|
Для тех, кто знает славянский язык, совершенно ясно, что приведенные выше слова древних вандалов суть славянские. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что готы, остроготы, визиготы, гепиды, геты и вандалы были славянами по национальности и языку. Прокопий Кесарийский, находившийся в войсках Велизария во время его походов против готов и лично посетивший все эти народы, также признает, что все они одной нации, имеют одно имя и говорят на одном языке, по его вьфажению, готском. О происхождении аланов написал Петр Крусбер в своем труде о северных народах. Он утверждает, что они были венедами, т. е. славянами. Это подтверждают также Еремей Русский в своих анналах и Матвей Меховский, причем последний пишет, что аланы, вандалы, свевы, бургунды жили в царстве Польском и говорили на польском, т. е. славянском языке. Пьерфранческо Джамбулари и Иренико утверждают, что богемы произошли от этих алан, которых Карл Вагрийский называет славянами. Крусбери Альберт Кранций причисляют к славянским народам также и верлов. Карл Вагрийский пишет, что нашел во Франкфурте рукописную книгу одного автора, писавшего о Германии, в которой убедительно доказывается, что верлы были славянами. Судя по древности манускрипта, пишет Карл Вафийский, автор мог быть знаком с внуками и правнуками самих верлов, Альберт Кранций в I кн. «Истории вандалов» приводит многочисленные доказательства в пользу того, что ге-рулы и верлы были славянами.
Однако Гельмольд устраняет все сомнения, помещая верлов среди славян, живущих на Венедском море. По свидетельству Рейнеция, они проживали по реке Haluelо. Некоторые писатели ошибочно называют их герулами, но настоящим их именем было верлы, что на славянском языке означает гордый, жестокий, надменный народ. О том, что именно эти качества историки приписывали верлам, пойдет речь в надлежащем месте. Авары, бастарны, певкины и финны (как пишут Захарий Лилий, Иренико, Абрам Ортелий в Синонимике и Меланхтон в комментариях к Тациту) также были славянами. Автор, описавший жизнь королей Франции Пи-пина, Карла Великого и Людовика, открыто говорит о том, что авары были одной крови со славянами. Этому автору, бенедиктинскому монаху (как пишет Ортелий), бывшему в тесной дружбе с Людовиком, в этом можно безусловно доверять, так как в его время авары еще существовали. Своего короля они, как и славяне булгары, называли Каган или Коган. Иоанн Дубравий, причисляя к славянам скиров и гиров, пишет, что та Сар-матия, которая по Птолемею граничит на востоке с Меотийским болотом и Танаисом, на западе с Вислой, на севере с Сарматским Океаном, и на юге с Карпатскими горами, была общей родиной всех народов, которые теперь называются славянскими, а прежде именовались гиры, скиры, сербы и венеды. Карл Вагрийский также утверждает, что скиры и гиры были венедами, т. е. славянами. По общему мнению многих писателей, в прошлом они жили в Дакии и назывались даками, причем перед вторжением гуннов, как пишет Бонфиний, жили в этих местах вместе с римлянами. Память об этом и сейчас сохранилась в Дакии, поскольку в Молдавии и Валахии (которая и является древней Дакией) в общественных надписях и религиозных службах используется славянский язык и письмо. Молдаване по наречию близки к руссам или московитам, валахи больше схожи с рассианами. Как утверждают Джамбулари, Крусбер и Иренико, шведы или свевы, что одно и то же, норманы и булгары суть славяне. Джамбулари пишет о них так: «из обширнейших границ Скандинавии многократно выходили бесконечные полчища и бесчисленные толпы народов: аланы, славяне (к которым относятся богемцы и поляки), шведы, которые дали нам норманов, и булгары». По свидетельству Вольфганга Лация, норманы являются потомками маркоманов, причем Сигиберт, Эйнгард и другие писатели того времени, к норманам, среди прочих, относили и руссов. Об этом пишет Абрам Ортелий в истории Дании, ссылаясь на Лация.
