ХАРБИН КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
ЗАРУБЕЖНОЙ РОССИИ (1920 - 30-е гг.)
На Дальнем Востоке, в Манчжурии, ведущим
культурным центром русской эмиграции был Харбин, возникший как
административный и экономический центр полосы отчуждения
Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Харбин как
своеобразная "столица" КВЖД обладал уникальными условиями в
том плане, что здесь существовала стабильная база культурной
жизни, заложенная еще при строительстве КВЖД, задолго до
Октябрьского переворота, определилась роль русского языка как
средства общения при разнообразном этническом составе этого
русско-китайского города, сложилась компактность проживания
русских в городе, а также по линии железной дороги, обучение в
существовавших здесь средних и высших учебных заведениях
проводилось на русском языке. Совокупность этих факторов
способствовала развитию русской культуры и накоплению
культурного наследия в Манчжурии в 20 - 40-е гг.
Условия для существования русской диаспоры,
как на бытовом, так и на культурном уровнях, для развития
предпринимательства и интеллектуального труда были уникальны
по своим возможностям в сравнении с условиями жизни российской
эмиграции в Западной Европе, хотя мировой экономический кризис
и война в Азии в значительной степени негативно повлияли на
экономическую жизнь Харбина.
Необходимо, однако, отметить этно-культурный
изоляционизм эмигрантов как доминирующий способ социальной
адаптации, обусловленный сильным советским влиянием в полосе
отчуждения, и языковой, этнической, религиозной чуждостью
коренного населения, экономической и политической отсталостью
Китая, где практически не наблюдалось случаев ассимиляции
русских.
Расцвет Харбина как культурного центра
эмиграции пришелся на 20-е гг., когда в страну хлынул поток
беженцев из Сибири и Дальнего Востока России. После японской
оккупации в начале 30-х гг. многие культурные учреждения,
организации и издательства стали перемещаться в Шанхай. После
окончания Второй мировой войны русская культура в этих
регионах угасла, подвергшись разрушительному воздействию
властей СССР и КНР во главе с Мао Дзе Дуном.
Харбин обладал хорошо развитой сетью русских
образовательных заведений, от начальных школ, до первоклассных
институтов, преимущественно финансируемых КВЖД. Это, в
частности, говорит об уровне культурных запросов эмигрантов,
их тяге к получению образования. В русских школах и вузах
обучались также дети и молодежь из местного коренного
населения, что придавало русской системе образования в Харбине
уникальность и особый колорит.
В начале 20-х гг. была открыта казенная
городская школа для детей неимущих эмигрантов, несколько
частных гимназий (например, гимназия Оксаковской, гимназия
имени Достоевского). Самой дорогой считалась школа,
принадлежавшая организации Христианский союз молодых людей,
где директором был американец и часть предметов преподавалась
на английском языке.
В период Гражданской войны на востоке России,
а затем в Харбине сосредоточилось значительное количество
российских профессоров и студентов. Так возникла необходимость
и возможность основания вузов. 1 марта 1920 г. в Харбине были
открыты экономико-юридические курсы, переросшие в факультет.
Своеобразие учебного плана состояло в том, что он учитывал
интересы края, его экономику, влияние КВЖД. Это привело к
созданию экономического отделения с рядом подотделов.
Факультет стал высшим учебным заведением, фактически состоящим
из двух факультетов. В вузе читались специальные курсы по
китайскому гражданскому праву и процессу, по китайскому
уголовному, государственному, административному праву. В
работе факультета принимали участие профессора В.В.
Энгельфельд, Г.К. Гинс, Н.И. Никифоров, В.А. Рязановский.
Расцвет факультета пришелся на период, когда во главе него
стоял профессор В.А. Рязановский.
В 1920 г. русские ученые, судьбы которых
оказались связанными с КВЖД, основали в Харбине техникум.
Вскоре он был преобразован в Харбинский политехнический
институт. Это было русско-китайское учебное заведение,
ректором которого стал Л.А. Устругов. С первых лет
существования институт стал кузницей русских и национальных
кадров высокой квалификации, обогативших практику и двинувших
вперед науку в различных областях. Диплом ХПИ являлся и поныне
является лучшей рекомендацией и гарантией для работы на самых
ответственных участках во всех странах мира. В настоящее время
этот вуз - ведущий институт в области электроники,
робототехники, разработки новых технологий, прикладных научных
исследований.
