Мир Божий

Оглавление номера

Русское Воскресение

  

С. Князев

Пасха 1999 года, всечестная, великая, пришла к нам с ветром сербских страданий. От восхода до заката, в любое время падают бомбы врага рода человеческого на беззащитных людей. Маленькие детки ложатся спать и не знают, откроют ли они завтра свои очи.
За что страдают сербы? На внешнем, видимом уровне идет ожесточенная борьба за геополитические позиции на Балканах. На внутреннем, прикровенном уровне разыгралась бескомпромиссная брань за души человеческие. На видимом поле идет битва между НАТО и государством Милошевича, на сокровенном – битва за само существование Православия на Балканах. Над Сербией нависла тень “нового мирового порядка” с его стандартизацией жизни, унификацией веры и мысли, слащавым, лживым объединением всех религий и церквей. Что бы нам ни говорили “всеведущие” ТВ и газеты, налицо жестокая реальность: православные сербы с их благодатной Церковью не умещаются в “новый мировой порядок”, и потому так безжалостно методично уничтожаются жилые кварталы югославских городов.
Сербы страдают за свою веру. Можно ли объяснить это? Неужели Господь оставил верных – потомков святых и добропобедных Саввы и Евстафия, Стефана Дечанского и Даниила? Нет! В сербском страдании заложена тайна духовная, о которой в свое время поведал замечательный богослов епископ Николай (Велимирович). Его труд “Завещание царя Лазаря” о косовских событиях XIV века оказался настолько пророческим, что объясняет многое из происходящего сегодня.
В знаменитой Косовской битве против превосходящих сил турецкого султана Мурата сербское войско потерпело сокрушительное поражение. Сербы сражались с необычайным мужеством и упорством, но были практически раздавлены. Православное войско разбито, уничтожено, страна попадает в тяжелые цепи рабства. Кажется, никогда не будут выплаканы слезы национального горя. Но вождь сербской армии царь Лазарь узнает перед своей смертью, что Косовская битва является не поражением, не гибелью, а истинной победой сербов, победой духа над плотью. Почему же?
Царь Лазарь, поддерживаемый турецким солдатом, умирает на поле боя. Вокруг лежат заснувшие до всеобщего Воскресения защитники сербского Отечества. Он молится, молится чисто, без лукавства: “Господи, я грешен, я умираю, но почему мой народ, мои воины осуждены на эту муку, на эти страдания?”. Глубоко верующий царь, пишет епископ Николай, находится перед необъяснимой тайной страданий, тайной, недоступной уму человеческому. И эту тайну раскрывает посланный Богом ангел.
Когда душевные муки сербского царя достигли предела, он был внезапно озарен ярким светом, и перед ним предстал ангел и еще, как полагают, святой пророк Амос, небесный покровитель царя. Ангел обратился со словами: “Не печалься, царь Лазарь. Я посланец Божий. Я послан к тебе ответить на все вопросы, терзающие твою душу”. И ангел напоминает царю, что когда-то тот сделал выбор между царством земным и Небесным в пользу Царства Небесного: “Не страдай, думая, что ты сделал неправильный выбор. Твой выбор был истинно правильным”.
Небесный посланник сообщает царю благую весть. “Твой выбор Царства Небесного, несомненно, даст немеркнущую пользу твоему народу. Он очистит их ум, сердце и волю. Он преобразует их души в сияющее зеркало, в котором отразится вечная жизнь. Царство Небесное войдет в них. Их ум очистится от нечистоты, и сердца станут достойными благодати”.
По словам ангела, сербы должны будут покориться воле жестокого тирана, и поэтому следует понять и возненавидеть свою собственную тиранию, тиранию своей плоти над своей душой. Сквозь труды и горе они научатся ненавидеть собственную волю и волю своих рабовладельцев. Народ будет искать своего Творца, жить в покаянии и стремиться исполнять Его волю.
Турецкая тирания для сербов, монгольское и большевистское иго для православной России. Как доступно, как легко бывает умом понять, что путь к лучшей жизни лежит через страдания, но как тяжело это принять сердцем! Мiр, который во зле, во грехе лежит, этой премудрости принять не может. Не в силах он признать, что истинная свобода заключается в несении креста. Эта свобода, которую сербы называют “золотой”, освобождает человека от страстей, гордыни, от людей и людской славы. Эта драгоценная свобода хранится в душе человека, живет ли он в Нью-Йорке, Приштине или Нижнем Новгороде, будь он “раб или свободен”. Сербы говорят: “За Крст Часни и Слободу Златну” (“За крест честный и золотую свободу”). За нее погибали сербские воины в Косове, за нее потерял жизнь обновленный духом царь Лазарь, чтобы обрести новое во Христе бытие. Они не боялись врага, потому что верили в золотую свободу.
За золотую свободу страдают сегодня в Сербии наши братья и сестры. Рискуя жизнью, они молятся в храмах и монастырях. Под вой сирен они встретили праздников Праздник и Торжество из торжеств. Тысячи людей пришли помолиться с Патриархами Русской и Сербской Церквей. В страданиях очищаются, обновляются духом православные сербы; в сострадании, в молитве за страждущих обновляемся мы. Они идут вслед за Христом, ибо терпят безжалостные обстрелы, разрушение косовских монастырей, как когда-то безропотно переносил поношения и хуления наш Господь. Сербы отвергнуты мiром, который обложил их непомерными санкциями так же, как невинного Христа отверг мiр, а сотворенное издевалось над Творцом. Но в страданиях плетутся венцы будущей жизни. Может быть, кто-то сойдет с тернистого пути, не выдержит, выберет царство земное. Тогда останется “малое стадо” верных завещанию своего благочестивого царя.

* Газета “Православное слово” (Нижний Новгород), № 9 (142), май 1999

Крепость Голубац. XIV-XV вв.

Кольчуга и две булавы.
Сербия. XIV-XV вв.
Народный музей, Белград

Александр Сергеевич Пушкин
Из цикла «Песни западных славян»

ГАЙДУК ХРИЗИЧ

В пещере, на острых каменьях
Притаился храбрый гайдук Хризич.
С ним жена его Катерина,
С ним его два милые сына,
Им нельзя из пещеры выйти.
Стерегут их недруги злые.
Коли чуть они голову подымут,
В них прицелятся тотчас сорок ружей.
Они три дня, три ночи не ели,
Пили только воду дождевую,
Накопленную во впадине камня.
На четвертый взошло красно солнце,
И вода во впадине иссякла.
Только молвила, вздохнувши, Катерина:
«Господь Бог! Помилуй наши души!»
И упала мертвая на землю.
Хризич, глядя на нее, не заплакал,
Сыновья плакать при нем не смели;
Они только очи отирали,
Как от них отворачивался Хризич.
В пятый день старший сын обезумел,
Стал глядеть он на мертвую матерь,
Будто волк на спящую козу.
Его брат, видя то, испугался.
Закричал он старшему брату:
«Милый брат! Не губи свою душу;
Ты напейся горячей моей крови,
А умрем мы голодною смертью,
Станем мы выходить из могилы
Кровь сосать наших недругов спящих».
Хризич встал и промолвил: «Полно!
Лучше пуля, чем голод и жажда».
И все трое со скалы в долину
Сбежали, как бешеные волки.
Семерых убил из них каждый,
Семью пулями каждый из них прострелен,
Головы враги у них отсекли
И на копья свои насадили, —
А и тут глядеть на них не смели.
Так им страшен был Хризич с сыновьями.