РУССКИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В
ПРАГЕ (1934 - 1944 гг.)
По инициативе В.Ф. Булгакова (1886 - 1966) в
1933 г. Русский свободный университет в Праге выступил
организатором Русского культурно-исторического музея как
хранилища и центра изучения культуры и быта Российского
зарубежья. Булгаков был директором Государственного музея Л.Н.
Толстого в Москве и одновременно - хранителем Дома-музея
писателя в Хамовниках; в 1923 г. он вместе с семьей был выслан
из СССР за пропаганду толстовского учения.
Как вспоминал ректор университета М.М.
Новиков, "в это время университет стал почти единственным
русским научно-просветительным учреждением в Праге,
развивавшим энергичную деятельность. В.Ф. Булгаков, бывший
секретарь Л.Н. Толстого, верный хранитель его заветов и
строгий вегетарианец, лицо которого, однако, постоянно
светилось здоровым румянцем, бодростью и энергией, пришел ко
мне с проектом организации Русского эмигрантского музея.
Задачей музея должно было явиться собирание памятников науки и
искусства, а также других предметов, относящихся к истории,
творчеству и быту русского зарубежья. Основная же цель
заключалась в том, чтобы показать, что наши беженские массы не
являются отбросами Родины, бессильно барахтающимися в
непривычной для них чужой обстановке. Наоборот, во всех
странах своего рассеяния они сейчас же берутся за творческий
труд, обогащая культурное богатство приютивших их народов
своей научной и художественной продукцией. Таким образом слава
русского имени распространится по всему свету русского
зарубежного населения вообще".
В будущем все коллекции музея предполагалось
перевезти в Россию как ее "национальное достояние".
Предложение Булгакова пришлось Новикову по
душе, но, признается он, "стало страшно": откуда же взять
средства, необходимые для его осуществления? Но Булгаков "со
своей ласковой, застенчивой улыбкой" уверил ректора, что "его
ноги, руки и голова представляют тоже большое богатство, и что
свет не без добрых людей". В итоге, как пишет Новиков,
"принялись за новое дело без гроша в кармане".
В 1934 г. музей формально был создан.
Председателем Музейной комиссии стал сам Новиков, секретарем -
Булгаков.
Первым делом Новиков обратился за помощью к
канцлеру Шамалю, который предоставил организаторам музея из
средств канцелярии президента Чехословацкой республики 3 000
крон. Обещал помощь оборудованием и Пражский
художественно-промышленный музей. А потом, как вспоминал
Новиков, началась "погоня за дальнейшими денежными средствами,
а главное - за музейными объектами из области живописи,
скульптуры, литературы, сценического искусства, науки, техники
и истории эмиграции".
По мере поступления музейных экспонатов все
острее становилась проблема помещения, где могли бы храниться
и экспонироваться реликвии отечественной культуры. Новиков
вспоминал: "Интенсивное поступление коллекции обостряло нашу
заботу о помещении. В Праге был в то время квартирный кризис,
а нам требовалась обширная площадь, да к тому же еще
бесплатно. Над нами посмеивались, как над Дон Кихотами. Но и
на этот раз счастливая звезда сверкнула нам… Наш неизменный
друг д-р Крамарж дал мне рекомендацию к своему приятелю и
политическому однопартийцу К. Бартонь-Добенину, владельцу
огромного замка, расположенного в нескольких километрах от
Праги".
Бартонь-Добенин предложил для размещения
коллекции музея свой Збраславский замок на реке Влтава, под
Прагой, заложенный еще в ХII в. Он был охотничьим замком
чешских королей; впоследствии его неоднократно перестраивали.
Хозяин предоставил музею несколько больших прекрасных залов.
