КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЗАРУБЕЖНОЙ РОССИИ (1920 - 30-е гг.) Со второй половины 20-х гг. Париж становится ведущим культурным центром российской эмиграции. Здесь, так же как до этого в Берлине, сложился своего рода "русский городок", жители которого одновременно существовали как бы в двух параллельных мирах - русском и французском. Во французской столице уже с начала 1920-х гг. сосредоточились почти все центральные организации и объединения, которые оказывали доминирующее влияние на развитие русской культуры за рубежом, а также на создание идеологического климата в эмигрантской среде. Франция привлекала внимание эмигрантов экономическим подъемом, потребностью в рабочей силе, особенно в инженерно-технических кадрах. Кроме того, французы доброжелательно относились к русским как своим союзникам в Первой мировой войне, тогда как немцы же видели в них недавних врагов. Правительство Франции было заинтересовано в русских научных достижениях для развития своей национальной науки и оказывало поддержку русским ученым. В Париже действовали Академический союз и Академическая группа, Земско-городской союз, Федерация инженеров, Общество химиков, Союз адвокатов, Объединение врачей, Союз писателей и журналистов, Общество охранения русских культурных ценностей, Русское студенческое христианское движение и другие организации. Работали различные эмигрантские издательства, выпускались литературно-художественные журналы, выходили ежедневные газеты. Париж стал крупным научным, образовательным и просветительским центром эмиграции, бурно развивалась педагогическая деятельность русских ученых. В 20-е гг. в столице было основано восемь русских высших учебных заведений, в том числе отделений и курсов: русские отделения при Парижском университете, Франко-русский институт, Русский народный университет, Православный богословский институт, Русский коммерческий институт, Высший технический институт, Русский политехнический институт, Русская консерватория. Наиболее престижными считались курсы при Сорбонском университете, которые были образованы в 1921 г. Здесь работало более 40 известных русских ученых. На курсах обучались не только русские, но и французские студенты. Франко-русский институт, открытый в 1925 г., готовил кадры для общественной деятельности в России (так называемых "возвращенцев"). Студенты получали юридические, политические и социологические знания. Председателем совета профессоров был П.Н. Милюков. Однако большинство русских вузов в Париже не поддерживало тенденцию возвращения. Так, Русский коммерческий институт был ориентирован на подготовку выпускников для работы во французской промышленности и торговле и преподавание велось на французском языке. В 1925 г. в Париже начал действовать Православный богословский институт - один из важнейших гуманитарных центров Российского зарубежья, в котором обучались русские студенты из разных европейских стран. Институт был открыт по инициативе группы русских профессоров-богословов при активном содействии митрополита Евлогия - главы Русской православной церкви в Западной Европе. Под воздействием института в Париже в 1925 г. возникло общество "Икона", которое существовало до конца 60-х годов. Среди его основателей были В.П. и С.П. Рябушинские, П.П. Муратов, С.К. Маковский, И.Я. Билибин. К обществу присоединились ведущие иконописцы Российского зарубежья: Г. Круг, Л. Успенский, Ю. Рейтлингер и другие. Общество занималось искусствоведческим и богословским изучением иконы, просветительской работой, но главной его задачей стало возрождение православной русской живописи на основе традиций древней иконописи. Члены общества участвовали в создании более десяти православных храмов, провели 35 выставок старой и новой иконы. В 1921 г. приехавший во Францию известный русский композитор и дирижер Н.Н. Черепнин основал в Париже Русскую консерваторию, по своей структуре и концепции, содержанию учебного процесса повторявшую Петербургскую и Московскую консерватории. Это высшее учебное заведение было не только учебным, но и музыкальным центром российской эмиграции. Народный университет с музыкальной школой и рядом курсов при нем был основан также в 1921 г. Он имел общеобразовательный отдел, а в 1931 г. при университете работали, кроме основных курсов, целый ряд специальных отделений: электротехническое, иностранных языков, автомобильное, радио, прикладного искусства, художественной вышивки, кройки и шитья, чертежные курсы. Политехнический институт, открытый при поддержке французского и югославского правительств в 1920 г., имел русское, польское и югославское отделения. В институте имелось заочное отделение. Русский высший