Воронина Т.А.
    (РАН, Москва)

    Пост и религиозно-нравственные аспекты его соблюдения (к проблеме этнографического изучения русской духовной культуры)

    В течение длительного времени историки были лишены возможности изучать православие в его истинном свете, поэтому место поста в народной культуре, его связь со многими бытовыми особенностями и нравственные аспекты соблюдения поста оставались вне поля зрения этнографической науки. Между тем, по справедливому замечанию М.М.Громыко, "глубинные связи духовной и материальной культуры достаточно четко выступают на поверхность и становятся доступными для исследования в широком круге вопросов, связанных с постом" [1] . Это свидетельствует о назревшей необходимости специального исследования практики поста и выделения основных проблем, в рамках которых такое исследование будет предпринято. Для его осуществления уже намечены пути рассмотрения поста в исторической перспективе, особенностей питания в дни поста [2] .
    Как показала предварительная работа с источниками, наиболее доступными оказываются материалы Х1Х века, обеспеченного разнообразными сведениями о посте. Сюда относятся ответы на программы различных научных обществ, прежде всего Русского Географического общества, Этнографического бюро князя В.Н.Тенишева, созданных в Петербурге. Достаточно много ценной информации имеется в отдельных выпусках светской и церковной периодики, в мемуарах современников, эпистолярной и художественной литературе.
    Разработка теоретических вопросов соотношения религии и нравственности в духовной культуре этноса неизменно влечет за собой детальное изучение отдельных проявлений религиозности в самых различных сферах человеческой деятельности. Когда же мы обращаемся к практике поста, то здесь открываются широкие перспективы изучения нравственности на самых различных примерах ее проявления - от высших слоев общества до непривиллегированных сословий города и деревни. Одной из основных проблем представляется рассмотрение особенностей поведения представителей различных сословий во время поста, а именно: дворянства, купечества, мещанства и крестьянства. Это касается особенностей внешних проявлений религиозности в различной социальной среде, поэтому проблема включает исследование отношения к окружающим, близким и незнакомым людям, как в обычные, так и в праздничные дни.
    Говоря о дворянстве, надо отметить, что некоторые понятия о его представителях сегодня превратились в застывшие догмы, которые следовало бы разрушить. Это относится, в частности, и к самой оппозиционно настроенной (в свое время) части российского общества - декабристам, которых принято считать революционерами, потрясшими устои русского государства в начале Х1Х века. Однако при обращении к мемуарной и эпистолярной литературе как к источнику обнаруживается не один факт благочестивого образа жизни декабристов как представителей дворянства.
    Многие декабристы, будучи заточенными в Петропавловскую крепость, поддерживали тесную связь со священником Казанского собора протоиереем Петром Мысловским, пользовавшимся особым доверием и расположением Е.П.Оболенского, Н.И.Лорера, И.Д.Якушкина и других заключенных [3] . Один из плеяды декабристов - генерал-майор М.А.Фонвизин в ожидании решения своей участи говел: соблюдал пост и готовился к исповеди, что нашло отражение в его дневнике и письмах к жене [4] . Впоследствии Н.Д.Фонвизина последовала за мужем в сибирскую ссылку, где вокруг нее объединился кружок декабристов и близких к ним лиц, которые обменивались в письмах и беседах мнениями по религиозно-нравственным вопросам. Среди них был и Ф.М.Достоевский: для него нравственный подвиг декабристов стал особой вехой в формировании своих взглядов [5] .
    Оказавшись в непривычных и даже унизительных для них условиях, многие декабристы проявили большую выдержку и мужество, преподав личный пример для подражания более слабым и упавшим духом. Их приход к покаянию был закономерен. Дочь И.А.Анненкова - О.И.Иванова писала в своих воспоминаниях:"Известно многим уже, какие люди были декабристы, с каким достоинством переносили свое положение, какую примерную, безупречную жизнь вели они сначала в каторжной работе, а потом на поселении, разбросанные во всей Сибири, и как они были любимы и уважаемы везде, куда бросала их судьба...Благо России и общественную пользу они ставили выше всего и всегда говорили, что 14 декабря было роковой ошибкой! Много и много раз приходилось мне слышать от них, что можно было бы принести гораздо большую пользу отечеству, служа своим идеалам мирным путем" [6] .
    Тогдашняя эпоха дает яркие примеры благочестия в среде славянофилов. О славянофильстве как об общественном движении 40-60-х годов Х1Х в., к сожалению, сложилось мнение, искажающее суть этого социально-культурного течения [7] . Однако при обращении к биографии А.С.Хомякова становится очевидным, насколько строго он относился к самому себе. В образованном обществе соблюдение постов считалось делом второстепенным, но философ и поэт постился независимо от того, где он находился: на службе, в походе, дома или в гостях. Характеризуя А.С.Хомякова как личность можно привести слова Н.А.Бердяева:"Через всю свою жизнь пронес он незыблемое церковное сознание, твердую, как скалу, веру христианскую, ничем не соблазнился, ни от чего не колебался, никакого кризиса не переживал" [8] . Вот почему А.С.Хомяков так убежденно отстаивал в своих спорах с "западниками" цельность нравственных идеалов Православия, противопоставляя их рационалистическим принципам западного христианства.
