Хорошо известно, что, по крайней мере, с середины XI в.
антагонизм двух главных христианских конфессий, постепенно
обостряясь, накладывал все более сильный негативный отпечаток на
развитие отношений между разными частями средневекового
христианского мира. Особенно долговременным и трагическим по своим
последствиям оказался этот антагонизм для славянского мира, поставив
по разные стороны четко очерченного барьера ранее близкие между
собой по языку и культуре и развивавшиеся в сходных исторических
условиях народы. Неудивительно, что эта тема так или иначе
затрагивалась в целом ряде исследований, результаты которых ясно
указывают на XIII в. как переломный период, когда в области
конфессиональных отношений между славянскими народами произошел
решительный переход от мирного сосуществования к обостренной
конфронтации. Вместе с тем в научной литературе развитие этого
антагонизма рассматривалось до сих пор в локальном плане,
применительно к отдельным странам, а - с другой стороны, слишком
общо, без учета различий в представлениях и позициях отдельных
частей общества. Исследователи справедливо уделяли большое внимание
тому, как усиление религиозной конфронтации отражалось на развитии
политических отношений между соседними странами, но при этом в тени,
на заднем плане оставался вопрос о том, как нараставший антагонизм
осмыслялся общественным сознанием, какой отпечаток это накладывало
на существующий в общественном сознании "образ мира" и какие факторы
оказывали влияние на развитие взаимной отчужденности. При
рассмотрении данной темы исследователи закономерно уделяли самое
серьезное внимание политике папства. В свете имеющихся исследований
огромная роль, которую сыграло папство в углублении и обострении
религиозного антагонизма в славянском мире, не подлежит сомнению.
При этом, однако, (сказанное далее относится прежде всего к
советской историографии) папство неоднократно выступало как сила,
цели, методы и представления которой оставались практически
неизменными на протяжении всего XIII столетия. Кроме того, нет
четкого ответа на вопрос, почему политика папства оказалась столь
эффективной, почему общественное сознание католических стран именно
в этом столетии подчинилось идейному влиянию, идущему из Рима.
Важным достижением исследователей является представление о
сложности развития межконфессиональных отношений в XIII в., когда
наряду с взаимным отталкиванием проявлялись тенденции к взаимному
сближению, находившие свое выражение в попытках заключения церковной
унии с Римом со стороны целого ряда славянских православных
государств. Если мотивы, вызывавшие к жизни подобные проекты,
представляются в настоящее время достаточно ясными, то углубленного
исследования заслуживает вопрос о причинах их неудачи и роста
враждебности в славянских православных странах по отношению к
латинскому миру. Разумеется, неясные места и пробелы в изучении
темы в огромной степени связаны с односторонностью источников,
достаточно полно освещающих одни стороны исторического процесса и
содержащих подчас случайные отрывочные сведения о других. Как
представляется, попытка рассмотрения интересующего исторического
явления в масштабах всего славянского мира поможет, с одной стороны,
до известной степени преодолеть эти трудности за счет новых
возможностей, которые появляются при сопоставлении сходных явлений,
развивающихся в разных исторических условиях, а, с другой -
составить более четкое представление об ограниченном объеме
имеющихся знаний и основанных на них выводов.