Об ункранах упоминает Эйнгард Монах в жизнеописании Карла Великого, где причисляет их к славянам. Видукинд Монах, как видно из «Синонимики» Ортелия, одних из них называет укры, других ункраны. Наконец, маркоманы и квады, столь знаменитые в античной истории, происходили из победоносного племени славян, поскольку Корнелий Тацит и Альберт Кранций (в 14 гл. I кн. «Вандалии») называют их вандалами. И Еремей Русский в своих «Анналах Московии» пишет, что маркоманы являются настоящими славянами. В подтверждение своего мнения он поместил в своих анналах высеченную в камне надпись, которую он обнаружил в стране маркоманов, когда сопровождал посла князя Московии к императору в Вену:
STYN OUUY UKLOPYEN BYLIE JESTI MERA SGODE, KRUKOUUYE NASS MARKOMAN. I BRETE SLAVNOV, LYTOU BOYA NASGA .. MARKOMAN PROYDE. NI SLAUNOu ..STyN .. РОКОу .. LyTH v VIKA.
Это не что иное, как славянские слова, поскольку славяне их почти также и произносят, а именно:
STINA OVVA VKLOPIENA BILIEG IEST MIRA SGODE KRVKOVYE, NAS MARKOMAN I BRATIE SLAVNOVIEH, LITABOYA NASCEGA .. MARKOMAN PROYDE, NI SLAVNI .. STINA .. POKOI .. LITH VVIKA.
На нашем языке это прозвучит так: этот камень был вырезан в знак мира, заключенного между нами, марко-манами, и братьями славянами, года нашей войны .. маркоман пройдет, не славянин .. камень .. мир .. на вечные времена.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что маркоманы были славянами, поскольку единство языка в прошлом доказывает единство происхождения. Ведь мы относим к одному народу всех тех, кто с самого рождения с молоком матери усвоил тот или иной язык. Кроме перечисленных выше авторитетных свидетельств ученых мужей и знаменитых писателей, с помощью которых мы показали, что все перечисленные выше народы были славянами, единство их происхождения можно доказать и по личным именам, упоминаемым разными авторами, описывавшими историю готов и других северных народов. Вот эти имена: Видимир, Валамир, Сигимир, Теодомир, Фригимир, Свеулад (или, как другие ошибочно пишут, Сисвальд), Селимир, Гельмир, Радагаст или Радагаз, Рахимир, Раймир, Санко (один, как пишет Дольон, правил в Испании в 823 г., другой в 1064 г.). Есть там также Сигизмир, Визумар, Витиз, Мисислав или Мислав, Откар, Визислав, Сингибан, Предимир и Обрад. Эти имена собственно славянские. К блеску и славе славян следует прибавить и то обстоятельство, что не только мужчины, но и женщины обессмертили свои имя воинской доблестью. Я имею в виду амазонок. По свидетельству Крусбера и Горопия (VIII кн. «Амазонок»), они были женами славян сарматов. Завершив на этом первое знакомство с различными народами, рассмотрим теперь их происхождение и деяния. Начнем со славян готов.
В самой глубокой древности, еще до того, как распространилась слава и само имя римлян, готы, не имея внешних врагов, воевали между собой. Выйдя из своей прародины Скандинавии при царе Берихе, вначале напали они на ульмеругов, изгнав которых, заняли всю их страну. После этого под предводительством царя Филимира готы двинулись на Скифию, называвшуюся Овин. Об этом сообщает Иордан. Одержав победу над спаллами (как пишет Аблавий), готы разделились. Одна их часть покорила Египет, о чем упоминает Геродот из Галикарнасса, другая под началом Амала двинулась на восток. Остальные во главе с Валтом пошли на запад. Те, что отправились на восток, изгнав скифов, дали им других царей. Их царь Весос, называемый некоторыми Весор, пошел войной на Беториха, царя египетского, и одержал над ним победу, в чем можно убедиться у Иордана, Иустина, Трога, Бонифация Симонеты и других. Ему наследовала царица Томира, которая вела войну с Ксерксом, царем персидским. После этого македонский царь Филипп женился на Готиле, дочери царя скифов. Сын его Александр, испытав их силу, заключил с ними мир, как пишут Страбон и Арриан из Никомедии, а также Оттон Фрейзингский. Квинт Курций расходится тут с мнением указанных авторов. Дарий, став царем персов, взял в жены дочь царя скифов Антрирегира. До тех пор готы назывались скифами, о чем ясно свидетельствуют Дион, Схоластик Смирнский, Агафий, Иордан и другие. Но вовсе не потому, что готы происходили от скифов, как думают некоторые итальянские авторы, а потому, что, изгнав скифов, готы завладели их царством.
