На прошедших в Болгарии парламентских выборах
оглушительную победу одержало "Национальное движение Симеона II",
получив более 43 процентов голосов избирателей и получив абсолютное
большинство в однопалатном парламенте - 121 место из 240. Сторонники
Царя преподнесли Симеону II прекрасный подарок к его 64-летию...
...Симеон II был "золотым ребенком". Царь Борис III был
настолько рад появлению на свет наследника, что объявил амнистию,
своим высочайшим повелением поднял школьникам оценки за экзамены, а
также послал офицера за водой из реки Иордан, в которой и окрестили
младенца Симеона, названного в честь монарха, на царствование
которого пришелся расцвет Болгарского государства. ...В 1946
году был проведен референдум по вопросу об отмене монархии. Монаршей
семье было предложено покинуть страну... На родину Царь вернулся в
1996 году. Тогда даже самый смелый политолог не смог бы
предположить, как сильно изменит болгарский политический пейзаж
приезд Царя ("Коммерсант"). ...Возвращение болгарского монарха в
большую политику состоялось. А это будет иметь серьезные последствия
не только для Болгарии, но и для всей Восточной Европы. Ведь многие
из стран региона были монархиями. И теперь наследники престолов
наверняка захотят повторить успех своего болгарского "коллеги".
Наследник Румынского престола Король Михай I очень популярен в своей
стране. В 1992 году, когда он вернулся из изгнания, на главной
площади столицы его встречала стотысячная ликующая толпа... Немало
сторонников на родине и у наследника югославского престола принца
Александра Карагеоргиевича. Он вернулся в страну в начале 90-х...
("Известия"). 20 июня состоялась встреча главы победившего на
парламентских выборах Царя Симеона и Святейшего Синода Болгарской
Православной Церкви. В Синодальных палатах, где проходила встреча,
Царь был встречен пением многолетия и тропаря Пятидесятницы "Днесь
благодать Святаго Духа нас собра". Предшествовавшая столь
неожиданной для всех победе предвыборная кампания стала своего рода
проверкой на прочность добрых отношений Симеона II и священноначалия
Болгарской Православной Церкви. За два месяца предвыборной кампании
в средствах массовой информации достаточно часто встречались
критические высказывания по поводу близких отношений Церкви и Царя.
Порой в проправительственных СМИ разворачивалась настоящая травля
Святейшего Синода за вмешательство в политику. Наиболее
показательной в этом отношении стала реакция прессы на участие Царя
в Пасхальном Патриаршем богослужении в кафедральном соборе св.
Александра Невского в ночь с 14 на 15 апреля с.г. От Царя и Синода
потребовали объяснений того факта, что Его Величество молился на
царском троне и читал во время литургии Символ веры. Тогда Святейший
Синод даже вынужден был выступить со специальным заявлением, в
котором было указано, что Симеон II всегда становился перед царским
троном и право на это он получил в миропомазании еще в детском
возрасте, а Символ веры согласно древней традиции священнослужитель
поручает читать наиболее видному гражданину из присутствующих,
каковым являлся Симеон II... Теперь, когда Царь Симеон II получил
практически все рычаги реальной власти в стране, Церковь вполне
оправданно надеется на его поддержку и помощь... Монарх заявил о
своем намерении создать специальную парламентскую группу по
рассмотрению случаев нарушения прежним правительством законов о
религиозных организациях и возвращению канонической Церкви ее
имущества. Встреча иерархов Болгарской Православной Церкви и Симеона
II была посвящена проблеме преодоления раскола в Болгарской Церкви.