В сентябре 1935 г. в Збраславском замке
состоялось торжественное открытие музея. "Для совершения
молебствия, - вспоминал Новиков, - был приглашен епископ,
который служил в своей живописной полосатой мантии и блестящей
митре. Пел хор Архангельского, уже поредевший к тому времени,
но еще сохранивший свое очарование… После богослужения и
короткого акта, во время которого мы с владельцем замка
обменялись приветственными речами, а вновь назначенный
директор музея Булгаков прочел историю его возникновения, нас
ожидал приятный сюрприз. В одном из соседних залов был накрыт
громадный стол, заставленный изысканными яствами, от которых
давно уже отвыкла наша беженская публика".
По окончании угощения Бартонь-Добенин
преподнес Новикову, как он сам выразился, "еще один сюрприз":
"Позвольте предложить вам на первое время, на покрытие
необходимых расходов десять тысяч крон". Эта неожиданная и
щедрая помощь повторялась потом ежегодно и, наряду с другими
доходами, позволяла руководству университета даже платить
Булгакову - "нашему неутомимому директору" - жалованье в
размере 500 крон в месяц (как уточнил Новиков, эта сумма
составляла "приблизительно половину того, что получал наш
лабораторный служитель в Карловом университете").
Булгаков предпринял поездку в Париж, откуда
привез богатую коллекцию ценных художественных произведений:
работы Анненкова, Аронсона, Бенуа, Гончаровой, Григорьева,
Коровина и других мастеров. Откликнувшись на его призыв, свои
картины, рукописи и другие произведения прислали в музей
многие представители русской культуры. Так, Богданов-Бельский
и Виноградов прислали свои картины из Эстонии, Браиловский -
из Рима.
По воспоминаниям Новикова, "Булгаков вступил
в переписку с академиком Н.К. Рерихом, проживающим в
Гималайских горах. Тот воодушевился идеей музея, прислал две
свои картины, а так как в это время он поссорился с
администрацией белградского учреждения, в котором хранились 13
его картин и два полотна его сына Святослава, тоже
талантливого художника, то он распорядился, чтобы все это было
переслано нам. Таким образом у нас собрался материал для
целого Рериховского зала. Этот зал производил чарующее
впечатление. Горные пейзажи, изображенные при различных
освещениях дня и ночи, поражали своим величием, удивительной
проникновенностью и гармонией красок. А большой образ преп.
Сергия Радонежского, в лике которого были некоторые черты
самого Рериха, сверкал своей выразительностью и благостной
силой".
В 1936 г. в Збраславском замке была устроена
небольшая выставка картин И.Е. Репина, чуть позднее - Ф.А.
Малявина, вызвавшие большой интерес к русской живописи в
Чехословакии.
Из Франции, Италии, Индии и других стран в
Прагу поступали работы русских художников, пожертвования
русских литераторов: портреты, рукописи, работы известных
техников, театральные коллекции, книги и многое другое.
Собралась большая коллекция материалов и произведений И.А.
Бунина, В.И. Немировича-Данченко, М.И. Цветаевой, А.Н. Бенуа,
К.А. Коровина и других.
При музее была открыта библиотека редких книг
о России, куда поступали книги русских писателей, изданные за
границей. Музею были переданы экспонаты выставки изданий
русских ученых-эмигрантов, посвященной 180-летию основания
Московского университета. На Татьянин день - 27 января 1935 г.
- состоялась выставка печатных трудов русских ученых, большая
часть которых была передана в музей.
К концу 30-х гг. экспозиция музея включала в
себя несколько отделений: художественное (более 300 картин
выдающихся русских художников, рисунки, скульптура),
архитектурное (чертежи, проекты, рисунки и фотографии зданий),
научно-литературное (портреты и фотографии литераторов и
ученых, живущих в эмиграции, их автографы и рукописи), русской
старины (портреты и миниатюры, ордена и медали, монеты,
посуда, костюмы и т.п.), театральное (эскизы декораций,
рисунки костюмов, афиши, портреты актеров и актрис) и
Пушкинское, созданное в 1937 г. (портреты А.С. Пушкина и его
современников, иллюстрации к его произведениям).
