2. На территорию Уганды вторглись христианские фундаменталисты из Армии сопротивления Господа, чтобы свергнуть президента Йовери Мусевени. Русский Телеграф (8.6.) считает Мусевени реформатором. Так это или нет, но отрадно сознавать, что менее всего к истории Церкви имеют отношение подобные вооруженные подвиги, творимые под христианскими лозунгами. Фундаменталисты обличают Мусевени за “западничество”.
3. Ольга Каменева (Русский Телеграф, 19.5.98) описывает скандал в Швеции: социологии Высшей шведской школы обороны выяснили, что шведские солдаты, участвовавшие в миротворческих акциях ООН, “стреляли хотя и по приказу, но почти всегда с наслаждением или вожделением”, “чересчур поспешно, слишком часто и слишком много”. Солдаты были “как будто уверены в своем бессмертии: они никогда не делились друг с другом ощущениями и не признавались даже самим себе в слабых чувствах – боязни, сильном испуге”. Борьбу с грехом подвижники часто сравнивали с войной – надо ли говорить, что поведение христианина при этом должно быть прямо противоположным: носить тяготы друг друга, быть уверенным в своей смертности, не прибегать к насилию.
4. В Иране к Интернету доступ резко ограничен, а теперь там разместят все сочинения Хомейни (Московский комсомолец, 31.5.98). Зачем мулле интернет, он и так все знает? Впрочем, у Ватикана тоже веб-сайт довольно слабенький...
5. Русский Телеграф (6.6.98) Движение за гражданскую справедливость в США пригласило дьякона-экзорциста изгнать злых духов из Капитолия. Но дьякон признал свое бессилие. Активист движения Дэвид Гроссак заявил, что акция ставила своей целью привлечь внимание к коррупции законодателей США. Похвальна честность экзорциста: он не сделал вид, что духов изгнал. Непохвально искушать Бога, ибо коррупция – это вам не роса на руне, это человеческая свобода, которую и Бог не может убить, а в ад ее ссылать рано.
6. Вацлав Гавел (Известия, 4.6.98) заявил в радиобеседе со своим другом, священником Томасом Галиком, что с удовольствием бы увидел Галика своим преемником. Газеты “Лидове новины” назвала в связи с этим Чехию “антикатолической страной”. Хорошо хотя бы, что священник в ней является моральным авторитетом и что чехи хотят морального авторитета в политике, а не бегут в цинизм.
7. Начался чемпионат мира по футболу. Интерес к этому событию – кстати, вряд ли стоит утверждать, что среди болельщиков вовсе нет христиан и что среди христиан нет болельщиков – на первый взгляд странен. В спорте бросается в глаза игра страстей и демонстративное отсутствие серьезности. Почему же он так популярен? Если бы это была лишь игра животного начала, у зверей был бы спорт, а его у них нет. Когда просматриваешь новости подряд, однако, замечаешь, что во всякой новости – политической, культурной – есть изрядная доля лжи, осознанной и неосознанной, иррационализма и даже порочности, не простой суетности, а именно порочности. В спорте лжи нет – и современный человек, спокойно относящийся к неистребимости лжи в других сферах жизни, тщательно следит за чистотой спорта. Это игра, но игра не в зло (хотя и не в добро), а в рай, где нет обмана, болезней, лукавства.
8. Во Франции экспертиза установила, что Аврора Дроссар не является дочерью Ива Монтана. По иску Дроссар останки Монтана были выкопаны из могилы. Она дочь его (и, видимо, не только его) бывшей возлюбленной. Дроссар заявила: “Общеизвестно, что генетика не является 100-процентной гарантией. У меня есть доказательство, стоящее выше генетики – внешнее сходство” (Сегодня, 17.6.98). Посмотрела бы Дроссар на Лениных, Сталиных и Ельциных, пасущихся в Москве около Красной площади – молчала бы про внешнее сходство как доказательство. Примечательно, что парижанка рассуждает точь в точь как митрополит Ювеналий Поярков: мол, наука не дает окончательных ответов, следовательно, генетической экспертизе верить не будем. Это, конечно, глубочайшее непонимание сути науки. Наука ни в чем на сто процентов не уверена, но это не означает, что закон всемирного тяготения ложен. Вера в Бога тоже не подкреплена доказательствами, но она еще более истинна, чем этот закон.