После встречи Симеон II заявил о своем намерении поддержать
Болгарскую Православную Церковь в ее усилиях преодолеть существующий
раскол ("Православие"). Американская газета "Вашингтон таймс"
изменила своей обычной взвешенности и объективности и поместила две
статьи, в которых прямым текстом говорилось об опасности, которая
подстерегает Болгарию, "если на сцене появятся фигуры из прошлого"
("Московские новости"). Британской газете "Guardian" не удалось
добиться пересмотра закона, запрещающего призывать в печати к отмене
монархии. Нарушителям этого закона, принятого 153 года назад, грозит
пожизненное заключение. Несмотря на решение Верховного суда, главный
редактор "Guardian" Алан Расбриджер заявил, что продолжит борьбу. Он
рассматривает возможности обратиться в Европейский суд по правам
человека в Страсбурге. "Guardian" - газета британской левой
интеллигенции - в декабре прошлого года начала кампанию за
проведение референдума о будущем монархии. При этом главным объектом
критики газеты была не монархия, а закон о престолонаследии ("ВВС").
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский представил общественности новую
модель государственного устройства России -
"конституционно-монархический режим". Начать Жириновский предлагает
с переименования главы государства - страной вместо президента
должен править Царь. Все выборы отменяются. Править Царь будет
девять лет, назначаться предыдущим Царем и утверждаться
Всероссийским Собранием Народных Представителей. ВСНП, состоящий из
"лучших людей", не будет плодить законы - на то есть
юристы-профессионалы, назначаемые Царем - этот орган будет лишь
утверждать Монарха... ("Коммерсант"). ВЦИОМ задавал старым и
молодым россиянам вопросы об отношении к восьми наиболее часто
вспоминаемым правителям России, начиная с Императора Николая II.
Опрошено было 1600 человек с 18 лет и старше по стандартной
представительской выборке. Сравнивались два поколения - тех, кто
старше 55 лет и тех, кому сейчас 18 - 24 года. Ни те, ни другие не
видели последнего Царя. Молодые чаще говорят об уважении к
последнему русскому монарху (34 процента), чуть реже - о безразличии
(32 процента), а пожилые - в основном о безразличии (30 процентов),
но и об уважении тоже (26 процентов). Вообще, у молодежи к Царю
оказалось гораздо больше уважения, чем у старшего поколения
("Известия"). "Вчера, 29 июня, единственным заявлением
Президента Путина на международную тему было поздравление экс-королю
Болгарии Симеону II с победой на недавних парламентских выборах"
("Коммерсант").
Заклинания российских, да и мировых СМИ
о том, что болгары выбрали "не монархию, а монарха", возможно, не
столько сознательный обман общественности, сколько самообман тех,
кого не на шутку встревожило это известие. Но как бы то ни было,
монарх, даже и отстраненный от власти, олицетворяет идею монархии. И
голосуя за монарха, болгары - сознательно или подспудно - голосовали
именно за монархию, как за наиболее оптимальную форму правления в
исторически христианских странах. Ведь и отказавшийся от Российского
престола "полковник Романов", расстрелянный вместе с семьей в
подвале Ипатьевского дома, был в глазах как своих сторонников, так и
своих убийц - именно Царем, Помазанником Божиим, законным правителем
страны... Конечно, пока еще хрупкая возможность реставрации
монархии на болгарский лад, далеко не самодержавной, и вряд ли даже
конституционной, не могла сама по себе всерьез испугать стратегов
мировых апостасийных глобализационных процессов. Но тогда в чем
причина такого странного замешательства в их рядах, озвученного
"Вашингтон таймс"? Власть Царя в опутанной западными кредитами
Болгарии опасна для них не сама по себе (ведь терпят же монархов во
многих западных странах - и ничего!), а тем, что это может стать
своего рода уроком для других Православных стран - Румынии,
Югославии и в первую очередь, конечно, для России... Вдруг да
болгарский урок в Кремле воспримут всерьез, вдруг да зачешут затылки
московские политологи (эти "кудесники-предсказатели",
демократические сивиллы современного секуляризированного общества).
Вдруг да ВЦИОМ выдаст такие ошеломляющие цифры об отношении русских
к идее восстановления монархии, что уже станет невозможным
игнорировать эту народную любовь к пока еще невыявленному Царю... И
тогда вдруг (почему бы и нет - раз уж мы назвались прагматиками?!)
