Послание Святейшего
Патриарха ТИХОНА об отношении к существующей государственной власти («Предсмертное
завещание»). 14 апреля 1925 г.
Ист.: Данилушкин М. и др.
История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970.
СПб.: Воскресение, 1997. Номер страниц после текста на ней.
Божией милостию, Смиренный ТИХОН, Патриарх Московский и всея Церкви Российския.
Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В годы великой
гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во
главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжёлую обязанность
— устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода.
Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти
ещё в Январе 1918 г. издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно
и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашённый Конституцией
СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу и в том числе и нашей Православной
Церкви, права и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям
своей веры, поскольку это не нарушает прав общественного порядка и прав других
граждан. А поэтому мы в своё время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым
всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов,
правительство коей искренне приветствовали.
Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от Господа
устрояются», и принять всё происшедшее как выражение воли Божией. Не погрешая
против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская
никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны
быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо,
сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным
строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную
агитацию против неё.
Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших
силы свои во имя общего блага, Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой
Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния
народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Креcтьянской
власти в её трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины
и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных
людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение
монархического строя и убедиться в том, что Советская власть — действительно Народная
Рабоче Крестьянская власть, а потому проч-
869
ная и непоколебимая. Мы призываем выбирать в церковно-приходские советы людей
достойных, честных и преданных Православной Церкви не политиканствующих и искренно
расположенных к Советской власти. Деятельность православных общин должна быть
направленна не в сторону политиканства, совершенно чуждого Церкви Божией, а на
укрепление веры православной, ибо враги Святого Православия — сектанты католики,
протестанты, обновленцы, безбожники и им подобные — стремятся использовать всякий
момент в жизни Православной Церкви во вред Ей. Враги Церкви прибегают ко всякого
рода обманным действиям, понуждениям и даже подкупам в стремлении достигнуть своих
целей. Достаточно посмотреть на происходящее в Польше, где из 350 находившихся
там церквей и монастырей осталось всего лишь 50. Остальные же или закрыты, или
обращены в костелы, не говоря уже о тех гонениях, каким подвергается там наше
православное духовенство.
Ныне Мы, с милостию Бозкией оправившись от болезни, вступая снова на служение
Церкви Бозкией, призываем вас, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, осудив
ещё раз всякое сопротивление власти, злонамеренные против неё умышления, мятежи
и всякую против неё вражду, разделить Наш труд по умиротворению паствы Нашей и
благоустроению Церкви Бозкией.
В сознании лежащей на Нас обязанности блюсти чистоту жизни Церкви, первее
всего ищущей спасения людей и осуществления в жизни вечных Божественных начал,
Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным
положением, отдаётся без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда
носящему и преступный характер, и потому по долгу Первосвятителъского служения
Нашего благословляем открыть действия особой при Нас комиссии, возложив на неё
обследование и, если понадобится, и отстранение в каноническом порядке от управления
тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются
принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православного
Собора.
Вместе с этим с глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сынов
России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись
за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной
для нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают
там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет
с ними связи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную
деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки
канонам Нашей Церкви действуют от Нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь
заботами о Её благе. Не благо принёс Церкви и народу так на-
870
зываемый Карловицкий Собор, осуждение коего Мы снова подтверждаем, и считаем
нужным твёрдо и определённо заявить, что всякие в этом роде попытки впредь вызовут
с Нашей стороны крайние меры вплоть до запрещения священна служения и предания
суду Собора. Во избежание тяжких кар Мы призываем находящихся за границей архипастырей
и пастырей прекратить свою политическую с врагами нашего народа деятельность и
иметь мужество вернуться на Родину и сказать правду о себе и Церкви Божией.
Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному православному
сознанию. Особой комиссии Мы поручаем обследовать деяния бежавших за границу архипастырей
и пастырей и в особенности митрополитов: Антония (Храповицкого) — бывшего Киевского,
Платона (Рождественского) — бывшего Одесского, а также и других, и дать деятельности
их немедленную оценку. Их отказ подчиниться Нашему призыву вынудит Нас судить
их заочно.
Наши враги, стремясь разлучить нас с возлюбленными чадами, вверенными Богом
нам — пастырям, распространяют ложные слухи о том, что Мы на патриаршем посту
не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что Мы засилены мнимыми
врагами народа и лишены возможности общения с паствою, Нами ведомою. Мы объявляем
за ложь и соблазн все измышления о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти,
которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и наше патриаршее слово. Небоязненно
и с великим упованием взирая на грядущие пути Святого Православия, Мы смиренно
просим вас, возлюбленные чада Наши, блюсти дело Божие, да ничтоже успеют силы
беззакония.
Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад благословение Божие, молим
вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиняться
Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова Апостола: «Всякая душа
да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, — существующие же
власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1).
Вместе с этим Мы выражаем твёрдую уверенность, что установ-, ка чистых, искренних
отношений побудит Нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст Нам возможность
преподавать детям Наших пасомых закон Божий, иметь богословские школы для подготовки
пастырей, издавать в защиту православной веры книги и журналы.
Всех же вас да укрепит Господь в преданности Святой
Православой вере,
Церкви и Её иерархии.
Патриарх ТИХОН.
7 апреля 1925, г. Москва, Донской монастырь.
Акты Святейшего Патриарха Tихонa. M. 1994. С. 361-363.
871
|