9. Газета “Радонеж” (№69) на с. 7 гневно сообщила о двух католических священниках из народа хуту, которых судят в Руанде за то, что в 1994 году они возглавили убийство 60 священников и монахинь из народа тутси в одной из семинарий. А на с. 3 вспомнили подвиг монаха Пересвета: "Никому не придет в голову обвинять, скажем, Пересвета в убийстве за его победу над Челубеем: речь ведь шла о ратном подвиге в защиту Православного Отечества”. “Бедный я человек!” - повторю вслед за апостолом Павлом (Рим 7, 24). Дело не в том, что я заплатил налоги, а в том, что в мою голову как раз пришло обвинить Пересвета в убийстве. Конечно, убийство – оно и в бою убийство. Каноны Православной Церкви исключения для воинов не делали и накладывали (и накладывают) отлучение от Церкви на тех, кто совершил убийство на войне. К тому же, во-первых, ведутся споры о том, Православное ли Отечество защищали русские на Куликовском поле. Там они сражались с бунтовщиком против Орды, то есть защищали скорее Исламское Отечество. Во-вторых, спорят о том, точно ли Пересвет существовал в реальности, а не был придуман задним числом. Но что совершенно бесспорно: что за убийство на поле брани он должен был нести, согласно православным канонам, покаяние. Русскому человеку всегда было немного странно читать о кровавых раздорах между тутси и хуту – как запомнить, в чем между ними разница? А ведь с точки зрения Творца, между русскими и татарами разница ничуть не больше, а может быть, и меньше. Кстати, певец Пересвета сделал замечательный актуальный вывод: “И можно ли упрекать за участие в экуменическом движении тех, кто был причастен к нему годы советского режима". Так одним грехом (убийством) оправдывается другой (ложь и лукавство во имя поставленной цели, пусть и благой). К счастью, в оправдании нуждается не стремление к братолюбию среди христиан, а стремление вычеркнуть из списка христиан всех, с кем несогласен, не экуменизм, а антиэкуменизм.
10. Евгений Померанцев (Новая газета. 15.6.98, “На каждую конфессию найдется свой Рушди”) рассказывает о скандале в Нью-Йорке. Тут предполагается поставить мюзикл “Corpus Christi”, в которой главный герой Джошуа, “явно олицетворяющий собой фигуру Иисуса Христа, представлен как гей”. С протестом выступила Католическая лига в защиту религиозных и гражданских прав. В театр посыпались анонимные звонки с угрозами. Спектакль был отменен. Тогда посыпались протесты драматургов. Писатель Крэг Лукас заявил: “Люди искусства имеют право произносить святотатственные вещи. Никто не обладает монополией на Иисуса”. Какой протестант не согласится с тем, что католики и православные не обладают монополией на Иисуса? Какой православный не согласится с тем, что протестанты и католики не обладают монополией на Иисуса? Какой католик не согласится с тем, что православные и протестанты не обладают монополией на Иисуса? Так разделение христиан делает Иисуса свободным от человеческого властолюбия. В общем, полиция города заявила, что обеспечит безопасность театра, и тот возобновил работу над постановкой. И другие театры заинтересовались пьесой. Так что благочестивее было бы промолчать, а не делать глупости рекламу.
11. Барбара Спинелли (Русская мысль, 11.6.98, пер. с итальянского) сообщает о книге израильского историка Тома Сегева, который “осмелился упомянуть о потрясающем равнодушии сионистов Палестины и Америки перед лицом уничтожения европейского еврейства”. То есть, одни и те же люди изображают себя теперь наследниками несчастных жертв Гитлера – “нас сжигали”, а когда сжигали – молчали? Правду не утаишь...
12. Егор Васильев (“Приют богатого чухонца”, Труд, 16.6) пишет о сборе налогов в Эстонии. Тут сокращается внешний долг страны (он составляет 5,6 процента ВВП - у нас 26,5 - см. ниже о статье Скоробогатько). “Парадокс в том, что в Эстонии перевыполняют планы по сбору налогов, несмотря на то, что налоговое законодательство здесь чрезвычайно щадящее”. Какой же это парадокс? Пряник слаще кнута – тоже мне парадокс! Христа больше любят, чем Вельзевула, и любили бы еще больше, если бы Христа не заслоняли маленькие христосики с кнутиками, пытающие угрозами и страшилками загнать людей в Царство Небесное. Эстонец платит налоги, говорит бизнесмен Уно Калдмаа, говоря: “Зато я хозяин всему, что нажил. Никто у меня ничего не отберет”. Русский не глупее эстонца и налоги не платит, потому что знает: если уплатит, то у него обязательно все отберут.
