"Славяне и Славяно-Россы - род един... Нет сомнения, что любовь родственная усовершенствована и укреплена любовию христианскою" - писал митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) в дни Славянского съезда в мае 1867 г.1 В святоотеческих откровениях русские православные патриоты ищут ключ к решению сложнейших проблем, стоящих перед современной Россией. К их числу относится и насущный вопрос достижения славянского единства.
Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной |
На пороге XXI века явственно обозначились Часовня-памятник
гренадерам, павшим в бою под Плевной знаменательные признаки активизации
объединительного славянского движения. Здесь в первую очередь надо сказать о
духовно-нравственной, подвижнической роли в нем белорусского народа, авторитетно
и энергично выступившего в пользу единения с русским и другими славянскими
этносами, и одновременно с протестом против неоколонизаторской,
антиправославной, раскольнической политики Запада. Минск стал местом
паломничества патриотов из многих братских стран.
Активизировали свою
деятельность славянские и русские патриотические организации в Российской
Федерации. В 1997 году на стыке границ трех восточнославянских республик
началось сооружение храма во имя Святой Живоначальной Троицы, - духовного
символа сплочения триединого русского народа, трех суверенных республик, как
выражение самых сокровенных чаяний патриотов. Была отмечена, хотя, может быть, и
недостаточно, 130-летняя годовщина Славянского съезда, состоявшегося в 1867 г. в
Москве2. Вопреки ожесточенному сопротивлению недругов славянства
возник Союз России и Республики Беларусь.
В июне 1998 года в ознаменование
150-летней годовщины Пражского Славянского съезда 1848 года успешно проведен
Всеславянский съезд в Праге, который стал значительным событием в истории
славянского движения. В Пражском съезде участвовали 500 делегатов из 11
славянских стран - Белоруссии, Болгарии, Македонии, Польши, России, Словакии,
Словении, Украины, Хорватии, Чехии, Югославии (Сербии и Черногории), а также
представители лужицких сербов и русинов. Съезд единодушно одобрил Манифест
Всеславянского съезда 1998 г. в Праге, положение о Международном славянском
комитете и обращение к парламентам славянских стран о создании Славянского
межпарламентского союза, обращение к парламентам и правительствам славянских
государств о взаимной отмене виз и коммерческих сборов для обеспечения
беспрепятственного передвижения граждан этих стран, резолюции в поддержку
неделимости и неприкосновенности Сербии и о необходимости отмены санкций и
международных запретов в отношении Югославии.
Съезд принял решения о создании
Международного славянского комитета, состоящего из представителей национальных и
международных славянских организаций во главе с Исполнительным комитетом и
секретариатом, и о проведении очередного Всеславянского съезда в
Минске.
Особенно важно отметить заявление делегатов от России, Украины и
Белоруссии "О триединой природе русского народа", в котором подчеркивалось:
"Русский народ является государственно-образующим стержнем и ядром славянского
движения прежде и теперь. Русский народ имеет триединую природу: великороссы,
малороссы и белорусы суть составляющие этого триединства. Разрушение данного
триединства - преступление перед русским народом и его историей"3.
Накануне съезда, 20 мая 1998 г. председатель отдела
внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл от имени Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси
Алексия II направил председателю Международного оргкомитета Всеславянского
съезда Н.Кикешеву послание, в котором отметил, что Русская Православная Церковь
приветствует любую инициативу, направленную на укрепление многообразных связей
братских славянских народов. Взаимодействуя с общественными организациями, чья
деятельность направлена на укрепление всеславянского единства, она выступает за
то, чтобы подобные структуры поддерживали активную роль и сотрудничество друг с
другом. Это приветствие было зачитано в первый день работы съезда и воспринято
его участниками с благодарностью.
На развалинах бывшего Советского Союза то
здесь, то там, как грибы рождаются славянские общества, члены которых - люди
разного, но родственного этнического происхождения требуют возрождения и
утверждения славянской самоидентификации, и только на основе укрепления
славянской самобытности, верности вере отцов желают строить нормальные отношения
с этносами, принадлежащими к иным культурно-историческим типам. Такую работу
проводит, например, Славянское общество города Барнаула.
