Воинские искусства и русские монастыри
   
Относительно боевых искусств среди нашей молодежи успела сложиться традиция восхищения монахами китайского монастыря Шао-Линь. Конечно, русские монастыри не были центрами подготовки профессиональных воинов, однако это с какой стороны посмотреть. Обратимся к историческим фактам. Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосредственной близости к рубежам Родины, они всегда были готовы к отражению нападения врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводительствовали вылазкам на неприятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной. Так в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гетманов Сапеги и Лисовского в летописи Лавры рассказано об участии старцев в обороне монастыря:
«Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках... Старцы же Сергиева монастыря ходяще в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем братие за веру христианскую». (Авраамий Палицын).
Так иноки лавры встали на стены монастыря, защищая обитель Святой Троицы от литовско-польских войск — сбивая пистонерами литовских удальцов. Или другой пример — участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве, на ратный подвиг которых наставлял святой Сергий Радонежский, он же благословил на битву и святого князя Дмитрия Ивановича Донского. Другой русский монастырь — Псково-Печерский — был осажден войсками Стефана Батория в феврале 1611 года. Летопись монастыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выгнали неприятеля из укреплений, взяли пленных и пушки.
«Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис туров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и повлекоша во град».
В другом месте читаем:
«ставша противу ополчению их со оружием и бысть бой велий у всех приступов»...
Упомянем и Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов в 1571 г., 1582 г., 1611 г. Интересно, могут ли китайские монастыри, в том числе и Шао-Линь, похвастать победами в подобных военных предприятиях, тем более с таким размахом. Так, летописи повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники отечества, с оружием и в рукопашную - защищавшие Веру Православную. Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становился духовным воином - Воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция, старые воины на склоне своей земной жизни постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два монастыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе. Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно - Отечеству. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому. О том, как нужно поступать православному воину, есть точные слова
ЛЮБИТЕ ВРАГОВ СВОИХ
ГНУШАЙТЕСЬ ВРАГОВ ХРИСТА
И БЕЙТЕ ВРАГОВ ОТЕЧЕСТВА
В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к воинам:
«Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества».
   
Сайт Александро-Невского братства - www.orthodoxy.ru/nevskiy/
Собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (г. Новосибирск).
Краткая информация об одном из действующих направлений работы братства - Дружине во имя святого Александра Невского:
"Дружина во имя святого Александра Невского, действующая при нашем храме, объединяет молодых людей - прихожан собора. Одними из основных целей дружины является охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своих моральных и физических сил и реализуют свое желание служить Вере и Отечеству."