13. Милая статья профессора Лувенского университета Мишеля де Хюга
(Иностранец, 17.6.98) палеоантрополога. Он напоминает, что люди делятся антропологами на “робустизированных” и
“фрагилизированных”, массивных и хрупких, на генералов Лебедей и Иннокентиев
Смоктуновских. Неандертальцы, кстати, были массивные. Хюг упоминает, что
древнейших город планеты – Иерихон, тут раскопки обнаружили следы поселения,
которому восемь тысяч лет, причем тут жили и сапиенсы, и неандертальцы, у
которых была своя социальная организация, зачатки искусства и, кажется, даже
религии. Выводов Хюг не делает – настоящий ученый. Я бы только добавил, что эти
два типа существенно различаются тем, что массивные жутко не любят хрупких и
пытаются их извести (например, всеобщей воинской повинностью с последующими
пытками в казармах), а хрупкие массивных – вполне любят и признают их право на
существование. Христа, кстати, всегда изображают “фрагилизированным”, не
Шварцнегером. Сила мышц (у человека, не у Бога, у Которого нет “мышц” в
буквальном смысле слова) пытается компенсировать недостаток сердечной мышцы
насилием, а сила сердечной мышцы достаточно велика, чтобы полюбить и Циклопа.
1. Комсомольская правда (26.5.) помещает отрывки из записных книжек Ярослава Голованова: “Ева была очень некрасива, но Адам не знал этого, т.к. не видел других женщин. По сути, Адама женили насильно, не спрося его желания, как быка на корове. Откуда у Бога такое пренебрежение к личности?” Но кто сказал, что красота познается лишь в сравнении? Что настоящий алмаз познается лишь в сравнении с фальшивыми? Если Голованов, царство ему Небесное, был счастлив в отношениях с женщинами, то вопреки своим взглядам, а не благодаря им.
2.Альфред Кох (Итоги, 26.5.98) оправдывается: ему государство купило за казенный счет квартиру. Кох подчеркивает, что квартира была куплена за бесценок – “я таким образом сэкономил государственные средства, а не расхитил”. Московский комсомолец (8.6.98) сообщил, что президент издал указ, позволяющий покупать чиновникам квартиры за счет казны - так задним числом Кох освобожден от уголовной ответственности. Похоже на Божие милосердие – оно тоже действует “задним числом”, делая бывшее небывшим.
3. В Казани состоялся суд на шофером грузовика, который врезался в машину премьер-министра Татарии Фарида Мухаметшина (тот тяжело пострадал, двое сопровождавших погибли). Шофера приговорили к пяти годам, хотя Евгений Ухов в “Труде” (6.6.1998) пишет, что президент Татарии признал виновным прежде премьера – если бы тот не ездил с огромным эскортом и в роскошной иномарке, а не в “Волге”, то катастрофы могло бы не быть или жертв было бы меньше. Гордость губительнее даже лихачества – если только гордость не есть то же лихачество, только с великопостной физиономией.
4. Мария Арбатова, феминистка и литератор, заявила, защищая легализацию проституции: “В природе не существует изнасилования. Если кошка не захочет кота, то ничего не произойдет. Как любят говорить проститутки, “мы прокладка между землей и мужчиной. Если нас не будет, мужчины разнесут всю землю”. Сексуально не обслуженный человек предельно агрессивен. Чем меньше неврозов, тем стабильнее жизнь в стране” (Комсомольская правда, 17.6.98). На тех же слушаниях в Думе адвокат Гарри Мирзоян заявил, что более половины проституток - “внештатные сотрудники милиции, их агентурная сеть”. Так обнаруживается скрытая связь между агрессией сексуального разврата и развратом насилия – ведь сотрудники спецслужб, военные, полиция тоже считают себя защитниками человечества. Арбатова рассуждает, конечно, не так, как феминистки американские – она ведь оправдывает мужчин. Но такого оправдания нам не надо. Невротичен не тот, кто не ходит к проститутке, а тот, кто ходит. Лечить невроз хождением к проститутке – все равно что лечить склероз амнезией.
5. А.Румянцев (Финансовые известия, 11.6.98) отмечает, что те, кто в современной России работают на частника, в случае разногласий с начальником обычно просто увольняется, но в суд не подает. “Постепенно общество привыкает жить без законов”. Во-первых, общество уже давно привыкло жить без законов, во-вторых, ситуация точь в точь напоминает грехопадение: Адам и Ева “проголосовали ногами” (если бы Бог их не изгнал, они бы ушли сами, они уже ушли, спрятавшись от Бога). И, конечно, жизнь в раю в этом смысле была жизнью “без законов”.
6. Юрий Кублановский, критикуя увлечение публикой Машей Распутиной и привоение ей звания народной певицы, пишет: “Только вот что это за народ?” (Труд, 19.6.98). Почему все патриоты так презирают народ? Маша Распутина в своем жанре ничуть не хуже Шаляпина – в опере. А народ любит Распутину, потому что та уж во всяком случае не лукавит, не учит людей жить, не капает в уши тонкого яда патриотической лести-ненависти.