Естественным
является движение за консолидацию людей различных славянских национальностей,
живущих в лоне государственно-политического господства других цивилизаций на
Кавказе, в Средней Азии, Казахстане, странах Балтии в условиях дискриминации,
лишения элементарных прав человека, репрессий и преследований. В Казахстане,
например, действует общественное славянское движение "Лад", в Тбилиси -
благотворительное общество "Славянский дом". В недрах таких организаций патриоты
стремятся выработать концепцию выживания славян и укрепления их связей с
братскими государствами.
Славяне в своем большинстве чего-то добились, если
сравнить нынешнее их положение, допустим, с ситуацией в конце XVIII века. Ныне
имеется 12 независимых славянских государств. Но завоеванное требует закрепления
и дальнейшего продвижения путем братского сотрудничества. Сознание этого все
больше проникает в умы просвещенных славян, о чем хорошо сказал выдающийся
будитель славянства, словацкий поэт и публицист Ян Коллар: "Славянский народ
стремится опять к своему первоначальному единству, как растение, достигшее цвета
и плода к своим семенам и зерну"4. Суть
текущего момента и важных задач славянского движения удачно передает мысль
Н.Я.Данилевского, сформулированная еще в конце прошлого века: "Независимость без
единства ослабит Славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и
интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит
его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни"5.
Белград. XVII век. Гравюра |
Возрождение славянской взаимности - это нелегкий мучительный
процесс в обстановке, когда тяжелейший кризис переживают славянские нации. Почти
во всех государствах партии и политики находятся в состоянии жесткого
противоборства, чаще всего инспирируемого из-за рубежа. Ломкой экономических,
социальных структур стремятся воспользоваться своекорыстные внутренние и внешние
силы для установления своего контроля над промышленностью, финансами, сельским
хозяйством, торговлей, культурой, внутренней и внешней политикой славянских
стран. На наших глазах, подчас при одобрительных возгласах с Запада, распадаются
многонациональные государства. Родственные славянские народы отделяются друг от
друга государственными, таможенными границами, визовыми перегородками. Об этом
свидетельствуют процессы разрушения Советского Союза, Югославии,
Чехословакии.
Тревогу вызывает неприкрытое многостороннее давление,
оказываемое дипломатией, военщиной ряда крупных держав на православную
Сербию6 - давнего друга русского народа и на столь близкую нам
Белоруссию. Против славян, особенно против православных, Запад и его подручные
осуществляют политику геноцида. За время реформ численность русских уменьшилось
примерно на 8 млн. человек. Выступая на Славянском съезде в Праге, руководитель
польской делегации Б.Тейковский заявлял: "Западные штабы планируют сокращение
населения Польши до двадцати миллионов, как говорят, туземных жителей, Украины
же - до двадцати пяти миллионов. Неужели готовится место для другого
населения"7? Вымирание православных и славянских народов не может не
волновать Русскую Православную Церковь, духовенство, озабоченное судьбами своей
паствы, своего народа, других славянских народов, пусть и не
православных.
Рвутся веками сложившиеся экономические, культурные,
государственно-политические связи между народами-братьями. А конкуренты не
дремлют, вытесняя славянские товары с рынков многих стран.
В поисках выхода
из кризиса главное, чтобы в политике, внутренней и внешней, исходить из обычаев,
традиций, религиозных основ, национальной ментальности собственных народов, то
есть из особенностей славянской цивилизации. Исторический опыт показал, что
забвение собственных устоев общества, идеологии, морали неизбежно превращает
нации в объект беззастенчивого манипулирования, а затем эксплуатации со стороны
других цивилизаций. Статус марионетки, бездумного и вредного обезьяньего
подражательства не может не уязвить национальную гордость славянина. Ведь А. С.
Пушкин мечтал о грядущем "гордом внуке славян". Об этом же думали А. Хомяков, М.
Погодин, Ю. Крижанич, Я. Коллар, Ф. Скорина, М. Драгоманов, М. Миличевич, А.
Мицкевич, Л. Штур и многие, многие другие.
Приемы и методы западной
славянофобии за длительный период обогатились, стали еще более изощренными и
коварными. Однако их антигуманная сущность и лживость остались прежними. А ведь
славяне не раз ценой громадных человеческих жертв и страданий спасали Европу,
будь то в период монголо-татарского или гитлеровского нашествий.
