АДРИАН
СЕЛИН
Московское церковное строительство в Ливонии в
XVI в.
Мы хотим обратить внимание на один из аспектов
процесса включения, пусть и временного, Прибалтийских земель в
состав Московского государства в XVI в.
Хорошо известно, что Ливонская война развивалась на
протяжении 1558-1583 гг. с переменным успехом. Первоначально
присоединенные к Московскому государству Ругодив (Нарва) и Юрьев
Ливонский (Дерпт) к концу 1570-х гг. считались уже вполне русской
территорией, интегрированной не в меньшей степени, чем завоеванные
примерно в то же время Казань и Астрахань. На территории, занятые в
Ливонии Московское государство стремилось распространить все те
нормы, которые действовали в глубинных районах Московской державы.
Заметим, что почти в т же время московские порядки вводились и на
территориях, отнятых у Великого княжества Литовского - в Усвятском,
Озерищском, Полоцком уездах (1).
Из всех московских норм, действовавших в
1550-1570-х гг. на территории Ливонии более всего исследована
поместная система (2). Н.Ф.Демидова в своей вступительной статье к
публикации актов Городового, Поместного и Разрядного приказов,
касающихся Ливонских городов, отметила также развернувшееся в годы
московского военного присутствия в Ливонии в 1570-х гг. ямское
строение (хронологически, отметим, почти совпавшее с реформой ямской
системы в других районах Московского государства (3)).
Однако интеграция вновь присоединенных территорий
проявилась также в развернувшемся в Ливонии строительство
православных храмов. На этом обстоятельстве остановимся
подробнее.
Уже упомянутая публикация документов нескольких
московских приказов, касающаяся управления Ливонскими городами
касается в первую очередь так называемых "новых Ливонских городов" -
присоединенных на очень короткое время после осеннего похода 1577 г.
(Влех, Чествин, Борзунь, Лужа и др.), центром которых был город
Кукенойс. Судя по косвенным свидетельствам документов, сразу по
завоевании этих городов, в декабре 1577 в них был послан государев
наказ, повелевавший, в частности, строить церкви (4), причем,
согласно этому наказу, причт к новой церкви предполагалось призвать
из Пскова: "Милостивый государь, смилуйся, пощади нас холопей своих,
вели изо Пскова прислати попа, умирают, государь, твои государьские
люди без отца духовного, а мы, холопи твои государьские, живем что
заблыдяшие овцы" (5). В январе 1578 г. во все "новые немецкие
города" велено было призывать причетников из Новгородских пятин,
Великолуцкого уезда и Ржевы Пустой6. Городами, где предполагалось
строить церкви были: Борзунь, Влех, Куконойс, Круцборг, Левенвард,
Лужа, Резица, Ровный, Скровный, Трекат, Чествин.
Отметим некоторые особенности в комплектности
причта: к каждой церкви полагалось по два священника (в Кукенойсе,
где, вероятно, предполагалось строить 4 храма, к ним было определено
еще 2 дьякона), по пономарю и по проскурнице. Интересно, что дьячки
к ливонским церквам не определялись (кроме 6 дьячков к кукенойсским
храмам), что резко расходится с традиционным составом причта, к
примеру, новгородского (7). Можно только предполагать, что причина
отсутствия дьячков в причте таких церквей может быть в
малочисленности грамотных людей.
Кроме Кукенойса - центра "новых немецких городов"
(в нем также стоял самый большой гарнизон, была самая многочисленная
ямская слобода), две церкви предполагалось построить также в городе
Ровном; во всех остальных городах - только по одной. Из церковных
посвящений для этих храмов известно лишь Успенское для одного из
Кукенойсских церквей (8). Кроме того, в описании Печерского
монастыря в писцовой книге 1585/87 г. упомянуто о строительстве
церкви в вотчине монастыря в волости нового немецкого городка
Варичева: "У церкви было два колокола невелик, отданы были в
монастырское село нового городка Ливонского Варичева, и те колокола
в войну взяли литовские люди…" (9).
Как известно, московская власть в Ливонии после
1578 г. продержалась недолго и маловероятно, что та часть наказа,
которая касалась церковного строительства в "новых немецких городах"
была полностью выполнена.
Но существовала и другая, восточная, часть Русской
Ливонии, где Московская власть держалась около 20 лет. Там в течение
этого времени церковное строительство шло чрезвычайно активно. Так,
была построена каменная Троицкая церковь в Сыренске (Нейшлоте) на
берегу Чудского озера (10).
В нашем распоряжении есть некоторое количество
данных о церковном строительстве в Ругодиве и Юрьеве Ливонском.
