Главная


В раздел 


Обновление: 
11 апреля 2005 г.

 

 
Святитель, миссионер, мученик

К прославлению в лике святых епископа Моравского и Силезского Горазда

6 сентября 1987 года Чехословацкая Православная Церковь совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского, Выдающийся архипастырь-патриот, неутомимый провозвестник Православия в Чехословакии, вдохновенный проповедник и богослов, епископ Горазд принял мученическую кончину от рук фашистских оккупантов 4 сентября 1942 года.

В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на имя Блаженнейшего Дорофея, Митрополита Пражского и всей Чехословакии, посвященном канонизации священномученика Горазда, в частности, говорится: «Призванный Божественным Промыслом быть апостолом Православия в Чехословакии, епископ Горазд открыл новый период в истории кирилло-мефодиевской Церкви».

Родился священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) 26 мая 1879 года в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков Яна Павлика и Анны Вельчик. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботились о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием. Его стремление знать больше об этом исповедании со временем крепло, и в VII классе он начал самостоятельно изучать церковнославянский язык.

В 1898 году Матей Павлик поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 году он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться его святыням. Очевидно, именно здесь, соприкоснувшись с духовной жизнью Православной Церкви, ее богослужением, глубоким благочестием народа, молодой студент-богослов окончательно убедился в истинности православной веры. Вся его последующая деятельность была направлена на развитие в Чехословакии интереса к Восточной Церкви.

В 1902 году в Оломоуце Матей Пав лик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению. С 1905 года он одновременно был редактором журнала «Позорователь» («Наблюдатель»).

В это время отец Матей сблизился с кругами, выступавшими за проведение канонических реформ в Католической Церкви. Реформационное движение в среде чехословацких священников и богословов постепенно усиливалось. Была создана «Реформная фракция римо-катопического духовенства», которая обратилась Папе с требованиями упразднения целибата, введения за богослужением чешского языка взамен латинского, а также основания Чехословацкой католической патриархии. Отец Матей Павлик, участвуя в работе «фракции», стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию Православия. В годы первой мировой войны он издавал журнал «Право народа», где помещал статьи православной ориентации.

После того как из Рима пришел отрицательный ответ на прошение реформистов, большинство членов «фракции» принесли покаяние, но значительная часть вышла из Римско-Католической Церкви и объединилась в 1920 году в независимую Чехословацкую Церковь во главе с католическим священником доктором богословия Карлом Фарским. Перешел в Чехословацкую Церковь и отец Матей Павлик.

Новая Церковь не имела твердой канонической платформы, иерархии, организационно не была оформлена. Разгоревшиеся споры о вероучении выявили в ее среде два основных течения. Первое, возглавляемое д-ром Фарским, стояло за рационалистическую реформу католицизма. Фарский говорил об особой миссии чешского народа, который призван стать обновителем мирового христианства на принципах рационализма и формальной свободы.

Второе направление, лидером которого стал отец Матей Павлик, стояло за устроение новой Церкви на канонических началах Восточного Православия.

Проповедь отца Матея достигла успеха. На Соборе Чехословацкой Церкви в августе 1921 года было принято решение о присоединении к Православной Церкви. Сербская Патриархия, представитель которой присутствовал на Соборе, согласилась совершить епископскую хиротонию трех священников — членов Чехословацкой Церкви- К. Фарского, Р. Паржика и М. Павлика.

Однако вскоре выяснилось, что принятие православных догматов Фарским и Паржиком было лишь формальным. Они продолжали пропагандировать идею реформы христианства на антиканонических началах, и Патриархия отказала им в хиротонии.

21 сентября 1921 года отец Матеи Павлик принял монашество с именем Горазд, в честь святителя Горазда, митрополита Великой Моравии, преемником которого на вдовствующей в течение столетий кафедре он должен был стать. 25 сентября в Белграде состоялась его епископская хиротония, которую совершил Патриарх Сербский Димитрий в сослужении иерархов Сербской Православной Церкви.

В 1922 году новохиротонисанный епископ Горазд посетил с архипастырской миссией Соединенные Штаты Америки, где проповедовал Православие среди чехов и словаков, интересовавшихся религиозно-реформаторским движением на родине. Благодаря его усилиям вскоре на американской земле было открыто семь православных приходов.

Ко времени возвращения Владыки Горазда на родину положение в Чехословацкой Церкви коренным образом изменилось. Группа Фарского продолжала утверждать рационалистические принципы, подвергла ревизии основополагающие догматы христианства. Был издан «катехизис», в котором отрицались Божество Иисуса Христа и бытие Святого Духа, Присноевство Богоматери и боговдохновенность Священного Писания. Фарский самочинно провозгласил себя патриархом. Явный отход Чехословацкой Церкви от православного вероучения побудил Сербскую Патриархию прекратить с ней молитвенное общение, а в 1924 году ее покинул и епископ Горазд с верной ему паствой, численностью около 10 тысяч человек.