    Важно подчеркнуть, что образцом для подражания была его мать - М.А.Хомякова (урожденная Киреевская), строго соблюдавшая посты. Помимо постных дней - среды и пятницы, она постилась дополнительно в понедельник. В воспоминаниях о матери А.С.Хомяков писал:"Она была хороший и благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности, века Екатерининского. Все (лучшие, разумеется) представители этого времени как-то похожи на Суворовских солдат...Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку, но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней...Дети не были отчуждены от русской жизни, от русской старины". Действительно, детские годы А.С.Хомякова в родовом имении в Богучарове Тульской губернии прошли со строгим соблюдением всех православных обрядов и постов [9] .
    Ближайший соратник вождя славянофилов публицист и поэт И.С.Аксаков также был благочестивым христианином. Имеются неоднократные упоминания о соблюдении им постов в его письмах к родным, чаще всего к матери [10] .
    Еще один пример - А.Н.Муравьев, известный автор книги "Путешествие по святым местам русским", изданной в 1832 г. Действительный статский советник, он занимал высокие посты при дворе и в Святейшем Синоде, был камергером, членом Академии наук. Домашнее воспитание он получил от очень верующей матери, с детства вложившей в своих сыновьях горячую любовь к православной вере и привязанность ко всем обрядам и установлениям Церкви. Надо ли говорить, что посты он соблюдал - это было нормой его поведения. В письме от 25 января 1859 г. к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) , с которым он находился в переписке более сорока лет,А.Н.Муравьев сообщал:"Говел и прошу меня простить во всем, в чем огорчил Вас..." Это - лишь часть его эпистолярного наследия, составившего почти пятьсот писем [11] .О роли родителей в нравственном воспитании детей хорошо сказал К.П.Победоносцев:"Счастлив, кого с детства добрые и благочестивые родители приучили к храму Божию и ставили в нем посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав и для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом" [12] .
    Духовные подвиги представителей дворянства должны быть оценены по достоинству тем более, что уже тогда в обществе было довольно много "вольнодумцев", убежденных в том, что постничество - это лишь для простого народа.
    В известной степени источником может служить художественная литература: в ее собирательных образах отразились идеалы Х1Х века. Один из примеров - известный роман И.С.Тургенева "Отцы и дети",в котором мать героя Евгения Базарова - "настоящая русская дворяночка" изображена как очень верующая женщина. Она строго посчтилась, не ела голубей, зайцев, раков, устриц и другой пищи, запрещенной Церковью. Полная противоположность - ее сын-нигилист, отрицавший религию в любых ее проявлениях. Публикации последних лет разрушают еще один давнишний стереотип - будто русское купечество было сословием невежественных, необразованных людей. Этому способствовали работы А.И.Аксенова, П.А.Бурышкина и других авторов, сообщающих о благотворительной деятельности московского купечества [13] . Одновременно стала периздаваться мемуарная и художественная литература, сообщающая немало сведений о бытовой стороне купечества. Для более точного воспроизведения купеческого быта стоит обратиться к произведениям И.С.Шмелева, Н.Д.Телешова, П.И.Богатырева, П.Д.Боборыкина, содержащим свидетельства о том, как готовились к посту и проводили его в купеческих домах.
    Многие купцы отличались высоким благочестием в повседневной жизни, блюли правила постничества. Н.П.Вишняков, составляя родословную своей фамилии, обращает внимание на образ жизни родителей. Его отец, П.М.Вишняков был хорошо известен торговлей золотокружевными изделиями, заслуживает внимания и его поведение в семейном кругу:"Прежде всего останавливает внимание его религиозность, как фундамент всего его мировоззрения. В ней коренился, как всегда, большой устой нравственной силы. Вышедши из среды строго православной, он горячо веровал в Божественный Промысл и в те догматы, которым учит Церковь, не мудрствуя лукаво". Мать Н.П.Вишнякова - А.С.Болдырева (из рода малоярославских купцов) еще в молодости делала выписки из духовно-нравственных книг, часто ездила на богомолье по монастырям и соблюдала посты [14] .