О двух русских церквах в Ругодиве - Воскресенской и
Пречистенской (Одигитриевской) хорошо известно в связи с помещенным
в Псковской третей летописи рассказе о двух иконах, чудесным образом
избежавших огня при пожаре 11 мая 1558 г. и перенесенных по взятии
Ругодива Алексеем Басмановым в Москву (11). Историк Нарвы А.В.Петров
в 1901 г. писал, что Пречистенская церковь (по его мнению,
расположенная на посаде) была изображена на плане Нарвы 1649 г.,
тогда как Воскресенская (по Петрову - в Вышгороде, т.е. в Нарвском
замке), скорее всего вообще не была сооружена, так как ученый не
нашел упоминаний о ней в делах Нарвского магистрата (12). Однако в
опубликованной Д.Я.Самоквасовым обыскной книге Ивангородского
окологородья 25.02. 1573 г. в качестве понятого упоминается
"Воскресенский священник из Ругодивские слободы Михаило Исаков сын"
(13), что указывает на строительство Воскресенской церкви именно на
Ругодивском посаде. Позднее, в 1599/1600 г., упомянут "Сенка Иванов
сын Попов Ругодивец" (14), но с какой из Ругодивских церквей он был
связан, неизвестно.
О церквах в Юрьеве Ливонском сведений меньше. По
наблюдениям Д.А.Петрова и М.И.Мильчика здесь существовала каменная
Никольская церковь (15). Кроме того, на книге "Слов" Василия
Великого из собрания Е.Е.Егорова в 1575/76 г. была сделана надпись:
"В лето 7084 при священном епископе Корнилье дал сию книгу Великого
Василья в церковь боголепного Преображенья дал Еуфим ице чернец
часовник в Юрьев Ливонской" (16). Таким образом, в городе в 1570-х
гг. существовала Преображенская церковь. Гораздо информативнее
найденное нами в писцовой книге Псковского уезда 1585/87 гг.
сообщение о Воскресенском в Юрьеве Ливонском монастыре: "В Кобылском
уезде в Поленской губе во Княжих озерах монастырь, а в монастыре
церковь Покров Пречистые Богородицы древяна, а на полатех придел
Воскресение Христово, поставлена после королевского приходу, а в
королевской приход в том монастыре все церковное строение и кельи
пожгли литовские люди, а игумена и старцов побили, и после
королевского приходу по государеве грамоте велено в том монастыре
строити Воскресенскому игумену Никандру з братьею, что высланы из
Юрьева Ливонского из Воскресенского монастыря, а церков и церковное
строение привез из Юрьева игумен Никандр з братьею, а в церкве
образов… да осталось после литовского приходу старые монастырские
казны от Литвы… Да поставлена после королевского приходу на
монастыре колоколница, а на ней шесть колоколов: два колокола болшие
Воскресенские из Юрьева Ливонского, а четыре малых, туто старинные
остались после литовского приходу да клепало железное Воскресенское
да другое старое…" (17). Таким образом, после Ям-Запольского
перемирия монахи Воскресенского монастыря переселились на
противоположный берег Чудского озера и заселили опустевший после
Баториевой осады Покровский Озерский монастырь.
Подводя итоги, отметим, что наши знания о русском
церковном строительстве в Ливонии фрагментарны и неполны. Если
сведения о "новых немецких городах" содержащиеся в цитированной
подборке документов, по мнению их публикатора, исчерпаны и вряд ли
будут каким-то образом дополняться, то возможности найти упоминания
о церквах в, так сказать, "Старой Ливонии" остаются открытыми.
О судьбах православной церкви в Прибалтике в конце
XVI - XVII вв. известно не многим более. Приведем здесь отрывок из
"Обидной книги", найденной нами в фонде Muscovitica в
Государственном архиве Швеции, характеризующий взаимоотношения
Николаевской церкви в Колывани (Ревеле) со шведской
гражданской администрацией уже в конце XVII столетия: (Около 1692
г.) "Августа в 23 день в писме Колыванские церкви Николая Чюдотворца
иеромонаха Акакия, каково прислано во Псков к окольничему и воеводе
к Петру Матвееву Опраксину написано: того ж августа в 2 день на тои
Колыванской церкве крест на главе разбил иноземец ис пищал, а он де
ему возбранял, как он иноземец стрелял по кресту, и их он не
послушал, и про то де ведомо началным людем колыванским, губернатору
королевскому, хто стрелял и которого дому, потому что де они
извещали им. А из митрополича приказу августа в 25 число за приписью
дьяка Григорья Протопопова в Приказную палату написано: писал во
Псков к преосвященному Илариону митрополиту николаевской церкви со
Колывани иеромонах Акакий…" (18).
