На прошедших в Болгарии парламентских выборах оглушительную победу одержало "Национальное движение Симеона II", получив более 43 процентов голосов избирателей и получив абсолютное большинство в однопалатном парламенте - 121 место из 240. Сторонники Царя преподнесли Симеону II прекрасный подарок к его 64-летию...
...Симеон II был "золотым ребенком". Царь Борис III был настолько рад появлению на свет наследника, что объявил амнистию, своим высочайшим повелением поднял школьникам оценки за экзамены, а также послал офицера за водой из реки Иордан, в которой и окрестили младенца Симеона, названного в честь монарха, на царствование которого пришелся расцвет Болгарского государства.
...В 1946 году был проведен референдум по вопросу об отмене монархии. Монаршей семье было предложено покинуть страну... На родину Царь вернулся в 1996 году. Тогда даже самый смелый политолог не смог бы предположить, как сильно изменит болгарский политический пейзаж приезд Царя ("Коммерсант").
...Возвращение болгарского монарха в большую политику состоялось. А это будет иметь серьезные последствия не только для Болгарии, но и для всей Восточной Европы. Ведь многие из стран региона были монархиями. И теперь наследники престолов наверняка захотят повторить успех своего болгарского "коллеги". Наследник Румынского престола Король Михай I очень популярен в своей стране. В 1992 году, когда он вернулся из изгнания, на главной площади столицы его встречала стотысячная ликующая толпа... Немало сторонников на родине и у наследника югославского престола принца Александра Карагеоргиевича. Он вернулся в страну в начале 90-х... ("Известия").
20 июня состоялась встреча главы победившего на парламентских выборах Царя Симеона и Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви. В Синодальных палатах, где проходила встреча, Царь был встречен пением многолетия и тропаря Пятидесятницы "Днесь благодать Святаго Духа нас собра". Предшествовавшая столь неожиданной для всех победе предвыборная кампания стала своего рода проверкой на прочность добрых отношений Симеона II и священноначалия Болгарской Православной Церкви. За два месяца предвыборной кампании в средствах массовой информации достаточно часто встречались критические высказывания по поводу близких отношений Церкви и Царя. Порой в проправительственных СМИ разворачивалась настоящая травля Святейшего Синода за вмешательство в политику. Наиболее показательной в этом отношении стала реакция прессы на участие Царя в Пасхальном Патриаршем богослужении в кафедральном соборе св. Александра Невского в ночь с 14 на 15 апреля с.г. От Царя и Синода потребовали объяснений того факта, что Его Величество молился на царском троне и читал во время литургии Символ веры. Тогда Святейший Синод даже вынужден был выступить со специальным заявлением, в котором было указано, что Симеон II всегда становился перед царским троном и право на это он получил в миропомазании еще в детском возрасте, а Символ веры согласно древней традиции священнослужитель поручает читать наиболее видному гражданину из присутствующих, каковым являлся Симеон II... Теперь, когда Царь Симеон II получил практически все рычаги реальной власти в стране, Церковь вполне оправданно надеется на его поддержку и помощь... Монарх заявил о своем намерении создать специальную парламентскую группу по рассмотрению случаев нарушения прежним правительством законов о религиозных организациях и возвращению канонической Церкви ее имущества. Встреча иерархов Болгарской Православной Церкви и Симеона II была посвящена проблеме преодоления раскола в Болгарской Церкви. После встречи Симеон II заявил о своем намерении поддержать Болгарскую Православную Церковь в ее усилиях преодолеть существующий раскол ("Православие").
Американская газета "Вашингтон таймс" изменила своей обычной взвешенности и объективности и поместила две статьи, в которых прямым текстом говорилось об опасности, которая подстерегает Болгарию, "если на сцене появятся фигуры из прошлого" ("Московские новости").
Британской газете "Guardian" не удалось добиться пересмотра закона, запрещающего призывать в печати к отмене монархии. Нарушителям этого закона, принятого 153 года назад, грозит пожизненное заключение. Несмотря на решение Верховного суда, главный редактор "Guardian" Алан Расбриджер заявил, что продолжит борьбу. Он рассматривает возможности обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. "Guardian" - газета британской левой интеллигенции - в декабре прошлого года начала кампанию за проведение референдума о будущем монархии. При этом главным объектом критики газеты была не монархия, а закон о престолонаследии ("ВВС").
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский представил общественности новую модель государственного устройства России - "конституционно-монархический режим". Начать Жириновский предлагает с переименования главы государства - страной вместо президента должен править Царь. Все выборы отменяются. Править Царь будет девять лет, назначаться предыдущим Царем и утверждаться Всероссийским Собранием Народных Представителей. ВСНП, состоящий из "лучших людей", не будет плодить законы - на то есть юристы-профессионалы, назначаемые Царем - этот орган будет лишь утверждать Монарха... ("Коммерсант").
ВЦИОМ задавал старым и молодым россиянам вопросы об отношении к восьми наиболее часто вспоминаемым правителям России, начиная с Императора Николая II. Опрошено было 1600 человек с 18 лет и старше по стандартной представительской выборке. Сравнивались два поколения - тех, кто старше 55 лет и тех, кому сейчас 18 - 24 года. Ни те, ни другие не видели последнего Царя. Молодые чаще говорят об уважении к последнему русскому монарху (34 процента), чуть реже - о безразличии (32 процента), а пожилые - в основном о безразличии (30 процентов), но и об уважении тоже (26 процентов). Вообще, у молодежи к Царю оказалось гораздо больше уважения, чем у старшего поколения ("Известия").
