Христианство
Одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и
исламом).
История христианства
(история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с
допущением историчности Иисуса
Христа)
Христианство возникло в Палестине
в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как
религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе
спасителя. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время
было развитие и широкое распространение эллинизма.
На возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая,
эпикурейская
и скептическая,
в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Римская
империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и
от Северной Африки до Рейна.
После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г.
н.э.римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине
и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия
существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство
представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников,
ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже
отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый
уровень был его разрыв с иудаизмом в II
веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно
уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных
законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого
количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что
христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное
количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось
большим количеством ересей,
количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий
определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и
к началу IV века из существовавших епархий
выделилось несколько митрополий,
каждая из которых объединяла группу епархий.
Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных
политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской
империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит
официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привелигированной
частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в
географических границах Римской
империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй
половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и
славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских
народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и
начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным
образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу XX
века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард, из них
около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики,
около трети - протестанты,
остальные - православные
и приверженцы других восточных церквей.
Идеология христианства
Христианство возникло как религия угнетенных масс, потерявших уверенность
в возможности улучшения своей жизни на земле и искавших избавления в приходе
мессии. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным
обретение счастья и свободы в царстве божьем.
К IV веку христианство из религий угнетенных превращается в
государственную религию Римской
империи.
Христианство очень быстро распространилось среди различных этнических и
социальных групп Римской
империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм
нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия.
На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы,
иудейские мессианские секты и греческая философия.
Бог,
согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица),
или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа
Святого. Для христиан Троица
является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную
непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.
Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе
Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и
принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества.
После смерти Христос
воскрес и вознесся на небо.
В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для
суда над живыми и мертвыми.
Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма)
характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его
приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа,
безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение
всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон
христианства - "каждому воздастся по его вере".
В первоначальном христианстве отсутствовали появившиеся позднее
представления о Троице,
первородном грехе, боговоплощении, крещении,
причащении.
Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским
и Константинопольским
вселенскими
соборами символ
веры неоднократно дополнялся и исправлялся.
Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными
христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись
ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.
В ходе формирования христианства оно распалось на три основные ветви: католицизм,
православие,
протестантизм,
в каждой из которых началоь формирование собственной, практически не
совпадающей с другими ветвями, идеологии.
В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую
противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и
политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в
христианстве появились серьезные экуменические
настроения и движения.
Общая численность приверженцев христианских конфессий (на конец XX века) -
около 1400 миллионов человек, из них:
[ Конфессии | Страны | Словарь | Литература | Исторические личности
]
Проект: Дмитрий Таевский
E-mail: dt@dsi.ruLast updated: 03.02.2001 14:46