ХРИСТИАНЕ С "ОБОЖЖЕННЫМИ ЛИЦАМИ" Мария Козлова Абиссиния, одна из стран Африканского континента, лишь в середине XX в. получила более привычное для нас наименование Эфиопия. Эфиоп - слово греческого происхождения в переводе означает "человек с обожженным лицом". Именно так в античном мире называли жителей, населяющих Африку. В истории христианства и мировой истории вообще Аксумское царство (позже Эфиопское государство) было единственной во всей Африке независимой христианской страной и одним из древнейших государств в мире. Раннее христианство распространилось на территорию Эфиопии из Римской империи в форме монофизитства и к середине V в. стало преобладающим вероисповеданием. Монофизитство, утверждающее, что Христос после воплощения пребывает только в одной Божественной природе, сформировало и свое богословие, и свою богослужебную и аскетическую практику и специфически выразило себя в формах религиозного, церковного искусства. Редкие экспонаты, отражающие искусство и религиозную жизнь народов Эфиопии, представлены на выставке "Христианство на Африканском Роге", открывшейся 20 марта в Государственном музее Востока. "Африканским Рогом" принято называть географический регион на северо-востоке Африканского континента, в состав которого входят Эфиопия и Эритрея вместе с Сомали и Джибути. В экспозиции находятся около 200 экспонатов из фондов Музея Востока, Государственного Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Центрального Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Российского государственного архива древних актов, Историко-дипломатического департамента МИД РФ. Фотоматериалы о визите Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1974 г. в Эфиопию предоставил издательский отдел Московского Патриархата. Наиболее ценными и интересными на выставке, по мнению специалистов-африканистов, являются рукописи XVII-XVIII вв. с текстами Псалтири, с поучениями на праздники архангела Михаила и описанием им совершенных чудес на древнеэфиопском языке геыз, а также большая коллекция крестов, разнообразных по форме, рисунку и стилистике, которые отражают исторические и богословские аспекты развития христианства в Эфиопии. Особое внимание привлекает бронзовая медаль, изготовленная в 1974 г. в честь визита Патриарха Пимена в Эфиопию. На лицевой стороне медали, изготовленной по заказу императора Хайле Селассие I, изображены погрудно предстоятель Русской Православной Церкви Пимен и глава Эфиопской Православной Церкви Абуна Тевофлос; над их головами церковно-славянским шрифтом выведены слова "Да вси едино будут". На фотографиях в экспозиции можно увидеть храмовый комплекс Лалибэлы, включающий в себя 11 церквей XII-XIII вв., вырубленных в толщах красно-розового вулканического туфа. В этом высокогорье императоры династии Загуйе (1137-1221) не только основали столицу город Рох, но и решили создать Новый Иерусалим как религиозный центр Эфиопии, где будет свой Иордан, могила Адама, гроб Господень, храмы, посвященные Божией Матери, Георгию Победоносцу и другим почитаемым в народе христианским святым. В рамках выставки 21-22 марта проходила научная конференция с одноименным экспозиции названием. В конференции приняли участие специалисты по африканской культуре и христианскому средневековью: организатор выставки, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Государственного музея Востока Светлана Берзина, византинист Вера Залесская и другие специалисты. Присутствующий на выставке и конференции эксперт по прессе, культуре и образованию, представляющий посольство Федеральной Демократической Республики Эфиопии, Ангесса Дуга Чала поблагодарил российских ученых за их "искренний интерес и глубокие научные исследования в области эфиопистики" и выразил надежду на дальнейшее укрепление научных и культурных связей между Россией и Эфиопией. |