Пост и религиозно-нравственные аспекты его соблюдения (к
проблеме этнографического изучения русской духовной культуры)
В течение длительного времени историки были лишены
возможности изучать православие в его истинном свете, поэтому место
поста в народной культуре, его связь со многими бытовыми особенностями и
нравственные аспекты соблюдения поста оставались вне поля зрения
этнографической науки. Между тем, по справедливому замечанию
М.М.Громыко, "глубинные связи духовной и материальной культуры
достаточно четко выступают на поверхность и становятся доступными для
исследования в широком круге вопросов, связанных с постом" [1] .
Это свидетельствует о назревшей необходимости специального исследования
практики поста и выделения основных проблем, в рамках которых такое
исследование будет предпринято. Для его осуществления уже намечены пути
рассмотрения поста в исторической перспективе, особенностей питания в
дни поста [2]
. Как показала предварительная работа с источниками, наиболее
доступными оказываются материалы Х1Х века, обеспеченного разнообразными
сведениями о посте. Сюда относятся ответы на программы различных научных
обществ, прежде всего Русского Географического общества,
Этнографического бюро князя В.Н.Тенишева, созданных в Петербурге.
Достаточно много ценной информации имеется в отдельных выпусках светской
и церковной периодики, в мемуарах современников, эпистолярной и
художественной литературе. Разработка теоретических вопросов
соотношения религии и нравственности в духовной культуре этноса
неизменно влечет за собой детальное изучение отдельных проявлений
религиозности в самых различных сферах человеческой деятельности. Когда
же мы обращаемся к практике поста, то здесь открываются широкие
перспективы изучения нравственности на самых различных примерах ее
проявления - от высших слоев общества до непривиллегированных сословий
города и деревни. Одной из основных проблем представляется рассмотрение
особенностей поведения представителей различных сословий во время поста,
а именно: дворянства, купечества, мещанства и крестьянства. Это касается
особенностей внешних проявлений религиозности в различной социальной
среде, поэтому проблема включает исследование отношения к окружающим,
близким и незнакомым людям, как в обычные, так и в праздничные дни.
Говоря о дворянстве, надо отметить, что некоторые понятия о его
представителях сегодня превратились в застывшие догмы, которые следовало
бы разрушить. Это относится, в частности, и к самой оппозиционно
настроенной (в свое время) части российского общества - декабристам,
которых принято считать революционерами, потрясшими устои русского
государства в начале Х1Х века. Однако при обращении к мемуарной и
эпистолярной литературе как к источнику обнаруживается не один факт
благочестивого образа жизни декабристов как представителей дворянства.
Многие декабристы, будучи заточенными в Петропавловскую крепость,
поддерживали тесную связь со священником Казанского собора протоиереем
Петром Мысловским, пользовавшимся особым доверием и расположением
Е.П.Оболенского, Н.И.Лорера, И.Д.Якушкина и других заключенных [3] .
Один из плеяды декабристов - генерал-майор М.А.Фонвизин в ожидании
решения своей участи говел: соблюдал пост и готовился к исповеди, что
нашло отражение в его дневнике и письмах к жене [4] .
Впоследствии Н.Д.Фонвизина последовала за мужем в сибирскую ссылку, где
вокруг нее объединился кружок декабристов и близких к ним лиц, которые
обменивались в письмах и беседах мнениями по религиозно-нравственным
вопросам. Среди них был и Ф.М.Достоевский: для него нравственный подвиг
декабристов стал особой вехой в формировании своих взглядов [5] .
Оказавшись в непривычных и даже унизительных для них условиях,
многие декабристы проявили большую выдержку и мужество, преподав личный
пример для подражания более слабым и упавшим духом. Их приход к покаянию
был закономерен. Дочь И.А.Анненкова - О.И.Иванова писала в своих
воспоминаниях:"Известно многим уже, какие люди были декабристы, с каким
достоинством переносили свое положение, какую примерную, безупречную
жизнь вели они сначала в каторжной работе, а потом на поселении,
разбросанные во всей Сибири, и как они были любимы и уважаемы везде,
куда бросала их судьба...Благо России и общественную пользу они ставили
выше всего и всегда говорили, что 14 декабря было роковой ошибкой! Много
и много раз приходилось мне слышать от них, что можно было бы принести
гораздо большую пользу отечеству, служа своим идеалам мирным путем" [6] .
