|
Яков КРОТОВНЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 24 ДЕКАБРЯ 1999 Г. И РАНЕЕОбзор наиболее интересных сообщений прессы для программы “Радиоцерковь” |
2. Ирина Иловайская (Русская мысль, 9.12.1999) пишет, что решение закрыть в Иерусалиме церкви в знак протеста против строительства мечети в Назарете принял патриарх Иерусалимской Католической Церкви Мишель Саба, “склонный, увы, скорее к тому, чтобы ссорить, а не мирить друг с другом людей разных конфессий”. Она считает такую реакцию “совершенно недопустимой” — и верно, только ведь протест одобрен на самом верху, в Ватикане.
3. “Известия” (10.12.1999) пересказывают статью из “Паис”: в Уганде нашли еще одного Маугли — 15-летнего Джона Ссабунниа из Уганды. В 6 лет его отец убил мать, Джон убежал из дому и примкнул к стае обезьян верветов. Через десять лет его случайно заметили односельчане и без особого труда забрали из стаи. Сейчас его воспитывают в семье, где есть еще шесть детей, он поет в хоре, сохранил навыки общения с обезьянами, сумел рассказать о жизни среди обезьян — ничего существенного, было ему хорошо (язык он выучил до того, как попал к обезьянам). Жизнь в лесу прошла быстро -- что ж, кому, как Богу, один день -- как вечность, по насыщенности, а кому -- вечность как один день, по пустоте.
4. Дм. Жарников (Новые Известия, 15.12.1999): международная экспедиция в Антарктиде обнаружила в ее недрах новый вид бактерий, на глубине нескольких километров. Делается вывод: раз бактерии могли жить без солнца, значит, они могут существовать и на спутниках Юпитера, где есть вода. Не слишком логично: одно дело существовать без солнца, другое дело — появиться без солнца. Есть христиане без веры, без благодати, но они ее когда-то знали, иначе бы не стали христианами.
5. “Независимая газета” (2.12.1999) печатает диалог Уинстона Одена с Аланом Ансеном, в том числе мнение поэта о “Дон Кихоте”: “Если ты считаешь двойственную природу Христа нонсенсом, тогда пара Дон Кихот - Санчо Панса для тебя пустое место”.
6. “Независимая газета” (2.12.1999): Лия Завьялова в очерке об Эжене Ионеско цитируют его слова: “Иногда я думаю, что молюсь, обращаю к Богу молитвы. Но как выглядит Бог? Мне думается, что Бог — овальный. ... Я верую в Бога, поскольку верю в существование зла”. Бог — овальный, п.ч. у овала не один центр, а два.
7. Зураб Налбандян (Труд, 2.12.1999) так комментирует поиски библейского Содома Майклом Сандерсом, который утверждает, что город на севере Мертвого моря. Нет, говорит геолог Давид Неев, “Библия, может быть, не очень надежна в вопросах хронологии, но в том, что касается географических указаний, Библия идеально точна”. И в личной жизни человек редко одинаково ясно воспринимает и время и пространство, причем психология говорит, что сперва формируется ощущение пространства (и это отражено в Библии). Искусство обращения со временем нарастает с возрастом, может быть, с возрастом нарастает и терпимость (нетерпимость питается страхом, что враг сделает в будущем какую-то ужасную гадость). Богослужение в культурах, ориентированных на старость, длиннее, чем в современной цивилизации, ориентированной на молодость — потому что, хотя телу старика вроде бы трудно долго выдерживать богослужение, а на самом деле наоборот: молодости труднее, потому что время кажется молодому человеку протяженнее, старику же милее долгое богослужение, потому что, удлиняя его, он всего лишь уравновешивает сокращение своего восприятия времени. Так фильм, когда мы видим его во второй раз, кажется короче, кажется короче дорога, по которой идет вторично, и поэтому делают переложения фильмов из односерийного в многосерийные — чтобы, растянув, вернуть то первое, блаженное ощущение долготы, которые посещает во время хорошего фильма, когда за полтора часа словно бы проживаешь те годы, что обозначены в жизни героев.