______________________________
1 Шеламанова Н.Б. Себежская земля в XVI в.
(Историко-географический обзор) // АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 73-95;
Пежемский В.Г. Конфликты на границе России с Великим княжеством
Литовским в XVI - начале XVII вв. // Феодальная Россия. Новые
исследования. Вып. 2. СПб., 1998. С. 55-59.
2 Новицкий Г.А. Новые данные о русском феодальном
землевладении в Прибалтике в период Ливонской войны (1558-1582) //
ВИ. 1956. № 4. С. 134-138; Буганов В.И. Переписка Городового приказа
с воеводами Ливонский городов в 1577-1578 годах. № 22 // АЕ за 1964
г. М., 1965. С. 306-308; отчасти: Рождественский С.В. Служилое
землевладение в Московском государстве XVI в. СПб., 1897; Демидова
Н.Ф. Предисловие // Памятники истории Восточной Европы. Источники
XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное
делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава,
1998. С. 49-55.
3 Новгородская летопись по Архивскому списку //
Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 120.
4Отписка круцборгского воеводы кн. М.М.Путятина в
Городовой приказ с сообщением о присылке артиллерии,
священнослужителей и приборных людей из Пскова, о невозможности
сооружения житниц и храма из-за нехватки посошных людей, о
недостатке продовольствия. 1578, между 17 и 21.01 // // Памятники
истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы
Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод).
1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 6. С. 60-62.
5 Отписка круцборгского воеводы…
6 Грамоты из Городового приказа воеводам Ливонских
городов о выдаче руги ружникам и жалованья оброчникам // Памятники
истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы
Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод).
1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 14. С. 70-82.
7 Селин А.А. Историческая география Новгородской
земли XVI-XVIII вв. Южные уезды Водской пятины. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
СПб., 1998. С. 9.
8 Отписка Куконойских воевод князей И.С.Туренина и
С.И.Коркодинова о присылке из Пскова приборных людей, об отказе
псковских воевод прислать строительных рабочих к возведению церкви и
о недостатке в городе кузнецов и каменщиков. Ранее 1578. 19.01 //
Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3.
Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и
воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 7. С. 62-63.
9 Писцовая книга Псковского уезда письма Г.И.
Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина. Список XVIII в. // РГАДА, ф.
1209, оп. 1, д. 830, л. 1135.
10 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде
построена Никольская церковь? // Крепость Ивангород. Новые открытия.
Спб., 1997. С. 172.
11 Псковская третья летопись. Строевский список //
Псковские летописи. Т. 2. М., 1955. С. 235-236.
12 Петров А. Город Нарва. Его прошлое и
достопримечательности. 1223-1900. СПб., 1901.С. 85.
13 Обыскная книга Ивангородцкого окологородья.
1573. 25.02 // Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые
документы поместно-вотчинных учреждений Московского царства. Т. 2.
Ч. 2. С. 336-340.
14 Книги переписные судным и разбойным и татиным
делам и запискам и книгам приходным пошлинным денгам с судных и с
управных дел и холопьим книгам, которые дела были в Судном приказе
при разных воеводах и владыках. 1586-1596 // СПб ФИРИ РАН, кол. 2,
оп. 1, д. 12, л. 170 об.
15 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде
построена Никольская церковь?… С. 172.
16 Сметанина С.И. Записи XVI-XVII веков на
рукописях собрания Е.Е.Егорова // АЕ за 1963 г. М., 1964. № 13.
С.361.
17 Писцовая книга псковских пригородов Воронача,
Выбора, Гдова, Дубкова, Изборска, Кобылья, Острова и их уездов
писцов Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина. Список XVIII в. //
РГАДА. Ф. 1209. № 827, ч. 1, л. 537-543 об..
18 Обидные дела, которые учинили великие государи
его царского величества подданным с стороны его королевского
величества Свейской от подданных после последнего Московского
подтверждения с прошлого со 192 году (Samling av ryska befolknigens
vid svensk-ryska grдnser klagomеl angеende ofцrrдtter av olika slag,
som tillfogades dem frеn svensk sida. Denka samling anvдndes vid
dеtidens svensk-ryska fцrhandlingar och bцr dдrfцr placeras vid
sidam av motsvarande fцrhandlingsprotocoll) 1697/98 // Riksarkivet,
Muscovitica: 112, ?. 46-46 ??.
|