    Литература о купечестве довольно разнообразна, находились и такие авторы, которые в соблюдении купечеством постов находили много "изъянов". Например, знатока Москвы А.С.Ушакова, писавшего под псевдонимом Н.Скавронский, удивляло множество постных дней, соблюдавшихся жителями Замоскворечья. Непонятен был пост в понедельник и особенно в пятницу - для невест, не выходящих долго замуж. Еще более возмущался он тем, что "накануне и в самый день свадьбы невесту совсем замытарят:оба эти дня она говеет, в самый день свадьбы строжайший пост! Просфора да святая вода."[15]
    Многие купцы были выходцами из мещанского сословия, поэтому в поведении мещан и купцов в период поста можно найти много общего. Если в дворянской, купеческой и мещанской среде наряду с замечательными образцами исполнения правил, диктуемых постами, все же случалось немало примеров отступления от церковной дисциплины, то в самом многочисленном российском сословии - крестьянстве - строгое соблюдение постов было обычной линией поведения, не выходившей за рамки традиционных норм поведения и форм общения [16] . Благодаря материалам Русского Географического общества и Тенишевского бюро имеется возможность показать значительную роль постов в жизни крестьян [17] . По их тогдашним меркам несоблюдение поста считалось исключением и даже "богоотступничеством". Уместно отметить, что крестьянин, который длительное время не исповедывался и не причащался, лишался права быть свидетелем на суде [18] .
    Важный аспект исследований видится в том, чтобы определить, как посты сочетались с трудовой деятельностью крестьянина и сельскохозяйственным календарем. Причем связь была не только внешней, а имела религиозно-нравственный смысл, в основе которого лежало понятие о том, что ограничения телесных потребностей угодны Богу и благоприятны для успеха в труде [19] . Поститься означало не только ограничивать себя в питании, но в большей степени поститься означало - не допускать ничего недостойного по отношению к ближним и окружающим. В дни поста запрещалось чтение светской литературы, запрещалось предаваться веселию на общественных встречах [20] . Сведения о такой традиции можно обнаружить в жизнеописаниях отечественных подвижников веры, тем более что многие из них были рождены в крестьянской семье.
    Будущий схиархимандрит Гавриил (Зырянов) (+1915) был уроженцем Пермской губернии. Чтение житий святых, Евангелия и Псалтиря было привычным занятием в его зажиточной и благочестивой семье. Воспитание будущего старца епископ Варнава (Беляев) характеризует так:"Чисто религиозное. Все направлялось к Богу". В детстве мальчик часто болел. При усилении болезни его родители молились о выздоровлении сына, давали обет, подавали милостыню, отказывались от мяса, прекращали интимную жизнь и это помогало. Само собой разумеется, что время Великого поста было особенным:"Первая седмица справляется крестьянами строго, а в семье Гани и подавно. Замолкли песни веселых масленичных дней, даже на ледяной детской горе не видно ни одного мальчика." И это понятно: обычно скат ледяной горы перегораживала доска, чтобы ребята не могли кататься. Тайком маленький Ганя все-таки отправился на гору и за свое непослушание был сурово наказан: доска оказалась с гвоздями и он сильно поранился. И лишь молитва к праведному Симеону Верхотурскому спасла его от гибели. Он тут же дал обет сходить на богомолье святому и впоследствии выполнил данный им обет. Надо ли говорить, что всем урокам благочестия будущий старец учился у матери [21] .
    Еще один замечательный пример дает житие Оптинского старца иеромонаха Никона (Беляева) (+1932). Глава семьи, М.Н.Беляев по происхождению был крестьянином Воронежской губернии, но попав в Москву женился на дочери купца - В.Л.Швецовой. "Все члены семьи Беляевых и Швецовых были очень религиозны в духе Православной Церкви,пишет монахиня Мария (Добромыслова). - Вся их повседневная жизнь, не говоря уже о выдающихся событиях, проходила в тесном единении с церковными правилами и установлениями. Они свято чтили праздники и посты, часто посещали храм Божий". Известно, что что в их доме был несколько раз о. Иоанн Кронштадтский. Мать будущего старца - В.Л.Беляева воспитывала своих детей в духе христианской любви и благочестия. Впоследствии Оптинский старец Варсонофий сказал иеромонаху Никону:"Благодарите Бога, что у вас такая мать. Се воистину израильтянин, в ней же льсти несть..." [22] . Племянница старца Никона - Т.И.Беляева до сих пор помнит необычайную доброту бабушки, сочетающейся с большой религиозностью и благочестием. Выходец из крестьян Тамбовской губернии преподобный Силуан Афонский (+1938) всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви. В пощении он видел путь ко спасению и никогда не делал послаблений. Однако, "можно много поститься, - говорил он,- много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой" [23] .
    По приведенным примерам видно, что дети приобщались церковной традиции с юных лет, познавая все на собственном опыте, в том числе и соблюдение постов. особую роль играли при этом родители, и прежде всего мать, которая своим поведением подавала детям личный пример для подражания. Это вошло в их сознание навсегда и позднее нашло место в воспоминаниях о детстве [24] . Совершение особых постнических подвигов и трудов в крестьянской среде нашло отражение в опубликованных жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия [25] , которые с привлечением неопубликованных материалов ориентируют на чрезвычайно важный аспект в изучении практики поста, а именно на обращение к его нравственному значению и может рассматриваться в рамках проблемы взаимодействия нравственности и религиозности в народной культуре.