8. Наталья Иванова-Гладильщикова. Плохие люди, которым мы завидуем. - Общая газета. - 28.10.1999. Интервью с профессором-славистом Питтсбургского ун-та Нэнси Конди о буржуа. Она считает своего прадеда нуворишем, как и деда, “но отец и дядя не пошли в бизнес — стали профессорами. А это автоматически означало, что все прежнее богатство ушло”. Буржуа во втором поколении (бабушка) считала, что можно купить и старую машину, а дед-нувориш — что обязательно демонстрировать свое богатство. “Буржуа” — “это е, кто живет лучше нас и имеет преимущества, нам недоступные. Словом, это плохие люди, которым мы завидуем, но не одобряем”. Она сама левая, к буржуа отношение противоречивое. Косо смотрят на купивших дом - “обуржуазились”, изменили “левым” взглядам. Антибуржуазность как бунт против родителей (религиозность или марксизм — отсюда же), занятия Россией. “В СССР я встретила людей, которые при первой встрече обнимают тебя, целуют, плачут. У меня был страшный эмоциональный голод, а у вас я нашла то, что долгое время не могла получить у себя дома”. Когда в феврале 1969 г. Джонсон отменил отсрочки от армии, сохранив лишь учебу в духовных училищах (“количество учащихся там сразу резко выросло”) и педагогическую работу — стало так много плохих педагогов, что “фактически была уничтожена образовательная система Америки”. Левые сейчас отстаивают интересы голубых (голубая пара должна иметь право на медицинскую страховку, как обычные супруги), буржуа против — как и ректорат Принстонского университета.
9. Юр.Коваленко (Новые Известия, 12.11.1999) дает интервью с французскими социологами, изучающих нуворишей, Мишелем Пенсоном и Моник Пенсон-Шарло (во Франции это слово так оскорбительно, что его не очень употребляют), издавшими книгу “Новые патроны, новые династии”. Из 500 богачей 150 новичков, но из них лишь один начинал совсем с низов. Нуворишей объединяет желание “взять реванш у общества либо одержать верх в соперничестве с братом ... Богатство ... может быть формой протеста, социального реванша”. Женщин среди нуворишей нет ни одной, Беттанкур (Ореаль) - исключение. “Женщина не создана для борьбы за богатство”. Первое поколение не имеет времени и желания вписываться в старую буржуазию. Главная проблема нуворишей: столько денег, что все доступно. Мало кто способен все бросить и наслаждаться жизнью, другие ищут новые пространства для схваток. Смерть, особенно из-за улучшения здравоохранения, отступила на второй план. “Конкуренция, став главным стимулом жизни, как бы заняла место смерти”. Гм! Можно ли смерть назвать “стимулом жизни”? Пожалуй — как память о смерти. А у нас дети новых русских возмущаются, что им завидуют, — я-то чем виновата, почему не имею права в университет на мерседесе приехать? И нет той культуры богатства, когда понимают, что плохого в выставлении богатства напоказ.
10. Андр. Балдин. Основание географики. Независимая газета, 28.10.1999, с. 11. изящно рассуждает о значении Америго Веспуччи, хоть иногда и перехлестывает (неверно утверждение, что письмо справа налево и слева направо симметрично к оси Восток-Запад). Веспуччи участвовал в экспедиции на Запад в мае 1499 г., эскадра адмирала Алонсо Охеды. Символика яйца (ово, слово, которое Веспучии оставил в записной книжке). Флоренция о себе на девизе как “яйцо нового мира”. Свобода от нее в мир (отмена крепостного права здесь в 1289 г.). Овал Брунеллески - 1430-5е гг., яйцо. Прорыв от двумерности готики. Веспуччи уроженец Флоренции, р. 9.3.1454. Назвал лагуну Маракаибо маленькой Венецией - Венесуэлой. От себя добавлю, что и в России ведь купола заменили в 16-17 веках шатры, наш вариант готики.
11. Александр Фитц из Мюнхена (Новая газета, 22.11.1999): из Германии выслано уже более тысячи российских немцев, которые не знают немецкого языка. Причуды бюрократии: если бы они были не немцами, а просто беженцами, то знание немецкого с них бы не требовалось, их бы долго и бесплатно учили языку. Двойной стандарт, как и с христианами — проблема не в том, что некрещеных в рай не пустят, а в том, что в аду кроме крещеных никого не будет. Мы, назвавшиеся христианами — выучили или нет язык Христа?