Так или
иначе Запад в этих политических катаклизмах предстает в своем "естественном"
амплуа по отношению к иным культурно-историческим типам. Об этом так говорил
крупнейший английским историк А. Тойнби: "Как бы не различались между собой
народы мира по цвету кожи, языку, религии и степени их цивилизованности, на
вопрос западного исследователя об их отношению к Западу все - русские и
мусульмане, индусы и китайцы, японцы и все остальные - ответят одинаково. Запад,
скажут они, - это архиагрессор современной эпохи, и у каждого найдется свой
пример агрессии"8.
Во многом благодаря осуществлению славянами великой
освободительной миссии Запад утратил в XX веке прямое колониальное владычество в
обширных регионах Азии и Африки. Однако ныне весь арсенал западной политики
колониализма и неоколониализма используется против славянства, причем, прежде
всего, против православного. На одном из первых мест здесь безусловно политика
"разделяй и властвуй". Наши недруги давно вбивают клин между русскими и прочими
братскими народами.
Но все же братья мы родные!
Вот-вот, что ненавидят в нас!
Вам не
прощается Россия,
России - не прощают вас!
Наш великий национальный поэт Ф. И. Тютчев обратился с этими проникновенными стихами к участникам Славянского съезда в России в 1867 г. Действительно, враждебное отношение западных славянофобов к малейшим проявлениям естественной славянской солидарности, основанной на родственных, культурных, языковых принципах, отчетливо и многократно проявлялось и проявляется в наши дни.
СЛАВЯНАМ Привет вам задушевный, братья, Ф. И. Тютчев |
Чтобы ответить на этот вопрос прежде всего обратимся к
определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. "Об
отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви", пункт 34:
"Указать на глубокую озабоченность нашей Церкви продолжающейся экспансией унии и
преследованием православных на Украине со стороны греко-католиков10, а
также фактами католического прозелитизма на канонической территории Русской
Православной Церкви, чему следует решительно противостоять на приходском,
епархиальном и общецерковном уровне".
Антиправославная раскольническая и
антиславянская позиция, которую Ватикан занимает в наши дни, имеет столь же
неблаговидные исторические истоки.
В XV в. в Чехии происходило мощное
освободительное движение этого славянского народа против иноземного ига под
руководством Яна Гуса, чтившего славянских первоучителей Кирилла и Мефодия,
выступавшего в защиту чешского языка и национальной культуры. После подавления
героического восстания, Гус был сожжен по приказу католических инквизиторов. По
мнению ряда научных авторитетов, Гус и его некоторые соратники были близки к
Православию. Вот что говорил известный русский историк М. Д. Погодин: "А что
Гус, действительно, стоял на почве православия, мы это видим с особенной
ясностью в лице друга его, Иеронима Пражского, который незадолго пред смертью
совершил путешествие в Западную Россию: в Витебске и Пскове он открыто встал в
общину Православных; вместе с ними принимал причастие, в спорах с католиками
защищал Восточную Церковь, как единую истинную, что и было поставлено ему в
главную вину на Констанском соборе, за которую он, подобно своему другу и
учителю, был приговорен к смертной казни"11
Папский престол активно препятствовал осуществлению
Россией освободительной миссии в отношении южных и западных славян. В 1853-1856
гг. европейские державы в тесном союзе с давней угнетательницей южных и
восточных славян - мусульманской Турцией - развязали против России тяжелейшую
для нее Крымскую войну. Активную помощь агрессорам оказывала католическая
иерархия. Парижский архиепископ Сибур дошел до того, что даже объявил эту войну
"священной"12 И здесь отчетливо выявилась давняя антихристианская
сущность политического курса Запада в отношении славянства, России.
В 1867 г.
русский народ , православное духовенство с энтузиазмом принимали у себя
делегатов Всеславянского съезда. С гостями встретились император Александр II,
митрополит Московский Филарет, крупнейшие деятели отечественной культуры.
