Cуществование в столице Китая - городе Пекин - на протяжении двух с половиной столетий Российской Духовной Миссии (1715-1954) - знаменательное явление в истории российско-китайских дипломатических отношений и уникальное явление в истории международных отношений в Центральной и Восточной Азии XVII - первой половины XIX вв. (до 1861 г. Миссия в ряде случаев выполняла и дипломатические функции).
Миграционный поток из центральных, северо-восточных районов России и из Сибири в направлении Тихого океана привел к созданию первых российских поселений на тихоокеанском побережье и в бассейне реки Амур. В России в это время правил царь Алексей Михайлович - отец великого реформатора России Петра I. В соседнем Китае в 20-40-х годах XVII в. полыхало мощное крестьянское восстание, направленное против правления императоров Минской династии (1368-1644). Одновременно с крестьянской войной Северный Китай в эти годы подвергался неоднократным грабительским военным набегам маньчжурской конницы, прорывавшейся в Китай с северо-востока и севера через проходы в Великой китайской стене. Грабя китайские города и села, маньчжуры уводили с собою в свою вотчину (современная провинция Ляонин на Северо-Востоке КНР) захваченных ими служилых людей, военных, ремесленников и земледельцев.1
Не в силах самим подавить восставших крестьян, которые под руководством Ли Цзычэна захватили столицу Минской империи Пекин, китайские феодалы, предводительствуемые генералом У Саньгуем, вступили в сговор с маньчжурами, готовившими очередной набег на Китай. Оказав китайским феодалам помощь в подавлении крестьянского восстания, маньчжуры, однако, не стали восстанавливать правление Минской императорской династии, а провозгласили в Китае маньчжурскую династию Цин.
Постепенно упрочившие власть в Центральном, Восточном и Южном Китае, новые маньчжурские правители огромного Китая, ввиду крайней малочисленности войска по сравнению с населением завоеванной ими страны (300 тыс. против 100 млн), были вынуждены для поддержания своего владычества наряду с созданием военных и полицейских подразделений из числа перешедших на их сторону представителей военного сословия китайских феодалов и чиновников, перевести из своих вотчинных земель в Китай почти все маньчжурское население, оставив в былой столице - современном городе Шэньяне - лишь небольшой отряд инвалидов для охраны находившихся там гробниц первых императоров династии Цин - основателя династии Нурхаци и его преемника Абахая.
Не ограничившись этим, маньчжуры насильственно переселяли в Китай также все родственные им тунгусо-маньчжурские племена, населявшие таежные районы Северной Маньчжурии. Для этого цинские власти организовывали военные экспедиции в Приамурье.
В результате такой политики маньчжуров ко времени появления первых русских поселенцев в Приамурье там оставалось крайне малочисленное, затерянное в таежной глуши население, состоящее в основном из рыбаков и охотников, которое без какого-либо сопротивления приняло подданство русского царя и стало платить ясак (дань) представителям российских властей, основавшим еще в 1651 г. в верховье Амура на месте одного из поселений местного даурского князя, оставившего город при приближении отряда Хабарова, свою крепость Албазин (в китайской транскрипции - Якса). В 1682 г. Албазин стал административным центром Российского Приамурья - резиденцией воеводы. Русское население Албазинского воеводства насчитывало свыше 2000 крестьянских семей.
После укрепления владычества маньчжурской Цинской династии в Центральном и Южном Китае при правлении императора Канси (девиз правления - императора Сюань Е), маньчжуры, стали беспокоиться появлением к северу от их вотчинных земель "краснобородых варваров" (так именовали русских землепроходцев в официальных донесениях властей), зачастую называя их также термином "лоча" (ракшас - демон) из буддийского пантеона, и начали снаряжать в Приамурье военные экспедиции.
В 1671 г. началась первая осада Албазина маньчжурами, перебросившими из южной Маньчжурии по рекам отборное войско, владевшее навыками сражений на воде и осаде крепостей. Неоднократные осады Албазина цинскими войсками не достигали цели, после каждой осады крепость отстраивалась заново, крестьяне возвращались к своим занятиям, и лишь по условиям русско-китайского Нерчинского договора 1689 г. Албазинское воеводство перестало существовать, а крепость была разрушена самими русскими казаками.2
Во время осады Албазина в 1685 г. маньчжуры захватили в плен свыше 100 русских защитников крепости - казаков, крестьян и горожан, многие из которых были тяжело ранены в боях. По повелению Канси пленные были доставлены в столицу, где император пожелал лично посмотреть на этих храбрецов. Пораженный их военной выучкой и отвагой, он повелел зачислить пленников в императорскую гвардию в качестве "русской сотни", выделив им для проживания и несения гарнизонной службы участок у северо-восточного угла внешней городской стены Пекина. Канси повелел также дать им в жены вдов казненных за те или иные преступления жителей города.
Их повенчал по православному чину прибывший с русскими пленниками албазинский священник Максим Леонтьев. О. Максиму удалось спасти и привезти с собой в Китай чудотворную икону свт. Николая Мирликийского и некоторую церковную утварь из Албазинской церкви. На месте бывшей буддийской кумирни в Пекине он основал небольшую православную часовню, где в течение долгого времени отправлял службу: крестил детей, совершал венчания, отпевал усопших, отмечал церковные праздники.
С годами албазинский священник стал стар, немощен, постепенно слеп, и ему требовалась замена. Православные албазинцы через приставов периодически прибывавших в Пекин с российскими торговыми караванами, обращались к сибирским властям с просьбой прислать им нового священника.