12. Анастасия Машкова (Вечерняя Москва, 2.12.1999) о фильме фон Триера “Рассекая волны”: героиню “Бог ее надоумил, что, пожертвовав своим телом, отдавая свою плоть для чужих утех, она возвратит здоровье искалеченному мужу”.
13. К юбилею в Риме откроют все замурованные в главных храмах
двери — обычай замуровывать древний, распечатывают лишь временно, на юбилей
(Новые Известия, 17.12.1999). Ну что вы хотите — ведь это же смешно, в
современном мире — где замурованные двери вызывают лишь ассоциации с Ильфом и
Петровым или Булгаковым.
3. Начался штурм Грозного. Показывают штурм — и тут же военный на фоне перестрелки объясняет, что нет никакого штурма, есть просто военная операция, выдавливание. Так хулиган теснит тебя и машет кулаками. Да, нет штурма — есть избиение огромной хорошо вооруженной армией из 20 тысяч человек полутора тысяч боевиков. Герои! Если превосходство меньше, чем в десять раз, эндурцы уже победить не могут.
4. Сергей Кириенко заявил, что только трое его наблюдателей выявили полторы сотни нарушений в Москве; опросы у выхода с избирательных участников показывают, что за Лужкова голосовало не 70, а 40 процентов. Вроде бы — ну и что, все равно большинство. Но вот проиграл на выборах Валерий Борщев, последний, кажется, религиозный правозащитник в политической элите — проиграл, уступив лужковскому кандидату восемь процентов всего, — и большинство “московских” газет отвергли все обвинения “яблочников” о подтасовке. Что ж, так наказаны те, кто пытались торговаться с шариковыми — а ведь и Явлинский чуть было не сблокировался с Лужковым, уж сколько уступили вчерашним коммунистам — но ведь те, чем больше уступаешь, тем больше заглатывают. Компромисс — когда уступают обе стороны, а у нас уступчивость, когда уступает только одна.
5. Александр Архангельский (Известия, 26.11.1999) начинает заупокой: критикует западников (антизападников тоже, но иного от него было трудно ждать): они-де твердят, что “американцы умные, американцы нас научат, с “этой” страной по-другому и нельзя”. Как можно так изображать позицию “западников”? Сам же пишет: “Уходит с Запада душа”, на западе правит бал “новое поколение политиков”, воспитанные “на левой мечте о преодолении истории”. Восточного антидемократизма Архангельский боится еще больше, к счастью. Он цитирует слова Соловьева о России Ксеркса, призывает сделать выбор — но не на сторону ли Ксеркса становится, когда защищает нашу войну в Чечне, обзывая “Монд” “чеченолюбивой”, Оскара Лафонтена за утверждение, что Россия “бомбит беззащитных младенцев”. А бомбежку роддома в Грозном он слыхал? Или погибшие там новорожденные — на совести Басаева?
6. Сергей Хайтун (Общая газета, 2.12.1999) критикует номенклатуру (в России в сфере управления занято 18 млн. человек, четверть работоспособного населения). Население вымирает. чиновничество растет — он полагает, что это противоестественно, но ведь это так понятно: идет град, следовательно, колосья поломает. Стоимость “Газпрома” 11 млрд. долларов, а Павел Бородин заявил, что в его ведомстве (Кремль) добра на 600 млрд. долларов. В Федеральной службе охраны 30 тысяч сотрудников. “Если что-то от меня охраняют, то это совершенно определенно не мое”. И к тем, кого охраняют швейцарские гвардейцы Ватикана, это тоже относится.
7. Георгий Целмс (“Новые известия”, 2.12.1999): за пустующие в Москве квартиры, которые придерживают в огромном количестве, чтобы не снижались цены на жилье, “платим мы, жильцы. Оплату за них включают в наши “жировки”.