Два единства Из переполненной Господним гневом чаши Ф. И. Тютчев |
Варшава. Замковая площадь |
Однако несостоятельными являются попытки отвергнуть саму
возможность славянского единства, реальность славяно-русской цивилизации под
предлогом наличия нескольких конфессий в среде славянских наций. Да,
действительно, среди славян есть православные, есть католики, протестанты и
мусульмане. Но ведь и другие великие локальные цивилизации
многоконфессиональные. В лоне западной цивилизации миллионы протестантов,
католиков. Действует влиятельная Англиканская церковь. Характеризуя
неоднородность западного культурно-исторического типа, известный русский славист
В. В. Ламанский прозорливо отмечал: "Эти два элемента, романский и германский,
не настолько же, однако, смешались, чтобы совершенно слиться в однородное
целое... Во все периоды европейской истории... безостановочно развивается
антагонизм двух главных элементов Европы - романского и германского - и двух
представляемых им противных начал"14
Апологеты атлантизма говорят иначе. Характеризуя
западную цивилизацию американский профессор С. Хантингтон называет западное
христианство - сначала католицизм, а потом протестантизм - "уникальной и самой
важной исторической характеристикой западной цивилизации"15 И
это, по его словам, "отличает западную цивилизацию и историю от
восточнохристианского и латиноамериканского опыта"16 Как
видим, здесь искусственно сужается сфера распространения славянской цивилизации,
так же, по существу, дуалистичной, как и западная, с конфессиональной точки
зрения. Разница в том, что на Западе преобладают католицизм и протестантизм; а в
славянском мире - Православие и католицизм.
Необъективность, узкий подход
американского ученого к анализу цивилизационных особенностей славянства
проявляется и в том, что он некоторые другие цивилизации рассматривает и
классифицирует весьма расширительно. Так, С. Хантингтон относит к сфере
распространения конфуцианской цивилизации обширные регионы с достаточно
гетерогенным населением по языку, культуре, религиям, национальной психологии, а
именно Китай, Корею, страны Юго-Восточной Азии. Исламская цивилизация
развивается в трех основных вариантах: тюркском, малайском и арабском17
В
мусульманских странах Арабского Востока есть шииты, сунниты, христиане
(последних много, например, в Ливане). В Египте действует коптская церковь. Все
это отнюдь не ведет к отказу от таких региональных организаций, как Лига
Арабских Государств, Организация Исламской Конференции.
В политике Российской
Империи по славянскому вопросу всегда мощно проявлялась верность русского
народа, власти, такого влиятельного общественного течения, как славянофилы, -
Православию. 3десь сказывались как державные чувства, преисполненные заботой о
величии России, ее Православного Монарха, так и чисто русское, искреннее,
честное стремление сделать добро другим народам. Вот как оценивал такие аспекты
творчества славянофилов известный философ-богослов В. В. Зеньковский: "Прежде
всего в славянофильстве с чрезвычайной силой возвращается русская мысль к
религиозной, даже больше - к церковной установке. Сознавая всю внутреннюю логику
секуляризма на Западе, славянофильство с тем большей настойчивостью утверждает
положение, что неизбежность секуляризма на Западе была связана не с самой
сущностью христианства, а с его искажениями на Западе. Отсюда горячее и
страстное стремление найти в Православии такое понимание христианства, при
котором не только отпала бы возможность секуляризма, но, наоборот, все основные
и неустранимые искания человеческого духа получали бы свое полное удовлетворение
и освящение. Отсюда идет утверждение того, что весь "эон" западной культуры
внутренне кончается, что культура отныне должна быть перестроена в свете
Православия. Руководящую творческую силу для этого все славянофилы видят в
России"18
Славянофилы прошлого века, как известно, сыграли большую
роль в национальном пробуждении русского и других славянских народов,
отстаивании их самобытного пути развития, свободного от разрушительного,
механического копирования западных моделей. Однако уже тогда был слишком
категоричным и по существу сомнительным, несмотря на могущество тогдашней
России, тезис о всеобщем принятии Православия в будущем славянском мире.
В
наши дни тем более может идти речь только об организации, объединяющей
равноправные независимые славянские государства на многоконфессиональной основе.
