I - IV ВЕКА Н.
Э.
ПРИНЯТИЕ АРМЕНИЕЙ ХРИСТИАНСТВА. РАЗДЕЛ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУ РИМОМ И
ПЕРСИЕЙ
Вступление Армении
в новую эру, о приходе которой, впрочем, наши далёкие предки даже не
подозревали, совпало с концом династии Арташесидов, правивших ею почти два
столетия. Перешла в новую эру и созданная Арташесидами армянская
государственность, которой в последующие два тысячелетия предстояли
тяжелейшие испытания.
История первых четырёх веков новой эры
для Армении - это история постепенной утраты самостоятельности и раздела
Армянского царства между двумя могущественными соседями - Римской империей
и царством персов, сменившим в III веке государство парфян. Этому
способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где соперничали два
начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое - эллинизм и
традиционное - иранизм. Таким образом, перед Арменией стояла дилемма -
либо слиться с Римской империей, поддаться романизации и потерять
самостоятельность, как Галлия на Западе, либо открыто войти в состав
Восточного мира и разделить его исторические судьбы
До середины
первого столетия на армянском престоле сменился целый ряд правителей,
угодных Риму и поддерживавших с ним вассальные отношения. Во второй
половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать парфянскому
- на армянский престол взошёл Трдат - основоположник новой, Аршакидской
династии. В ответ на это Нерон послал на Восток свои
легионы.
Несколько лет войны не принесли римлянам успехов и они
вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны
Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять
знаки царского достоинства. Это была победа древней армянской
дипломатии.
О поездке Трдата в Рим рассказывают многие античные
историки - Тацит, Светоний, Плиний. Ехал Трдат в сопровождении тысячи
знатных армян и парфян, все расходы по этой поездке Римом были приняты на
свой счёт, в Риме Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам играл перед
гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице, что, впрочем, армянский
царь не очень одобрил, найдя всё это не царственным занятием.
В
заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на царствование, но
никаких определённых обязательств армянский царь перед Римом не принял.
Более того, он привёз с собою из Рима художников, мастеров и рабочих, а
также деньги для восстановления разрушенных римлянами городов. Борьба
между Римом и Парфией продолжалась весь второй век, Армения окончательно
утвердилась в тесных пределах собственно армянских областей и отказалась
от притязаний на наследие Тиграна Великого.
В эту же эпоху столица
Армении была перенесена из Арташата в Нор-Кахак (Новый Город), позднее
переименованный в Вагаршапат. Вся история этого города связана с армянской
церковью. 301 год - важная дата в национальной истории, Армения приняла
христианство одной из первых в древнем мире, тогда же христианство стало
её государственной религией. Престол Католикоса всех армян в 1441 году
обосновался в столице - Вагаршапате, в монастыре Эчмиадзин (перевод этого
слова означает место, куда «сошёл первородный»).
Вагаршапат c 1945
года переименован в Эчмиадзин.
Начиная с первой
римско-персидской войны и в длинном ряду последующих столкновений,
являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной в течение столетий,
Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот оказался гибельным
для Армении после того, как последняя война римлян с персами завершилась
позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и
предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы
вскоре пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении
и решили разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило
своё существование древнеармянское государство
Перепечатка с сайти http://www.armenia.ru/