технический институт возник в 1931 г. на базе русской политехнической школы заочного преподавания, основанной американской ИМКА в 1921 г. При институте работал подготовительный курс, после окончания которого и сдачи экзаменов абитуриенты принимались в институт, существовал факультет заочного преподавания. Он действовал до 1962 г. Среднее образование детей российских эмигрантов во Франции было поставлено намного слабее. Так, в Париже работала лишь одна русская гимназия, основанная в 1921 г. Она просуществовала до 1961 г., за 40 лет выдав свыше 900 аттестатов зрелости. Гимназия "Александрино" в Ницце была открыта в 1925 г. Программы обучения русских детей в школе были приближены к программам французских школ. Уровню средних учебных заведений соответствовала и школа в Кэнси-су-Сенар, основанная княгиней И. Павловой. Наряду с русскими гимназиями, существовала другая категория русских школ: в виде отделений при французских средних учебных заведениях Парижа, Версаля, Ниццы. В Версале, например, находился корпус-лицей имени императора Николая II. Подобные учебные заведения начали распространяться с 1920 г. и сохранились до Второй мировой войны. Яркая особенность культурной жизни русского Парижа - широкое развитие бесплатных докладов, лекций, семинаров научных и общественных деятелей. Французское правительство и интеллигенция, понимая, насколько важную роль в социальной адаптации российской интеллигенции играет возможность открыто делиться своим творчеством, обмениваться идеями, стремились идти навстречу этой потребности эмигрантов, создавать условия для культурного обмена, спонсируя организацию и проведение подобных культурных и общественных акций. Со второй половины 20-х гг. и вплоть до захвата французской столицы нацистами в 1940 г. Париж являлся крупным русским издательским центром. Бурную издательскую деятельность в Париже развернула американская ИМКА через издательство "ИМКА-Пресс", которое стало основным издателем книг по философии и религии, журналов "Православная мысль" и "Путь" - органа бердяевской Религиозно-философской академии. Издавалась и художественная литература. Особенный интерес для русской читающей публики представляли мемуары о Гражданской войне. Кроме того, издательство выпускало учебники для русских школ. Самыми распространенными русскими газетами в Париже, и во Франции вообще, были "Последние новости", выходившие под редакцией П.Н.Милюкова до 1940 г., и "Возрождение", редактором которой первоначально был П.Б.Струве. Обе газеты имели свою ярко выраженную идейно-политическую окраску (соотетственно, либеральную и консервативную) и свою обширную читательскую аудиторию. Здесь же издавался "Социалистический вестник" - орган "Заграничной организации" партии меньшевиков (1921 - 1940), который даже в 30-е гг. поддерживал связи с советскими властями, получал и печатал информацию о положении в СССР. В музыкально-артистическом мире Парижа неувядаемый успех имели Ф.И. Шаляпин, композиторы С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев. Покоряли зрителей хор донских казаков С. Жарова, церковный хор Н. Афонского. На парижской сцене восторгал французов русский балет с Леонидом Мясиным, Рябушинской, Барановой, Тумановой. Во французской столице действовало несколько русских театров. Периодически проводились Дни русской культуры. В 20 - 30-е гг. во Франции жили и творили выдающиеся деятели отечественной культуры: писатели И.А. Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, А.М. Ремизов, Д.С. Мережковский, 3.Н. Гипиус, Марк Алданов, Г.В. Адамович, В.Ф. Ходасевич, чемпион мира по шахматам А.А. Алехин, многие певцы, дирижеры, музыканты, художники, чьи картины заняли достойные места в крупных музеях Европы и Америки. Стремление к этническому выживанию, к самоутверждению и самосовершенствованию побуждало эмигрантов к созданию различных кружков, в которых они находили духовное и интеллектуальное общение, обменивались информацией, новыми идеями. Именно в Париже подобные кружки получили наибольшее распространение. Нередко они перерождались в разного рода политические организации, "религиозные братства". Характерной чертой эмигрантского культурного и общественного активизма было то, что в основу создания и деятельности абсолютного большинства общественных, культурных и профессиональных организаций в Париже (во 2-й половине 1920-х гг. их насчитывалось более 300) закладывалась прежде всего национальная идея, отодвигавшая на второй план узкопрофессиональные, "цеховые", интересы. Именно здесь, в особенностях культурной жизни, в идее сохранения и развития национальной культуры, лучше всего отразились мессианские настроения эмигрантов. Литература:
Иллюстрации
|