Духовно-методологический ключ к такому выводу содержится в Православном учении о
веротерпимости. Так, к праведному Иоанну Кронштадтскому обращались не только
православные, но и представители других конфессий - протестанты, католики,
мусульмане. Иноверцев отец Иоанн обычно расспрашивал об их нуждах и страданиях,
не касаясь вопросов религии. По свидетельству епископа Александра
(Семенова-Тянь-Шаньского), в Крыму по молитве великого старца исцелился больной
татарин. Татарку, просившую об исцелении своего больного мужа, отец Иоанн
спросил, верует ли она в Бога, и, получив утвердительный ответ, сказал: "Будем
молиться вместе, ты - по-своему, а я - по-своему"19
Такого было очень много в деятельности святых отцов Отечества. И
распространение, и изучение правды о консолидирующей миссии Православия призваны
способствовать укреплению славянской взаимности, сбережению Единой Неделимой
России.
Нынешнее руководство Русской Православной Церкви последовательно
выступает за славянское единение. Чтобы способствовать восстановлению
культурно-исторической общности, в пасхальную ночь 1991 г. в Богоявленском
соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II зажег свечу славянского хода.
Его цель - объединение творческого потенциала братских народов для духовного и
культурного возрождения. Эта акция получила широкую поддержку. Праздники
Славянской письменности и культуры ежегодно проходят во многих городах России. В
1995 г. Патриарх Алексий II принимал активистов славянского движения и имел с
ними беседу20
В 1998 г. Святейший Патриарх посетил Республику Беларусь
и был тепло принят там. Патриотическая общественность в России высоко ценит
духовные начинания Московского патриархата. В мае того же года Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был назван в числе лауреатов
Международной премии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как было
подчеркнуто при вручении премии, которое состоялось в Москве, в Доме Союзов,
этой награды Предстоятель Русской Церкви удостоен "за выдающийся вклад в
развитие и пропаганду кирилло-мефодиевского наследия". Премия учреждена
Славянским фондом России. Принимая награду, Его Святейшество подчеркнул, что он
рассматривает ее как награду всей Русской Православной Церкви, которая "на
протяжении десятилетий, когда имена Кирилла и Мефодия были забыты в России,
чтила их как просветителей славянских народов".
Взаимообогащение славянских
культур многогранно. И на этот процесс благотворно влияет Русская Православная
Церковь. Так в 1998 г. по итогам конкурсов на 7-м Международном кинофестивале
славянских и православных народов "Золотой витязь" была присуждена премия
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она досталась члену общества
"Радонеж", российскому режиссеру Александру Александрову за фильм-размышление
"Почему мы православные?" Все награжденные фильмы, по мнению жюри, полностью
отвечают девизу фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение
души человека". По словам возглавлявшего жюри фестиваля актера и режиссера
Николая Бурляева, этот смотр призван содействовать возрождению традиционных для
славянской культуры ценностей, оздоровлению нравственного состояния современного
кинематографа, укреплению межславянского единства и согласия21 И,
как представляется, Православие является могучим духовно-консолидирующим
фактором объединения славянского мира. Об этом убедительно свидетельствует
исторический опыт. Крупнейший идеолог славянофильства Н. Я. Данилевский указывал
на особый духовный характер принятия Русью православного христианства в аспекте
межнациональных отношений, "не путем подчинения высшей по культуре христианской
народности, не путем политического преобладания над такою народностью, не путем
деятельной религиозной пропаганды, а путем внутреннего недовольства,
неудовлетворения язычеством и свободного искания истины"22
Иностранцы, посещавшие нашу страну, не раз писали о
глубокой набожности русских людей, неповторимой красоте церквей, иконописи и
церковных обрядов. Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечал, что по сравнению с
другими европейскими странами: где также вводилось христианство, на Руси этот
процесс носил более мирный характер, и это объяснялось кротостью русского
народа, а также умелой организацией проповеднической деятельности23
Ненасильственный характер имело распространение
Православия среди .других народов России, которым оно несло грамотность и
просвещение. Вспомним Стефана Пермского - творца коми-пермяцкой письменности и
самоотверженного проповедника.
