OWL
O.W.L.Аляска

Православные Храмы, семинария в Америки.

Три Никольских Храма

Район, куда св. Ювеналий принес евангельский свет, принял православие два столетия назад, и с тех пор остается верен ему. Деревня Нондальтон является православным приходом. В 1974 году город был задет лесным пожаром, в котором сгорела школа возле церкви Св. Николая. Объятый пламенем храм не погиб в огне, хотя крест, венчавший купол, треснул посередине и упал наземь. Теперь этому кресту поклоняются как вещественному знаку милости Господней и явленного чуда. Возле старого храма вырос еще один.

Впервые в истории Нондальтона там теперь служит постоянный священник, о. Михаил Трифон, уроженец этой деревни. Он является самым молодым индейцем-священником в США.

Церковь Св. Николая в Кветлуке была основана св. Иаковом Нецветовым. Преемник о. Иакова, о. Захарий Бельков, также алеут, продолжал крещение новообращенной паствы и строил храмы по всей местности. Церковь Св. Николая в Кветлуке, ныне являющаяся приходским храмом — уже третья из деревянных церквей этого прихода за сто лет его существования.

В церкви Св. Николая в Джуно миссионеры никогда не служили. В 1893 и 1894 годах сюда устремились тысячи золотоискателей, за которыми следовали протестантские священники, старавшиеся обратить местное индейское племя тлингитов, известное среди русских как колоши. Американцы запрещали туземцам говорить на своем языке, который они объявили языческим наречием, недостойным стать христианским литургическим языком. Крещенные колоши должны были молиться на английском языке.

Однако св. Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Аляскинский и впоследствии митрополит Московский, построил семинарию, собор и тлингитскую часовню в Ситке. Индейцам в Джуно было известно, что прихожане русской православной миссии, их сородичи, молятся по-тлингитски. Св. Иннокентий овладел этим языком и начал перевод на него Писания и молитв..свт. Николай

Тлингиты из Джуно обратились к епископу с просьбой прибыть к ним из Ситки для катехизации и крещения. Он приехал в июле 1894 года и окрестил около 200 индейцев.

На следующий год пришли пожертвования из Православного миссионерского общества, основанного в 1868 г. св. Иннокентием, после его поставления митрополитом Московским. Этих средств хватило для приобретения леса для постройки церкви. Индейцы предоставили для нее участок земли и вскоре на склоне горы поднялся небольшой восьмиугольный храм. Из России были присланы иконы, литургические сосуды, плащаница, кадило, хоругви, крест и колокол.

Когда индейцы еще спорили, стоит ли им принимать святое крещение, нескольким из их вождей был ниспослан один и тот же сон. Седой старичок с бородой призывал их всех креститься.

Когда прибыл епископ Николай, он привез с собой образ св. угодника Николая, в котором вожди узнали старца из своего сна. "Кто этот человек?" — спросили они, и, узнав его имя, пожелали принять православное вероисповедание и посвятить свой новый храм этому святому.

Отче наш, святителю Николае, моли Бога о нас!

Кадьякская Православная Духовная Семинария во имя св. Германа.Аляска

Первые православные миссионеры в Америке появились в Кадьяке. Они немедленно приступили к созданию первой школы на Аляске. В 1844 году св. Иннокентий основал ситкинскую православную семинарию — первую в Новом Свете. Обучение в ней продолжалось 6 лет и включало русский язык, а также туземные языки Аляски. Около 1850 г. семинарию перевели в Петропавловск-Камчатский, место нового служения епископа Иннокентия. После продажи Аляски США в 1867 г. в Сан-Франциско открылась еще одна семинария, а впоследствии и в Уналяске на Алеутских островах. Все они закрылись в 1918 году, когда полностью прекратилось их финансирование в связи с большевистским переворотом и гражданской войной в России. Вплоть до 1973 года Аляскинская епархия не имела ни одного учебного заведения. Несколько молодых людей обучались в пенсильванской Свято-Тихоновской семинарии. Однако для большинства деревенской молодежи такие поездки были не по карману.

На 20 тысяч православных алеутов, эскимосов и индейцев приходилось около 90 сельских церквей и часовен, и нужда их в образованном мире была острейшей. К 1972 году большинство местных священников были пожилыми людьми, и только один из 20 имел семинарское образование. Нескольких добровольцев из других штатов не хватало для посещений всех разбросанных приходов. Аляске была необходима своя духовная семинария, чтобы воспитывать священство в неповторимых традициях местной культуры и справляться со специфическими местными трудностями. Протоиерей о. Иосиф П. Крета, временный епархиальный управляющий, был уполномочен решением епархиального совета от сентября 1972 года для поисков места и найма сотрудников новой семинарии, которую было решено назвать именем св. Германа.

Этот недавно канонизированный подвижник — первый православный святой Америки — также в свое время основал школу на острове Еловый незадолго до своей кончины в 1837 году.

Отцу Иосифу удалось снять помещения для классов и общежития, и даже часовню — все это на закрывшейся базе ВВС неподалеку от Кеная. Семинария была открыта в январе 1973 года.

В 1976 году в Кадьяке были построены учебное здание, общежитие на 20 студентов, столовая и кухня, и семинария св. Германа переместилась туда. Несколько лет спустя появился жилой дом для десяти супружеских пар с детьми и административное здание, вмещавшее также библиотеку и деканаты.

В этом году должна завершиться постройка бревенчатой часовни, точной копии первого православного храма в Новом Свете, с музеем в подвальном помещении. Ее освятят во имя св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. После 25 лет трудов на Аляске, основатель и первый настоятель семинарии удалился на покой в августе 1995 года. В марте 1996 года попечительский совет и Его Преосвященство митрополит Феодосии назначили на освободившуюся должность протоиерея Михаила Олексу, бывшего преподавателя английского языка и истории Церкви в Свято-Тихоновском Богословском Институте в Москве.Аляска

Теперь, когда завершена постройка учебных и жилых зданий, библиотеки и часовни, новый настоятель предполагает сосредоточить свои усилия на совершенствовании учебных программ. Он особенно жаждет ввести курс церковного искусства и надеется послать талантливых туземцев в Москву для обучения иконописи. Отец Михаил также предполагает начать программу обмена со Свято-Тихоновским институтом для преподавания религиозного искусства на Аляске. Семинария также предполагает начать обучение русскому языку по значительно продвинутой программе, в которую будут вовлечены и другие районы Аляски.

Со временем семинария надеется учредить монашескую общину на острове Еловый во исполнение пророчества св. Германа о том, что когда-нибудь здесь будет стоять монастырь. Тогда Аляска .вновь превратится в географический, культурный и духовный мост между Россией и Америкой.

Протоиерей Михаил Олекса


По материалам журнала "Мир Божий" №1, 1997 г.


Обратно: O.W.L.

Православие в Америке.

Собор Американских Святых.


Яндекс.Метрика

На главную страницу