Результаты нашего исследования подтверждают правильность взглядов
тех ученых, которые полагали, что, несмотря на раскол Церквей в 1054
г., отношения православных с их католическими славянскими (и
неславянскими) соседями в целом определяла взаимная терпимость.
Однако можно отметить, что уже в то время между состоянием этих
отношений в Восточной и Юго-Восточной Европе существовали
определенные отличия. В кругах древнерусского православного
духовенства и соответственно в кругах духовенства западных соседей
Руси уже и в то время религиозная нетерпимость к представителям
другой конфессии получила вполне определенное выражение, хотя во
второй половине XI–XII вв. такая ориентация еще не могла подчинить
себе все общество и серьезно повлиять на развитие отношений между
соседними государствами. Препятствовало этому, в частности, сознание
общехристианской солидарности перед лицом язычников и мусульманского
мира. В южнославянском мире (если не учитывать позицию духовной
иерархии на болгарских землях, следовавшей установкам, принятым в
Константинополе) вообще не удается выявить какие-либо определенные
проявления конфессиональной нетерпимости в рассматриваемый период.
Важным фактором, способствовавшим смягчению отношений, была общность
не только литературного языка, но и фонда письменных памятников,
которые влияли на формирование религиозного сознания и православной,
и католической части южных славян. Играла определенную роль и
провизантийская политическая ориентация латинского духовенства
городов на Адриатическом побережье. Положение о том, что в
южнославянском обществе в целом не было враждебного отношения к
латинянам, может быть подкреплено ретроспективным анализом более
поздних источников: благожелательные высказывания о Римском престоле
в написанном на Афоне Доментианом в середине XIII в. житии Саввы
Неманича проливают определенный свет и на религиозную ориентацию
сербского монашества более раннего времени. Имело значение и то, что
латиняне неоднократно оказывались политическими союзниками южных
славян в их борьбе с экспансией Византийской империи. Эта разница
исходных условий объясняет многое в последующей эволюции
межконфессиональных отношений в разных регионах Европы; становится
понятным, почему прежде всего на южнославянской почве
предпринимались и оказывались наиболее эффективными попытки
заключения церковной унии с Римом. Анализ имеющихся данных о
попытках заключения церковной унии с Римом подтверждает вывод ряда
исследователей о том, что в унии были заинтересованы прежде всего
правители, рассчитывавшие при содействии Рима решить стоявшие перед
ними политические задачи. Духовенство в контактах с Римом играло
пассивную роль. Даже там, где, как в Болгарии, такая уния
существовала формально в течение нескольких десятилетий, не имели
места сколько-нибудь существенные заимствования католических
традиций. Все это говорит о том, что в православных славянских
странах, по существу, отсутствовали стимулы для серьезного духовного
сближения с латинским миром. Рассматривая процесс обострения
межконфессиональных отношений на протяжении XIII в., следует
констатировать, что его главной причиной и в Восточной, и в
Юго-Восточной Европе была экспансия католического мира, которая
направлялась папством и осуществлялась в виде то прямого
вооруженного наступления, то миссионерской деятельности, приводившей
в условиях роста конфессиональной непримиримости к новым
столкновениям. Переход к такой политике был определен, как
представляется, ростом, начиная с 30-х гг. XIII в., унитаристских
тенденций в политике папства, направленной не только на ограничение
автономии местных Церквей, но и на унификацию обрядов, что вело к
усилению нетерпимости ко всем возможным отклонениям от желательного
образца. Эффективность папской политики была связана с тем, что, с
одной стороны, могущественным группировкам светских феодалов на
территории латинского мира она давала удобное идейное основание для
экспансии, с другой стороны, она могла опереться на поддержку
Церкви, заинтересованной в упрочении контактов с Римом и на
протяжении XIII в. повсеместно укрепившей свое положение в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы. Именно во внешнеполитических
актах, исходивших от пап во второй половине XIII – начале XIV в.,
враждебное отношение к православному миру достигло предельной
остроты (объявление крестовых походов, пожалование православных
земель католическим государям, подстрекательство католических
подданных к восстанию против православного правителя). Враждебное
отношение к латинянам на православной почве формировалось как ответ
на такое же отношение со стороны католического мира. Развитие
антагонизма на южно- и восточнославянской почве имело свои
особенности, объяснявшиеся отчасти различием исходных условий (о чем
говорилось выше), отчасти воздействием дополнительных внешних
факторов (на территории Восточной Европы). Ограниченный характер
сохранившихся южнославянских источников, отсутствие среди них
обширных текстов исторического содержания, ориентированных на вкусы
и настроения светской среды, заставляют быть осторожными в выводах.
К тому же большая часть имеющихся сведений относится к Сербии,
которая всегда стояла ближе к западному миру, чем Болгария. Однако
есть основания полагать, что на протяжении XIII в. обострение
межконфессиональных отношений находило свое выражение главным
образом в росте враждебности по отношению к латинянам в среде
православного духовенства. Лишь в XIV в. появляются законы, ставящие
религиозную деятельность «латинян» на территории Сербского
королевства в жесткие рамки, что говорит о вовлечении в
межконфессиональные конфликты государственной власти. К этому
времени стали фактом и серьезные осложнения в отношениях между
католическими и православными подданными сербских королей. И все же
существование православных и католиков в этом государстве не привело
к серьезным межконфессиональным конфликтам. Сохранились в XIV–XV вв.