К моменту выхода епископа Горазда из Чехословацкой Церкви на территории страны существовало несколько групп православных верующих, организационно не связанных между собой. На востоке Чехословакии, в Прикарпатье, находилась Мукачевско-Пряшевская епархия Сербского Патриархата. Было также несколько русских эмигрантских приходов во главе с епископом Сергием (Королевым), находившихся через митрополита Евлогия (Георгиевского), управляющего русскими приходами в Западной Европе, в юрисдикции Русской Православной Церкви. Кроме того, в Праге на основе общества «Православная беседа» в 1920 году была образована Чешская православная община, которую возглавил архиепископ Савватий, хиротонисанный в 1923 году Константинопольским Патриархом Мелетием без ведома Сербской Патриархии.

Владыка Горазд начал борьбу за единство православных христиан в Чехословакии. Он неоднократно призывал руководство Чешской православной общины вернуться в юрисдикцию Сербской Патриархии. Правительство Чехословакии, рассмотрев вопрос о правомочности действий архиепископа Савватия, высказалось за подчинение общины Сербскому Патриарху Савватий, отказавшийся принять это решение, был лишен права общественной деятельности, и главой общины, преобразованной впоследствии в Чешскую православную епархию, стал епископ Горазд.

Деятельность Владыки Горазда как главы епархии была поистине образцом архипастырского служения. Архипастырь лично знал многих своих пасомых, постоянно посещал приходы, где часто проводил по нескольку дней и даже недель, совершая богослужения, произнося проповеди, обучая паству основам православной веры и церковному пению. Он ясно понимал, что исповедующие Православие остро нуждаются в духовной поддержке своего епископа Многие из новообращенных были еще нетверды в вере, тем более что Православие нередко подвергалось нападкам со стороны протестантских и католических кругов. Смущало верующих и то обстоятельство, что до 1929 года православная епархия не была официально признана правительством как церковное образование. Даже после признания епархии правительством ей не были предоставлены равные с другими исповеданиями права. Если католическое и протестантское духовенство получало от государства полное содержание, то православные клирики не сразу смогли добиться этого.

Нападки Чешская православная епархия испытывала со всех сторон: ее обвиняли и в уклонении от православного вероучения, и в, проповеди «неудобоносимых» для современного человека богослужебно-канонических установок. Высказывания епископа Горазда подавались в прессе в извращенном виде и сопровождались комментариями антиправославного характера. Великий подвиг совершал святитель Горазд, ограждая Православие и свою паству от этих нападок. Он выступал с докладами, в которых излагал суть вероучения Православной Церкви, издавал газету «Za Pravdou», популярные брошюры по наиболее сложным проблемам межконфессиональных отношении и юридического положения Церкви. Владыка делал все возможное, чтобы преодолеть секулярные настроения и «дух диаспоры» в среде своей паствы, не допустить развития в ней сектантской замкнутости. Желая, чтобы его пасомые ощутили связь со Вселенским Православием,, он организовывал поездки групп верующих в-Сербию и в Прикарпатье, где Православие было традиционным исповеданием.

Подвижнические труды понес епископ Горазд по устроению церковной жизни в Чехословакии Его особой заботой было созидание храмов. Владыка лично бывал в тех общинах,, где на постройку храмов не хватало средств, посещал верующих и своим проникновенным, словом призывал их содействовать сбору пожертвований. Сам он ограничивал себя во всем, стараясь сохранить средства для нужд бедных приходов.

Многообразной была церковно-просветительская деятельность епископа Горазда. Кроме упомянутой выше газеты «Za Pravdou», он издавал необходимые для Церкви книги. Среди них — Катехизис, «Народный сборник», включивший в себя многие богослужебные тексты, Требник, другие богослужебные книги. Его перу принадлежат богословские и исторические труды, в частности «Житие святых Кирилла и Мефодия, их отношение к Риму и Константинополю». Во всех своих работах Владыка Горазд неизменно выступал убежденным поборником Православия. Занимаясь переводом православного богослужения на чешский язык, он разработал и ввел в церковную практику оригинальное обиходное пение, взяв за основу русское церковное пение и использовав местные музыкальные традиции.

Владыка Горазд часто совершал богослужения, во время которых неизменно проповедовал Его служение отличалось глубокой молитвенной сосредоточенностью и благоговением. Святитель Горазд всегда уповал на Бога во всех постигавших его испытаниях. Он день и ночь пребывал в молитве за свою паству, и такую помощь ей предпочитал всем человеческим усилиям. В то же время епископ Горазд обладал твердой волей и непримиримостью ко злу, что особенно сильно проявилось в годы оккупации Чехословакии фашистской Германией.