Тогдашняя эпоха дает яркие примеры благочестия в среде славянофилов.
О славянофильстве как об общественном движении 40-60-х годов Х1Х в., к
сожалению, сложилось мнение, искажающее суть этого социально-культурного
течения [7] .
Однако при обращении к биографии А.С.Хомякова становится очевидным,
насколько строго он относился к самому себе. В образованном обществе
соблюдение постов считалось делом второстепенным, но философ и поэт
постился независимо от того, где он находился: на службе, в походе, дома
или в гостях. Характеризуя А.С.Хомякова как личность можно привести
слова Н.А.Бердяева:"Через всю свою жизнь пронес он незыблемое церковное
сознание, твердую, как скалу, веру христианскую, ничем не соблазнился,
ни от чего не колебался, никакого кризиса не переживал" [8] .
Вот почему А.С.Хомяков так убежденно отстаивал в своих спорах с
"западниками" цельность нравственных идеалов Православия,
противопоставляя их рационалистическим принципам западного христианства.
Важно подчеркнуть, что образцом для подражания была его мать -
М.А.Хомякова (урожденная Киреевская), строго соблюдавшая посты. Помимо
постных дней - среды и пятницы, она постилась дополнительно в
понедельник. В воспоминаниях о матери А.С.Хомяков писал:"Она была
хороший и благородный образчик века, который еще не вполне оценен во
всей его оригинальности, века Екатерининского. Все (лучшие, разумеется)
представители этого времени как-то похожи на Суворовских
солдат...Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных,
которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку, но она имела
отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней...Дети не были
отчуждены от русской жизни, от русской старины". Действительно, детские
годы А.С.Хомякова в родовом имении в Богучарове Тульской губернии прошли
со строгим соблюдением всех православных обрядов и постов [9] .
Ближайший соратник вождя славянофилов публицист и поэт И.С.Аксаков
также был благочестивым христианином. Имеются неоднократные упоминания о
соблюдении им постов в его письмах к родным, чаще всего к матери [10]
. Еще один пример - А.Н.Муравьев, известный автор книги "Путешествие
по святым местам русским", изданной в 1832 г. Действительный статский
советник, он занимал высокие посты при дворе и в Святейшем Синоде, был
камергером, членом Академии наук. Домашнее воспитание он получил от
очень верующей матери, с детства вложившей в своих сыновьях горячую
любовь к православной вере и привязанность ко всем обрядам и
установлениям Церкви. Надо ли говорить, что посты он соблюдал - это было
нормой его поведения. В письме от 25 января 1859 г. к митрополиту
Московскому Филарету (Дроздову) , с которым он находился в переписке
более сорока лет,А.Н.Муравьев сообщал:"Говел и прошу меня простить во
всем, в чем огорчил Вас..." Это - лишь часть его эпистолярного наследия,
составившего почти пятьсот писем [11] .О
роли родителей в нравственном воспитании детей хорошо сказал
К.П.Победоносцев:"Счастлив, кого с детства добрые и благочестивые
родители приучили к храму Божию и ставили в нем посреди народа молиться
всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали
ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа
народного и в любовь сердца народного, сделав и для него церковь родным
домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом" [12]
. Духовные подвиги представителей дворянства должны быть оценены по
достоинству тем более, что уже тогда в обществе было довольно много
"вольнодумцев", убежденных в том, что постничество - это лишь для
простого народа. В известной степени источником может служить
художественная литература: в ее собирательных образах отразились идеалы
Х1Х века. Один из примеров - известный роман И.С.Тургенева "Отцы и
дети",в котором мать героя Евгения Базарова - "настоящая русская
дворяночка" изображена как очень верующая женщина. Она строго
посчтилась, не ела голубей, зайцев, раков, устриц и другой пищи,
запрещенной Церковью. Полная противоположность - ее сын-нигилист,
отрицавший религию в любых ее проявлениях. Публикации последних лет
разрушают еще один давнишний стереотип - будто русское купечество было
сословием невежественных, необразованных людей. Этому способствовали
работы А.И.Аксенова, П.А.Бурышкина и других авторов, сообщающих о
благотворительной деятельности московского купечества [13] .