Именно поэтому Трибеллий Поллион говорит, что скифы есть часть готов. Те готы, которые направились ня восток, разорили Грецию, вторглись в Азию и пришли на помощь троянам. Царями их, как пишет Дион Греческий, были Еврипил и Телеф, убивший Кассандру и лишенный оружия Ахиллом. Позднее, при Августе Цезаре был весьма знаменит царь гетов Беробиста. В то время Элий Катон вывел 50 000 гетов за Дунай во Фракию. Царь гетов, заставляя их укреплять свое тело упражнениями, быть воздержанными и соблюдать установленные им законы, создал обширное царство, покорил многие соседние народы и, дерзко перейдя Истр, опустошил Фракию, Македонию и Иллирик. Он внушил сильный страх римлянам и вернулся с бесчисленной добычей из владений галлов, фракийцев и иллирийцев. Кроме этого, он полностью истребил боев, подданных Критазия, и таврисков. Как пишет Страбон в VII книге «Географии», Август был вынужден послать против него войско численностью в 50 000 воинов. Приблизительно в то же время царем готов был Дромахет, который одержал победу на Истре над царем Лисимахом и взял его в плен живым. Об этом написано у Кампано в Ратиспонской речи, у Страбона и Плутарха в Апостегмах и параллельных жизнеописаниях, где он пишет, что жестокий Дромахет, царь варваров, взял в плен Лисимаха, великодушно отпустил его. Павел Орозий называет этого Дромахета царем Фракии и описывает его жизнь, что делают также Тит Ливии, Евтропий, Евсевий и другие.
Однако Страбон и Иордан утверждают, что он был гетом. Это кажется мне более правдоподобным, поскольку те, кто называли его фракийским князем, хотели тем самым показать, что геты всегда держали в подчинении Фракию. Плиний, Стефан Византийский и Птолемей говорят о местности Лисимахия во Фракии, названной так после описанного сражения. Готы вели многочисленные войны с македонцами, разбили тридцатитысячное войско Сопириона, полководца Александра Великого, а несколько раньше нанесли поражение царю Филиппу, как пишет Юстин, называя их при этом скифами. Однако Иордан и другие относят эти события к готам, которые были известны древним под именем скифов. По свидетельству Страбона, Арриана, Птолемея Лагского и Кампано, сам Александр Великий заключил мир с гетами. Тем не менее, Юстин пишет, что Александр покорил гетов. Это свидетельство, однако, не находит подтверждения ни у одного из историков, писавших о готах. Блонд, повествуя об упадке Римской империи, говорит о том, что готы были побеждены Лукуллом. Однако ни Мефодий, ни Иордан не подтверждают этого.
По свидетельству Агафия и Мефодия, переправиться через Истр готам помешал Агриппа. Позднее, во времена Августа готы разоряли провинции, подчиненные Римской империи. Овидий Назон, живший в те времена у гетов, указывает на это в 1 кн. Писем с Понта: Многих, многих людей заботы твои не волнуют и не пугает твоя мощь, ослепительный Рим. Мужество им дают тетива и стрелы в колчане.
А также в письме к Северу:
Мира не зная, живу, постоянно
ношу я оружье:
Гетские стрелы и лук вечно войною грозят.
Приблизительно в то же время геты овладели многими римскими городами и провинциями. На это указывает следующее место у Овидия:
Город старый вблизи берегов
двуименного Истра
Грозной стеной защищен и положеньем своим.
Каспий
Эгис, коль верить рассказам, тот город построил
И, по преданию, дал
детищу имя свое.
Гетов свирепых орда, истребив нежданно
одрисов,
Приступом город взяла, против царя ополчась.
Еще во времена Домициана готы пролили много крови во всей Римской империи. Как пишет Блонд, Корнелий Тацит, дабы не выражать число убитых готами римлян, не писал свою историю.
