|
ПУТЬ НОВОМУЧЕНИКА Монахиня Серафима
|
|
|
Глубокий ученый-богослов,
пламенный проповедник, ревностный служитель алтаря Господня,
талантливый администратор, мудрый архипастырь и
бескомпромиссный защитник Церкви и православных догматов -
таков образ святителя Илариона, увенчавшего свое земное
служение подвигом мученичества и исповедничества. Канонизация
архиепископа Илариона как местночтимого святого была совершена
10 мая (27 апреля ст. ст.) 1999 года в московском Сретенском
монастыре Святейшим Патриархом Алексием, а общецерковное его
прославление состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000
года.далее... |
ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ
ИНИИ! Священномученик Иларион (Троицкий)
|
Жизнь полна идолов; на каждом
шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы
не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого
идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы
искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное,
прикрывающееся именем служения истинному Богу, — такое даже
более опасное идолопоклонство снова грязной волной разлилось
по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма
различны, но все они равно печальны и горестны для мира
христианского.далее... |
|
|
ГРЕХ ПРОТИВ ЦЕРКВИ Думы о русской
интеллигенции Священномученик Иларион (Троицкий)
|
Времена великих народных
потрясений, в роде тех, какие мы переживаем теперь, не должны
проходить бесследно для народного самосознания, для врачевания
народных недугов. Нельзя в настоящее время не размышлять над
судьбами родной земли, не болеть ее недугами, не помышлять об
исцелении этих недугов. Болезненная раздвоенность русской души
очевидна всякому мыслящему наблюдателю жизни. Когда эта
болезнь началась, как она развивалась, в чем ее сущность, как
от нее избавиться? - на все эти вопросы нельзя не пытаться
дать себе ответ всякому, кто хочет послужить родной
земле.далее... |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АРХИЕПИСКОПА ИЛАРИОНА
(ТРОИЦКОГО) В 1923 ГОДУ Дмитрий Сафонов
|
|
|
Священномученик Иларион
(Троицкий) являлся ближайшим сподвижником патриарха Тихона.
Особенно значимой была роль святителя Илариона в борьбе с
обновленческим расколом. Большевистские власти опасались этого
яркого и авторитетного епископа, поэтому стремились удалить
его из Москвы. Так в 1922 году он был сослан на год в
Архангельский край и вернулся в Москву только в начале июля
1923 года. За несколько месяцев, проведенных в Москве до
своего ареста 15 ноября 1923 года святитель успел сделать
очень многое...далее... |
ЕДИНСТВО ИДЕАЛА ХРИСТОВА Священномученик Иларион
(Троицкий)
|
|
|
У нас стало два христианства,
два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян.
Такое разделение Христова идеала я считаю нелепым
принципиально и крайне вредным практически. Вот почему и
горько мне сознавать, что мой умный и добрый сердцем друг
склонен разделять предрассудок, выросший на почве
человеческого недомыслия. Предрассудок против монахов,
монашества лукав и еще с одной стороны, а именно: думают, что
христианский идеал во всей его высоте обязателен и нужен
только монахам, а мирянам... ну а мирянам нужно что-нибудь
более сходное, более легкое. "Мы не монахи!"далее... |
НАУКА И ЖИЗНЬ Священномученик Иларион,
1913г.
|
|
|
... так много слышится речей,
порою очень горячих и страстных, о научном миросозерцании, о
том, что наука может быть и она лишь одна должна быть
руководительницей жизни культурного человечества. В этих
речах, думается, больше задора и самообмана, нежели мысли и
продуманного убеждения. Такие речи особенно склонны повторять
те, у кого, по выражению В. С. Соловьева, "запросы мышления
останавливаются на мнимых истинах, мнимо доказанных какою-то
мнимою наукою"...далее... |
ПРОГРЕСС И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Священномученик Иларион
(Троицкий)
|
Идеал православия есть
преображение, а не прогресс. Не в материальном, хотя бы и
самом блестящем, прогрессе усматривает свое спасение
православное сознание, но с Ареопагитом исповедует, что
"спасение не иначе может быть совершено, как чрез обожение
спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности,
Богу и единение с Ним". Воспитанный главным образом
православной Церковью, русский народ в своем сознании всегда
носит высокий идеал преображения, и при свете этого идеала
западноевропейский идеал прогресса кажется чем-то низким, а
иногда даже противным. ...[Русскому народу] ясно и понятно,
что за чечевичную похлебку культурной жизни европеец продал
невозвратно права Божественного первородства.далее... |
ПОКАЯНИЕ В ЦЕРКВИ И ПОКАЯНИЕ В
КАТОЛИЧЕСТВЕ Священномученик Иларион (Троицкий)
|
Нельзя без содрогания читать
в этих католических "таксах" таких, например, параграфов.
"Если двое сговорятся убить одного, получают прощение за 134
лиры 14 сольдо". "За убийство отца или матери, или сестры
следует уплатить для прощения 17 лир 14 сольдо 6 динарий".
"Отец и мать, задушившие свое дитя по обоюдному согласию,
уплачивают 26 лир 1 сольдо".далее... |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И
ЦЕРКОВЬ Священномученик Иларион, 1914г. |
Христос создал Церковь.
Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного
Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета
написаны апостолами уже после, в течение более нежели
полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В
написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего
устного благовествования. Писали они для Церкви уже
существующей, и книги свои Церкви вручили для вечного
назидания.далее... |
|
|
ХРИСТИАНСТВА НЕТ БЕЗ
ЦЕРКВИ Священномученик Иларион, 1915г. |
Истина Церкви, по
преимуществу перед всеми другими, касается самой жизни каждого
христианина и определяет не только его верование, но и самую
его жизнь. Признать Церковь - это значит не мечтать только о
Христе, а жить по-христиански, идти путём любви и
самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от
воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем
началам жизни, которые долгим путём и незаметно вкрались в
сознание и мировоззрение даже и русского православного
общества...далее... |
|
|
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ХРИСТИАНСТВА Архиепископ Иларион (Троицкий) |
Принадлежность к Церкви
обуславливается единением с Церковью. Иначе и быть не может
уже потому, что Церковь не есть философская школа. Она – новое
человечество, новый благодатный организм любви. Она – Тело
Христово. Сам Христос единство Своих учеников сравнивал с
органическим единством дерева и ветвей. Что душа в теле, то
Дух Святой в Церкви...далее... |
"СЛЕПЫЕ ПРОЗРЕВАЮТ..." |
К святым мощам святителя
Илариона я подходила с маловерием, холодно и редко. Но вот
однажды, в июле 1999 года, после Божественной литургии,
подойдя к мощам, подумала, что, если он и вправду святой и
прославлен во Святой Церкви, то он поможет мне. Попросила его,
чтобы он умолил Господа о прощении моих грехов и исцелил мое
зрение. Помолилась и забыла...далее... |
|
|
Архиерейский Собор: СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН ПРОСЛАВЛЕН КАК ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ
СВЯТОЙ
Ссылки по теме:
| |