7. Комический оборот приобретает “дело статистиков”. Выяснилось, что тексты явок с повинной были у них написаны заранее (Известия, 11.6.). Потом один из арестованных заявил, что писал текст под давлением милиции и от него отрекается. Через день он же взял свое отречение назад. Но главное преступление, конечно, совершили не статистики, а журналисты, которые их оправдывают: мол, во всем мире торгуют статистической информацией. Классический пример лжи через неполную правду: торгуют, может быть, и всюду, но не всюду кладут деньги за государственную торговлю в свой личный карман.
8. К истории насилия немного статистики: к 1994 году Россия вышла на первое место в мире по убийствам - 32,6 на 100 тысяч населения (профессор Яков Гилинский, зав. центром девиантного поведения Петербургского филиала Института Социологии РАН). На втором – Эстония, на 3 - Мексика. В США убийств 8-9 на сто тысяч, в Западной Европе 3-4 на сто тысяч. При этом у нас регистрируются не все убийства, около 12 тысяч остается за пределами статистики. Министры МВД приукрашивают ситуацию, Гилинского за то, что говорит правду, перестали приглашать на совещания. Насилие всегда опирается на ложь. Число самоубийств за 1990-1997 гг. выросло в 1,6 раза, но среди молодежи (до 20 лет) лишь на 17 процентов, т.е. растет самоубийство взрослых людей, которым, видимо, труднее приспособиться к изменяющимся условиям. Так что совет “быть как дети” имеет большой смысл: надеяться только на Бога, не на свой ум, опыт, навыки и привычки, и тогда в кризисной ситуации адаптируешься быстрее.
9.Профессор Московского института коммунального хозяйства Фазиль Таги-заде заявил (Независимая газета, 6.6.98), что обслуживание домов – это естественная монополия, которая вся должна быть централизована. Убедительно он все это расписывает. Если бы кроме Россия не было других стран, можно было бы поверить. Так и грешник убедительно говорит в защиту себя. Если бы не было праведников – или других грешников, которые грешат другими грехами, а в сфере, к примеру, седьмой заповеди благонравны – можно было бы поверить, что нельзя жить без греха.
10. Занятная статья Игоря Чубайса (Известия, 17.6.98). Он считает, что “противостояние коммунистов и демократов представляется ... надуманным”, п.ч. коммунисты развязали войну в Афганистане, а демократы – войну в Чечне, коммунисты считают, что нормальная жизнь – на Востоке, а демократы -- что на Западе. А мне казалось, что войну в Чечне устроили гебисты, военные, коммунисты без партбилетов, а Сергей Ковалев был против. Критерий-то должен быть не такой: кто из называющих себя демократов был за войну в Чечне. Критерий такой: кто был за войну с Чечней, тот не демократ. Тогда все становится на свои места. Чубайс напрасно определяет демократов как людей, которые считают, что “нормальная и достойная человека жизнь организована на Западе”. Демократы – не идиоты, они определяют нормальную жизнь не по месту жительства, а по совершенно четким признакам: уровень свободы. И вот этот уровень свободы, действительно, на Западе выше, чем у нас. Но это не означает, что демократы ориентируются на Запад, они ориентируются на свободу. Так и христиане ориентируются не на христианство, а на Христа. Чубайс выступает за “срастание” России с ее корнями, заявляя, что “исторический опыт – это самое ценное, чем обладает тот или иной народ”. Он цитирует знаменитую фразу Пушкина: “Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости”. И это помогает понять заповедь о почитании родителей. Почитать - не значит следовать во всем родителям. Уважать минувшее не означает продолжать минувшую дикость и глупость, а означает, напротив, чтить в минувшем вечное, светлое, доброе, уметь их разглядеть, а не пытаться сделать вид, что минувшее – идеально. Кстати, хотел бы я знать, что Центр по изучению России, где Чубайс - директор? Частная контора или государственная?
11. Интервью бывшего члена Политбюро Александра Яковлева (Известия, 17.6.98). Все хорошо - осуждает нацизм и антисемитизм, сообщает, что “Память” была организована на деньги КГБ. Одно плохо, говоря о путях борьбы с коммунизмом пишет: “Есть разные пути, например, диссидентство. Но оно бесперспективно. Надо было действовать изнутри. У нас был единственный путь – подорвать тоталитарный режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарной партии. Мы свое дело сделали”. А Рейган и Сахаров, значит, только мешали Яковлеву? Значит, тоталитаризм греха будем подрывать тоже изнутри?