Позднее Бассиан и Каракалла, как мы находим у Флавия и Мефодия, несли большие потери в войнах с готами. Третья часть готов, оставшихся до того времени в пределах острова ульмеругов, объединившись с остальными готами, заняла (пишет Мефодий) Паннонию. В то время их князь Ситалк во главе стопятидесятитысяч-ного войска вел войну против афинян. Испытав во время этой войны мощь римлян, он заключил с ними мир. Так продолжалось до времени Домициана, которой первый открыл двери храма Януса. Тогда, говорит Иордан, готы разбили римские войска под предводительством Помпея Сабина Агриппы, а у трупа самого Помпея отсекли голову. После этого готы разделились, одна часть заняла Мезию и Фракию и именно их потомком по материнской линии был император Максимин (о чем свидетельствуют Симмах Греческий, Юлий, Капитолии и Иордан), другая начала войну против римского императора Филиппа. Филипп, не выплатив готам установленную плату, сам восстановил их против себя и развязал войну. В решающем сражении тридцатитысячное римское войско было разгромлено, а возглавлявший его сенатор Деций пал вместе со своим сыном.
После этого готы заняли Мезию. В память об этих событиях в Мезии есть место, называемое «Алтарем Деция». Упоминания об этой войне можно найти у Сабелликуса, Блонда, Иордана, Орозия, Готфрида и других. Однако Помпоний Лет, подробно описывая события тех лет, говорит, что отец и сын Деции приняли смерть по собственной воле, желая в подражание древним Дециям принести себя в жертву богам для будущей победы. Евсевий и Сабелликус указывают, что оба Деция погибли в войне с готами. В то время, когда Римской империей правил Гордиан, готы опустошали Азию, Понт, Македонию и Грецию, о чем говорят Блонд, Евсевий, Евтропий и Сабелликус. Требеллий Поллион излагает эти события иначе и не соглашается с Евсевием. Он пишет, что тогда был убит Макрин, сын императора. Когда после Галлиена власть в империи перешла к Постуму, готы, овладев Фракией, опустошили Македонию и причинили ущерб Фессалии. Совершив набег на Азию, пишет Трибеллий, они разрушили храм богини Дианы в Эфесе. По свидетельству Трибеллия, Сабелликуса и Блонда, в это время сильно пострадал и Византии. Через некоторое время готы тайно переправились на кораблях через Большое море, вошли в устье Истра и, внезапно атаковав местных жителей, перебили многих из них.
Остановить их удалось только наместникам Византия Клеокану и Афинею, однако при этом погиб префект Венериан. Готы, возгордившись, осадили Кизик и заняли Азию и всю Грецию. Греческий писатель Девксипп пишет об этом иначе. По его словам, готы прошли через Эпир, Гемонию и Боэцию. Как сообщает Иордан, император Диоклетиан также вел войну с готскими царями Гюнтерихом и Аргаихом. Эти цари, наголову разбив римлян и овладев их лагерем, взяли мезийский город Марцианополь, о чем пишут Блонд и Помпоний Лет. Волузиан после этого заключил с готскими царями мир. При его наследнике Галениане Римская республика вновь лишилась покоя. Готы под началом трех полководцев Вендикона, Турона и Барона, опустошив Азию, Геллеспонт, Эфес, Вифинию и Халкидонию, разрушили Анхиал, город на горе Гемо, о чем упоминают Сабелликус, Блонд и другие авторы. По свидетельству Помпония Лета, в это время все готы были в заговоре против Римской империи. Это подтверждают Кальпурний Сур, Юний Корд, Девксип, Арриан и другие. Трибеллий Поллион в описании деяний Марциана сообщает о том, что готы опустошили Ахайю, Фракию, Македонию и Фессалию, перебили практически все население Византия, так что в нем не осталось ни одного представителя старинных родов за исключением тех, кто по счастливой случайности находился в это время вне дома. Видя это, Максимиан предпочел мир войне и первым из римских императоров стал платить готам жалование. Иордан пишет, что в это время Гиберих, царь готов, покорил скифов, твидов, бубенгетов, васмабронтов и кадиев. Как видно из писем императора Клавдия Сенату у Трибеллия Поллиона и Помпония Лета, в его бытность в битвах погибли триста двадцать тысяч готов и были потоплены две тысячи судов. Из письма к Юнию Боку, префекту Иллирика, явствует, что Клавдий сражался с готами в Фессалии, Дакии и Мезии в окрестностях Марцианополя и Византия, что готы предали огню и мечу острова Кандия и Кипр, но в конце концов были Клавдием побеждены. По постановлению Сената за столь славную победу в честь Клавдия в здании Сената был вывешен золотой щит, а перед храмом на Капитолии установлена его золотая статуя. Вот какую честь и награду заслужил тот, кто смог одержать победу над славянами.
Однако Сабелликус считает, что Трибеллий написал все это, желая польстить Клавдию, поскольку сам был из семьи Константина. По свидетельству Евтропия, в это время погибло двести тысяч готов, однако, как замечает Сабелликус, это не подтверждает ни один другой автор. С большим сомнением отношусь я и к тем писателям, которые повествуют о победе над готами у Никополя, одержанной преемником Клавдия Аврелианом, по той причине, что неизвестно число павших. О том, сколь серьезно готы беспокоили Римскую империю и какую славу снискал себе славянский народ за одержанные победы, можно узнать из посланий Сената Аврелиану, о чем сообщает Флавий Вописк. За победу над готами Аврелиан получил от Сената столько милостей и наград, скольких не удостаивался ни один полководец или император. Как пишет Сабелликус, в одном только сражении Аврелиан уничтожил пять тысяч готов. И Флавий Вописк, ссылаясь на греческого историка Феоклита, говорит о том, что много готов пало в бою с Аврелианом, при этом погибло не более 300 солдат гарнизона. Он пишет также, что Аврелиан одержал победу над сарматами, вторгшимися в Иллирик, что за Дунаем он уничтожил пять тысяч готов с их князем Каннабадом или Канабаудом и провел многих захваченных в плен готов в триумфе.
За одержанные победы Аврелиан был прозван Возвратителем Галлий и Освободителем Иллирика. Однако никто из читавших Иордана не усомнится в том, что это ложь. Очевидно, Флавий, льстя Аврелиану, хотел преумножить его славу, указывая только число павших готов. При этом сам Вописк в начале своего повествования признает этот грех за историками, которые стараются возвеличить императоров, указывая множество поверженных ими врагов. По свидетельству Сабелликуса и Блонда, готы были также побеждены императором Константином, Иордан же открыто это отрицает. Тем не менее, с полной уверенностью можно утверждать, что после заключения мира с Римом готы никак не проявляли себя в течении почти шестидесяти лет вплоть до времени Валента. Последний, отказав им в своей дружбе и расположении, предоставил им для жительства Фракию, разрешив носить при себе оружие. После этого готы разделились на визиготов и остроготов, то есть на верхних и нижних готов, поскольку у славян, имеющих одинаковый с готами язык, visi означает высокий, верхний, a ostoch или istoch означает восток. Те, кто был ближе к востоку, стали называться остроготами, западные — визиготами. Аблавий говорит, что так они назывались у себя на родине. Однако Павел Диакон, Аббат Урспаргский и Альберт Кранций говорят, что те, что после разлада между готами последовали за Фридигерном, назывались визиготами, а примкнувшие к Аталариху — остроготами. Фридигерн обратился к императору Валенту с просьбой оказать ему помощь в борьбе с Аталарихом и, как сообщает Сократ, одержал победу над своим соперником. Валент разбил их во Фракии, поэтому готы по настоянию Валента приняли арианство. В то время, по свидетельству епископа Теодориха, арианскую ересь среди готов проповедовал Ульфила, готский священник.