Анализируя эти аспекты деятельности русского
духовенства, Иван Ильин писал: "Православная Церковь никогда не обращала
иноверных в свою веру мечом или страхом, открыто осуждая это и запрещая уже в
ранние века своего распространения. Она не уподоблялась ни католикам (особенно
при Карле и Каролингах, и во Франции в эпоху "Варфоломеевской ночи" и
религиозных войн, при Альбе, в Нидерландах и всюду, насколько у них хватало сил,
например, в Прибалтике), ни англиканам (например, при Генрихе VIII, в период
английской революции и междоусобных войн). В религии, как и во всей культуре,
русский организм творил и дарил, но не искоренял, не отсекал и не
насиловал"24
София. Площадь Александра Невского |
С высоты полного трагических событий опыта исторического
развития славянских народов, надо признать, что без определенной веротерпимости
к иноверцам, без смирения, терпения единства славянских государств не обрести. И
здесь мы можем опереться на многие положения, выработанные нашими
государственниками, Русской Православной Церковью. Так, в одном из утвержденных
в 1800 г. правил взаимоотношений со старообрядцами специально оговаривалось,
чтобы из-за содержания обрядов и книг не было "хулы ни с единыя стороны"25
Кровное родство славянских народов с необыкновенной
образностью выражено в стихотворениях Ф. И. Тютчева, негодовавшего, что
враждебные силы всячески стремятся разлучить, противопоставить друг другу
близких родственников. Так, в стихотворении: "От русского, по прочтении отрывков
из лекций г-на А. Мицкевича" (1842 г.) Тютчев призывал всех славян объединиться,
а Адама Мицкевича именовал "пророком" и "мужем примиряющей любви":
"Воспрянь, разрозненное племя,
Совокупись в один народ
-
Воспрянь - не Польша, не Россия
Воспрянь Славянская Семья!
И
отряхнувши сон, впервые
Промолви слово: Это я!"
Тютчева не смутило, что польский поэт Мицкевич - католик;
этническому фактору, объединяющему всех родных в одну семью, он придал должное
значение.
Наличие ряда конфессий не должно препятствовать сотрудничеству
славянских этносов, отказ от которого противоречил бы принципам нашей
соборности.
Еще несколько веков назад в процессе зарождения и развития
чувства славянской взаимности многие ее идеологи тяжело переживали
конфессиональный раскол народов-братьев, прежде всего на Slavia Ortodoxa и
Slavia Latina, предлагая различные рецепты примирения католицизма и православия.
Такого рода идеи выдвигал в своем историческом труде "Записки о своем времени"
дубровницкий патриций Л. Ц. Туберон (1459-1527 гг.).
Известный хорватский
мыслитель Юрий Крижанич, работавший в России и считавший, что именно она должна
быть организатором и лидером славянства, одно время мечтал о примирении
православия и католицизма.
Профессор Белградского университета Р. Мароевич
обращал внимание на актуальность пожеланий известного российского слависта А. Ф.
Гильфердинга (1831-1872), касающиеся достижения единства южных славян на
многоконфессиональной основе. В его статье, опубликованной в московском журнале
"Русская беседа", говорилось:
Почему хорватский автор не сказал так: "Мы
хорваты и вы сербы, - мы братья по происхождению, по языку, по преданиям нашей
истории, по борьбе с мусульманством; мы были бы одним народом, если бы нас не
разделила вера. Наша хорватская область была в старину больше вашей сербской; но
мы не требуем от вас прежних хорватских, а теперь сербских земель, потому что вы
приобрели их не насилием, а свободным выбором народа, приобщившегося к вам.
<...> Составим же опять союз, как в начале нашей истории, пусть обнимает
этот союз все земли сербские и хорватские и земли альпийских словенцев, если они
захотят присоединиться к нам; пусть не будет в этом союзе господства одной
народности над другою, одной веры над другою; но пусть каждый член союза
распоряжается, как хочет, своими собственными делами"26
Идеи достижения славянского единения на базе одной веры
целесообразно осуществлять с участием России, Украины, Белоруссии, Сербии,
Болгарии. Надо учесть и уроки противостояния двух концепций, имевших хождение в
прошлом веке. Некоторые русские славянофилы выступали за гегемонию самодержавия
и Православия в славянском мире. Этой доктрине противостояла польская концепция
славянского единства под эгидой Польши и католицизма. Столкновение этих двух
подходов использовалось противниками славянской взаимности при проведении
традиционного курса "Divide et impera" (Разделяй и властвуй).
