждо и незнакомо: богослужение ведется на непонятном древнеболгарском языке, звучат «скучные» (по молодежным стандартам) церковные песнопения, нет доступной и интересной литературы для знакомства с православием. Тем не менее, попытки приобщить молодежь к истории православия и познакомить с основами духовного бытия Болгарии все же предпринимаются. Уже два года в стране введено «вероучение» как свободно выбираемый предмет. Проблема религиозного образования включает в себя все современные «болезненные» области: отношение между Востоком и Западом, между родителями и детьми, между Церковью и государством и, самое важное, между Богом и человеком. От того, как мы понимаем проблему религиозного воспитания, “вероучения” и “катехизиса” – в огромной степени зависит, как мы понимаем себя и Церковь. А значит, при построении дидактических программ должен быть выбран путь балансирования между тремя сферами: сферами телесного, душевного, и духовного. Детей нужно научить различать, например, душевное и духовное, и делать осмысленный и верный выбор. В качестве примера о том, как делается такой выбор, можно вспомнить такую историю: в одной из скандинавских стран министра культуры спросили, почему люди этой страны так приветливы, дети уважают взрослых, люди внимательны друг к другу, к природе, к животным. Министр указал на Библию, лежавшую у него на бюро, и ответил: “Тем, что вы увидели, мы обязаны этой священной книге. Ее вы найдете в каждом доме и в самой бедной хате нашей страны”. История, в том числе и болгарская, указывает на то, что когда государственная и церковная власть действуют вместе, как, например, при царе Симеоне и при Иване Асене II, тогда государство является сильным и жизнеспособным. Однако уже вначале века проблема отпадения от веры отцов стояла довольно остро. В 1922 г. известный писатель Стоян Михайловский писал: “На вопрос, почему болгарские школы производят безбожников, можно дать только один ответ – только верующий пробуждает веру у других”. Нравственное усовершенствование христианина совершается в системе семейных и государственных ценностей, когда «освоение» нравственной территории идет с младенчества путем подражания образцу. У тех, кто сегодня берет на себя труд стать таким «образцом» должна быть апостольская ревность св. Климента Охридского, отца Паисия, самоотверженность и любовь к Богу и его детям епископа Софрония Врачанского. У нас должно быть неутомимость отца Матфея Миткала, Петра Берона, и таких духовников как Неофит Рильского, Илларион Макариопольского, Экзарх Антим, Экзарх Йосиф, покойный епископ Тихона, архимандрит Серафим и др. Да в придачу еще и государственная мудрость царя Симеона Великого и царя Ивана Асена II. Как пример настоящего преподавателя по Вероучению можно назвать монахиню Валентину из Калоферского девичьего монастыря. Она - талантливый преподаватель со своей оригинальной методикой обучения, также она пишет нравственные рассказы. Ее школу посещает сегодня около 200 учеников. Естественно, что вопрос религиозного образования породил оживленные дискуссии о том, где нужно проводить занятия по религиозному образованию. Одни считают, что религиозные предметы нужно включить в школьную программу, а другие предлагают ввести их в энорийских центрах. Опыт показывает, что на сегодняшний день дети лучше воспринимают христианские истины и ценности в приходских храмах и в воскресных школах. Кроме того, это лишает противников преподавания религиозных предметов аргументов о том, что «в нашей стране не все православные, и они будут против». Несколько лет работы в области религиозного образования дают возможность обобщить некоторые результаты и проанализировать их. Отсутствие морали и нравственных критериев пагубно сказывается на атмосфере в обществе пагубно, особенно в среде молодых людей. Именно поэтому зачастую, пытаясь найти альтернативу современной «бездуховности», они оказываются вовлечены в небезопасные религиозные эксперименты, попадают в деструктивные секты. Именно поэтому так остро стоит вопрос о «ликвидации религиозной безграмотности». Однако одними уроками религии, автоматическим оглашением и крещением вопрос о возрождении нравственности не решить. До крещения и воцерковления человек должен пройти большой путь, который нельзя «отсидеть» ни в классе, ни в аудитории. Этот путь на уроке религиозного образования только начинается. А вот дойдут ли молодые люди до храма, зависит не только от государства и системы образования, но от способности Церкви занять место духовного лидера в современном обществе. Используя Интернет, можно получить много разнообразной информации о православии. Но вопрос не в объеме сведений, который вкладываются детям в головы. Потому что православие – это не философская система, которую можно изучить. Это способ жизни. Излишние сведения, наоборот, могут отбить интерес, как к предмету, так и к Церкви, к Православию. А это чревато тем, что современный школьник, пресытившись не интересной ему информацией, больше никогда не придет к Церкви. Нынешние богословы плохо знают детскую психологию. Но без понимания детской души никакое вероучение невозможно. Ведь ребенок должен пережить истины веры, со-пережить им, сделать их частью своей души. Нашим детям сегодня нужны не мертвые формулы веры, а живое чувство Бога в душе. Религиозное обучение и воспитание подрастающего поколения в
идеале, по нашему мнению, должно выглядеть примерно следующим
образом: На днях в газете “Църковен вестник” №11 напечатано отношение Святейшего Синода нашей церкви по некоторым вопросам религиозного образования в готовящемся Законе об образовании в болгарской школе. Высший клир предлагает, чтобы предмет “Религия” вошел в школьную учебную программу. В конце хотелось бы рассказать о работе Фонда и Приходского центра “Покров”, которые уже лет шесть работают по проблемам религиозного обучения и воспитания подрастающих и молодежи. Фонд “Покров Богородичен” создан в 1994 году. Он ведет многообразную социальную и просветительскую деятельность под духовным руководством Болгарской Православной Церкви и священничества, является членом Балканской Ассоциации православной молодежной федерации. Фонд работает по следующие программам: издательской, приходской жизни, обучения, диаконии, медицинского обслуживания, поклоннического туризма и др. Более подробно остановимся на некоторых из них: Также хотелось бы познакомить Вас и с работой приходского центра “Покров”, который находится при храме “Покров Пресвятой Богородицы”. Центр располагает прекрасной базой: три больших зала, библиотека, офисы с компьютерной техникой. Центр действует совместно с церковным настоятельством при храме и под умелым руководством приходских священников. Центр ставит перед собой следующие цели: 1. Развивать у мирян чувство принадлежности к приходской
общине. Для осуществления поставленных целей разработана следующая
программа: Как распределены занятия в течение учебного года (с 01.10 по 30.06)? І. Для детей: ІІ. Для взрослых: с 01.10 по 30.06 – ведутся занятия по:
ІІІ. Для детей и взрослых: резьба по дереву, стенописи,
мозаика Господинка Илиева, Милена Вачинска См. также: Поместные Церкви : Болгарская : Святые и святыни : Храмы и монастыри Поместные Церкви : Болгарская : Новости |