Одновременно стала периздаваться мемуарная и художественная литература,
сообщающая немало сведений о бытовой стороне купечества. Для более
точного воспроизведения купеческого быта стоит обратиться к
произведениям И.С.Шмелева, Н.Д.Телешова, П.И.Богатырева, П.Д.Боборыкина,
содержащим свидетельства о том, как готовились к посту и проводили его в
купеческих домах. Многие купцы отличались высоким благочестием в
повседневной жизни, блюли правила постничества. Н.П.Вишняков, составляя
родословную своей фамилии, обращает внимание на образ жизни родителей.
Его отец, П.М.Вишняков был хорошо известен торговлей золотокружевными
изделиями, заслуживает внимания и его поведение в семейном кругу:"Прежде
всего останавливает внимание его религиозность, как фундамент всего его
мировоззрения. В ней коренился, как всегда, большой устой нравственной
силы. Вышедши из среды строго православной, он горячо веровал в
Божественный Промысл и в те догматы, которым учит Церковь, не мудрствуя
лукаво". Мать Н.П.Вишнякова - А.С.Болдырева (из рода малоярославских
купцов) еще в молодости делала выписки из духовно-нравственных книг,
часто ездила на богомолье по монастырям и соблюдала посты [14]
. Литература о купечестве довольно разнообразна, находились и такие
авторы, которые в соблюдении купечеством постов находили много
"изъянов". Например, знатока Москвы А.С.Ушакова, писавшего под
псевдонимом Н.Скавронский, удивляло множество постных дней,
соблюдавшихся жителями Замоскворечья. Непонятен был пост в понедельник и
особенно в пятницу - для невест, не выходящих долго замуж. Еще более
возмущался он тем, что "накануне и в самый день свадьбы невесту совсем
замытарят:оба эти дня она говеет, в самый день свадьбы строжайший пост!
Просфора да святая вода."[15]
Многие купцы были выходцами из мещанского сословия, поэтому в
поведении мещан и купцов в период поста можно найти много общего. Если в
дворянской, купеческой и мещанской среде наряду с замечательными
образцами исполнения правил, диктуемых постами, все же случалось немало
примеров отступления от церковной дисциплины, то в самом многочисленном
российском сословии - крестьянстве - строгое соблюдение постов было
обычной линией поведения, не выходившей за рамки традиционных норм
поведения и форм общения [16] .
Благодаря материалам Русского Географического общества и Тенишевского
бюро имеется возможность показать значительную роль постов в жизни
крестьян [17] .
По их тогдашним меркам несоблюдение поста считалось исключением и даже
"богоотступничеством". Уместно отметить, что крестьянин, который
длительное время не исповедывался и не причащался, лишался права быть
свидетелем на суде [18]
. Важный аспект исследований видится в том, чтобы определить, как
посты сочетались с трудовой деятельностью крестьянина и
сельскохозяйственным календарем. Причем связь была не только внешней, а
имела религиозно-нравственный смысл, в основе которого лежало понятие о
том, что ограничения телесных потребностей угодны Богу и благоприятны
для успеха в труде [19] .
Поститься означало не только ограничивать себя в питании, но в большей
степени поститься означало - не допускать ничего недостойного по
отношению к ближним и окружающим. В дни поста запрещалось чтение
светской литературы, запрещалось предаваться веселию на общественных
встречах [20] .
Сведения о такой традиции можно обнаружить в жизнеописаниях
отечественных подвижников веры, тем более что многие из них были рождены
в крестьянской семье. Будущий схиархимандрит Гавриил (Зырянов)
(+1915) был уроженцем Пермской губернии. Чтение житий святых, Евангелия
и Псалтиря было привычным занятием в его зажиточной и благочестивой
семье. Воспитание будущего старца епископ Варнава (Беляев) характеризует
так:"Чисто религиозное. Все направлялось к Богу". В детстве мальчик
часто болел. При усилении болезни его родители молились о выздоровлении
сына, давали обет, подавали милостыню, отказывались от мяса, прекращали
интимную жизнь и это помогало. Само собой разумеется, что время Великого
поста было особенным:"Первая седмица справляется крестьянами строго, а в
семье Гани и подавно. Замолкли песни веселых масленичных дней, даже на
ледяной детской горе не видно ни одного мальчика." И это понятно: обычно
скат ледяной горы перегораживала доска, чтобы ребята не могли кататься.