на лакированный стол президента однажды ляжет аккуратная папочка с
названием проекта - "Русский Царь". И тогда... подумать страшно, что
тогда будет... Канонизация Русской Православной Церковью Царской
Семьи "реабилитировала" последнего Российского Императора в глазах
светской общественности, потрясла и во многом изменила еще плененное
прежними мифами пост-советское общественное сознание (и стала
следствием подлинно народного почитания Царской Семьи). Теперь на
повестку дня встал вопрос о "реабилитации" в общественном сознании
уже не монарха, а монархии. И этот процесс - объективно - уже
начался. Хотя и идет он подспудно, без видимых резких движений и
затянется на годы и, может быть, даже десятилетия. ...А пока в
унисон всем этим потаенным надеждам и явным страхам на манеж
выскочил неутомимый Владимир Вольфович и под аплодисменты публики
вынул из рукава утрированный, шаржированный, окарикатуренный и тем
не менее все равно пугающий своей откровенной актуальностью пакет
предложений по переименованию президента в... Царя! В его
демократическо-монархической риторике, сознательно опошленное до
неузнаваемости, все же есть нечто, что всегда мешало списанию
Жириновского из ряда ведущих "коверных" политического манежа. Он
умеет и любит озвучивать подспудно вызревающие тенденции. Делает это
хлестко, весело, но от того, кто и как это делает - суть этих
тенденций не меняется... Сама мысль о правителе - Царе, оказывается,
не забыта. Не зря же об этом заговорил Жириновский. Не зря! Сама
идея, что монархия в принципе и сейчас возможна - не списана. Иначе
зачем Жириновскому было ее "проговаривать"... Ведь удалось же в
Болгарии... Победа Царя на парламентских выборах в пронатовской
Болгарии говорит еще и о том, что даже в "отутюженной" западной
глобалистской идеологической пропагандой стране до конца не погашен
национальный дух, который по-прежнему связан с многовековой
Православной традицией. Так что же тогда говорить о России, где
западные ценности все же прививаются с гораздо большим скрипом и
вскоре могут не выдержать конкуренции с набирающей силу тысячелетней
Православной традицией? Поживем - увидим. Но, возможно, всем нам еще
предстоит пережить большую, опасную игру в лже-(или квази)монархию у
нас. Когда враждебные исторической, Православной России силы вдруг
попытаются с помощью декоративной, послушной мировой закулисе
"монархии" сыграть на корневой, "генетической" любви русских (или
болгар, сербов, румын и т.д.) людей к Царю. И уже под иными
"вывесками" продолжить все тот же курс на глобализацию и апостасию.
Это возможно. Но возможно и то, что у этой игры будет совсем другой
конец, не тот, на который, начиная ее, будут рассчитывать
"кукловоды". Ведь фокус, как об этом писал еще отец Павел
Флоренский, порой превращается в подлинное чудо. И ловкость рук
оказывается началом чего-то другого, нездешнего. Но уж зато чудо,
если оно и правда случится, ни за что не спутаешь с фокусом. Оно
заговорит само за себя. В далеком уже 1993 году известная
самарская старица, блаженная Мария Ивановна Матукасова, которую еще
при жизни называли пророком, на вопрос о том, будет ли в России
Царь, ответила так: "Почему же не будет, раз все к нему с
уважением?" Тогда еще было трудно представить, что вскоре "уважение"
к последнему монарху станет для всех (включая ВЦИОМ) очевидным
фактом и выльется в его всенародное почитание и церковное
прославление. Как и сейчас еще пока трудно представить, что на Руси
когда-нибудь снова будет Царь. Но только важно понять, что
пророчества - все же сфера достаточно условная, ведь зависят они в
том числе и от нас. И все же замечено, что добрые пророчества
имеют свойство сбываться чаще, чем мрачные прогнозы. Об этом тоже не
следует забывать.
Антон Жоголев 06.07.2001 |