В 1939 - 1940 гг. вместе с университетом
музей переживал не лучшие времена. Все же он продолжал
получать пожертвования: 1940 г. поступили 500 крон от
государственной пражской сберкассы и обычные 10 000 крон от
его покровителя Бартонь-Добенина. Хотя приток новых экспонатов
с началом войны значительно уменьшился, музей расширил свою
экспозицию: его коллекции заняли 14 залов в Збраславском
замке.
22 июня 1941 г. Булгаков был арестован
германскими оккупационными властями по обвинению в
"иудо-коммунизме". При этом руководство университета поспешило
услужливо предоставить им материалы, "уличающие" его. Ректор
университета В.С. Ильин писал А.Н. Фатееву 26 июня 1941 г. из
Бадена: "О Булгакове поговорите с Гамперлем. Я бы предложил
следующий проект по отношению к Булгакову: если документ у
Каликина инкриминирующий и его уличающий в коммунизме, хотя бы
и в христианском, то его, конечно, нам защищать и покрывать не
следует, иначе тень падает и на нас. Подобный опыт, и не раз,
уже пережили воинские организации, и для них это кончилось
плохо. Булгакова, в случае его связи с коммунистами, нужно
удалить и разоблачить самим, т.е. попросить у Каликина
документ, рассмотреть его в Президиуме и вынести постановление
о его удалении, а потом уже передать весь материал Каликину".
Булгаков был отправлен в концлагерь в
Баварию.
Новым директором музея был избран художник
Н.В. Зарецкий.
В 1941 - 1944 гг. много сделал для сохранения
коллекции музея П.А. Остроухов.
В 1944 г. музей был закрыт. В 1945 г. он
сильно пострадал от военных действий; помещение, в котором он
находился, было занято сначала германскими, а потом советскими
властями.
Булгаков, выжив в концлагере, после
освобождения вернулся в Прагу. Новое руководство университета
(обязанности проректора после отъезда Ильина исполнял П.А.
Остроухов) с некоторым подобострастием просило его снова
возглавить музей. После некоторых колебаний Булгаков принял
руководство в значительной мере разоренным музеем, приложив
много сил для спасения оставшейся части коллекций.
Ее пришлось перевезти в советскую среднюю
школу в Праге, одновременно готовя к отправке в СССР.
Фонды библиотеки и рукописного отдела музея
были отправлены в Москву в 1945 г. в составе Русского
заграничного исторического архива и оказались на хранении в
ЦГАОР СССР (ныне ГА РФ).
В 1948 г. Булгаков, согласно его записи,
"выслал в Россию 25 ящиков с книгами, рукописями, предметами
русской старины и более 150 работ русских художников: картины
Репина, 15 картин Рериха, работы Билибина, Добужинского". По
прибытии в СССР музейные коллекции сначала поступали в
Министерство иностранных дел, откуда направлялись затем в
крупнейшие музеи Москвы и Ленинграда: Государственный
исторический музей, Государственную Третьяковскую галерею,
Государственный Русский музей, Театральный музей им. А.А.
Бахрушина и другие.
Небольшая часть второстепенных по значимости
коллекций осталась в распоряжении Комитета советских граждан в
Чехословакии.
В 1948 г. во главе первого транспорта
реэмигрантов из Праги в СССР вернулся Булгаков. Он привез с
собой сохраненные им материалы о Л.Н. Толстом, которые передал
в Ясную Поляну, где и работал сначала научным сотрудником, а
потом хранителем музея.
Литература:
- Муромцева Л.П., Перхавко В.Б. Музейные собрания
российских эмигрантов в Чехословакии//Культурное наследие
российской эмиграции, 1917 - 1940. В 2 кн. Кн.1. М., 1994.
- Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской
эмиграции 20 - 40-х годов. М., 2000.
- Русский культурно-исторический музей в Праге. М., 1993.
Документы:
- Государственный архив Российской Федерации.
- Ф.Р-5899 - Русский народный университет в Праге;
- Ф.Р-6874 - Русский культурно-исторический музей в Праге.
Иллюстрации
Е.Н.
Евсеева
|