Святой
равноапостольный Николай, архиепископ
Японский 3(16) февраля
В глухом селе Береза, Смоленской губернии, в семье дьякона
Дмитрия Касаткина родился 1 августа 1836 г. сын Иван. Нелегким было его
детство: в пятилетнем возрасте лишился он матери и испытал на себе горе
сиротства. Живым умом, одаренностью и сообразительностью Ваня Касаткин
отличался с ранних лет. Мальчик окончил первым Бельское духовное училище,
в 1856 г.— Смоленскую духовную семинарию, и был отправлен на казенный счет
в Петербургскую Духовную академию. Здесь он также выделился своими
способностями и должен был занять профессорскую кафедру, однако Промысел
Божий распорядился иначе.
По признанию Владыки, влечение
проповедовать в Японии возникло у него случайно, при чтении воспоминаний
мореплавателя Василия Головкина, два года пробывшего в Японии в плену.
Книга произвела на него столь сильное впечатление, что он решил, что среди
народа, не знавшего Христа, необходима проповедь Евангелия. В 1860 г. по
его желанию о. Иоанн был назначен настоятелем консульской церкви в г.
Хакодате. 24 июля 1860 г. он был пострижен в монашество с наречением имени
Николай, а 29 июля выехал из Петербурга в далекое и трудное путешествие. В
Николаевске-на-Амуре начинающий миссионер встретился со знаменитым
просветителем Сибири епископом Камчатским Иннокентием (Вениаминовым),
который в течение зимы многому научил его, черпая из своего богатого
апостольского опыта. В 1861 г. с открытием навигации о. Николай прибыл в
Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой: японцы
смотрели на христиан как на злодейскую секту и под угрозой смертной казни
запрещали миссионерство. Восемь лет у о. Николая ушло на изучение
японского народа, его языка, нравов и обычаев.
Основание
Православной церкви в Японии было положено в 1868 г. тайной проповедью о.
Николая. Первенцами Православия в Японии стали тайно крещенные Павел
Савабэ, Иоанн Сакаи и Иаков Урано, которые и сами начали проповедь Христа.
К этому времени японское правительство смягчило свои взгляды на
христианство. Первый успех окрылил о. Николая — он стал благовествовать по
домам, стараясь заронить в души японцев семя Христово.
В 1869—1871
гг. о. Николай побывал на родине, где ходатайствовал перед Священным
Синодом об открытии Русской Духовной Миссии. Его ходатайство было
удовлетворено, а сам он назначен начальником Миссии в сане архимандрита. В
1871 г. архим. Николай вернулся в Японию и обосновался в Токио, где
развернул во всю ширь свои проповеднические и организаторские способности.
В 1873 г. японское правительство отменило запретительные указы против
христиан, и в Японии наступила новая эра — свободной проповеди Христа.
Жизнь Духовной Миссии пошла по более гладкому и надежному пути: в
несколько лет были учреждены школа, духовная семинария и катехизаторское
училище.
В 1880 г. в Петербурге архим. Николай был возведен в сан
епископа Ревельского и Японского, после чего вернулся к своей Миссии.
Японская церковь расширялась, в ней насчитывалось уже до 10 тысяч
православных японцев. В 1884 г. началось строительство собора Воскресения
Христова в Токио, продолжавшееся семь лет. Последние 30 лет своей жизни
Владыка отдавал переводам, которым придавал особое
значение.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в
период русско-японской войны. В 1906 г. за свои выдающиеся труды по
насаждению и распространению Православия в Японии преосвященный Николай
был возведен в сан архиепископа. Третьего февраля 1912 г. архиепископ
Николай Японский мирно отошел ко
Господу.
|