В 1925 г. в Харбине был открыт Педагогический
институт, инициатором создания которого стал профессор С.В.
Кузнецов. В 1934 г. по предложению нового ректора профессора
К.О. Зайцева пединститут был объединен с юридическим
факультетом. Институт взял на себя обязательства по проведению
на Дальнем Востоке "Дня русской культуры".
В 1925 г. был также основан Институт
восточных и коммерческих наук, во главе которого стоял доцент
Маракушев. Институт имел два факультета, соответствовавших его
названию, - восточный и коммерческий, - с трехлетним курсом
обучения, причем особое внимание уделялось изучению китайского
и английского языков.
Богословская школа (факультет) представляла
собой первую попытку создания православного
общеобразовательного университета с преподаванием богословских
и научных дисциплин. По инициативе архиепископа харбинского
Мелетия в 1934 г. был создан институт св. Владимира, имевший
три факультета: богословский, восточно-экономический и
политехнический. Восточно-экономический факультет в составе
четырех курсов образовался из Института восточных и
коммерческих наук, который в полном составе, во главе с
директором, синологом профессором А.П. Хлониным, вошел во
Владимирский институт.
Русские ученые-эмигранты внесли крупный вклад
в историческую науку, особенно в такие ее области, как
китаеведение (П.В. Шкуркин, И.Г. Баранов, А.П Хионин),
краеведение Манчжурии, археология (В.В. Поносов), монгольское
право (В.А. Рязановский). В течение многих лет работали
крупные научные общества - "Общество русских ориенталистов",
"Общество изучения Манчжурского края" и шесть других.
Издавался журнал "Вестник Манчжурии", где печатались статьи
известных русских востоковедов, этнографов и экономистов,
способствовавших своими изысканиями экономическому и
культурному процветанию края.
В 1920-е гг. в Харбине была широко
представлена русская периодическая печать. Печатное слово
являлось не только источником информации о происходящем в мире
и в стране проживания, но и основой духовной жизни эмигрантов,
главным средством сохранения национальных корней. В городе
выходило около 20-ти крупных журналов, свыше 50-ти газет, в
том числе параллельно на русском и китайском языках ("Юаньдун
бао", "Гунь-бао" и другие). Расцвет русской периодики пришелся
на первую половину 20-х гг. Политическая, идеологическая
направленность изданий была весьма разнообразной - от
монархической газеты "Свет" до коммунистической "День".
Наибольший тираж и долголетие выпали на долю относительно
нейтральной газеты "Заря".
В харбинских газетах, помимо местной хроники
и социальной информации, помещались материалы
просветительского характера: статьи и очерки, посвященные
юбилейным датам истории России, жизни и деятельности
композиторов и художников, рецензии на театральные и
музыкальные события города, рефераты прочитанных докладов,
краеведческая и экономическая информация.
В Харбине действовало несколько русских
издательств. Их основной продукцией были произведения русских
классиков, отечественная беллетристика, научные труды (главным
образом по востоковедению, экономике и праву), учебники и
учебные пособия, словари, религиозно-нравственная литература,
сборники стихов и рассказов эмигрантов, альманахи, юбилейные
сборники.
В городе была создана широкая сеть
общественных и частных (коммерческих) библиотек,
практиковавших доставку книг читателям на дом. Все городские
библиотеки, которых насчитывалось около 20, можно разделить по
общей направленности на следующие группы: общественные
(публичные), специальные научные (учебных заведений и научных
обществ), профсоюзных объединений, клубов и национальных
колоний (еврейской, грузинской и т.д.). Были библиотеки
смешанного типа, например библиотека КВЖД, Христианского союза
молодых людей и т.п. Некоторые из библиотек обладали
значительными фондами научной и художественной литературы.
