Воспроизводится по публикации в газете "Сегодня", 22 октября 1994 г. С. 11.
В истории русской революции воспитанники духовных семинарий оставили свой след - нужно вспомнить лишь имена Чернышевского и Кибальчича. В дальнейшее время в духовных семинариях и академиях хранились библиотеки запрещенных книг и не мало учеников было исключено за их чтение. В студенческого восстания 1899 - 1900 гг., которое привело к революции 1905 - 1906 гг., духовные семинарии приняли в нем в большом количестве участие своими «беспорядками», многие из них были закрыты, а некоторые, как, например Екатеринославская - даже на целый учебный год. В 1905 г. все духовные семинарии были закрыты вместе с светскими Высшими учебными заведениями. Студенты Петроградской Академии послали телеграммы в Военный суд в Николаев, требуя во имя христианской веры пощады жизни лейтенанта Шмидта, а когда он был расстрелян, то академические лекции были прекращены на день и в академической церкви ректором академии Сергием Тихомировым, теперешним епископом Японским, в присутствии профессоров, при общем пении всех молившихся студентов была совершена панихида по убиенном рабе Божием Петре. Из тех людей, которые прожили это время и вообще прошли через закрытые стены академических и семинарских общежитий, многие приняли священство; служат священниками в сельских и городских приходах. Несомненно их революционное настроение не доходило в свое время до крайних [нрзб.] многих из них конечно жизнь обуржуазила, но восприятия молодости остаются наиболее ярким в памяти чело века и могут при благоприятных условиях вылиться в крепкое и сознательное убеждение. Как представитель мелкобуржуазного миросозерцания белое сельское духовенство находится под диктатурой крупной буржуазии, представителями которой являются епископ и монахи. Необходимо силой диктатуры пролетариата изъять из под влияния крупнобуржуазных те элементы из среды православного духовенства, которые сохранили восприимчивость влияния пролетарской революции и приспособить их на помощь рабоче-крестьянскому революционному делу.
1. При мобилизациях призывать священников наравне с их сверстниками по возрасту и преследовать по суду уклонившихся от явки.
2. Всех мобилизованных за исключением тех, кто открыто стоит на стороне революции, направлять в части тылового ополчения.
3. В частях тылового ополчения произвести личный отбор годных к революционной работе в агитационном отношении. Из них более молодым давать соответствующую подготовку и направлять в части действующей армии в распоряжение комиссаров на нестроевые должности культурно-просветительного характера. А более же пожилых, о которых ходатайствуют прихожане, командировать в приходы, но сохраняя их на учете в армии и привлекая их к общей революционной работе на местах.
4. Лиц, упомянутых в исключении из «2» привлечь к делу организации своих товарищей по священному сану.
5. Само собой разумеется, что поимущественное положение семей священнослужителей привлеченных на революционную работу соответственно своему званию должно быть обеспечено.
6. Прочие, оставшиеся в частях тылового ополчения должны быть привлечены к работам на основаниях, указанных в специальных разъяснениях Военного ведомства.
7. Все делопроизводство, о военной службе священнослужителей должно быть сосредоточено в определенных центрах; для чего по крайней мере в губ. военных комиссариатах должны быть определенные должностные лица, а Нар. Воен. Ком.,е особый под,отдел.
Сотрудник Политотдела 70-й Отдельной стрелковой бригады священник Красницкий15-го августа 1919 г.
Вернуться к описи материалов по истории Церкви
|