Петр I, придававший важное значение российско-китайским отношениям, еще в указе от 18 июня 1700 г. повелел писать к Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), чтобы тот "поискал в малороссийских своей области городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков добраго и ученаго и благаго непорочнаго жития человека, которому бы в Тобольску быть митрополитом, и мог бы с Божиею помощью исподволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго живаго Бога и привел бы с собою добрых ученых не престарелых иноков дву или трех человек, которые бы могли китайскому и мунгальскому языку и грамоте научитись".3
Узнав о просьбе русской православной общины в Пекине Петр I в 1712 г. повелел направить в Китай не одного, а группу священников, и учредить в Пекине Российскую Духовную Миссию, включив в нее также учеников для изучения китайского, маньчжурского, монгольского и других восточных языков, местных обычаев и китайской культуры.
Договоренность с маньчжурскими правителями Китая об основании Российской Духовной Миссии в Пекине, ее месторасположении, статусе, составе, содержании были официально зафиксированы в 5-й статье русско-китайского Кяхтинского трактата 1727 г.
Император Канси не только разрешил пребывание в Пекине Российской Духовной Миссии, но и присвоил высокий придворный ранг главе Миссии, архимандриту
Иллариону (Лежайскому). Он также присвоил и соответствующие чиновничьи ранги остальным членам Миссии. Он также повелел взять весь состав Миссии на казенное довольствие и регулярно уплачивать им из казны жалование.
Прозорливое решение великого реформатора России Петра I было претворено в жизнь на деле многими членами Российской Духовной Миссии в Пекине периодически сменявшими друг друга в течение 200 с лишним лет. Российская и мировая наука через труды членов Пекинской Миссии смогла ознакомиться не только с языковыми и культурными особенностями китайцев, маньчжуров, монголов, уйгуров, тибетцев и других народов, населявших Цинскую империю (а впоследствии республиканский Китай), но и перевести на европейские языки многочисленные фундаментальные труды по китайской истории, философии, религии, литературе. Гордость российской и мировой науки по сей день составляют сочинения и переводы о. Иакинфа (Бичурина), архим. Палладия (Кафарова), И. Россохина, А. Л. Владыкина, А. Леонтьева, архим. Петра (Каменского), Ант. Владыкина, С. Липовцева, З. Леонтьевского, К. Крымского, архим. Гурия (Карпова), И. Гошкевича, В. Горского, И. Захарова, А. Татаринова, М. Храповицкого, К. Скачкова, П. Попова, К. Павлинова, Д. Пещурова, иером. Николая (Адоратского), иером. Алексия (Виноградова), митр. Иннокентия (Фигуровского) и др. Среди прикомандированных к Пекинской Миссии в разное время были такие известные ученые, как будущий академик востоковед В. П. Васильев, монголист О. М. Ковелевский, ботаник А. А. Бунге, астроном Е. Н. Фус.
Не все члены Миссии, однако, выдерживали длительный отрыв от Родины, непривычные климат и быт, материальные трудности, связанные с нерегулярным поступлением денег из России. Многие из них так и не вернулись на Родину, скончавшись в Китае. Другие, порой, не отличались благочестием.
Настоящий сборник посвящен истории длительного периода существования в Китае Российской Духовной Миссии - с 1715 по 1954 гг., деятельности отдельных ее начальников и наиболее видных членов от 1-й до последней 20-й Миссии .
Исходя из того, что наиболее полное описание первых Миссий было сделано членом 16-й и 17-й миссий иером. Николаем (Адоратским) в книге "Православная Миссия в Китае за 200 лет ея существования: Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам". Вып. 1-2 (Казань, 1887), уже давно ставшей библиографической редкостью, составители сочли целесообразным включить в настоящее издание первую часть этого труда - "История Пекинской Духовной Миссии в первый период ея деятельности (1685-1745)".
В 1997 г. исполняется 220 лет со дня рождения Начальника 9-й Миссии о. Иакинфа (Бичурина), выдающегося российского востоковеда. Часть статей сборника посвящена его научному подвигу, признанию Российской Академией наук его огромных заслуг перед отечественной и мировой наукой. На архивных материалах детально прослежена также история отправления 9-й Миссии в Китай.
Несколько статей рассказывают о Пекинской Миссии в ХХ в., особом периоде в ее истории и вместе с тем наименее изученном.
Читатель найдет в статьях сборника свидетельства духовной пастырской деятельности членов Российской Православной Миссии в различных районах Китая, а также очерк современного китайского ученого Юэ Фэна о роли православия в изучении и популяризации китайской культуры. В качестве приложения к этой статье в сборнике дан текст Постановления Госсовета КНР от 31 января 1994 года "О регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР" N 144, из которого видно отношение правительства КНР к религиозной деятельности иностранцев на территории КНР в настоящее время.
Авторы и составители сборника выражают надежду, что данный труд, знакомя читателей с богатейшими давними традициями российско-китайских духовных и культурных связей, будет способствовать дальнейшему росту взаимопонимания между нашими народами-соседями и государствами-соседями - Россией и Китаем, имеющими самую протяженную в мире общую сухопутную границу длиною свыше 4000 км и богатую, более чем 350-летнюю историю взаимных духовных, культурных, торговых и политических контактов.4
Академик С. Л. Тихвинский
1 Подробно о маньчжурах и их исторической родине см.: Новая история Китая. М., 1972; Мелихов Г.В. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.). М., 1974.Назад в текст
2 Подробно о российско-китайских отношениях в XVII в. см.: Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т.1. 1608-1683. М., 1969; Т. 2. 1686-1691. М., 1972; Новая история Китая. М., 1972; Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке. М., 1980; Он же. Договорными статьями утвердим: Дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XX вв. М., 1996.Назад в текст
3 Русско-китайские отношения в XVIII веке: Материалы и документы. Т. 1. 1700-1725. М., 1978. С. 50.Назад в текст
4 Об истории Пекинской Миссии также см.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993Назад в текст
Cодержание | Предыдущий раздел | Последующий раздел |