В Харбине существовали шесть
литературно-художественных кружков. Из литературных журналов,
выходивших в 20 - 40-х гг. ("Вал", "Синий журнал", "Гонг",
"Луч Азии", "Рубеж" и других), наиболее стабильным и
популярным был еженедельник "Рубеж" (1927 - 1945). На его
страницах регулярно появлялись рассказы и поэтические
произведения дальневосточных авторов, переводы зарубежной
прозы, мемуары, зарисовки различных сторон культурной жизни
эмиграции в разных странах, очерки этнографического и
научно-популярного содержания, хроника местной жизни. Журнал
был хорошо иллюстрирован и пользовался популярностью не только
среди жителей Харбина, но также вдоль всей линии КВЖД и в
других городах Китая, где проживали эмигранты. В литературных
журналах печатались и публицистические работы Н.В. Устрялова,
Г.К. Гинса, Вс. Иванова, К.И. Зайцева, П. Ковгана.
Не угасло в Харбине и русское искусство. Три
харбинские музыкальные школы, возглавлявшиеся В.Д.
Трахтенбергом, У.М. Гольдштейном, В.Л. Гершгориной и
работавшие по программе аналогичных российских учебных
заведений, дали мощный толчок музыкальному образованию русской
и китайской молодежи. Русские профессора возглавляли
национальные консерватории в Японии (Токио) и Китае (Шанхай).
С 1924 г. в Харбине на постоянной основе
работала опера. Активную работу проводили школы российского
балета А.Н. Андреевой и балетмейстера московской оперы Е.В.
Квятковской, из студии которых вышли такие выдающиеся
балерины, как С. Чистохина, Н. Кожевникова, В. Кондратович, Н.
Недзвецкая (в последующем руководители школ русского балета в
Индии и Австралии), солист балета Масухида Комаки
(основоположник современного балета Японии).
Харбинское симфоническое общество (дирижер
С.И. Швайковский) совершало ежегодные гастрольные поездки по
городам Китая и Японии. На тумбах клеились афиши, оповещавшие
об исполнении произведений П.И. Чайковского. А.П. Бородина,
Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки Харбинским симфоническим
оркестром и оперной труппой (оба коллектива содержались при
КВЖД). В области драматического искусства успешно выступали
А.С. Орлов (МХАТ), В.И. Москвитин-Томский.
После оккупации Манчжурии Японией в 1932 г.
роль важного очага русской культуры приобретает Шанхай.
Переезд россиян в этот город пополнил интеллигентскую
прослойку его русской колонии. Здесь образовалась богатая
издательская база, выпускались хорошо оформленные "толстые"
журналы - "Лик Востока", "Понедельник", "Парус", "Феникс",
альманах "Врата" и другие. В них печатались произведения
авторов дальневосточного Зарубежья, репродукции картин и
рисунков талантливых художников - М. Кичинина, М. Лобанова, В.
Засыпкина. Характерной чертой шанхайской периодики был больший
удельный вес беллетристики.
С 1926 г. в Шанхае работало первое "Русское
военно-научное общество в Китае", выпустившее в свет 48 томов
своего вестника "Армия и флот". За 20 - 30-е гг. им был создан
обширный комплекс научной литературы, актуальной по сей день,
в том числе русская литература о Китае.
Несмотря на трудные политические условия
существования, дальневосточная русская эмиграция сыграла
значительную роль в сохранении и развитии национальных
традиций. И Харбин, и Шанхай принимали активное участие во
всех культурных и общественных начинаниях Российского
зарубежья, поддерживали связь с его центрами в Европе.
Ежегодно с 1925 г. проводилось празднование Дня Русской
культуры, заметным событием стали пушкинские торжества 1924 и
1937 гг.
Уровень культурного развития стран Дальнего
Востока был во многих отношениях ниже Западной Европы, поэтому
заметней и значительней оказалось влияние культуры
дальневосточной ветви русской эмиграции на культурное развитие
страны проживания. Эмигранты помогли Китаю внедрить и
расширить среднее, и особенно высшее, образование, открыть
центры научных исследований. Проводником особого влияния
российской эмиграции на культуру Китая и Японии явилось
искусство - те его высокие достижения, которые были характерны
для Харбина и Шанхая, где жила и творила замечательная плеяда
деятелей искусства, получившая профессиональную подготовку в
дореволюционной России и за рубежом.
Литература:
- Раев М. Россия за рубежом: История культуры
русской эмиграции, 1919 - 1939. М., 1994.
- Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской
эмиграции 20 - 40-х годов. М., 2000.
О.К.
Антропов
|