Здесь мнения писателей сильно расходятся. Сабелликус пишет, что готы, будучи изгнаны гуннами, обратились к Валенту с просьбой предоставить им для жительства Фракию. Это подтверждает и Орозий. Однако Аббат Урспаргский и Иордан утверждают, что готы просили Мезию и Дакию, однако Валент дал им Фракию, где они и осели. Это подтверждает также и историк Сократ. Тем не менее, Мефодий пишет, что готы завоевали Фракию и император, опасаясь, что в будущем готы смогут напасть и на Римскую империю, против своего желания предложил им Фракию и дал двух своих полководцев, Лупицина и Максима, чтобы под их началом они могли завоевать другие, лучшие страны. Нет согласия у историков и насчет причины возникновения разногласий между императором Валентом и визиготами. Павел Диакон, Аббат Урспаргский и Сабелликус утверждают, что это произошло из-за неосмотрительности Максима и Лупициана (Иордан называет его Лупицием), тираническое правление которых неоднократно приводило к голоду. Другие историки говорят о том, что Лупициан строил козни против Фридигерна, царя визиготов, и пытался его отравить. По мнению третьих, визиготы, понуждаемые необходимостью, восстали против Валента и под предводительством Фридигерна наголову разбили римское войско. Сам император Валент был ранен стрелой и, чувствуя, что силы оставляют его, был вынесен с поля боя и оставлен в какой-то хижине, которую враги сожгли, не зная, что там находится император. Еписком Теодорих пишет, что первое поражение визиготы нанесли Валенту на Босфоре и, как пишет Сократ, в мае достигли Константинополя и, оттеснив римлян до Адрианополя, в кровопролитной битве нанесли им поражение и сожгли императора.
Это произошло в 382 году от рождества Христова на 1033 году от основания Рима и в четвертый год правления Валента. Однако Теодорих утверждает, что Валент ушел из жизни 9 августа. Как замечает Созомен, бог покарал Валента за то, что из-за него готы, которые могли бы принести много пользы Святой Матери Церкви, стали арианами. Он пишет также, что один католик предрек Валенту смерть от визиготов в случае нарушения мира с ними. После смерти Валента готы осадили Константинополь. По свидетельству Сабелликуса, Блонда и других историков, в это время Доменика, вдова Валента, всячески выказывала этому гордому народу свою щедрость, посылая в изобилии всевозможную провизию. Тем не менее, Сократ утверждает, что визиготы осадили Константинополь еще при жизни Валента. О других походах, которые в те времена совершали готы в Мезии и Фракии, подробно написано Платаном у Сириция, Иероламом у Евсевия, а также Проспером, однако рассказы их противоречивы. Самым надежным следует считать свидетельство Иеролама, жившего в описываемое им время. После Валента императорская власть перешла к Валентиниану, разделявшему с Феодосием обязанности по защите границ римских владений. В это время гремела слава о подвигах царя готов Аталариха, который, заключив мир с греками, прибыл в Константинополь. И это было не столько хорошо, сколько необходимо. Если в то время готы выступали против римлян, дела в Империи шли из рук вон плохо. Аталарих, выражая свое восхищение императором и оказанным ему приемом, говорил, что император вне всякого сомнения был олицетворением Бога на земле, что должно подвергать немедленной каре тех, кто вздумает плести против него интриги.
После кончины Аталариха Феодосии
оказал ему царские почести, чем вызвал глубокую признательность всех
готов. После смерти Аталариха готы в течении 25 лет не выбирали себе
нового царя, признавая власть римского императора, платившего им
жалованье. Наконец, оставив Фракию, поставили царем Алариха из семьи
Балтов. Аларих вступил в союз с царем Радагазом, ужасней которого, по
свидетельству Клавдиана, Орозия и Блонда, не было человека на земле.
Аблавий пишет, что он появился неожиданно с двухсот тысячным войском.
Доверив войску Алариха, Радагаз предал огню и мечу Фракию, Паннонию,
Иллирик и Норик. Из-за своих успехов Радагаз весьма возгордился и принес
обет своим богам в случае победы посвятить им всю итальянскую кровь,
угрожая истребить само имя римлян и сделать из Италии Готию. Подобно тому,
как все императоры после Августа и Цезаря назывались августами и цезарями,
он хотел, чтобы все императоры называли себя радагазами. Но Бог не стерпел
такой надменности и заносчивости и предал его в руки христиан. Потерпев
поражение близ гор Фьезоле, Радагаз погиб. Аларих захватил Испанию и
правил ей в течении тринадцати лет, после чего вернулся в Италию. О том,
что он совершил в Италии, можно прочитать у Блонда, Сабелликуса и Оттона
Фрейзингского, описавших деяния готов. Готы долгое время воевали и с
королями Франции, но, будучи изгнаны из Франции, опять вернулись в
Испанию. Во времена Марцела под начало Меровия, или Маравия, готы
вторглись во Францию и заняли многие города. Марцелл послал против них
своего полководца Луипранда. В то же время французский король Абдирам вел
войну с готами, о чем можно прочесть у Гагуина. Все это произошло перед
нашествием Аттилы в Италию, поскольку после нашествия между готами и
фран-цузами жили в мире, как свидетельствуют Прокопий и Аблавий. До сих
пор мы дали краткий обзор истории визиготов, теперь перейдем к остроготам.
