Православие. Казанская епархия
В 1555 г. по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите
Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую
в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского
Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с
архимандритами Варсонофием и Германом и "наказной памятью": "в крещение
неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением,
жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда
воевод и наместников". В иерархическом отношении Казанская епархия,
относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских
епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода
(архиепископии). Однако имперские управленческие практики давали о себе
знать, и метод насилия в отношении "иноверцев" применялся довольно широко.
Территориально Казанскую епархию составили: на юге-западе - до реки
Суры - Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск,
Свияжск,
Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе -
все земли до р. Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения р.Вятки,
которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке -
земли Казанского, Астраханского, отчасти, Сибирского царств (с 1586 г.
вошла Уфа и Бирск); на юге - земли Астраханского царства до Терского
городка на р.Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной
Астраханской епархии. К 1917 г. территория Казанской епархии
ограничивалась пределами Казанской губернии.
Архиепископы, носившие титул Казанские и Свияжские (с 1556 по 1602 гг.
- Казанские и Астраханские, с 1799 по 1832 гг. - Казанские и Сибирские),
управляли Казанской епархией до 1589 г., когда Казанская архиепископия
была преобразована в митрополию. Первым митрополитом стал святой Гермоген,
впоследствии - Патриарх Московский и всея Руси. Именно св.Гермогену
принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской
иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы.
Именно св.Гермоген, в бытность свою Казанским митрополитом, обрел в 1595
г. мощи Казанских святителей Гурия и Варсонофия и добился прославления их
в лике общероссийских святых.
Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 г. (при
архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона
крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (ставшим
впоследствии св.Патриархом Гермогеном) и очень скоро через этот образ были
явлены многочисленные чудотворения.
Подлинник иконы находился до июня 1904 г. в Казанском Богородицком
монастыре, откуда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна
судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения
иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что был похищен
список, а подлинник был еще в 1612 г. отправлен в Москву.
После св.Гермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем,
пославший в 1612 г. ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской
иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное
избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской
Православной Церкви 22 октября ст.ст. (4 ноября н.ст.). Митрополиту Ефрему
в 1613 г. принадлежала вся полнота Патриаршей роли. Именно он в 1613 г.
венчал на царство Михаила Феодоровича Романова, первого из Дома Романовых;
подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. Ныне мощи
митрополита Ефрема, обретенные в 1955 г., почивают в особой раке в Нижнем
храме Петропавловского собора.
С 1732 г. Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 г. по
1762 г. - даже епископы (известный излишней ревностью в насаждении
христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий)).
После миссионерских трудов Казанских первосвятителей процесс
христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит
Тихон (Воинов), пребывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг.,
продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683
черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа.
Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий Раифский, позже
- настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 г. была открыта школа
для детей духовенства, преобразованная в 1732 г. в Казанскую духовную
семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.)
было крещено 406792 инородца, всего же к началу 19 в. в Казанской епархии
насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков.
Частично, это об'ясняется правительственными льготами, которые привлекали
иноверцев ко крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью
частной инициативой отдельных архиереев, приводили только к массовым
отпадениям от христианства.
С 1744 г., после церковной реформы Петра I, Казанский архиерейский
приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 г.
Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в
Казанской епархии стало 11: один - первого класса (Свияжский Успенский
мужской монастырь), два - второго класса (Спасо-Преображенский мужской и
Казанский Богородицкий женский), восемь - третьего класса; другие
монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных
дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 г. в Казанской епархии
насчитывалось 1117 церквей (для сравнения: Московская епархия имела только
814 церквей).
Казанская духовная семинария трудами архиепископа Амвросия
(Подобедова), находившегося на Казанской кафедре с 1785 по 1799 гг., была
поставлена столь высоко, что в 1797 г. она была возведена в достоинство
академии (с 1818 по 1842 гг. временно существовала в статусе семинарии).
При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) было открыто Казанское
отделение Библейского общества для переводов Священного Писания на местные
языки. В 1914 г. на татарский язык был переведен Новый Завет, в 1819 г. -
первая из корпуса ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 г. при
архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии
Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847
г. при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в
1854 г. - три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского
образования 4 октября 1867 г. было учреждено православное братство
святителя Гурия.
Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и
переводчика, "апостола Казанских инородцев" Н.И.Ильминского, трудами
которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа (1864 г.) и
Инородческая семинария (1872 г.). Помимо перечисленных духовно-учебных
заведений Казанской епархии, были следующие: двухгодичные миссионерские
курсы (с 1889 г.) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818
г.), Чебоксарское (с 1818 г.) и Чистопольское (с 1829 г.) мужские духовные
училища; женское училище духовного ведомства (с 1852 г.) для дочерей
священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное
женское училище с сиротским приютом (с 1889 г.).
При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской
духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в
1851 г. учреждается "Православный Собеседник", вокруг которого
впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки
Е.А.Будрин, Ф.А.Курганов, А.А.Царевский, П.А.Юнгеров, Л.И.Писарев,
В.А.Керенский, А.П.Щапов, правовед И.С.Бердников, этнографы, ориенталисты
и миссионеры Н.Ф.Катанов, М.А.Машанов, Н.И.Ильминский, протоиерей Евфимий
Малов, философ В.И.Несмелов и др. Газета "Известия по Казанской епархии"
существовала с 1867 по 1919 гг., "Церковно-общественная жизнь" - с 1905 по
1907 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1805
по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), будущего первоиерарха Русской
Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов, в Казани в
разное время издавались: еженедельник "Церковно-общественная жизнь",
"Миссионерский противомусульманский сборник", "Миссионерское обозрение".
Казанскому архиепископу (или митрополиту) в управлении епархией
помогали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799
г. (но в 1822 г. было отменено), затем возникло Чистопольское (в 1899 г.),
Чебоксарское (в 1853 г.), Мамадышское (в 1907 г.). Все викарные епископы
проживали в Казани: Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский
-настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский - Спасо-Преображенского.
Административно каждый из 12 уездов Казанской губернии делился на
несколько благочиний (от 2 до 5) приходских церквей. Отдельно существовало
3 благочиния монастыря. Все благочиния входили в благочинный совет при
Казанском архиерее. В 1909 г. православных в Казанской епархии
насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных - 18, приходских - 636,
домовых - 37, всего - 739. Часовен начитывалось 336. Духовенства:
протоиереев - 33, священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770,
церковно-приходских попечительств - 609; церковных школ: двухклассных - 7,
одноклассных - 470, школ грамоты - 225. Всего церковных школ было 589,
учащихся в них - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских
монастыря.
К периоду 1917 г. в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794,
монастырей - 27, часовен - 419; духовенства белого (женатого) - 4554
человека, черного (монашествующих): монахинь - 202, монахов - 1601.
Единоверческого духовенства - 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская
духовная консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем - в
епархиальное управление. После издания декрета Советской власти об
отделения Церкви от государства начинается отчуждение монастырских и
церковных земель, закрытие домовых, а затем и приходских церквей,
репрессии духовенства (уже в 1918 г. было расстреляно 32
священнослужителя). Были реквизированы: свечный завод, здания духовных
учебных заведений, последнее из которых, где размещалась Казанская
духовная академия, было закрыто в 1921 году.
С сентября 1918 г. - момента ухода с белочехами митрополита Иакова
(Пятницкого), пребывавшего на Казанской кафедре с 1910 г., и до апреля
1920 г., когда был назначен митрополит Кирилл (Смирнов), Казанской
епархией временно управлял епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк). С
августа 1922 г. митрополит Кирилл - в постоянных ссылках, и Казанской
епархией управляли: епископ Иоасаф (Удалов), епископ (с 1929 г. -
архиепископ Казанский и Свияжский) Афанасий (Малинин), не имевшие,
впрочем, Епархиального управления. Одновременно с 1923 г. в результате
обновленческого раскола, инспирированного светской властью, в Казани
возникает обновленческое Епархиальное управление во главе с обновленческим
архиереем, также носившим титул "Казанский и Свияжский". С 1938 г.
обновленческое Епархиальное управление было ликвидировано. За период с
1920 по 1938 гг. в Казанской епархии в качестве правящих и викарных
архиереев побывало около 20 человек, что об'ясняется частыми перемещениями
и арестами епископата. Возникшая путаница об'ясняется не только имевшими
место в это время обновленческим, григорианским и пр. расколами, но и
изменениями границ епархии. С 1924 г. от Казанской епархии отошла
Марийская область (позже вновь вошедшая в ее состав), а затем и Чувашская.
Большинство монастырей епархии было ликвидировано в 1928 г., массовые
репрессии духовенства пришлись на 1918, 1922, 1931-33, 1936-38 годы.
После 1938 г. Казанской епархией управлял архиепископ Андрей
(Комаров); в течение 10 лет кафедральным собором была единственная
действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском
кладбище). Начиная с 1938 г. и по настоящее время епархия управлялась
одним архиереем без викарных епископов.
В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали
значительные денежные суммы на нужды армии. В 1947 г. при архиепископе
Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. Среди
послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося
верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского,
вернувшегося в 1950 г. из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в
течение двух лет (1950-1952). Другим уважаемым иерархом послевоенного
периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский), известный тем, что вместе
с еще шестью иерархами подписал в 1961 г. известное письмо архиепископа
Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении
Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и
проведения церковных реформ.
С 1989 г. Казанской епархией управляет епископ (с 1996 г. -
архиепископ) Анастасий (в миру - Александр Михайлович Меткин), носящий,
после выделения 11 июня 1993 г. из состава Казанской епархии
новоучрежденной Марийской, титул Казанского и Татарстанского.
В Казани действовало два храма до 1989 г., когда епархии был возвращен
Петропавловский собор. В 1991 г. был возвращен Раифский монастырь, в 1994
г. - Варваринская и Софийская церкви Казани, в 1996 г. - Макарьевский
монастырь, Тихвинская церковь (переданная крещено-татарской общине), в
1997 г. - Пятницкая церковь (переданная чувашской общине), Седмиозерная
пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же
процесс постепенного возвращения некогда насильно отчуждаемых храмов
наблюдается по всей республике.
В сентябре 1997 г. открыто Казанское духовное училище, которое
предполагается в скором времени преобразовать в духовную семинарию. С 1996
г. существует Набережно-Челнинский филиал Московского Свято-Тихоновского
богословского института; в существующих воскресных школах традиционно
большое внимание уделяется воспитанию детей.
С 1993 г. в Набережных Челнах выходит ежемесячная епархиальная газета
"Благая весть", преобразованная в 1995 г. в "Казанские епархиальные
ведомости".
На 1 января 1997 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 168
религиозных общества Русской Православной Церкви Московской Патриархии. На
территории республики действует пять благочиний (с центрами в Набережных
Челнах, Елабуге, Чистополе, Арске, Пестрецах) и пять монастырей: четыре
мужских - Раифский, Иоанно-Предтеченский (Казань), Свято-Вознесенский
Макарьевский (под Свияжском), Свияжский Успенский; один женский -
Богородицкий в Елабуге.
В период с 31 августа по 2 сентября 1997 г. Казанскую епархию посетил
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал в храмах
Казани, встречался с мусульманским духовенством и Президентом Татарстана
М.Ш.Шаймиевым.
Благодарим А.В.Журавского за предоставленный
материал. Статья опубликована в Справочнике "Религиозные об'единения
Республики Татарстан" (издание Совета по делам религий при
Кабинете министров РТ, Казань, 1997). Вопросы можно присылать по
адресу: mailto:Sergei.Shishkin@ksu.ru?subject=Православие.
Казанская епархия
Православные
Web-страницы в Интернет
|