8. Александр Мовсесян (Новое время, №36) защищает либерализм от семи ложных обвинений: якобы он порождает социальное неравенство, обнищание. На самом деле либералы выдвигают требования уменьшить неравное распределение богатств. Неолиберализм снял требование невмешательства государства, они только хотят, чтобы оно было избирательным. Либерализм якобы не может обеспечить порядок и выполнение законов — но после Канта либерализм от утилитаризма перешел к признанию приоритета права (т.е. в ситуации дефолта они скорее бы пошли на печатание денег и гиперинфляцию, чем на отказ от государственных обязательств). Они за право, п.ч. только в правовом государстве, где граждане чувствительны ко всякому нарушению закона, могут быть сохранены права гражданина. Миф 4: либерализм не соответствует русской традиции. Миф 5: он учитывает интересы лишь сильнейших. На самом деле, либералы считают, что просто оградить наименее удачливых. Неправда, что либерализм — антитеза социализму и что он несовместим с патриотизмом. Да, патриотизм — чувство коллективное, а либерализм ставит индивидуальное выше коллективное, но и через индивидуальное можно придти к ценности коллективного, родины. Автор выступает за “патриотически ориентированный социальный либерализм”.
9. Интервью Егора Гайдара (Новое время, №48): “Что, собственно, мы тогда сделали, в 1992 году? Мы сделали легальной частную собственность, создали рынки и создали конвертируемый рубль”. Правда, ниже он же говорит, что нет частной собственности и рынка в “красном поясе”, нет в Москве — тут-де “существует частный оборот”. И какой конвертируемый рубль, если на Западе его поменять нельзя? Но главное не то, что он неверно характеризует свои дела, а то, что — ни слова о войне в Чечне.
10. Виктор Булатов (Новая газета, 29.11.1999) рассказывает об американском бизнесмене Сэме Кислина, хозяине “Транс коммодитиз”, который вложил 7 млн. долларов в Косогорский под Тулой металлургический комбинат и теперь не может получить долг. Его попросту не пускали на комбинат, пришлось с нотариусом приехать зарегистрировать факт отказа платить по векселям. Булатов, не называя фамилии Смоленского, поминает его слова о том, что он не должен платить вкладчикам, потому что они должны были думать, прежде чем нести деньги в его банк. Так поступает и вся Россия: “Россия сама себя уже почти поместила за железный занавес: мы один раз не заплатим, и больше никто не даст никогда”.
11. Министры обороны НАТО на своем совещании, помимо прочего, упомянули желательность мирного решения чеченского вопроса, в соответствие с обязательствами, которые Россия взяла на себя в Стамбуле. Москва, по оценке Серг. Гулого (Новые известия. 4.12.1999) считает, что Москвы разразилась “филиппикой совершенно в духе приснопамятных заявлений ТАСС ... “Складывается впечатление, что в НАТО решили всерьез заняться примеркой униформы “мирового жандарма”. Между тем, какой из НАТО жандарм — личный состав европейских сил альянса составляет 2 млн. человек, а 40 тысяч для косовской операции выделили с трудом. Лидировать должна бы Германия, но военные расходы ФРГ сокращены до 1,5% и скоро будут еще сокращены на 20 млрд. долларов.
12. Свящ. Вл.Вигилянский в “Радонеже” (№96, 12.1999, с. 11) выступил в поддержку бывшего чекиста ген. Леонова: “Для того, чтобы говорить о национальной безопасности в российских условиях, надо быть смелым человеком и не бояться получить от политических оппонентов ярлык реакционера или охранителя. Так уж получилось, что благодаря политике советского государства, ведшего войну со своим народом, слово “безопасность” было дискредитировано деятельность КГБ, занимавшегося в первую очередь безопасностью правящего класса и партийной номенклатуры, и только во вторую - безопасностью страны. Генерал Леонов, насколько я знаю по его публичным высказываниям, и в советские времена занимался проблемой национальной безопасности. ... меня восхищает ... профессионализм его анализа ... нравственная выдержанность в оценках его оппонентов ... тот фат, что Леонов .... стремится ощутить себя в рамках церковности”. В биографии Никол. Серг. Леонова (тут же, с. 15) говорится: “В 1991 г. вышел в отставку, считая несовместимой свою верность ранее данной присяге со службой новой власти, которая повела дело к разрушению СССР”. Вот так — при Брежневе терпел, а тут осмелился и подал в отставку. Четыре года он обозреватель телепрограммы “Русский дом”. Из его программы: “Ввести визовой режим для всех граждан государств Закавказья и Средней Азии, за исключением этнических россиян ...Бороться на государственном уровне с алкогольным геноцидом ... Утверждать основы христианского отношения к семье ... Для защиты граждан от гиперпреступности сохранить на переходный (стабилизационный) период смертную казнь”.
