Адам Олеарий был
известным ученым и библиотекарем при дворе герцога Голштинского. Он дважды
посетил Россию в середине XVII века в составе посольства Голштинского двора. Его
книга "Описание путешествия в Московию и через Московию в персию и обратно"
выдержала несколько изданий и стала настоящим бестселлером своего времени. Эта
энциклопедия русской жизни представляет собой ценнейший исторический источник.
"Нынешний патриарх называется Никон… Это человек лет сорока, свежий и
энергичный; он живет в Кремле в великолепном дворце, который он сам для себя
велел построить; доставляет себе все удобства, соответствующие их обычаям, живет
широко и охотно шутит. Как рассказывают, когда недавно дала себя вторично
окрестить, вместе с друзьями своими, некая прекрасная девица, пришедшая потом
принять у него благословение, то он сказал ей: "Прекрасная девица, я не знаю,
должен ли я сначала поцеловать тебя или сначала благословить"...
Павел Алеппский посетил Россию в 1655 году в составе
посольства Антиохийского патриарха Макария. Будучи личным секретарем греческого
владыки, он оставил после себя обширную книгу, в которой подробно описал свое
путешествие и уделил немало страниц рассказу о русских обычаях, о политическом
устройстве России и о церковных обрядах. Павел был одним из тех, кто лично видел
патриарха Никона и неоднакратно был у него на приеме вместе с патриархом
Макарием.
"Он великий тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему
священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого не
принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда
впоследствие другого. Прослышав о чьем-нибудь проступке, даже об опьянении, он
немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как
только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая
всяческому унижению. Оттого нам приходилось видать тюрьмы, переполненные такими
людьми, кои находятся в самом скверном положении, будучи окованы тяжелыми цепями
по шее и с большими колодками на ногах. Бояре прежде входили к патриарху без
доклада привратников, он выходил им навстречу и при уходе шел их провожать.
Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближенные
сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они
входят с чрезвычайной робостью и страхом, причем до самого окончания своего дела
стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть. Любовь царя и
царицы к нему неописуема".
Николаас Витсен побывал
в России в 1664-1665 гг. в составе посольства Генеральных Штатов. Во время
своего путешествия он вел дневник, который по прошествии времени стал уникальным
историческим источником. Витсен в тайне от московских властей побывал в Воскресенском монастыре,
где встречался с опальным владыкой и имел честь беседовать с ним.
"...Я дерзнул тайком предпринять поездку в Новый Иерусалим, который строит
патриарх…
Монастырь стоит в 10 милях от Москвы. Ночью в пути мы слышали, как жутко выли
волки; они были очень близко от нас; на утренней заре мы видели лисиц и слышали
пение многих птиц. Монастырь, который они называют Иерусалимом, издали похож на
русскую крепость. Имеет 10-12 башен, или брустверов; расположен довольно близко
от быстро текущей реки [Истры], которая теперь [с помощью искусственного канала]
полностью его окружает. Вокруг вся земля разрыта и временно покрыта бревнами,
рвы сухие. У ворот стоит довольно высокая деревянная башня, по их обычаю,
искусно украшенная резьбой; в ней висят часы с боем; на возвышении стоят 5-6
пушек и висит оружие караульных стрельцов, их десять; царь прислал тридцать, но
двадцать отослали обратно. Перед воротами монастыря большой двор, где находится
гостевой дом, куда Его Преосвященство помещает тех, кто его посещает или
приезжает сюда - не монахов. Там же рядом находятся кузницы, литейная для
отливки колоколов, кирпичный завод, конюшни, малярии, лавки, каменотески, а
также жилища для рабочих. В этот передний двор проходят через большие ворота.
Надо знать, что этот патриарх, вызвав немилость царя, самовольно ушел со
службы, забрал свой священный посох и тайком уехал из Москвы. Теперь он живет
далеко от Москвы в добровольной ссылке. Обо всем этом слишком долго
рассказывать. Но ввиду того, что Никон такое священное и высокое лицо, царь не
может или не хочет его наказать и пока оставляет ему все церковные доходы.
Поговорив с нами, он пошел наверх, где снял свое одеяние: шапку с крестом из
жемчуга, ценный посох и парчовую полосатую ризу; надел подобное же, но более
простое. На груди его висела серебряная позолоченная коробочка, на одной ее
стороне изображен Христос на кресте; в ней он хранит знак своего сана.
Когда он шел из своей церкви, его сопровождало много попов и монахов; на всех
были греческие клобуки, как и у него самого, все были в черном. Каждый, мимо
кого он проходил, бил головой о землю до тех пор, пока он не прошел. Многие
подавали челобития, т.е. прошения; некоторые он велел принять, другие -
отклонить.
Вернувшись, он продолжал с нами беседу. Велел подарить нам пять жбанов, т.е.
ведер, живой рыбы, в большинстве мне неизвестной. Сказал, что хочет прислать нам
своего повара, чтобы приготовить рыбу по нашему обычаю. "Этому новичку, - сказал
он, указывая на меня, - наверно, еще не нравится наша пища". Ему наговорили, что
я купец, только что приехавший; я же так нарядился, чтобы быть неузнанным. На
слова Никона я поклонился и сказал, что все, что Его Святейшество велит сделать,
будет мне приятно.
Потом Никон просил нас посадить привезенные семена и рассаду; это и началось.
Я тоже принялся за работу при нем, да он и сам участвовал в посадке и высказывал
одобрение. Их неумелость и незнание были нам смешны; мы столько наговорили им о
пользе этих семян и растений, что редька и петрушка получили лучшие места. Его
сад был плохо ухожен, и земля неумело подготовлена, с таким незнанием дела, вряд
ли лучше, чем у местных жителей; его садовники знали не больше, поэтому мы
казались мудрыми земледельцами, распоряжались и повелевали в присутствии
патриарха...
У этого человека нехорошие манеры, он опрометчив и тороплив, привык часто
делать некрасивые жесты, опираясь на свой крест [крест на посохе]. Он крепкого
телосложения, довольно высокого роста, у него красное и прыщавое лицо, ему 64
года. Любит испанское вино. Кстати или нет, часто повторяет слова: "Наши добрые
дела". Он редко болеет, но перед грозой или ливнем чувствует себя вялым, а во
время бури или дождя ему лучше. С тех пор как он уехал из Москвы, теперь уже 7-8
лет назад, его головы не касались ни гребенка, ни ножницы. Голова у него как у
медузы, вся в густых, тяжелых космах, так же и борода."
Патриарх,
после великого князя, имеет наибольшую честь и власть в стране. Он судья над
духовными в делах, которые не подлежат одному лишь светскому праву, ему
принадлежит надзор над религиозными делами, добрыми нравами и христианским
образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению
своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю
исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не
имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему..."
Павел Алеппский
Николаас Витсен