достаточно обширные и разнообразные связи сербских правителей и
знати с правителями соседнего католического Венгерского королевства.
По-видимому, лишь с гибелью (или эмиграцией) этой знати в ходе
османского завоевания были окончательно разорваны связи Сербии с
латинским миром. Здесь, таким образом, на протяжении XIII в.
религиозный антагонизм развивался сравнительно медленно и все его
негативные последствия не проявились в полной мере. Иная
ситуация сложилась в Восточной Европе. Хотя в ней религиозный
антагонизм (даже в отношениях между Новгородом и крестоносцами) не
развивался так быстро, как полагали исследователи, и стал серьезно
влиять на отношения между государствами и народами лишь во второй
половине XIII в., но он принимал предельно острую форму, когда
каждая из сторон отказывалась причислить другую к «христианам»,
рассматривая ее как часть внешнего, враждебного «нехристианского»
мира. Позиция древнерусского общества представляла собой ответную
реакцию на позицию латинских соседей. Что касается последних, то
хотя все они испытывали враждебное по отношению к православному миру
воздействие Рима, но усилению этой враждебности со стороны отдельных
государств способствовал ряд дополнительных факторов. Одним из
этих факторов, который хорошо известен и неоднократно отмечался
исследователями, была экспансия немецких и шведских феодалов и
купечества на земли Восточной Прибалтики, входившие в сферу влияния
древнерусских княжеств. Если и нельзя утверждать, что Древняя Русь с
самого начала являлась объектом экспансии, а в политике по отношению
к древнерусским землям имели место разные тенденции, то все же не
вызывает сомнений, что во второй половине XIII в. именно в
государствах крестоносцев религиозная нетерпимость,
проповедовавшаяся Римом, нашла для себя благоприятную почву. Не
могло быть и речи о поддержании каких-то «неформальных» связей не
только между духовенством двух конфессий, но и между новгородским
боярством и немецким рыцарством. Складывавшаяся в отношениях между
Новгородом и государством крестоносцев модель имела не только
локальное значение: позднее по тому же образцу стали строиться
отношения между Русским государством и латинским миром. Другим
важным фактором, влиявшим на положение дел в Восточной Европе, была
литовская экспансия. Ее воздействие носило различный характер на
разных этапах развития. Первоначально совместная борьба против
совершавших набели язычников-литовцев содействовала развитию
общехристианской солидарности в отношениях древнерусских земель не
только с польскими княжествами, но и с крестоносцами. Положение
изменилось, когда земли позднейшей Белоруссии оказались под властью
литовских князей и их население стало участвовать в походах
язычников на владения крестоносцев и земли Восточной Польши. Это
способствовало не только разрыву существовавших связей между
западнорусскими землями и латинским миром, но и формированию в
польском обществе представления о Руси как части внешнего
враждебного, не христианского мира. Упрочению подобных
представлений на западнославянской почве способствовало и подчинение
русских земель татарам. Здесь можно наблюдать эволюцию, подобную
эволюции с литовской проблемой. Первоначальное оживление чувства
христианской солидарности уступало место враждебному отношению к
Руси по мере того, как татары укрепляли свою власть и принуждали
русских князей к походам на Польшу и Венгрию во второй половине XIII
в. Этому способствовала деятельность правителей — соседей Руси,
которые, желая заручиться содействием Рима для осуществления своих
планов, подчеркивали роль своих стран как барьера, ограждающего
латинский мир от враждебных внешних сил, к числу которых они
относили и Русь. Во второй половине XIII в. эти декларации еще
не отражались на конкретных отношениях между Галицко-Волынской Русью
и ее западными соседями. Между светскими верхами соседних государств
во многом сохранялись отношения взаимной терпимости и взаимного
интереса, характерные для предшествующего периода. Однако
формирование в общественном сознании западных славян этого региона
негативного образа Руси и ее веры не осталось без последствий.
Именно воздействием этих представлений следует объяснить негативные
черты той религиозной политики, которую стали проводить польские
правители на территории Галичины в середине XIV в. Важнейшим
конкретным результатом обострения религиозного антагонизма стали
ослабление вплоть до прямого прекращения культурного общения между
православными славянскими странами и латинским миром, тенденция к
сведению общения между ними до минимума необходимых политических и
экономических контактов. Ослабление и разрыв связей имели место как
раз в ту эпоху, когда территория латинского мира превратилась в
арену проведения крупных прогрессивных социальных преобразований,
сильно изменивших традиционный облик латинского мира и
способствовавших резкому ускорению его развития. Важнейшим
негативным результатом обострения религиозных разногласий стало то,
что воздействие этих прогрессивных перемен, происходивших в
латинском мире, почти не сказалось на развитии православных
славянских стран в XIII–XIV вв. Ирония истории состоит в том, что
тяжесть негативных последствий разрыва легла вовсе не на ту сторону,
благодаря инициативе и усилиям которой этот разрыв произошел