13. Ел.Гончарова (Комсомольская правда, 29.11.1999) критикует известную феминистку Марию Арбатова за увлечение дзен-буддизмом, Хотя я ничего не имею против права каждого на собственные религиозные верования ... уход в “чужую” религию всегда настораживает. А с энергетической точки зрения и вовсе отчуждает самого человека от исторического, нравственного эгрегора своей родины. Все новоявленные религиозные течения, появившиеся за последнее время в России, ничего, кроме вреда, нам не принесли”. Христианство защищают языческими доводами — ведь “эгрегор” термин из языческой “Розы мира” Даниила Андреева, обозначение почудившегося ему коллективного ангела (беса), духа, "души народа".
14. Еп. Владивостокский Вениамин Пушкарь написал письмо режиссеру Приморского драмтеатра Ефиму Звянецкому, протестуя против постановки на Новый год рок-оперы Уэббера “Иисус Христос - суперзвезда”. “Профанируя образ Христа, артист вольно или невольно изгоняет Господа из души зрителя. ... Не занимаемся ли мы таким образом растлением человека?” (Комсомольская правда, 16.12.1999, Натал. Островская). Письмо главреж вывесил на доске объявлений. “В коллективе одни заговорили о цензуре и инквизиции, другие — о том, что, раз нет благословения, откажутся работать в спектакле”. Островская позвонила епископа,, спросила, почему он не протестовал, когда с этой оперой приезжал иркутский театр. “У нас нет сил, чтоб со всеми бороться. На весь Владивосток всего 12 батюшек. А что, вы считаете, что это — не кощунство, что буги-вуги лучше, допустим, Людмилы Зыкиной? Вы вообще-то патриот?” Но Веббер куда православнее и российстее Зыкиной, п.ч. у него хоть маленькое, а движение души к Спасителю, а у Зыкиной лишь бездушная имитация, коммунистическая пародия на фольклор.
15. Путин на встрече с писателями, оказывается, сказал еще, что правительство намерено опираться на чеченского муфтия Кадырова, поссорившегося с Масхадовым — “ему надо помочь, как государство помогает Русской Православной Церкви” (Русская мысль, 9.12.1999, с. 6).
16. Поздновато: Межведомственная комиссия по времена при Госстандарте заявила (Новые известия, 9.12.1999), что новое тысячелетие наступит 1.1.2001.
17. “Журнал “Итоги” решил откомментировать одновременную
организацию торжеств в декабре: сразу несколько конфессий праздновали окончание
ремонта своих храмов. Обратились ко мне, и я написал (ср. полный
текст), , что события одинаковые, а реакция на них разная, нашлись
смельчаки, которые критиковали шумиху с храмом Христа Спасителя, но не нашлось
смельчаков, критикующих буддистов, мусульман, иудеев. Журнал напечатал мою
заметку, вычеркнув всякое упоминание об иудаизме – тем самым подтвердив, что
наши атеисты имеют своих священных коров и свою цензуру. Более того, редактор
сочла нужным перейти в наступление и упрекнула меня в “верноподданничестве” --
мол, я решил подольститься к Московской патриархии. Вообще, конечно, вместо
обсуждения темы по существу переходить на обсуждение личности означает
признаваться в своей слабости. Но в данном случае более того: и мой текст
содержит достаточно неприятных слов о политике патриархии, чтобы меня не
заподазривали в “верноподданничестве”, и сама редакция, отцензуровав текст,
проявила это самое “верноподданничество” по отношению к иудаизму – к тому
глупому, ханжескому, властолюбивому, что есть, увы, и в иудаизме, хоть он к
этому не сводится. На душе радостно и легко: слава Богу, действительно, то, что
отталкивает в верующих, есть некая общечеловеческая черта, связанная вовсе не с
нашей верой и не верой обостряемая.
Перейти к следующему
обзору