Когда в 1938 году правительство Бенеша пошло на унизительное соглашение с фашистами, в результате которого Чехословакия потеряла значительную часть своей территории, епископ Горазд обличил его в трусости и неспособности отстаивать национальное достояние. После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1939 году глава православной епархии стремился поднять в своих согражданах патриотический дух, призывая к борьбе за свободу. Он стал чаще произносить проповеди о любви к родине, к Православию. Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Владыка Горазд разослал послание, в котором описал бедственное положение своей страны в условиях гитлеровской оккупации.

27 мая 1942 года трое бойцов чехословацкого национально-освободительного движения смертельно ранили в Праге главаря немецких оккупационных властей в Чехии и Моравии Р. Гейдриха, известного своими жестокостями к гражданскому населению. Преследуемые гестапо участники покушения вместе с другими бойцами Сопротивления просили убежища у различных церковных общин в Праге и нашли его в православном храме. Подпольщики были помещены в склеп под пражским собором во имя святых Кирилла и Мефодия. Там они находились в течение 22-х дней, готовясь к переходу в более безопасное место. Однако им не удалось осуществить свой план. Гестапо узнало о месте пребывания подпольщиков. 18 июня собор был окружен эсэсовцами и взят штурмом. Бойцы-патриоты погибли как герои.

Вскоре епископ Горазд был арестован. Находясь в застенках гестапо, он до последнего дня старался взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для своей Церкви. 4 сентября 1942 года епископу Горазду, настоятелю пражского собора протоиерею Вацлаву Чиклу, священник;, Владимиру Петржеку и старосте собора Яну Зонненвенду был вынесен смертный приговор и в тот же день приведен в исполнение. Двумя неделями позже были запрещены богослужения и какая-либо деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии. Почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работы в Германию, церковное имущество было конфисковано, за верующими установлен надзор гестапо. Лишь после освобождения Чехословакии Советской Армией Православная Церковь в этой стране вновь получила возможность свободно совершать свою спасительную миссию.

Православные христиане Чехословакии с любовью и благоговением хранят в памяти образ епископа Горазда. Для многих поколений пастырей и верующих он стал образцом христианских добродетелей, пастырского усердия и любви к Церкви и ее чадам. Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом. С течением времени память о епископе-мученике не угасала, но, наоборот, православными людьми в Чехословакии еще живее стала ощущаться духовная связь со своим почившим архипастырем.

В сентябре 1987 года в Чехословакии состоялось торжественное прославление епископа Горазда в лике святых. Новомученик стал первым святым, канонизованным Автокефальной Православной Церковью в Чехословакии. В торжествах приняли участие представители Константинопольского Патриархата — епископ Христопольский Михаил и архимандрит Геннадий Лимурис, Сербского Патриархата — епископы Баня-Лукский Ефрем и Враньский Савва. В состав делегации от Русской Православной Церкви вошли архиепископ Воронежский и Липецкий Мефодий, епископ Подольский Владимир, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, и студенты Православного богословского факультета в Прешове иеромонах Игнатий и иеродиакон Феодосии.

4 сентября в Оломоуце в кафедральном соборе во имя святителя Горазда была совершена Божественная литургия, а затем состоялось торжественное заседание под председательством Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея, на котором был зачитан доклад протоиерея д-ра Ярослава Шуварского «Новомученик епископ Горазд».

На следующий день участники торжеств прибыли на родину святого в село Груба Врбка, где у дома, в котором жил епископ Горазд, была совершена последняя панихида о нем. Здесь же, под открытым небом, односельчане святителя устроили импровизированный концерт народной песни, после которого гости направились в Дом культуры на торжественный обед Вечером участники торжеств молились за богослужением в храме святого Вацлава в Брно.

6 сентября Божественную литургию в кафедральном соборе в Оломоуце возглавил Блаженнейший Митрополит Дорофей. По окончании литургии было зачитано житие святого и Предстоятель Чехословацкой Церкви обратился к собравшимся со словом, в котором подчеркнул значение канонизации священномученика Горазда для Православной Церкви в Чехословакии. Затем Митрополит Дорофей впервые произнес слова молитвенного обращения к новому святому: «Владыко святый! Прими от нас скромный цветок похвалы и помяни нас во Царствии Божием. Умоли Господа, да умиротворит мир Сохрани Церковь Христову от мятежа, ересей и раскола, и да направит Господь всю вселенную к Богопознанию, любви и миру».

По совершении чина прославления с приветствиями выступили представители братских Православных Церквей. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена зачитал архиепископ Воронежский и Липецкий Мефодий, глава делегации Русской Православной Церкви.

В. ЧАПЛИН

ЖМП 8-1988

 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу