Герб российского государства

 


В России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых в дальнейшем сложился государственный герб, появились в средние века. В конце XV века первый государь объединенной Руси Иван III Васильевич "строит" общегосударственную печать. Красновосковой оттиск этой печати донесла до нашего времени грамота 1497 года. В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел "завоевывает приоритет". В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

 
                    
Вислая красновосковая печать Ивана III. 1497 год. Лицевая и оборотная стороны.

Со времен историка В.Н.Татищева (то есть с XVIII века) в отечественной литературе утвердилась следующая версия происхождения герба: великий князь Иван III, женившись на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, взял герб Византии (двуглавого орла) и соединил его с московским гербом - всадником. Многим последующим поколениям историков и филологов эта версия пришлась по душе, и они переносили ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени. А вот сам Татищев сомневался в точности излагаемой им версии возникновения русского государственного герба, "о котором далее, - как писал он, - испытать оставляю более меня сведущим". Более сведующие в этом вопросе исследователи уже в начале нашего столетия скептически смотрели не только на "подарок из Византии", но и на необоснованно преувеличенное во многих исторических трудах вдияние Софьи на деятельность ее мужа - великого московского князя. Известный во всем научном мире знаток византийских и русских печатей Н.П. Лихачев одним из первых заявил, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати императоров. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия не имела.

И тем не менее московский великий князь не случайно помещает мифическую птицу на печати, получившей статус государственной. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий, рухнувших одновременно - Российской и Австро-Венгерской. Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии, в частности шумерийцев и хеттов (III-II тыс. до н.э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, двуглавый орел изображался вместе с богами Хеттского царства. Есть сведения об украшении двуглавым орлом шумеро-аккадских и хеттских печатей. В качестве культурного наследия, перешедшего к сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавый орел известен исламскому миру средневековья. С ним познакомились и европейцы во время крестовых походов, постепенно придав ему свойство знака власти.

Начиная с XIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Он превращается в гербовою фигуру вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики. В какой-то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому - "римскому орлу", иногда обе эмблемы сосуществуют вместе. Как результат воздействия западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием утверждаются в южнославянских странах, на Балканах, можно расценить появление двуглавого орла у болгарских царей (на монетах), у сербских правителей (на печатях), в Албании - на печатях знаменитого военоначальника Скандербега Георга Кастриоти.

Можно предположить, что средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла в то время, когда она использовалась как художественный мотив и в исламском мире, и у южных славян, с которыми возобновились связи, прерванные монголо-татарским нашествием. Однако, как бы там ни было, в качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV века, поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Американский исследователь Г. Алеф полагает, что причиной явилось знакомство с делопроизводством Гасбургов - императоров Священной Римской империи. Однако Алеф подчеркивает: великий московский князь не просто скопировал с немецких печатей двуглавую птицу. Он знал, что данная эмблема идентифицируется с высоким положением западных императоров. Таким образом, по мнению американского ученого, изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи. В начале нашего века о том же побудительном мотиве писал Н.П. Лихачев, заметив, что великий князь "хотел во всем равняться - в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл - цесарю и королю римскому".

Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти - двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым. Судя по государственным печатям, двуглавый орел ко второй половине XV века выступает как герб Священной Римской империи.

Объединение русских земель, выход молодого государства на международную арену, усиление его значимости в Европе - эта новая ситуация заставляла московского князя пересмотреть концепцию власти. И вместе с отраженными в летописях идеями о божественном и наследственном ее происхождении возникает (обоснование сложилось в XVI веке) концепция равенства по рождению русского государя и западноевропейских, что повлекло за собой появление эмблемы, выражающей знатность происхождения, - двуглавого орла.

Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона. Тенденция изображения светского всадника на русских княжеских печатях прослеживается еще с XIII века. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских буллах (металлических печатях) Александра Невского. С XV века вооруженный всадник утверждается на печатях многих русских князей, в том числе и великих - тверских, московских. Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков (начиная с XVIII века) соединить их в одно целое, хотя в XVI-XVII веках в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя, государя. Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем, прежде всего в военных делах. Причем они переносили на себя не только деяния святого, но и его внешний вид.

Такое почитание могло также основываться на идее преемственности власти московских князей - через владимирских - от киевских, покровителем которых выступал тот же святой. Данная теория, как писал академик Л.В. Черепнин, формируется в конце XIV века и на протяжении всего XV века и остается одной из основных политических теорий Русского государства. Таким образом, печать 1497 года можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой - о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (императора). Все последующие русские государи использовали описанные выше две эмблемы для своих печатей; они вошли в государственный герб.

 

Печать Ивана IV Грозного (XVI век). Лицевая и оборотная стороны.

Внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный, пользовался для скрепления государственных актов и писем различными печатями. На некоторых из них вместо всадника на одной стороне помещался единорог. Существовали варианты "слившихся" эмблем: на одной стороне печати распалагался двуглавый орел, но с единорогом. О создании такой печати записано даже в летописи, где сообщается, что 3 февраля 1561 года "учинена" новая государственная печать - "орел двоеглавый, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а середи его инрог". С укреплением самодержавной власти двуглавый орел "украшается" новыми властными атрибутами. В 1625 году при царе Михаиле Федоровиче появилась третья корона над (между) головами орла. В XVII же веке "в пазноктех" орел уже держал скипетр и державу - регалии королевской, императорской власти.

После Андрусовского перемирия, завершившего русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в России создали новую печать сообразно с новым титулом царя. Эта государственная печать знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное собрание законов, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба. В именном указе 1667 года "О титуле царском и о государственной печати" написано, что "орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича"; три короны "знаменуют" три великие - Казанское, Астраханское, Сибирское - славные царства; скипетри и яблоко (держава) "являют" государя, самодержца и обладателя.

Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных государственных печатей и новыми элементами государственного герба. Со времени учреждения первого русского ордена Андрея Первозванного в 1699 году орденская цепь со знаком - косым "андреевским" крестом окружала, как правило, щиток на груди двуглавого орла, на крыльях орла размещались земельные эмблемы. После победоносного окончания Северной войны Петру I был поднесен в 1721 году императорский титул, что, естественно, должно было повлечь за собой и появление новых символов власти, например императорской короны, на печатях и в гербе. Устанавливаются и государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне. В Герольдмейстерской конторе, учрежденной в 1722 году, "раскрасили" и другие фигуры государственного герба: "поле красное, на котором изображен святой Георгий, с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею сбруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного". Эти цвета получил впоследствии герб Москвы.

В самом начале XIX века государственный герб Российской империи чуть было не подвергся очень существенным изменениям. В 1800 году Павел I повелевает изготовить манифест о "Полном государственном гербе Всероссийской империи". В связи со смертью императора манифест не был опубликован, но оригинал его хранился в Департаменте герольдии. Основное отличие нового герба - размещение титульных гербов не на крыльях, а в большом щитке, расположенном на груди двуглавого орла. В государственном гербе появляются сень (мантия), щитодержатели в виде ангелов и прочие атрибуты, заимствованные из западноевропейской геральдики. При Павле I на груди двуглавого орла появляется восьмиконечный белый мальтийский крест под короной, что было связано с принятием им титула Великого магистра Ордена святого Иоанна Иерусалимского. Александр I восстановил герб "в том виде, как он существовал до 1796 года".

"Новации", коснувшиеся художественного облика российского герба в первой половине XIX века, соответствовали политическим пристрастиям и вкусам самодержцев. Например, в эпоху Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах венок, ленты, факул. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют. Кроме того, крылья орла оказались опущенными вниз, то есть изменили свое традиционное положение. Это-то и вызвало нарекание общественности, ибо, по мнению многих, "Россия уже не возвышает, а опускает крылья".

Своеобразную "геральдическую реформу" провел Александр II. При нем специально для работы над гербами в Департаменте герольдии Сената создали Гербовое отделение. Его руководитель барон Б.В. Кене предложил целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила. Большой, средний и малый государственные гербы, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых - проекты всех этих гербов с одобрения царя были распубликованы. Кроме новой атрибутики, нового расположения титульных гербов изменения коснулись центральной фигуры на груди орла: Георгий Победоносец в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, нисколько не напоминал русского святого воина.

 

Малый герб Российской империи.

Новые проекты большого, среднего и малого гербов, "скомпонованные" с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображающие с более густым оперением на крыльях, были утверждены Александром III. (Большой государственный герб - в 1882 году, средний и малый - в 1883 году.)

 

Печать Временного правительства (1917 год).

В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. "Для разъяснения" данного вопроса собралась группа специалистов: В.Н. Лукомский, С.Н. Тройницкий, Г.И. Нарбут, И.Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование "во всех предусмотренных законом случаях" двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать Временного правительства.

 

Герб РСФСР.

Герб социалистической России был первым гербом Советского государства. Прежде чем утвердить символы новой России, был предпринят ряд шагов по разработке революционной символики. Герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, в котором содержался раздел "О гербе и флаге". В нем говорилось: "Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

 

Герб Российской Федерации.

Указом Президента России 30 ноября 1993 года введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи. Описание герба: "Государственный Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".

25 декабря 2000 года Президент РФ утвердил закон "О Государственном гербе Российской Федерации" (8 декабря 2000 года этот закон был принят Государственной Думой, 20 декабря 2000 года - одобрен Советом Федерации). Описание герба: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".

(По материалам статьи Н. Соболевой "Герб российского государства"
в журнале "Наука и жизнь"
#4/1994)


Главная страница | Статьи | Гербы губерний | Домашняя страница