В пользу
возвышения идеи славянской веротерпимости говорят и аргументы трагизма истории
русского, украинского, сербского, польского, чешского, болгарского и других
народов-братьев. Какие гигантские жертвы и потери испытал русский народ в период
монголо-татарского ига, в смутное время начала XVII века, в гигантских
революционно-шоковых потрясениях XX столетия. В 1921-1922 гг. страшный голод
охватил Поволжье и Южный Урал. От голода погибли миллионы людей. Приведем
телеграмму, отправленную в конце 1921 г. из Бузулука (Самарская губерния) в
Москву членами Чрезвычайной комиссии по охране детей: "Ужасное положение в нашем
уезде. Голод неистовствует: голодающие едят кошек, собак и падаль. Начали есть
трупы умерших. Сараи, куда складывают умерших для захоронения, грабят по ночам и
трупы растаскивают и едят. Могилы умерших от голода раскапывают. С декабря 25-го
по 27-е был похоронен 681 человек, из них 509 детей. Паника охватила голодающее
население, в отчаянии они уже не разбираются, как спасти себя от смерти. Поймите
этот ужас. Сделайте все возможное, чтобы распространить эту телеграмму. Бейте
тревогу, помогите! Иначе весь уезд превратится в опустошение". В период второй
мировой войны потери Советского Союза составили 27 млн. человек, из них
большинство - русские. Поляки потеряли тогда 6 млн. человек. Невольно
вспоминаются слова Адама Мицкевича, трактовавшего с христианских позиций историю
своего народа: "Пусть другие славянские народы не завидуют мучительной славе
польского народа... он заслужил ее страшными жертвами"27
Пусть каждый славянин молится по-своему и поступает так,
как советовал славянский поэт Ян Коллар, чтобы не воспрепятствовать
осуществлению заветной цели - достижению славянской взаимности28
Главный еретик-дьявол хочет разделить христиан,
разобщить славян. Господь, Пресвятая Богородица призывают славян к единству. В
славянской цивилизации, в сплочении единокровных братьев во Христе нет
экуменизма, поскольку каждый славянин может молится по-своему.
Выступая на
учредительном собрании Международного союза общественных объединений
"Всеславянский собор", известный православный священник Артемий Владимиров
сказал: "Славянское единство: есть оно или его нет? Я думаю, что есть.
Словосочетание "славянское сердце" как нельзя лучше характеризует способность
наших народов к сочувствию, открыто для любви и милосердия. И как на нас ни
давила западная культура, мы остаемся славянами в реликтах и рудиментах. Нас
сплачивает Православие, которое мы приняли искренне, как дети, от Византии. Все
сидящие здесь католики и православные близки друг другу поиском гармонии. Она
нарушается бессмысленным стремлением влезть в Западную Европу, где живут иные
народы, иные цивилизации. Если так поступить, значит, нужно отказаться от своих
национальных корней"29
Известно доброе отношение большинства словаков к России,
русскому народу. Из среды словаков вышли выдающиеся идеологи славянского
единения: Ян Коллар, Павел Шафарик, Людевит Штур и другие. Но ведь большинство
словаков - католики и лютеране. По данным переписи 1991 г. среди всех верующих -
католиков было 89,2%, 8,5% объявили себя лютеранами, 2,2% кальвинистами, 4,7%
греко-католиками (униатами), 0,6% православными. Атеистов насчитывалось 10%
населения30 Словакам не чуждо чувство славянской семьи единой, но
многокрасочной.
Мы, русские, исходя из широты своей натуры, всечеловечности,
глубоко раскрытой Ф.М.Достоевским, наконец, из православного учения о
веротерпимости, должны, несомненно стремиться к единству с братьями-славянами,
несмотря на наличие конфессиональных различий.
Конечно, православные русские
люди должны свято хранить верность национальным святыням. "Русский верующий
человек должен бороться за Веру и за Россию, насколько у него есть ума и сил", -
писал К. Н. Леонтьев. Иван Ильин само национальное самосознание трактовал именно
как любовь к духовному своеобразию своего народа.
Соотношение Православия и
веротерпимости в обстановке острейшей политической борьбы начала XX века
анализировал и П. А. Столыпин. В своей речи в Государственной Думе 22 мая 1909
г. великий реформатор отмечал: "Народ наш усерден к Церкви и веротерпим, но
веротерпимость не есть еще равнодушие... Помните, что вероисповедный закон будет
действовать в Русском государстве и что утверждать его будет Русский Царь,
который для слишком ста миллионов людей был, есть и будет Царь
Православный"31
С той поры Государство Российское, Русская Православная
Церковь испытали немало тяжелых потрясений. Укрепление славянского единения
способствовало бы возрождению их могущества, авторитета и влияния. Славяне вышли
из единого корня. они дети матери одной. Как писал В. Белов в своих очерках о
народной эстетике "Лад", сварливость, неуживчивость считались в русской семье
наказанием судьбы, иначе говоря, Божьей карой.