Тайком маленький Ганя все-таки отправился на гору и за свое непослушание
был сурово наказан: доска оказалась с гвоздями и он сильно поранился. И
лишь молитва к праведному Симеону Верхотурскому спасла его от гибели. Он
тут же дал обет сходить на богомолье святому и впоследствии выполнил
данный им обет. Надо ли говорить, что всем урокам благочестия будущий
старец учился у матери [21] .
Еще один замечательный пример дает житие Оптинского старца
иеромонаха Никона (Беляева) (+1932). Глава семьи, М.Н.Беляев по
происхождению был крестьянином Воронежской губернии, но попав в Москву
женился на дочери купца - В.Л.Швецовой. "Все члены семьи Беляевых и
Швецовых были очень религиозны в духе Православной Церкви,пишет монахиня
Мария (Добромыслова). - Вся их повседневная жизнь, не говоря уже о
выдающихся событиях, проходила в тесном единении с церковными правилами
и установлениями. Они свято чтили праздники и посты, часто посещали храм
Божий". Известно, что что в их доме был несколько раз о. Иоанн
Кронштадтский. Мать будущего старца - В.Л.Беляева воспитывала своих
детей в духе христианской любви и благочестия. Впоследствии Оптинский
старец Варсонофий сказал иеромонаху Никону:"Благодарите Бога, что у вас
такая мать. Се воистину израильтянин, в ней же льсти несть..." [22] .
Племянница старца Никона - Т.И.Беляева до сих пор помнит необычайную
доброту бабушки, сочетающейся с большой религиозностью и благочестием.
Выходец из крестьян Тамбовской губернии преподобный Силуан Афонский
(+1938) всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви. В
пощении он видел путь ко спасению и никогда не делал послаблений.
Однако, "можно много поститься, - говорил он,- много молиться и много
добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны
бубну, который гремит, а внутри пустой" [23]
. По приведенным примерам видно, что дети приобщались церковной
традиции с юных лет, познавая все на собственном опыте, в том числе и
соблюдение постов. особую роль играли при этом родители, и прежде всего
мать, которая своим поведением подавала детям личный пример для
подражания. Это вошло в их сознание навсегда и позднее нашло место в
воспоминаниях о детстве [24] .
Совершение особых постнических подвигов и трудов в крестьянской среде
нашло отражение в опубликованных жизнеописаниях отечественных
подвижников благочестия [25] ,
которые с привлечением неопубликованных материалов ориентируют на
чрезвычайно важный аспект в изучении практики поста, а именно на
обращение к его нравственному значению и может рассматриваться в рамках
проблемы взаимодействия нравственности и религиозности в народной
культуре. Исследование практики поста в прошлом тесно связано с
современными изысканиями в этой области, основой которых могут служить
прежде всего полевые наблюдения. Даже при наличии неопубликованных и
опубликованных материалов они сейчас становятся основным источником для
освещения такой широкой проблемы как взаимодействие этнических традиций
и христианства. Беседы с прихожанами некоторых епархий (Вологодской,
Рязанской, Московской областей) показали, что традиция соблюдать посты
за годы советской власти ослабевала, но не прерывалась и сохранялась
ревнителями православной веры. Очень верно характеризует значение поста
уроженка Тамбовской губернии М.И.Добросердова (1909 г.р.), соблюдающая
посты при любых обстоятельствах:"Нравственное - это шло от поколения в
поколение, от дедов-прадедов и к нам... Все было богобоязненно,
богопочитаемо... Пост - это для спасения души, вот что главное, других
объяснений нету". Легализация многих церковных традиций в конце ХХ
века, в том числе и соблюдение постов сопровождалась постепенным
освобождением верующих от необходимости скрывать их религиозные
убеждения. В этом отношении представляет большой интерес пост
современных подвижников благочестия на фоне религии как преследуемой и
на фоне возрождения деятельности Русской Православной Церкви [26]
. В переживаемый нами сложный период, когда людям предлагаются мнимые
и искусственные нормы нравственности и морали, сравнительное изучение
традиций постничества в прошлом и настоящем приобретает серьезное
практическое значение. В более широком смысле такое исследование
существенно дополняет наши знания о духовной культуры русского народа.