Острог отважно защищались во время нашествия гуннов и, когда фортуна
отвернулась от сынов Аттилы, изгнали их из Паннонии и Мезии, разорив также
и Иллирик. Острог добились от императора Льва признания завоеванных ими
земель, оставив в качестве заложника Теодериха, будущего царя Италии. Тем
временем в Риме за короткий срок сменилось несколько императоров: Рахимер,
Васи-лиск, Антений, Зенон, Марк, Львы, Олимбрий, Глицерий, Орест и его
сын
Августул. О том, как это происходило, подробно написано у
Блонда, Сабелликуса (II), Помпония Лета и Иоанна Монаха. Я же эти события
опускаю, поскольку меня интересуют только деяния славян. Когда во главе
Римской империи стоял Авгус-тул, царь ругов славян Оттокар овладел
Италией, разорив Тревизо, Виченцу, Брешию и захватив Павию. По
свидетельству Сабелликуса, в то время было пролито больше
римской
крови, чем когда-либо после того, как Римская империя стала клониться к
упадку. Другие его деяния описаны у Оттона Фрейзингекого. Орест и Августул
погибли жалкой смертью, являя пример того, во что обходится неоправданное
честолюбие. Так, в течении двух лет Рим лишился двенадцати императоров,
большая часть которых погибла насильственной смертью, причем главными
возмутителями спокойствия были именно славяне. После падения Римской
империи в Италии славяне стали первыми иностранцами, овладевшими страной.
Именно
славяне и положили конец Империи в Италии. Если Кир
знаменит тем, что покорил халдеев, Александр Великий — тем, что подчинил
Персию, римляне прославились благодаря уничтожению монархии в Греции, тем
больший почет и славу заслуживают славяне за то, что положили конец
римской гордости. Как неоднократно отмечает Лаций в истории переселения
народов, а также Вольфганг и Альберт Кранций в своей «Вандалии», Оттокар,
которого некоторые называют также Одоакром, был руг славянин. Он был
человеком высокого роста и правил Италией
в течение пятнадцати лет. Рим
был так напуган его жестокостью, что все население города вышло ему
на-встречу и приветствовало как царя римлян, оказав славянину больше
почета, чем заслуживал какой-либо смертный. Почести, оказанные Оттокару, и
обширность его империи вызывали зависть у остроготов и императора Зенона,
подстрекавших Теодериха, царя остроготов, восстать против него. Алеманы
вторглись в Италию и после трех сражений на реке По Теодерих сумел
одержать победу. Оттокар бежал в Равенну, был осажден и в начале третьего
года
осады, заключив достойные усло-вия, сдался, однако из-за
коварства Теодериха был, в конце концов, умерщвлен. Теодерих, как пишет
Прокопий Греческий, построил много зданий в Италии и предотвратил ее
разорение. Для того, чтобы уверенней держать Италию в своей власти, он
ввел много адми-нистративных новшеств. После тридцатисемилетнего правления
Теодерих скончался, и с его смертью Италия
лишилась покоя. Ведь
во время его правления все усилия власти были направлены на поддержание
мира в стране и ее украшение. Кто захочет узнать об этом во всех
подробностях, пусть прочтет вернейшие свидетельства, приведенные в письмах
Кассиодора, из которых явствует, что как для Рима, так и для Италии
правление этого доброго царя может быть поставлено в один ряд с правлением
Октавиана Августа, Траяна и
Адриана.
Перевод Ю.Е.
Куприкова