"Вчера, 29 июня, единственным заявлением Президента Путина на международную тему было поздравление экс-королю Болгарии Симеону II с победой на недавних парламентских выборах" ("Коммерсант").


Заклинания российских, да и мировых СМИ о том, что болгары выбрали "не монархию, а монарха", возможно, не столько сознательный обман общественности, сколько самообман тех, кого не на шутку встревожило это известие. Но как бы то ни было, монарх, даже и отстраненный от власти, олицетворяет идею монархии. И голосуя за монарха, болгары - сознательно или подспудно - голосовали именно за монархию, как за наиболее оптимальную форму правления в исторически христианских странах. Ведь и отказавшийся от Российского престола "полковник Романов", расстрелянный вместе с семьей в подвале Ипатьевского дома, был в глазах как своих сторонников, так и своих убийц - именно Царем, Помазанником Божиим, законным правителем страны...
Конечно, пока еще хрупкая возможность реставрации монархии на болгарский лад, далеко не самодержавной, и вряд ли даже конституционной, не могла сама по себе всерьез испугать стратегов мировых апостасийных глобализационных процессов. Но тогда в чем причина такого странного замешательства в их рядах, озвученного "Вашингтон таймс"? Власть Царя в опутанной западными кредитами Болгарии опасна для них не сама по себе (ведь терпят же монархов во многих западных странах - и ничего!), а тем, что это может стать своего рода уроком для других Православных стран - Румынии, Югославии и в первую очередь, конечно, для России... Вдруг да болгарский урок в Кремле воспримут всерьез, вдруг да зачешут затылки московские политологи (эти "кудесники-предсказатели", демократические сивиллы современного секуляризированного общества). Вдруг да ВЦИОМ выдаст такие ошеломляющие цифры об отношении русских к идее восстановления монархии, что уже станет невозможным игнорировать эту народную любовь к пока еще невыявленному Царю... И тогда вдруг (почему бы и нет - раз уж мы назвались прагматиками?!) на лакированный стол президента однажды ляжет аккуратная папочка с названием проекта - "Русский Царь". И тогда... подумать страшно, что тогда будет...
Канонизация Русской Православной Церковью Царской Семьи "реабилитировала" последнего Российского Императора в глазах светской общественности, потрясла и во многом изменила еще плененное прежними мифами пост-советское общественное сознание (и стала следствием подлинно народного почитания Царской Семьи). Теперь на повестку дня встал вопрос о "реабилитации" в общественном сознании уже не монарха, а монархии. И этот процесс - объективно - уже начался. Хотя и идет он подспудно, без видимых резких движений и затянется на годы и, может быть, даже десятилетия.
...А пока в унисон всем этим потаенным надеждам и явным страхам на манеж выскочил неутомимый Владимир Вольфович и под аплодисменты публики вынул из рукава утрированный, шаржированный, окарикатуренный и тем не менее все равно пугающий своей откровенной актуальностью пакет предложений по переименованию президента в... Царя! В его демократическо-монархической риторике, сознательно опошленное до неузнаваемости, все же есть нечто, что всегда мешало списанию Жириновского из ряда ведущих "коверных" политического манежа. Он умеет и любит озвучивать подспудно вызревающие тенденции. Делает это хлестко, весело, но от того, кто и как это делает - суть этих тенденций не меняется... Сама мысль о правителе - Царе, оказывается, не забыта. Не зря же об этом заговорил Жириновский. Не зря! Сама идея, что монархия в принципе и сейчас возможна - не списана. Иначе зачем Жириновскому было ее "проговаривать"... Ведь удалось же в Болгарии...
Победа Царя на парламентских выборах в пронатовской Болгарии говорит еще и о том, что даже в "отутюженной" западной глобалистской идеологической пропагандой стране до конца не погашен национальный дух, который по-прежнему связан с многовековой Православной традицией. Так что же тогда говорить о России, где западные ценности все же прививаются с гораздо большим скрипом и вскоре могут не выдержать конкуренции с набирающей силу тысячелетней Православной традицией? Поживем - увидим. Но, возможно, всем нам еще предстоит пережить большую, опасную игру в лже-(или квази)монархию у нас. Когда враждебные исторической, Православной России силы вдруг попытаются с помощью декоративной, послушной мировой закулисе "монархии" сыграть на корневой, "генетической" любви русских (или болгар, сербов, румын и т.д.) людей к Царю. И уже под иными "вывесками" продолжить все тот же курс на глобализацию и апостасию. Это возможно. Но возможно и то, что у этой игры будет совсем другой конец, не тот, на который, начиная ее, будут рассчитывать "кукловоды". Ведь фокус, как об этом писал еще отец Павел Флоренский, порой превращается в подлинное чудо. И ловкость рук оказывается началом чего-то другого, нездешнего. Но уж зато чудо, если оно и правда случится, ни за что не спутаешь с фокусом. Оно заговорит само за себя.
В далеком уже 1993 году известная самарская старица, блаженная Мария Ивановна Матукасова, которую еще при жизни называли пророком, на вопрос о том, будет ли в России Царь, ответила так: "Почему же не будет, раз все к нему с уважением?" Тогда еще было трудно представить, что вскоре "уважение" к последнему монарху станет для всех (включая ВЦИОМ) очевидным фактом и выльется в его всенародное почитание и церковное прославление. Как и сейчас еще пока трудно представить, что на Руси когда-нибудь снова будет Царь. Но только важно понять, что пророчества - все же сфера достаточно условная, ведь зависят они в том числе и от нас.
И все же замечено, что добрые пророчества имеют свойство сбываться чаще, чем мрачные прогнозы. Об этом тоже не следует забывать.

Антон Жоголев
06.07.2001