    Исследование практики поста в прошлом тесно связано с современными изысканиями в этой области, основой которых могут служить прежде всего полевые наблюдения. Даже при наличии неопубликованных и опубликованных материалов они сейчас становятся основным источником для освещения такой широкой проблемы как взаимодействие этнических традиций и христианства. Беседы с прихожанами некоторых епархий (Вологодской, Рязанской, Московской областей) показали, что традиция соблюдать посты за годы советской власти ослабевала, но не прерывалась и сохранялась ревнителями православной веры. Очень верно характеризует значение поста уроженка Тамбовской губернии М.И.Добросердова (1909 г.р.), соблюдающая посты при любых обстоятельствах:"Нравственное - это шло от поколения в поколение, от дедов-прадедов и к нам... Все было богобоязненно, богопочитаемо... Пост - это для спасения души, вот что главное, других объяснений нету".
    Легализация многих церковных традиций в конце ХХ века, в том числе и соблюдение постов сопровождалась постепенным освобождением верующих от необходимости скрывать их религиозные убеждения. В этом отношении представляет большой интерес пост современных подвижников благочестия на фоне религии как преследуемой и на фоне возрождения деятельности Русской Православной Церкви [26] .
    В переживаемый нами сложный период, когда людям предлагаются мнимые и искусственные нормы нравственности и морали, сравнительное изучение традиций постничества в прошлом и настоящем приобретает серьезное практическое значение. В более широком смысле такое исследование существенно дополняет наши знания о духовной культуры русского народа.

    Примечания:

    1. Громыко М.М. Православие у русских:проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Книга 6.М., 1996. С.176-177.
    2. Воронина Т.А. Пост в жизни русских // Православие и русская народная культура. Книга 5. М.,1995. С.5-89.
    3. См. подробнее: Мемуары декабристов. Северное общество. М.,1981, Мемуары декабристов. Южное общество. М.,1982, Мемуары декабристов. М.,1988.
    4. Фонвизин М.Н. Сочинения и письма. Иркутск, 1979. Т.1. Дневники и письма.
    5. Громыко М.М. Сибирские знакомые и друзья Ф.М.Достоевского. Новосибирск,1985. С.68-69,97.
    6. Иванова О.И. Из воспоминаний дочери // Воспоминания Полины Анненковой с приложением воспоминаний ее дочери О.И.Ивановой и материала из архива Анненковых. М.,1932. С.209-210.
    7. Благова Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский: Жизнь и философское мировоззрение. М.,1994.С.9.
    8. Бердяев Н.А. А.С.Хомяков. М.,1912. С.24-25.
    9. Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков: Его жизнь и сочинения. М.,1897.С.47.
    10. Аксаков И.С. Письма к родным:1844-1849. М.,1988. С.469,473,474,686.
    11. Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). Спб., 1900. С. 289.
    12. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С.264-265.
    13. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества ХУ111 века.М.,1989, Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.,1991.
    14. Вишняков Н.П. Сведения о купеческом роде Вишняковых (1762-1847 гг.), собранные Н.Вишняковым. Ч.2. М.,1905.С.53,81.
    15. Скавронский Н. Очерки Москвы /Сост. Л.Д.Полиновская. М.,1993. С.91-93
      .
    16. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М.,1986.
    17. Воронина Т.А. Пост как показатель благочестия русских крестьян Х1Х века // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. С.305-306.
    18. Российский этнографический музей. Фонд 7. Оп.1. Д.603.Л.22.,Д.1467.Л.17.
    19. Селиванов В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд, Рязанской губернии) // Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины Х1Х века. М., 1987., Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Спб., 1913.
    20. Громыко М.М. Круг чтения русских крестьян в конце Х1Х века // В начале было слово: Праздник славянской письменности и культуры в Новгороде. М.,1990. С.194.
    21. Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу / Сост. Проценко П.Г. М., 1996. С.41-43.
    22. Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной пустыни,1996. С.10,17-18.
    23. Православный церковный календарь. М.,1993. С.83-87.
    24. Зобнин Ф. Из года в год (Описание круговорота крестьянской жизни в с.Усть-Ницынском Тюменского округа) // Живая старина. Вып.1.Год 4-й. Спб.,1894. С.40-41, Столяров И. Записки русского крестьянина .Париж,1986.
    25. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия ХУ111 и Х1Х веков. Январь-декабрь. М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1909-1910.
    26. Воронина Т.А. Православие в России: возвращение традиций // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.,1995. С.26-37.


Яндекс.Метрика

На главную страницу