Пусть же в единении
народов-братьев торжествует разумная веротерпимость. Отметим, что в декабре 1997
г. за славянское единство на многоконфессиональной основе выступил Президент А.
Г. Лукашенко.
Один из любимейших русских святых Серафим Саровский
предсказывал неизбежность грядущего славянского единения32
Поэтому будем смотреть в будущее с чувством взвешенного оптимизма, возлагая при
этом особые надежды на славянскую соборность. Одно это слово, по словам А. С.
Хомякова, "содержит в себе целое исповедание веры".
Соборность - есть
сплочение свободных народов, людей, основанное на христианской любви и
привязанности славянскому братству, своему Отечеству, духовным ценностям.
Соборность происходит от общины и ее православной веры (вспомним слово "собор" -
храм). "Собором и нечистого поборем", - гласит русская пословица.
1 Всероссийская этнографическая выставка и Славянский
съезд в мае 1867 года. М.,1867. С. 255
2
Этой дате посвятила свою 15-ю декабрьскую встречу Ассоциация по комплексному
изучению Русской нации (АКИРН). В конференции на тему "Русско-славянская
цивилизация", состоявшейся в 1997 г. в Комитете по вопросам геополитики
Государственной Думы РФ, участвовало 13 различных организаций
3
См.: Русский вестник 1998. № 20-21
4
Отечественные записки. 1840. № 1. С. 1
5
Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. Спб.,1890
6
Статья Е. Троицкого написана еще до агрессии, осуществленной НАТО против Сербии
весной 1999 г. "Пасхальная война" показала еще более ярко, с какими соседями на
Западе имеют дело славяне. (Прим. ред.).
7
См.: Русский вестник 1998. № 20-21
8
Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб.,1996. С. 156
9
Johnson L.R. Central Europe: Enemies, Neighbours, Friends. New York, 1996
10
Подробнее об этом см. ст. В.Петрушко "Антиканонические истоки иерархии
украинских раскольников-автокефалистов" (Мир Божий № 1, 1997). Автор убедительно
показывает инспирированный. Западом безблагодатный процесс разрушения единства
Православия на Украине, использования в этих целях националистического
экстремизма, личных амбиций новоявленных самосвятов
11
См.: Погодин М.П. Собрание статей, писем и речей по поводу славянского вопроса
М., 1878
12 См.: Ватикан: натиск на Восток. М., 1998. С. 81
13
Цит. по: Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867
года. С. 100
14 Ламанский В.В. Три мира Азийско-Европейского
материка. Пг., 1916. С. 35
15
См.: Сэмюэл П. Хантингтон. Война цивилизаций: победитель определиться на
культурном фоне. // Мир Божий №1(4) 1999. С. 52
16
Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order.
1996
17 Forreign Affairs. New York, 1993, Summer
18
Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л., 1991. С. 37
19
Иоанн Кронштадский. М., 1992. С. 273
20
См.: Международный Союз общественных объединений "Всеславянский Собор".
Документы и материалы. М.,1996. С. 23
21
См.: Радонеж. 1998. № 9
22
Данилевский Н.Д. Россия и Европа. М.,1991
23
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История русской церкви. Т. 1. М.,1988. С.
59-62
24 Ильин И. Родина. Русская философия. Православная
культура. М., 1992. С. 557
25
Собрание постановлений по части раскола. 1858. С. 10-19
26
Русская беседа. 1860. V. Т. 1. № 19.
27
Mickevicz A. Dziela. Warszawa, 1955. T. XI. S. 13
28
Отечественные записки. 1840. № 1-2
29
Международный Союз общественных объединений "Всеславянский Собор". Документы и
материалы. М.,1996. С. 15
30
Грацианская Н.П. Словаки. М.,1994. С. 7
31
Цит. по: Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в
России. М.,1997.С.224
32 См.: Россия перед Вторым пришествием (Материалы к
очерку русской эсхатологии). М., 1993. С. 348
|